Настя

Николай Хребтов
                НАСТЯ

Вот и лето прошло, словно и не бывало… Так и вертится на языке. А что?
Да завтра же в школу. В седьмой класс…
Сидим  с Настей на старой каряге спиной к деревне, лицом к реке.. Это   наше обычное место, где мы сидели всё лето по вечерам, смотрели на воду и мечтали…Мы  выросли вместе. До шестого класса вообще спали даже на одной печи, то у них, то у нас.
 Купались нагишом и стриглись оба наголо. Ходили до ветру перед сном за поленницу вместе. А сегодня… Смотрю  на Настю и не узнаю. Она, как и прежде,  сидит  навалившись на моё плечо, пальцами теребит травинку, что-то  шепчет,  какой-то стих.  или из песни. Вроде бы всё как и всегда, только все же что-то   не так. Толи как-то пополнела. И волосы за лето стали длиннее и какими-то кудряшками.  И под кофточкой что-то заметно прибавилось, так и хочется потрогать и убедиться.
Я делаю осторожное движение, но не достигаю цели: Настя хлёстко бьёт ладошкой по моей руке и смотрит на меня вопросительно.
 -Ты чего?
  -Да так, -отвечаю, - а чо, нельзя?- Настя отпрянула от моего плеча, даже отодвинулась.
- Саня, чтобы это было первый и последний раз. Понял?
 Я хоть и не понял, но на всякий случай мотнул головой. Смотрю на неё и кажется мне, что она стала какая-то не такая, чужая что-ли. А ведь все время ходили по деревне в обнимку, даже не обращали внимания на  ребячьи  «тили-тили тесто». А тут, вдруг, всё кончилось…
В Новый год, после школьной ёлки, жду её на крыльце, а она выходит под ручку с Вовкой Махриным. И щебечет своим неповторимым голоском. И делает вид, что меня совсем не видит,  прошли как мимо столба.  «Ага,- подумал,- уже спелись». Они и впрямь под ёлочкой пели дуэтом «По морям, по волнам..» 
Во все каникулы мы с ней так ни разу и не встретились. Она, опять же, с этим Вовкой, на лыжах на Федосихе каталась. В кино сидела с ним рядом. И после кино на танцах с ним да с ним. Ну конечно! Я же петь не умею, лыж у меня путёвых нет, танцор из меня никакой. А Вовка - пацан заметный, у него отец с фронта принёс трофейный «HOHNER», он на нём наяривает только так! Куда мне со своей балалайкой, да  я на ней кроме частушек ничего и не умею. А  Вовка и одет как франт, брюки со стрелочками, рубашка и пионерский галстук – шелковые. И на ногах не валенки, а бурки на кожаной подмётке. Я рядом с ним как оборванец. И она хороша. Ей  в эту зиму мать подарила свою плюшевую жакетку, кашемировую шаль, юбку из черного шевиота и вместо рукавиц – перчатки. Вобщем, парочка -     любо посмотреть. А я…Эх, скорее бы кончить школу, пойти работать, да приодеться… Нет, сначала надо в город  рвануть, выучиться бы на шофёра, да прикатить на автомобиле. Вот тогда бы посмотрела она на меня. Да я бы тоже сделал вид, что вообще не знаю её. Пусть пальчики погрызёт. Мы тоже не в сору найдёны…
Эх, мечты, где ваши сладости. Надо сначала школу окончить да  желательно без троек. Вот план!  С немецким проблема. Нет у нас учителя. Один немец на всю деревню, из ссыльных, да и тот кроме непечатных куплетов ничего и не знает.
Ладно, нажму-ка пока на учёбу. За каникулы надо бы математику подтянуть. А то синус от косинуса никак не отличу. Да и с системой уравнений тоже не всё гладко.


.. Д-а-а, пока всё идёт по моему плану. Закончил семь  классов. С трудом, но получил паспорт и уехал, вернее, уплыл, на землечерпалке, которая направлялась в затон на ремонт. На пароходе дорого, автобусы пока еще не ходят к нам, дороги нет. Да и планы поменялись. В райкоме комсомола дали направление на курсы киномехаников для освоения целинных земель. Я  просто прыгал от восторга. Мог ли я хотя бы мечтать о том, что сам буду показывать кино! А вот, через девять месяцев – сбылось. С правами первой категории я приехал в новый совхоз Пролетарский.
 
     ЦЕЛИНА! Одно это слово заставляет сердце биться совсем иначе! А что уж тут говорить про остальное. Все здесь ново для паренька их глухой деревни. Сколько молодых парней и девчат, а сколько техники! И как здорово, что еще в школе киномехаников не поленился ходить в разные кружки: авто-мото и даже фото. Всё здесь пригодилось.
 Из двух уазиков скорой помощи один приспособили под кинопередвижку. Рядом с красным крестом дорисовали буквы «КИНО» и получилось «скорая плюс кино». И катался я по бригадам и полевым станам с фильмами, иногда с симпатичной медсестрой, а иногда и с почтой. И были мы самыми желанными везде. Ведь кого больше всего ждут молодые ребята? Конечно, почту, ну и кино. Про медичку пока молчу, все здоровы, слава богу. Рано еще болеть.
И про Настю ни разу не вспомнил. Письма, полные восторгов, писал только маме, передавал приветы всему классу и никому конкретно.

… Три года не был в родной Хмелёвке. И вот однажды ясным летним днём я появился в родных краях. И не просто так, а на мотоцикле ИЖ- 49. Вот это был фурор! Почти вся деревня сбежалась посмотреть на Целинника Саньку Комарова. Ох, и колоритная была картина. Я – в новеньком синем комбинезоне, в беретке и лётных очках  на зелёном мотоцикле. А рядом – мама в своей старой поддёвке и фартуке, вытертом до дыр. Я ей постоянно высылал деньги, писал, чтоб приоделась, но она не могла изменить деревенскую привычку ходить и одеваться как все. Я смотрел  на земляков  и краем  глаза искал, кого хотел увидеть, но не находил.

     Вечером, когда проводили гостей и остались одни, мама рассказала, что Настя на врача учится в городе, а Вовка - на военного где-то в другом месте. Остальные одноклассники тоже кто куда. Ребята – в армию, девчонки - на ферму коровам хвосты крутить. Только Светка Полева  упросила  председателя дать ей метрику, что бы выучиться в городе на бухгалтера и вернуться обратно в колхоз. Остальным было отказано, в колхозе рабочих рук ох как не хватало. Получалось, что я просто чудом вырвался. И то благодаря  призыву Партии «Молодёжь – на Целину!»

…Прошло еще три года. И вот я снова в родной Хмелёвке. Теперь уже на машине. Ездил в кинопрокат за широкоэкранными копиями. Ну, и попутно завернул земляков повидать. Мама живёт теперь в другом доме. Купил я ей у соседа. А старый разобрали на дрова.  Да и сама мама стала выглядеть почти по-городскому. В красивом летнем платье, соломенной широкополой шляпе и босоножках. Корову  уже не держит, одной она и не нужна. Зато коза с двумя козлятами во дворе хозяйничают, иначе не скажешь. Кто держал коз, то знает, о чем я говорю.

    Сосед через улицу, дядя Ефим пришел поздороваться. Состарился  заметно, ходит уже с батожком и даже летом в валенках. Обменялись новостями. Тут мама позвала за стол. Выпили по чарочке. По вспоминали старую деревню, где прошло моё детство, где дядя Ефим был старшим конюхом на ферме, а мама хлеб пекла на весь колхоз.
Про ребят расспросил, кто где сейчас. Узнал, что Настя закончила институт, а Вовка - высшее военное училище в Кемерово. Приезжали они оба.  Ходили по деревне под ручку. Вовка  в форме офицера, такой важный.
 -Как генерал, - добавила мама.
-Только без лампасов, - добавил дядя Ефим.
-Жениться собрались, - сообщила мама.
- Намотает она с ним соплей на кулак, - добавил дядя Ефим.
- Да чо ты ворожишь, деда? – мама ему, а он ей: -А вот попомнишь мои слова, уж я-то знаю, че говорю. Его же куда-нибудь запрут в дальний гарнизон, где Макар телят не пас, где она одна баба на весь городок. Ни тебе отдельной комнатки, ни умывальника. Про сортир я уж не говорю. И как ты думаешь, сладко ей будет там? Она же привычна к конфорту. Ну годок, может, и протерпит. А потом его переведут в другое место, и она за ним не поедет! Вот увидишь.
- Ну, деда, ты наворожишь, - это уже я ему. – Может где-нибудь при штабе будет служить, а там совсем другие условия. Да детки появятся, а это уже другой разговор.
 - Ладно, убедил и успокоил., - дед смотрит на меня с какой-то хитрецой. –А сам-то когда думаешь семью заводить?
-Да что ты, деда, - это мама перебивает его. –Он же по сю пору по Насте сохнет, а она видишь вот как поступила. На всю ихнюю дружбу плюнула…
- Да ты, Саньша, не бери к сердцу. Я тебе так скажу, она через годик сама прискачет сюда к родителям. Попомни мое слово…

... И ведь прав был дед: вернулась. И с дитём. Три года пацану. Вылитый Вовка. Я в это время уже комсоргом в совхозе был. С кино расстался. С большим сожалением. Все-таки кино - это работа, а комсорг - это служба. Ни рабочий, ни интеллигент. Какая-то прослойка. Ну, да ладно, не об этом сейчас.
В очередной раз заехал в родную Хмелёвку. Мама обрадовала:
- Твоя-то ненаглядная возвернулась. Прав был дед Ефим, царство ему небесное, тёплое место. И не одна. С довеском.

...Сижу на лавочке за воротами, курю. Вечер, коров пригнали. Смотрю, идёт по улице незнакомая женщина с мальчиком . Меня увидела, остановилась. Потом направилась ко мне.  Поздоровалась. Кое-как узнал: Настя. Подаю руку ребёнку:
 -Ну, что, давай знакомиться. Как зовут?  - Подаёт руку: - Саса.
У меня где-то ёкнуло: -Как-как?
 -Саса!
-Саша, скажи: меня мама зовет Александр. - Но ребенок смутился, спрятался за мамку...
 - Вот так, Саша? Тёзка, значит. Лидер, везде первый. Здорово!  Ай, да мамка молодец!
 Смотрю на Настю. Изменилась.  Встретил бы где - не узнал. Взрослая, зрелая женщина. И...  по-прежнему хороша!..