Азбука Кирилла и Мефодия
1. Введение
Как-то, во время праздничного застолья, один из гостей обратился к моей родственнице из Литвы :
- Вот когда мы были в Литве, мы там пили местную водку - «Жвея» называется.
Родственница рассеянно кивнула головой, явно ничего не понимая, а потом, склонившись ко мне тихонько спросила:
- Что это они там у нас в Литве пили такого? (сорок лет в Литве живёт и ничего подобного не слыхала)
- ЖвЯ-Ю, + по слогам ответил я ей. Она в ответ прыснула со меху ..
Дело в том, что строго говоря, в Литве пишут не Латиницей, а буквами л и т о в
с к о г о алфавита, хотя и на базе Латиницы. Поэтому надпись латинскими буквами на бутылке «Жвея» читается, по-литовски, как - «Жвяю» (охотничья)...
На Западе уже давно освоились с понятием. что в каждой стране существует с в о й национальный алфавит, хотя все они созданы на базе Латиницы. И если читать национальные слова «по-латински», получается смешно и непонятно. А если таким образом читать английские слова, то получится вообще глупо, если не сказать тупо!
И ещё все понимают (NB!) - что создатели Латиницы, к подобным глупостям не имеют н и к а к о г о отношения!
А вот в России всё как раз наоборот. Здесь все неурядицы и глупости различных кириллических алфавитов принято списывать на создателей азбуки Кирилла и Мефодия.
Прошло уже более 1100 лет, по стране прокатились множество реформ,
наступила эра печатания, а в России по-прежнему «всех собак» вешают на Кирилла с Мефодием...
При этом, одни уверяют, что азбука «полуграмотными дьячками» н е у д а ч н о списана с «Древлесловенской буковицы», другие - что это просто греческий алфавит, н е у д а ч н о приспособленный под славян, третьи находят в нём еврейские корни и т.д.
Главное, что все подобные утверждения никак не укладываются в рамки даже самой элементарной логики. Например, каким образом «полуграмотные дьячки» сумели доказать, грамотным чиновникам в Риме, необходимость специальной азбуки для восточных славян, когда западные славяне уже давно и успешно осваивали Латиницу? Тем более не понятно каким образом допустили грамотные римляне к использованию г р е ч е с к у ю азбуку под видом славянской? И т.д.
Думаю настала пора прекратить эти безрезультатные тысячелетние споры и четко ответить:
- Откуда и какие начальные сведения попали в руки Кирилла и Мефодия?
- Украли они что-то у кого-то или получили открыто?
- Каким образом Кириллица связана с другими алфавитами ...
- Что им досталось от древнерусского алфавита, а что с в о ё они привнесли туда?
- Зачем они ездили в Рим, что и кому они там доказывали, и ради чего?
- И, в конце концов, что именно явилось результатом их деятельности? Чем она отличается от других систем письменности?
2. Начало истории.
Началом этой «детективной» истории можно считать запись Кирилла после его поездки в Корсунь (Херсон).
- «“...обрете же ту Евангелие и Псалтырь русьскими письмены писано, и чловека обретъ глаголюша тою беседою” и беседова с ним и силу речи приимъ, своей беседе прикладаа различна писмена, гласная и согласная, и к богу молитву творя, въскоре начать чести и сказати, и мнози ся ему дивляху…”, - сказано в “Паннонском житии” (Кирилла).
Их неё четко следует, что:
- В руки Кирилла попали книги, написанные «р о у с ь к и м и письмена» ! Ни о каких древле-словенских буквах или буковицах здесь нет ни слова,! И ещё упоминаются п и с ь м е н н ы е знаки, не в виде азбуки, а в виде некоего набора письменных знаков. Никаких алфавитов того времени до сих пор не обнаружено.
- А также встретил (русского) человека, обучившего его русскому языку!
- ...умеющего читать, и обучившего Кирилла чтению!
- От него Кирилл узнал о наличии в открывшейся грамоте о гласных и согласных (!), что в то время было очень даже в диковинку(!) и важной отличительной характеристикой. В еврейской грамоте, например, до сих пор используются только согласные
- Вскоре он начал самостоятельно читать и многому дивился
Так что никакой тайны Кирилл из источников информации не делал! Ни от кого источников не скрывал! Ни от кого он не прятался! И ничего не воровал! Всё делалось гласно и открыто!
3. Второй этап
По возвращению в столицу Византии, он о своих «удивлениях» подробно доложил императору. Кирилл дивился тому, что с философской точки зрения (а он был прекрасным философом) увиденная система превосходила все существующие, в том числе и г р е ч е с к у ю ! Есть исторические доказательства, что своих восхищений он (перед императором) не скрывал, и высказал идею создания азбуки для восточных славян!
Идея правителю понравилась...
Была у него в этом и своя серьёзная политическая корысть. Рим через латинское католичество всё больше и больше распространял своё влияние на восток, а греческое Православие всё больше и больше теряло свои позиции. Восточные же славяне противились л ю б о м у иностранному вторжению в свою веру, и латинскому и греческому...
Новая азбука, разработанная специально для славян, давала бы возможность проводить богослужения им н а с в о и х языках! Поэтому её внедрению они не противились бы, что давало бы возможность Византии пронести в церкви восточных славян Православие, и расширить на них свое влияние...
Но как доказать могущественному Риму необходимость новой системы письма и грамоты? Ведь (напомню) латиница уже в ряде славянских стран успешно применялась!
Вот тут-то и проявится гений Кирилла. Не зря среди коллег его звали «Философ»!
4. Основы азбучной философии (курс молодого бойца)
По требованиям того времени Алфавит должен был представлять собой не просто абы-какой набор письменных знаков, а должен был чётко и однозначно отражать принципы Христианства.
Во-первых, он должен был в своём составе иметь минимально набор о с н о в н ы х понятий-архетипов-образов, обеспечивающих описание и толкование основ библейских законов.
Во-вторых, Алфавит должен был не только описывать сами понятия , но и чётко определять их р а с с т а н о в к у в ряду, или - и е р а р х и ю , однозначно определять место каждой буквы на л е с т н и ц е иерархии.
Для этого каждой букве Алфавита сверху приписывали знак , в в и д е с т у п е н ь к и (иерархии), называемы «титло» (титул), указывающий на принадлежность знака к титулованному сословию, лестнице Иерархии. И ещё присваивали ч и с л о и порядковый номер, определяющие м е с т о знака на лестнице (рис. 1,2,3, 4)
До появления арабских цифр, их использовали для обозначения арифметических чисел . ,
Обязательный набор титулованных букв составлял основу Алфавита, его минимум. Обычно он насчитывал 27 знаков, необходимых для обозначения чисел 1-9, 10-90 и 100-900. Они же, частично или полностью, но уже без титла использовались и для фонетического письма. (как в еврейском и греческом алфавитах)
Кроме титулованных букв, в каждом конкретном («национальном») алфавите , для обозначения специфических (национальных) звуков могли вводиться и дополнительные буквы, естественно без титла и числа. Так в русскую Кириллицу были введены буквы «Ны», латинская «D», и т.д.
В число 27 входили 24 рунических знака и три знака описывающие начальную нулевую точку. (О них будет сказано ниже отдельно. )
Первое, что сделали Кирилл и Мефодий – на базе р у с с к и х букв создали н о в у ю с и с т е м у титулованных знаков знаков - с в о ю, отличную от всех до этого существующих.
И ещё.
К рассматриваем моменту времени, считалось, что существующие азбуки (еврейская, греческая и латинская) уже все задачи христианского мировоззрения выполнили, и в четвёртой азбуке никакой потребности больше нет. Но Кирилл в научном споре сумел доказать н е о б х о д и м о с т ь четвёртой азбуки, для религиозного описания мира с четвёртой точки зрения!!
5. Четвёртая точка мировоззрения
Его идею удобнее всего объяснить на примере толкования смысла вторых букв мировых алфавитов библейского направления (рис.5), (с которых всё начитает б ы т ь )
Смысл первой буквы всем понятен – он символизирует первый день творения, когда Бог сотворил Небо и Землю. Он их ещё не создал, а только со-творил мысленно... творчески. Само разделение только началось. А во второй день он уже создал Т в е р д ь , разделяющую мир на Небо и Землю (которую назвал «небом»). Вот тут-то всё и завертелось!
- Во-первых, поскольку образовалась твердь, знак логично назвать «Бет», что рунически означает - «Б» есть Твердь!
- Во-вторых , здесь закончилось первое деление на два, т.е. закончился первый ВИТок, поэтому букву логично назвать «ВИТа», Здесь система вновь пришла в точку П-окоя, поэтому на рисунке (Вита) Тверд.ь изображена лежащей на перекладине буквы «П», в покое (На будущее отметим, что получился знак похожий на греческую «ФиТа.» («Ф» и «Т»)..
- В третьих, с этого момента, так или иначе, все начинает реально БЫТЬ! Поэтому букву логично назвать «Бе», что в древнерусском означало неопределённую форма глагола «быть» , например, « Искони БЕ слово...). Тоже самое означает и английское «Ве»...
- В четвёртых, с разделением мира на Небо и Землю, возникают функции взаимной зависимости типа «Верх-Низ». При этом мир, с одной стороны, остается Е д и н ы м , с общими законами правления для обеих половинок! Такой свод правил обозначается вертикальной чертой – «столпом» с о д н о й точкой сверху, символизирующей Единство началия (I –десятичное) С другой стороны, здесь находится также и исток д в у х – начального мира, со своими двуначальными законами в з а и м н о г о существования двух миров! Свод этих правил обозначается вертикальным знаком «бесконечность» ( типа цифры «8») или столпом с д в у м я точками (I –двудесятичное). Но чаще всего точки у столпа вообще опускаются, что означает наличие и того и другого...
И ещё. В харийской (жреческой) Карунице букве «В» соответствуют руна «Вежды» или «Знание» (рис.5 внизу), смысл которой включают в себя знание в с е х предыдущих четырёх понятий: знания вед, знания быта, знания цикличности (витковости) развития и знания роли «твердей», разграничивающих наши миры.
NB! Стоит особое обратить внимание, что у наших предков «вежды»(знание) и «веды» (седение) представляли собой р а з н ы е понятия. Быть в неведении – это одно, а быть невеждой - это несколько иное. Или ещё.
В слове «Любовь» (Люди Бога Ведающие) слово «Ведающие» означает не то, что люди з н а ю т Бога или в е р я т в его существование, а то, что они в е д о м ы Богом, следуют его заповедям. А знают они о нём или нет это уже не так важно
6. Четыре направления развития
Поскольку второй знак является истоком двуначального мира, то четыре его значения соответственно формируют четыре подхода к пониманию Жизни, четыре точки зрения на неё, четыре линии развития.
Линия «Веде» построена на и е р а р х и и взаимодействия, рассматривает (описывает) жизнь с точки зрения в з а и м н о г о развития верха-низа (прави-слави), право-лево, неявь-явь. В младших арканах картах Таро этой линии соответствует масть «Черви» (Кубки, Сердца, Любовь,); означают любовь. эмоции, душевность, духовность.
Линия «Бе» берёт за основу формальное Бытие, абстрагируюсь от прочих тонкостей. На знаменах приверженцев этой линии, чаще всего встречаются кресты католического образца, В Таро им соответствует масть «крести» (трефы, Жезлы ) символизируют в первую очередь в л а с с т ь , а также земную и житейскую мудрость, рациональность, трудолюбие иногда связывают с войной. (не против повоевать) . Это общества типа Римской империи или скандинавских стран.
Линия развития «Ви», масть Бубны (денарии (монеты), пентаграммы) в первую связаны с понятиями: торговля, созидание, искусство, материальное и физическое благополучия (типа как в обществе древней Греции)
Линия развития «Бет» - главное в жизни - р а з г р а н и ч е н и е , поддерживание границ, борьба за границы (порой до потери пульса) . В картах им соответствуют «Пики» (Мечи. Щиты, Сабли, листья), связаны с понятиями: венные, ссоры и войны.
С другой стороны, знак «Бет» символизирует НЕГАтив от слова «Не-Га» - не движение, не продвижение ни вверх ни вниз, застой, ничего не делание, жизнь за счёт других, иждивенчество ...
Кстати, в русских народных сказках вертикальная чёрточка называется «Игла». Если сломать её (конец), то знак позитива превратиться в знак негатива, и Кощей умрёт...
В арийско-русском обществе (насколько мне известно) «Бет» использовалось только в смысле «второй». (Например при перечислении месяцев – Айлет, Бейлет, Вейлет...) Применение его в алфавите в качестве «два» опасно - может привести к духовному застою, безконечным ссорам и войне типа Израиль-Палестина ...
И последнее.
Линии «Веде» и «Вита» относятся к восточному христианству Православию , а «Бет» и «Бе» - к западному – Католичеству.
7. Проблемы числа нуль.
Недостатком всех перечисленных выше систем состоит в отсутствии в них числа «0» (ноль). Но поскольку в нулевой точке, осуществляются довольно сложные переходы (скачки с витка на виток вниз или вверх) , то толкования нулевой точки у них всё-таки имелось, и порой довольно подробное. В них отдельными буквами помечались нуль справа, нуль слева и процессы происходящие в его середине.
Так в Латинице (рис. 6) конечная точка обозначалась буквой «Ви» (V). нулевая точка начала следующего цикла – «дубль Ви»(W), а в промежутке между ними происходили процессы xyz (скрещивания (X), слияния (Y), и перехода на другой уровень (Z). (о них подробнее чуть позже)
В русском алфавите Точку нуля (покоя) обозначали буквой «П», через неё в систему приходит «Слово». Нулевую точку начала цикла обозначали буквой «Р-цы», а конечная буква зависела от того, какой конкретно цикл рассматриваем. Это могла быть «Д-обро», «К-ако», «Ут», «Ук» и т.д.
Но так могло быть только если цикл рассматривался в виде простейшего круга. Когда же цикл-процесс изображали в виде восьмерки «Веде» (рис.7), то там в одной точке, (в зоне зелёного прямоугольника), собирались, оба конца «тверди», а также начала и концы верхнего и нижнего кругов. Картина становилась довольно сложной и запутанной.
Ещё сложнее и запутанней она становилась, когда её пытались представить не в плоскости, а в пространстве. Место пересечения превращалось из прямоугольника в кубик (Рис.8). По прошлым иллюстрациям вы его возможно уже узнали. Да, это так называемый «Куб Жизни»!
В Египетских представлениях это куб на котором восседает Богиня Изида , и жрецы, в Исламе – это трон Аллаха, в жизни (царей и королей) это прототип трона, а сказках – это сундук на дубе в котором прячутся, заяц, утка, яйцо и «Игла» жизни Кощея...
В такой ситуации, в конце каждого цикла (нижний круг), кривая Жизни, результат нашей деятельности, приводит нас на одну их вершин Куба. Сюда же из верхнего (синего) круга поступают распоряжения Свыше. В Кубе оба «скрещиваются»-перемножаются (X) и складываются (Y) с законами, происходит «Суд» и выносится решение куда следует переходить (Z). Очевидно таких переходов с восьми возможных входов на семь возможных выходов может быть 8х9=56. И ещё 8 возможностей, в которых переходов на другой круг не происходит, (остаются «на второй год»)
Больше и о переходах, таких переходах, можно узнать по матрице китайской «Книги Перемен». (рис.10)
Её, кстати, тоже, и не только в Китае, используют для гадания...
А что Кирилл и Мефодий?
А они нашли просто гениальный выход! Они для букв «нулевого порядка» придумали «титло буквенное» (рис.10 справа) и решили кучу проблем на долгие времена!
Теперь, для описания функций Куба стало возможно применять буквы основного ряда, только приписав им буквенное титло. Например, , число «Рцы» без титла = 100, а число «Рцы» с буквенной титлой = 0 (Нуль). Они писались более мелкими и над строкой...
Если я правильно понял, право официально использовать в качестве нулевых получили только пять букв, но реально (например у староверов-поморцев) я обнаружил под титлами О,П,Р,С,Т,Д,Н,К,Ш,Щ,Г,З (12 штук) а также использовались просто надстрочные буквы без титлы Д,С,Ж,М,Х, (5 штук). Благодаря этому в принципе все буквы алфавита стало можно писать в трёх вариантах (!) отображать в трёх «октавы» Жизни!
Однако печатники гражданских книг к буквам под титлами относились крайне негативною. В Алфавите первопечатника Ивана Фёдорова была сохранена только одна такая буква «О», типа «О-коло» (рис.10 слева), да и та протянула недолго. Оно и понятно! Зачем печатникам буквы, которые в гражданском обществе не используются?
8. Сколько же букв в азбуке Кирилла и Мефодия ?
У меня такое чувство, что даже сами авторы, на данный вопрос, не могли бы дать точного ответа . Ведь что следует считать буквой, фонетический знак или смысловой. Поэтому данные различных подсчетов сильно разнятся, от 27-ми до 56-ти и более. Думаю стоит их перечислить по видам, а там пусть каждый считает как ему удобно .
За основу возьмём таблицу рис.4
- Букв с титулом (с числом) = 27
- Букв без титула (без числа) = 24
- Букв с буквенной титлой = 5 (12),
- Букв надстрочных = 5
Итого; официально - 56, неофициально – 73, а в принципе – и того больше...
9. И что имеем в итоге.
В разных учениях картина Жизни по схеме рис.8 трактуется по-разному.
Так в картах Таро рунические кольца круги рунного Змея (рис.9) иллюстрирует набор карт старших Арканов (22 картинки + 1-3 пустые карты), а переходы в Кубе Жизни - 56 карт младших арканов ( 56 карт, четыре масти). Однако для гадания обычно используются только один набор. Потому, что зная путь по кольцу можно предсказать и будущий переход , и наоборот – зная переход, можно определить откуда пришёл и куда идет человек, поскольку «работа» и тех и других основана на неукоснительном соблюдении главных четырёх Принципов Жизни.
По этой же причине в русских рунах используют только 24 рунных знака , аналога страшим арканам Таро...
А в Кириллице применена «совмещённая» схема описания.
- Буквы нулевого уровня описывают функции головы
- Буквы 1-8 , соответствующие в позвоночнике восьми шейным позвонкам) описывают Куб Прави. В них разворачиваются (распаковываются) предписывающие команды головы
- Следующие 12 букв, соответствующие (9-20) грудным позвонкам,
- Поясничные четыре буквы-позвонка предусмотрены для организации связи с тазом и головой
- И далее в сросшихся крестце и копчике (8-9 позвонков) располагается Куб или свастика плодородия Отца и Сына...
- Далее идут (детские) йотированные буквы. Позвонков им не соответствует поэтому и чисел у них нет. Это буквы обозначающие только переходы в кубе «Отца и Сына», а все предыдущие знаки – это буквы двойного применения. Они применяются и в описании витков и обоих кубов.
На мой взгляд система Кирилла и Мефодия оптимальна во всех отношениях. Она не слишком длинна, но при этом позволяет записать максимум информации. Т ещё одно её прекрасное качество.
Если заглянуть в харийские руны Каруницы (256 рун), то там (поначалу) царит полная неразбериха, знаки следуют в непонятной очерёдности. Но как только я расставил их по алфавиту, стало многое проясняться. Сейчас я успешно пользуюсь Каруницей для расширения (углубления) знаний об образах русских букв.
10. Не греческие они, не греческие
Отдельно хочется пару сказать о так называемых «греческих» буквах, и показать разницу на примере букв Ом и Омега , которые часто путают с «От».
На рис.11 видно, что древне-русские буквы Мо, Есть, и Земля получены из харийской руны «Ом» (Женское начало) Это всего лишь три её значения в трёх направлениях развития. А буквы «Ом» и «От» - это знаки М у ж с к о г о начала (Отца). А то, что они похожи между собой, так они просто «близняшки»
11. Обще-Образные алфавиты
Мне рассказывали, что в языках народов крайнего севера (кажется конкретно у чукчей) есть до 70-ти названий снега., типа снег на крыше, снег на поле, снег летящий, снег мокрый и т.д. Однако при этом нет просто слова общего назначения «снег». Ситуация скажем не очень симпатичная
Нечто подобное наблюдается и в древних рунических буквах. На рис.14 изображена корректно без упрощений древнерусская буква «Како». Это I-десятичное с надетой на неё горизонтальной буквой «Людие». Очевидно вместо I-десятичной, можно подставить любую из девяти букв «I» из ряда рис. 15, и получить 9 различных «Како» для девяти различных столпов, означающие начала для девяти различных миров, А как быть, если нам требуется просто «Како» для любого неопределённого мира? В таком случае в древней (ВсеСветной) азбуке предусмотрен буква «Ка» (на рис. слева) .
К чему я это говорю?
Да к тому, что наряду с образными алфавитами у нас должны быть и алфавиты Обще-Образные, «неопределённых» букв или букв общего назначения
Такую роль выполняют Латиница и современный русский алфавит!
У них тоже есть своя ниша и право на жизнь!
Они не безобразны, а Обще-Образные
12. а основе знака «Веде»
И наконец, представление русских букв в виде двух кругов «Веде», позволяет по графике написания уточнить смысл и значение древнерусских букв. Например, на рис.12 наглядно видно, что «П» большое (обозначено синим цветом) означает точку покоя верхнего круга, а «п» «краткое» маленькое (обозначено красным цветом) – означает точку покоя нижнего круга. Теперь случае с буквой «Оспода» («О» с «П» О Да) рис.13 , сразу понятно, что буква означает завершение второго цикла верхнего круга и приход снова в нулевую точку…