Тени прошлого

Людмила Каминская 3
   
 Осень была запоздалой и хотя солнце уже давно покинуло свой высший предел,но и в начале ноября оно ,близкое и ласковое, дарило своё , какое-то интимное, тепло.Негромкий ветер прокатывался весёлой волной по оставшимся кое-где листьям и, будто шаловливо, срывал последние жёлтые листья берёзы ,которые серебрились под лучами и неторопливо слетели вниз.Оголившиеся ветви деревьев ,согретые солнечным теплом, не казались совсем уж беззащитными и только поникшие ветви плачущей ивы ,послушно сплетаясь в косы,грустно приникли к земле.Природа благодушествовала  в этом приятном состоянии покоя и тепла.
  В таком состоянии покоя и благодушия пребывала и  женщина, стоящая на балконе и, закрыв глаза,подняла лицо к струящемуся  солнечному теплу. Длинная трель дверного звонка резко прозвучал в этой тишине. 
  Подождав немного, не желая покинуть это блаженное состояние, женщина неохотно пошла в прихожую.Звонок требовательно повторился.Открыв дверь, она увидела незнакомую женщину, которая с вызовом смотрела на неё.
  -Не хотели открывать? Или заняты чем-то или кем-то?- грудной голос  полноватой женщины звучал утвердительно.- Не узнаёте? Хотя я с Вами знакома заочно, по фото, я Вас узнала. Вы - Лю, как называл Вас Лёлик. Догадались?Да, я жена его, вернее ,вдова.Так пригласите в дом или поговорим на лестничной площадке?
 Хозяйка, со смешанным чувством удивления и нежелания, открыла дверь и жестом пригласила гостью в квартиру.
-Проходите, пожалуйста, в гостиную.
 Гостья прошла вперёд, по-хозяйски разглядывая  всё и с любопытством рассматривала комнату.Увидев на стене картины,спросила:
- Это Лёлик рисовал ?
 -Он рисовал их задолго до знакомства с Вами,-ответила хозяйка.
 Гостья усмехнулась.
-Я не приехала ничего конфисковывать. Наоборот, я кое-что Вам верну.
 - Безвозмездно? Обещающее начало. Что Вам предложить, кофе или чай, может, зелёный? Бутерброд?
-Чёрный,крепкий, без сахара.Бутерброд с чёрной икрой, если можно,-с налётом иронии ответила гостья.- Я не успела позавтракать на вокзале.
 Хозяйка усмехнулась .
-Не уверена, что после Алжира наш кофе будет достаточно крепкий. Вы пока удовлетворяйте своё любопытство.
 Хозяйка пошла на кухню, а гостья , встав с кресла,придирчиво осматривала мебель,посуду в серванте, щупала портьеры .
 Вскоре пришла хозяйка с подносом, расставила на столике кофейник, тарелку с бутербродами с чёрной и красной икрой, с брынзой, с тонкими ломтиками лимона на тарелочке и подвинула кофейные чашечки и сахарницу , взбитые сливки.
- Я не очень люблю чёрную икру, но кофе с брынзой мне нравится.Вы не против,если я принесу Вам  шоколад?
-Нет, нет, не надо.Я возьму сливки.
 Налив кофе, хозяйка, улыбнулась и выжидательно посмотрела на гостью.
-Вас интересует цель моего визита? Хотелось познакомиться с Вами, так сказать,увидеть , как Вы живёте без Лёлика и выполнить его последнюю волю.
 - У него была воля?- иронично спросила хозяйка.
 Гостья рассмеялась.
-Если Вы это знали, зачем вышли за него замуж?
- Исповеди не будет,- мягко сказала хозяйка.
  Помолчав, гостья примирительно сказал:
- Но просто, без обид, мы можем поговорить? Нам уже нечего делить.
- Поговорить можем, но я с Вами ничего не делила.
- Ну, хорошо, Вы - не делили, это Лёлик делили Вашу постель со мной, так звучит лучше?
- Люблю точные определения,- улыбнулась хозяйка.
- Всё иронизируете? Вам было не до смеха, когда Вы выставили его чемоданы в коридор, узнав,что он Вам изменяет, не так ли?
- Лёня не мне изменил, он изменил себе. Ранимый, добрый и честный человек, но очень неуверенный в себе, он таким образом утверждал себя, своё мужское самолюбие.
- А, может, ему просто не хватало любви?
- Вы, как биолог, слышали о видах любви. А постель Вы свою делили не только с Лёней.
 - Это Вам его мамаша насплетничала? Она просто ревновала его ко мне, потому он что безумно меня любил! И был со мною счастлив!
- Это от безумной любви и огромного счастья через полгода у него был инфаркт , а потом инсульт и он стал инвалидом?
 -А Вы знаете, что такое жить  с инвалидом, таскать его по этажам и в ванную?Кормить с ложечки и платить, бесконечно платить врачам, медсёстрам и массажиста?
- Да, это тяжело и я отдаю должное Вашему терпению,но причина была в его метании, его переживании и понимании, что он виноват и перед матерью, с которой у Вас не сложились отношения, и в тоске по сыну,и по работе, которую ему пришлось оставить. Он был совестливым  и чутким человеком.И по городу, где прошла его жизнь, а Вы продали квартиру и уехали поближе к дочери,а там он потерял и мать.
- А Вы не считаете и себя виновной во всём этом? Вы знаете, какой у него был пришибленный и удивлённый вид, когда он вернулся с двумя чемоданами, а Вы дали ему неделю,чтобы он забрал свои вещи? Это не удар по самолюбию? Он тогда закрылся в свой комнате и не выходил, а мамаша его как закудахчет:"Это она тебя выгнала, дура эта?Да она ещё прибежит, умолять будет вернуться тебя!"Я сказала, что квартиру отсудить надо,а та снова в крик:" У Лёлика своя квартира есть, а та - её родителей".
-Лёня сам бы не решился на радикальный шаг. а я не терплю ложь, потому что без доверия не может быть полноценной семейной жизни.Но Вы -то не было против такого решения?
- Нет, конечно.Доцент,шикарная трёхкомнатная квартира,заграничные командировка и очень старинный антиквариат.К тому же он и мужчина был интересный, видный.
- Не наговаривайте на себя:Вам просто захотелось изменить коренным образом жизнь, быть  женой и обрести стабильность.Но Лёня был славным человеком, чутким и романтичным.В людях разбирался плохо, был сам в себе, в своих мыслях и переживаниях. А Вы были из другой жизни, незнакомой ему.
-Почему же не боролись за него, раз он такой распрекрасный? Обида, ревность? Или у Вас был другой вариант, запасной? Лёлик и его мамаша говорили,что Вы его никогда не любили.Или это был выход из какого-то пикантного положения? Или по расчёту- за его богатство?
- Пикантное положение- это юношеская романтическая любовь. Его богатство на тот момент- его студенческая стипендия.Обида , конечно, была- за ложь.Мне жаль его: одарённый, много знающий , он не реализовался полностью.
- Что же,Вы не знали о его походах "налево"?
- Узнала бы раньше, то и развелась бы раньше.Что до того, что Лёня говорил о моей любви, это неправда: он был очень тонким человеком и своими личными чувствами ни с кем не делился.
  Помолчали немного и хозяйка предложила:
- Может, еще кофе принести?
-Нет, спасибо.Вкусный кофе и поела немного, поговорили вроде бы обо всём. Знаете, что Лёлик любил Вас  всю жизнь, он никогда не сказал о Вас плохо.
-Это шлейф юношеской первой любви.Он был щедр на любовь.
-Да, любить он умел. Я увидела и узнала, что хотела. Привезла Вам фотографии  Лёлика, мне они теперь ни к чему. Да, а Вы знали, что Ваня приезжал на похороны - я ему телеграмму давала.
-Ванюша очень любил отца, так что его приезд- дань любви и уважения к отцу.Спасибо за фото.
- Поняла, ухожу. И ещё: Лёлик Вас действительно плохо знал и понимал. А мы могли бы подружиться. В Вас странным образом соединяются наивность и рассудительность.
 Хозяйка рассмеялась:
-Вот и разобрались: меня Лёня любил за наивность, а Вас - а реализм мышления. Будем ему благодарны за его любовь.Доброй дороги!
  Дверь закрылась и хозяйка взглянула в окно: сумерки сменили день и тепло покинуло город."Странный день",-подумала хозяйка и пошла в комнату. Раздался щелчок открываемой двери и в комнату вошёл мужчину.Посмотрев на жену, спросил:
-Кто-то приходил? Что-то случилось?
 Женщина ответила не сразу:
- Так, тени прошлого.Ванюшкины фото отдали.
  Муж обнял её, поцеловал :
- Пусть тени прошлого растворяться в этих сумерках. Ванюше о фотографии не говори, просто вложи их в его альбом.Всё будет хорошо! Я тебя очень люблю, очень-очень.
-Спасибо, мой хороший,-сказала она и нежно его поцеловала.-Тебе подогреть ужин?
-  Спасибо, Люсенька.Я сам. Ты пока отдохни . Ванюша не звонил? Мы договаривались  с ним шашлыки готовить.
 - Значит, позвонит обязательно.
  Она вышла на балкон, села вс качалку и стала расскладывать фото по датам.
" Вот так и жизнь раскладывает  на события, людей, чувства по их местам.И то, что вроде бы было случайностью,оказывается просто проявлением закономерности.И то, что должно было случится,случится рано или поздно.И, если ты делаешь неправильный выбор, упускаешь свой шанс, то никто не виноват,только ты сам. И любому событию, опыту, драматическому или радостному, ты должен быть благодарен, потому что это твой опыт и твоя жизнь."
 Она задумалась и не заметила, что из комнаты за ней  молча наблюдает муж.Он  понимал, что воспоминаниям нужна уединённость.
 Сумерки незаметно сменились лунной ночью.А Луна заботливо уносила все треволнения людей, выгоняя на синее небо неторопливые звёзды, которые весело вели хоровод, напоминая людям, что сумерки сменяются ночью, а она подарит новый день.












 
 
 

-

-

-





















-
-