Азбука Кирилла и Мефодия

Александр Скороходов
               

                1. Введение

           Как-то, во время праздничного застолья, один из гостей обратился к моей родственнице из Литвы :
- Вот когда мы были в Литве, мы там пили местную водку - «Жвея» называется.
    Родственница рассеянно кивнула головой, явно ничего не понимая, а потом, склонившись ко мне тихонько спросила:
- Что это они там  у нас в Литве пили такого? (сорок лет в Литве живёт и ничего подобного не слыхала)
- ЖвЯ-Ю, +  по слогам ответил я ей. Она в ответ прыснула со меху ..
Дело в том, что строго говоря, в Литве пишут не Латиницей, а буквами   л и т о в
с к о г о  алфавита,  хотя и  на базе Латиницы. Поэтому надпись  латинскими буквами  на бутылке «Жвея» читается, по-литовски, как -  «Жвяю» (охотничья)...
     На Западе уже давно освоились с понятием. что в каждой стране существует    с в о й   национальный алфавит,  хотя все они созданы на базе Латиницы. И если читать национальные  слова  «по-латински», получается смешно и непонятно.  А если таким образом читать английские  слова, то получится вообще глупо, если не сказать тупо!

И ещё все понимают (NB!) -  что создатели Латиницы, к подобным глупостям не имеют   н и к а к о г о   отношения! 

      А вот в России всё как раз наоборот. Здесь все неурядицы  и глупости различных  кириллических алфавитов принято списывать на создателей азбуки Кирилла и Мефодия.
Прошло уже  более  1100 лет, по стране прокатились множество реформ,
наступила эра печатания, а в России по-прежнему «всех собак» вешают на Кирилла с Мефодием...
   При этом, одни уверяют, что азбука «полуграмотными дьячками»   н е у д а ч н о списана с «Древлесловенской буковицы», другие -  что это просто греческий алфавит,   н е у д а ч н о   приспособленный под славян, третьи находят в нём еврейские  корни  и т.д.
    Главное, что все подобные утверждения никак не укладываются в рамки даже самой элементарной логики. Например, каким образом  «полуграмотные дьячки»  сумели доказать,  грамотным чиновникам в Риме, необходимость специальной азбуки для восточных славян, когда западные славяне уже давно и успешно  осваивали Латиницу? Тем более не понятно каким образом  допустили  грамотные римляне к использованию  г р е ч е с к у ю  азбуку  под  видом славянской? И т.д.
    Думаю настала пора прекратить эти безрезультатные тысячелетние споры и  четко  ответить:
- Откуда  и какие  начальные сведения попали в руки Кирилла и Мефодия?
- Украли они что-то  у кого-то или  получили открыто?
- Каким образом Кириллица связана с другими алфавитами ...
- Что им  досталось от древнерусского алфавита, а что   с в о ё  они   привнесли туда?
- Зачем они ездили в Рим, что и кому они там доказывали,  и ради чего?
- И, в конце концов,  что  именно явилось  результатом их деятельности? Чем она отличается от других систем письменности?

                2.  Начало истории.
   
       Началом этой «детективной»  истории можно считать  запись Кирилла после его поездки в Корсунь (Херсон).
- «“...обрете же ту Евангелие и Псалтырь русьскими письмены писано, и чловека обретъ глаголюша тою беседою” и беседова с ним и силу речи приимъ, своей беседе прикладаа различна писмена, гласная и согласная, и к богу молитву творя, въскоре начать чести и сказати, и мнози ся ему дивляху…”, - сказано в “Паннонском житии” (Кирилла).
Их неё четко следует, что:
-  В руки Кирилла попали книги, написанные  «р о у с ь к и м и   письмена» ! Ни о каких древле-словенских буквах  или  буковицах  здесь  нет ни слова,!   И ещё упоминаются  п и с ь м е н н ы е  знаки,  не в виде азбуки, а в виде некоего набора письменных знаков. Никаких алфавитов того времени до сих пор не обнаружено.
- А также встретил  (русского) человека,  обучившего его русскому языку!
- ...умеющего читать, и обучившего Кирилла чтению!
- От него Кирилл узнал о наличии в открывшейся грамоте  о гласных и согласных (!), что в то время было очень даже в диковинку(!) и важной  отличительной характеристикой. В еврейской грамоте, например,  до сих пор используются только согласные
- Вскоре он начал самостоятельно читать и многому дивился
     Так что никакой тайны Кирилл  из источников информации не делал! Ни от кого источников не скрывал!  Ни от кого он не прятался! И ничего не воровал! Всё делалось гласно и открыто!

                3.    Второй этап

        По возвращению в столицу Византии, он о  своих «удивлениях» подробно доложил императору.   Кирилл  дивился тому, что с философской точки зрения  (а он был прекрасным философом) увиденная система превосходила все существующие, в том числе   и     г р е ч е с к у ю ! Есть исторические доказательства, что  своих восхищений он (перед императором) не скрывал, и высказал идею создания азбуки для восточных славян!
    Идея   правителю понравилась...
   Была  у него в этом и своя серьёзная политическая корысть. Рим через латинское католичество всё больше и больше распространял своё влияние на восток,  а греческое Православие  всё больше и больше теряло свои позиции. Восточные же славяне противились   л ю б о м у   иностранному вторжению в свою веру,  и латинскому и греческому...
      Новая азбука, разработанная  специально для славян,  давала  бы возможность проводить богослужения   им  н а   с в о и х   языках! Поэтому её внедрению они не противились бы,  что давало бы возможность Византии пронести в церкви восточных славян  Православие, и расширить на них свое влияние...
    Но как доказать  могущественному Риму необходимость новой системы письма и грамоты?  Ведь (напомню) латиница уже в ряде славянских стран успешно  применялась!
    Вот тут-то и проявится гений Кирилла. Не зря  среди коллег его звали «Философ»!   

                4.     Основы азбучной философии (курс молодого бойца)

    По   требованиям того времени Алфавит должен был представлять собой  не просто абы-какой набор письменных знаков, а должен был чётко и однозначно отражать принципы  Христианства.
   Во-первых, он  должен был  в своём составе иметь минимально  набор   о с н о в н ы х   понятий-архетипов-образов, обеспечивающих  описание и толкование основ  библейских   законов.
  Во-вторых,  Алфавит  должен был    не только описывать сами понятия , но и  чётко определять их    р а с с т а н о в к у   в ряду,  или - и е р а р х и ю ,  однозначно определять место каждой буквы на   л е с т н и ц е   иерархии.   
    Для этого  каждой букве  Алфавита  сверху приписывали знак ,     в   в и д е   с т у п е н ь к и  (иерархии),   называемы «титло» (титул), указывающий на принадлежность знака к титулованному  сословию, лестнице Иерархии.  И ещё присваивали  ч и с л о   и  порядковый номер, определяющие     м е с т о   знака на лестнице (рис. 1,2,3, 4)
    До появления арабских цифр, их использовали для обозначения арифметических чисел . , 

    Обязательный набор титулованных букв составлял основу Алфавита, его минимум. Обычно  он насчитывал 27  знаков,  необходимых  для обозначения чисел 1-9, 10-90 и 100-900. Они же, частично или полностью,  но уже без титла использовались и для фонетического письма. (как в еврейском и греческом алфавитах)
    Кроме титулованных букв,  в каждом  конкретном  («национальном») алфавите , для обозначения специфических  (национальных) звуков могли  вводиться и дополнительные буквы, естественно  без титла  и числа. Так в русскую  Кириллицу были введены буквы «Ны», латинская «D»,  и т.д.
    В число 27 входили 24 рунических знака и три знака описывающие начальную нулевую точку. (О них будет сказано ниже отдельно. )
    Первое, что сделали Кирилл и Мефодий –  на базе   р у с с к и х  букв создали   н о в у ю    с и с т е м у   титулованных знаков знаков  -  с в о ю,  отличную от всех до этого существующих.
     И ещё.
    К рассматриваем моменту времени,  считалось, что существующие азбуки (еврейская, греческая и латинская) уже все задачи христианского мировоззрения выполнили, и  в четвёртой азбуке никакой потребности больше нет.   Но Кирилл  в научном споре сумел  доказать   н е о б х о д и м о с т ь  четвёртой азбуки, для религиозного описания мира с четвёртой точки зрения!!

                5.   Четвёртая точка мировоззрения

      Его идею  удобнее всего   объяснить на примере толкования смысла вторых  букв мировых  алфавитов библейского направления (рис.5), (с которых всё начитает  б ы т ь )
   Смысл первой буквы всем понятен – он символизирует  первый день творения, когда Бог сотворил Небо и Землю. Он их ещё не создал, а только со-творил мысленно... творчески. Само разделение только началось. А во второй день он  уже создал   Т в е р д ь , разделяющую  мир на Небо и Землю   (которую назвал «небом»). Вот тут-то всё и завертелось!
      - Во-первых,  поскольку образовалась твердь, знак логично назвать «Бет»,  что рунически означает - «Б» есть Твердь!
- Во-вторых , здесь закончилось первое деление на два, т.е. закончился первый ВИТок, поэтому букву логично назвать  «ВИТа», Здесь  система вновь пришла в точку П-окоя,  поэтому на рисунке  (Вита) Тверд.ь изображена лежащей на перекладине  буквы «П», в покое  (На будущее отметим, что получился знак похожий на греческую «ФиТа.» («Ф» и «Т»)..
- В третьих, с этого момента, так или иначе,   все начинает реально  БЫТЬ! Поэтому букву логично назвать  «Бе», что в древнерусском означало неопределённую форма глагола  «быть» , например, « Искони БЕ слово...).  Тоже самое означает и английское «Ве»...
- В четвёртых, с разделением  мира  на Небо и Землю, возникают функции  взаимной зависимости типа  «Верх-Низ».  При этом мир, с одной стороны,  остается   Е д и н ы м ,  с   общими законами правления для обеих половинок!   Такой свод правил обозначается   вертикальной чертой – «столпом» с   о д н о й  точкой сверху,  символизирующей Единство началия (I –десятичное)  С другой стороны, здесь находится  также и исток  д в у х – начального  мира, со своими двуначальными законами   в з а и м н о г о   существования двух миров!  Свод этих правил обозначается вертикальным знаком «бесконечность» ( типа цифры «8»)  или столпом   с    д в у м я  точками (I –двудесятичное).  Но чаще всего точки у столпа вообще опускаются, что означает наличие и того и другого...
      И ещё.  В  харийской (жреческой) Карунице букве  «В»  соответствуют   руна «Вежды» или «Знание» (рис.5 внизу), смысл которой включают в себя знание   в с е х  предыдущих четырёх понятий: знания вед, знания быта, знания цикличности (витковости) развития и знания роли «твердей», разграничивающих наши миры.

   NB! Стоит  особое обратить внимание, что у наших предков  «вежды»(знание)   и  «веды» (седение)  представляли собой    р а з н ы е  понятия. Быть в неведении – это одно, а быть невеждой - это несколько иное. Или ещё.
   В слове  «Любовь» (Люди Бога Ведающие) слово «Ведающие» означает не то, что люди   з н а ю т   Бога или   в е р я т   в его существование, а то, что они  в е д о м ы   Богом, следуют его заповедям. А знают  они о нём или нет это уже не так важно

                6.    Четыре направления развития   
               
      Поскольку второй знак является истоком двуначального мира, то четыре его значения соответственно формируют четыре  подхода к пониманию Жизни, четыре точки зрения на неё, четыре линии развития.

    Линия «Веде»  построена на   и е р а р х и и   взаимодействия,  рассматривает (описывает) жизнь с точки зрения   в з а и м н о г о   развития   верха-низа (прави-слави), право-лево, неявь-явь. В младших арканах картах Таро этой линии соответствует масть «Черви» (Кубки, Сердца, Любовь,); означают любовь. эмоции, душевность, духовность.

   Линия «Бе» берёт за основу формальное Бытие, абстрагируюсь от прочих тонкостей. На знаменах  приверженцев этой линии, чаще всего встречаются кресты католического образца, В Таро им соответствует масть «крести» (трефы, Жезлы ) символизируют в первую очередь   в л а с с т ь , а также  земную и  житейскую мудрость,  рациональность,  трудолюбие  иногда связывают с войной. (не против повоевать) . Это общества типа Римской империи или скандинавских стран.

   Линия  развития  «Ви», масть Бубны  (денарии  (монеты), пентаграммы) в первую связаны с понятиями: торговля, созидание, искусство, материальное и физическое благополучия (типа как в  обществе древней Греции)

   Линия развития  «Бет» - главное в жизни -   р а з г р а н и ч е н и е , поддерживание границ, борьба за границы (порой до потери пульса) .  В картах им соответствуют «Пики» (Мечи. Щиты, Сабли, листья),  связаны с понятиями: венные, ссоры и  войны.
     С другой стороны, знак «Бет»  символизирует  НЕГАтив от слова «Не-Га»  - не движение, не продвижение ни вверх ни вниз, застой, ничего не делание, жизнь за счёт других, иждивенчество ...
    Кстати, в  русских народных сказках вертикальная чёрточка называется «Игла». Если сломать её  (конец), то знак позитива превратиться в знак негатива, и Кощей умрёт...
    В арийско-русском обществе (насколько мне известно) «Бет» использовалось только в смысле «второй». (Например при перечислении месяцев – Айлет, Бейлет, Вейлет...)  Применение его в алфавите  в качестве «два»  опасно  - может привести к духовному застою,  безконечным ссорам и войне типа Израиль-Палестина ...
    И последнее.
    Линии «Веде» и «Вита»  относятся к восточному христианству  Православию , а «Бет»  и  «Бе»  -  к западному – Католичеству.

                7.  Проблемы  числа нуль.
   
      Недостатком всех перечисленных выше систем состоит в отсутствии в них числа «0» (ноль).  Но поскольку в нулевой точке, осуществляются довольно сложные переходы (скачки с витка на виток вниз или вверх) , то толкования нулевой точки у них всё-таки имелось, и порой довольно подробное. В них отдельными буквами  помечались нуль справа, нуль слева и  процессы происходящие в его  середине.
     Так в Латинице (рис. 6)  конечная точка обозначалась буквой  «Ви» (V).  нулевая точка  начала следующего цикла – «дубль Ви»(W), а  в промежутке между ними происходили процессы  xyz  (скрещивания (X), слияния (Y), и перехода на другой уровень (Z). (о них подробнее  чуть позже)
   В русском алфавите Точку нуля (покоя) обозначали буквой «П», через неё в систему приходит «Слово». Нулевую точку начала цикла  обозначали буквой «Р-цы», а конечная буква зависела от того, какой конкретно цикл рассматриваем. Это могла быть «Д-обро», «К-ако», «Ут», «Ук» и т.д.
   Но так могло быть только если цикл рассматривался в виде простейшего  круга.  Когда же   цикл-процесс изображали в виде  восьмерки «Веде» (рис.7), то там в одной точке, (в зоне зелёного прямоугольника),  собирались,  оба конца «тверди»,   а также начала и концы  верхнего и нижнего кругов. Картина становилась довольно сложной и запутанной.
     Ещё сложнее и запутанней она становилась, когда её пытались представить  не в плоскости, а в пространстве. Место пересечения превращалось из прямоугольника в кубик (Рис.8). По прошлым иллюстрациям вы его возможно уже узнали. Да, это так называемый «Куб Жизни»! 
    В Египетских  представлениях это куб на котором восседает  Богиня Изида , и жрецы, в Исламе – это трон Аллаха, в  жизни (царей и королей)  это прототип трона,  а сказках – это сундук на дубе в котором прячутся, заяц, утка, яйцо и  «Игла» жизни Кощея...
      В такой ситуации, в конце каждого цикла (нижний круг),  кривая Жизни, результат нашей деятельности,  приводит  нас  на одну их вершин Куба. Сюда же из верхнего (синего) круга поступают  распоряжения Свыше. В Кубе  оба «скрещиваются»-перемножаются  (X) и  складываются (Y) с законами, происходит  «Суд» и выносится решение   куда  следует переходить (Z).  Очевидно таких переходов  с  восьми возможных входов на семь возможных выходов может быть  8х9=56.  И ещё 8 возможностей, в которых переходов на другой круг не происходит, (остаются «на второй год»)
  Больше и о переходах,  таких переходах, можно узнать  по матрице  китайской  «Книги Перемен». (рис.10) 
 Её, кстати,  тоже, и не только  в Китае, используют для гадания...

      А что Кирилл и Мефодий?
А они нашли просто гениальный выход! Они для букв  «нулевого порядка» придумали «титло буквенное» (рис.10 справа) и  решили кучу проблем на долгие времена!
 Теперь, для описания функций Куба стало возможно применять буквы основного ряда, только приписав им буквенное титло. Например, , число «Рцы» без титла  = 100, а число  «Рцы» с буквенной титлой = 0 (Нуль).  Они писались более мелкими и над строкой...
    Если я правильно понял,   право официально использовать в качестве нулевых  получили только  пять букв, но реально (например у староверов-поморцев) я обнаружил  под титлами О,П,Р,С,Т,Д,Н,К,Ш,Щ,Г,З  (12 штук)  а также использовались просто  надстрочные буквы без титлы  Д,С,Ж,М,Х, (5 штук).  Благодаря этому в принципе все буквы алфавита стало можно писать в трёх вариантах (!)  отображать  в трёх «октавы» Жизни!
    Однако печатники гражданских книг к буквам под титлами относились крайне негативною.  В Алфавите первопечатника Ивана Фёдорова была  сохранена только одна такая буква «О», типа «О-коло» (рис.10 слева), да  и та протянула недолго.  Оно и понятно! Зачем печатникам буквы, которые в гражданском обществе не используются?

                8.   Сколько же букв в азбуке Кирилла и Мефодия ?

    У меня такое чувство, что даже сами авторы, на данный вопрос, не могли бы дать точного ответа . Ведь что следует считать буквой, фонетический знак или смысловой. Поэтому данные различных подсчетов сильно разнятся, от 27-ми до 56-ти и более.   Думаю стоит их перечислить по видам, а там пусть каждый считает как ему удобно .
За основу возьмём таблицу рис.4
- Букв с титулом (с числом) = 27
- Букв  без титула (без числа)  = 24
- Букв с буквенной титлой   = 5 (12),
- Букв надстрочных   = 5
Итого; официально - 56, неофициально – 73, а в принципе – и того больше...
         
                9.     И что имеем в итоге.
    
             В разных учениях картина Жизни по схеме рис.8 трактуется по-разному.
Так в картах Таро рунические  кольца круги рунного Змея (рис.9) иллюстрирует   набор карт  старших Арканов (22 картинки + 1-3 пустые карты), а переходы в Кубе Жизни -  56 карт младших арканов ( 56 карт, четыре масти). Однако для гадания обычно используются только один набор. Потому, что зная путь по кольцу можно предсказать и будущий переход , и наоборот – зная переход, можно определить  откуда пришёл и куда идет человек, поскольку «работа» и тех и других основана на неукоснительном соблюдении главных четырёх Принципов Жизни.
    По этой же причине  в русских рунах используют  только 24 рунных знака , аналога страшим арканам Таро...
   А в Кириллице применена «совмещённая» схема описания.
- Буквы нулевого уровня описывают  функции головы
- Буквы  1-8 , соответствующие в позвоночнике  восьми шейным позвонкам)  описывают  Куб Прави. В них разворачиваются (распаковываются) предписывающие команды головы
- Следующие 12 букв, соответствующие (9-20) грудным позвонкам,
- Поясничные  четыре буквы-позвонка  предусмотрены для организации связи с тазом и головой
- И далее в сросшихся крестце и копчике  (8-9 позвонков)  располагается Куб или свастика плодородия  Отца и Сына...
- Далее идут  (детские) йотированные буквы. Позвонков им не соответствует поэтому  и чисел у них нет. Это буквы обозначающие  только  переходы в кубе  «Отца и Сына», а все предыдущие знаки – это буквы двойного применения. Они применяются и в описании витков и обоих кубов.
 
    На мой взгляд  система Кирилла и Мефодия оптимальна во всех отношениях. Она  не слишком длинна, но при этом позволяет  записать максимум информации. Т ещё одно её прекрасное качество.
    Если заглянуть в харийские руны Каруницы (256 рун), то там (поначалу)  царит полная неразбериха, знаки следуют в непонятной очерёдности. Но как только я расставил их по алфавиту, стало многое проясняться. Сейчас я  успешно пользуюсь Каруницей  для расширения (углубления)  знаний об образах русских букв.

                10.     Не греческие они, не греческие

    Отдельно хочется  пару сказать о так называемых «греческих» буквах, и показать разницу на примере букв Ом и   Омега , которые часто путают с  «От».
    На рис.11 видно, что древне-русские буквы  Мо, Есть, и Земля получены из  харийской руны «Ом» (Женское начало)  Это всего лишь три её значения в трёх направлениях развития. А буквы «Ом» и  «От» - это знаки    М у ж с к о г о  начала (Отца). А то, что они похожи между собой, так они просто «близняшки»

                11.     Обще-Образные алфавиты

    Мне рассказывали, что в языках народов крайнего севера (кажется конкретно у чукчей)  есть до 70-ти названий снега., типа  снег на крыше, снег на поле, снег летящий, снег мокрый и т.д. Однако при этом нет просто слова  общего назначения «снег».   Ситуация скажем не очень симпатичная
   Нечто подобное  наблюдается и в древних рунических буквах. На рис.14 изображена  корректно без упрощений древнерусская буква «Како». Это I-десятичное с надетой на неё  горизонтальной буквой  «Людие». Очевидно вместо I-десятичной, можно подставить любую  из девяти букв  «I» из ряда рис. 15, и получить  9 различных «Како» для девяти различных столпов,  означающие начала для девяти различных миров,  А как быть, если нам требуется просто «Како» для любого неопределённого мира? В таком случае в древней (ВсеСветной) азбуке предусмотрен буква «Ка» (на рис. слева) .
   К чему я это говорю?
 Да к тому, что наряду с образными алфавитами у нас должны быть и алфавиты  Обще-Образные, «неопределённых»  букв или букв общего назначения
   Такую роль выполняют  Латиница и современный русский алфавит!
 У них тоже есть своя ниша и право на жизнь!
Они не безобразны, а Обще-Образные

                12.   а основе знака  «Веде» 

     И  наконец, представление русских букв в виде двух кругов «Веде», позволяет по графике написания уточнить смысл и значение древнерусских букв. Например,  на  рис.12 наглядно  видно, что  «П» большое  (обозначено синим цветом) означает точку покоя верхнего круга, а «п» «краткое» маленькое (обозначено красным цветом) – означает точку покоя нижнего круга.  Теперь случае  с буквой «Оспода» («О» с «П» О Да) рис.13 , сразу понятно, что  буква означает завершение второго цикла  верхнего круга и приход  снова в нулевую точку…