История Великороссов- Где ты был, Адам?

Левъ Исаковъ
ЛЕВ ИСАКОВ.
Курс  Великорусской Истории в систематическом изложении ЕВРАЗИЙЦА.
------------------------------------------------
ЛЕКЦИЯ 5. Где ты был, Адам?…
Я сознательно опускаю столь захватывающий период от   HOMO ANTECESSOR(1,5млн.)  до появления HOMO SAPIENS (40 тыс.лет д.н.э.) на континенте Евразии, оставаясь на общелапидарной позиции HOMO ERECTUS, т.к. в целом вся Европейская ветвь HOMO ANTECESSOR  в настоящее время отведена от магистральной линии антропогенеза, а Азиатская зависла в какой-то неопределённости как по её генезису, ставшему столь проблематичным в настоящее время в свете материалов молекулярной генетики, так и  по отсутствию массового полевого материала исторического контакта Восточного и Африканского центров антропогенеза в период между 180/ 40—28 тыс. д.н.э., заложившего основы Монголоидной и Большой Австролоидной Рас…
Открытие наличия HOMO SAPIENS  на Африканском Роге 200—180 тыс. лет назад обесценили с точки зрения итогового антропогенеза весь европейский материал. Этот столь богато проработанный для данного периода регион (не менее 200 лет общеевропейских научных штудий ,  и где – на собственных лужках и огородах) ныне медленно никнет и увядает  – СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРОШЁЛ ГДЕ-ТО СТОРОНОЙ : великолепные  европейские достижения в каменной индустрии лишь раритет, оставленный сторонним дядей без потомства племянникам; и те по аналогии его биографии пытаются писать историю отца, кости которого с удостоверением личности выкопали кто-то и где-то, и совсем далеко…Прежде описываемый внешне—морфологическим образом, в том числе и преимущественно через орудийную деятельность, медленное движение материальных тел и только еле колышащеяся над ними поверхность социального – но как бы в дуновении исторического, сейчас он выводится на усмотрение из тени только как порождение миллионно—вьющихся  генных линий и аллелей; и это не история, не человеческое – это опускание на уровень стрикций желудочного тракта, но только глубже, в тьму позвоночника, где белок есть—человеческого нет .Здесь я приглушаю свою флейту.
Но существенно важным становилось  другое: теоретический уровень оценок сместившегося начала антропогенеза сапиентной линии утверждаясь по материалам Р.Лики на эпохе 450—400 тыс.лет необходимо выводил за пределы процесса не только европейскую, но и уже достаточно утвердившиеся африканскую(родезийский человек) и азиатскую(солойский человек) морфологические линии того же НЕАНДЕРТАЛЬЦА, выдвигая головоломную проблему, которая скрытой миной лежала под всем построением в далёкой Денисовской пещере на Алтае – почему развитые Премигениусы Африки и Евразии не участвовали в узком антропогенезе, а архаичные «денисовцы»,  параллельное следование синантропам Азии участвовали; впрочем, как и последние?
Само по себе открытие Р.Лики имело характер ярко выраженной случайности ; той иголки в стоге сена, которая нарушила всё и настолько, что её более десятка лет не признавали, пока совпадающие данные инструментальной датировки и генной экспертизы не подтвердили, что это самый близкий родич—архантроп современному человеку, разом пронзив всё наличное столь хорошо построенных линий от Кениапитека до HOMO SAPIENS  . Но и сами авторы открытия, точнее генной идентификации, попадали в неприятное положение.  В 1960—70-х годах Британское Королевское общество, основываясь на прогрессе исследования генофонда современного человека, выдвинуло проект установления даты выделения гоминидной линии из  мира млекопитающих чисто естественнонаучным путём, по частному от деления наличного объёма накопленных генных флуктуаций  на теоретически установленную среднюю скорость  спонтанных изменений. Можно было заранее предусмотреть итоговый неважный результат такого эксперимента уже вследствие отсутствия в условиях его проведения учёта  в общем очевидного неприродного  ЦЕЛЕСООБРАЗНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 2-Й ПРИРОДЫ, т.е. СОЦИАЛЬНО—ОБЪЕКТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО ОТБОРА… Что в общем и случилось, в целом обнаружилась предельная неравномерность протекания процесса, делавшая невозможной достижение поставленной цели, но тем не менее был получен важный побочный результат – всемирный антропологический материал ДЕМОНСТРИРОВАЛ БОЛЬШЕЕ СРОДСТВО, НЕЖЕЛИ ТОЛЬКО ВИДОВОЕ – ВСЁ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫСТУПАЛО КАК БЫ В ОДНОМ КРОВНОМ РОДСТВЕ. В общем, генетика свидетельствовала, что где-то 100 тыс. лет назад на земле /по предположению англичан –  в Западной Африке/ проживала Палеолитическая Ева, от потомков которой произошло всё современное человечество. Вопрос об Адаме остался открытым… Результат Р.Лики, вроде бы подтверждая общее положение об единстве человечества – полностью расходился в частности: «митохондриальная Люси» была в 4-е раза старше «Евы». Летела напрочь теория «молекулярных часов», особенно для отдалённых и всё более важных в теоретическом плане стадий процесса…Антропологи и Палеонтологи как-то умалчивают о «достигнутом единстве теории с практикой» для данного случая. И тем более не повернули его обратной стороной к очевидному выводу :  ЗАКОНОМЕРНОСТИ 2-Й ПРИРОДЫ,СТАВШИЕ ВЕДУЩИМИ С РУБЕЖА  1—0,8 МЛН. ЛЕТ/овладение огнём/ ЗАМЕДЛЯЮТ ЕСТЕСТВЕННО—БИОЛОГИЧЕСКИЕ ВПЛОТЬ ДО ПОЛНОЙ СТАГНАЦИИ…Остаётся только передёрнуть карты – и в последних публикациях «Люси» стали титуловать «Евой»…
По «откату» приходится обращать в «премигениуса» всё предшествующее этой дате с момента расхождения «генетического компаса» т.е. все нисходящие линии HOMO ERECTUS 1,5 – 0,5 млн.  лет; и только «генным ситом» вылавливая из них карася—PREMIGENIUSа  ,т.к. общая «типологическая стёртость» Шельских и Ашельских орудий этой поры исключает внешнюю , и тем более убедительную классификацию «предшествующего»  человека «по делам его», если только не полагать в том однозначного следствия наличия Общего  Человечества… И это естественно  в минус: навигация в социально-биологическом поле, и в нарастающей степени социальном,  по биологическому компасу.
Но сложность обозрения и подхода не только и не столько в этом : если африканские находки отодвинули европейский материал с подиума всеобщей Эталонности Антропогенеза , и великолепная техника классического палеолита французских школ только региональное достижение и тупиковое при этом – то они не могут и долго не смогут исключить европейских и тем более евразийских материалов в качестве главной основы и всеобщей модели Всемирного Культурогенеза, более важной для постижения человека. Не родство его с тем или иным Бесхвостым Прадедушкой, что более отдаёт Генеалогией Избранных Родов – а как единства его биосоциального с той, всё более изолирующей от физической среды обитания , рукотворной и воодушевляющейся  «2-й Природой» . Это единство наиболее изучено и демонстрируется именно на европейском и евразийском материале; как вследствие его изученности, так и потому, что он являет процесс в наиболее драматической форме, которая раскрывала и типологические черты и меру их сохранения, в антропологическом плане вплоть до границы крушения антропогенеза и сваливания в биологическую адаптацию. Более того , здесь биологическое и социальное сошлись в решающей последней схватке за будущее вида в особо грозных катаклизмах среды обитания – и победило социальное.
Итак, лапидарно для галочки, как выглядел процесс в свете сиюминутных представлений хотя бы Эдальфо Карбонелла, открывшего архантропов Атапуэрки.
Около 1.8 млн. лет назад в Закавказье(Дманиси, Грузия) обитал вид HOMO ERECTUS, открытый Лордкипанидзе и получивший немедленно признание как HOMO ERECTUS GEORGICUS .Право, в этом событии кроме естественного уважения к превосходному результату коллеги вызывает интерес та всеобщая радость грузин тбилисской национальности Первым Грузинским Архантропом, как будто они разглядели в нём Первого Вахтанга—и немедленное включение АЗИАТСКОЙ НАХОДКИ В ЕВРОПЕЙСКИЙ АНТРОПОГЕНЕЗ западным научным сообществом. Невольно думаешь, что построениями Западных коллег в данном случае руководило неудержимое желание поддержать Антирусскую  Грузию… хотя бы в палеолите.
По представлениям Э.Карбонелла, на основе HEG 1,3 млн. лет назад оформляется вид HOMO ANTECESSOR   1,2—1,1 млн. лет назад обитавшая в районе Атапуэрки в Галисии(Испания).
Около 0,5—0,4 млн. лет назад на её основе оформляются HOMO SAPIENS, местом обитания которых по долгим скитаниям(если не только читать, но и думать над прочитанным) становится Восточная Африка вместо ближней Западной… И Гейдельбергский Человек, устремившийся в противоположном направлении на Север и Северо-Восток, где его и нашли в сердце Западной Европы; и ставший исходным звеном в долгой эволюции Классического Неандертальца… Впрочем выставление HOMO SAPIENSа на первое место, это очевидное обращение внимание на зыбкую тень, в момент явления вполне скрытую в колеблющемся море филиаций Единого Стадиального Состояния; ничем кроме некоторых отличий в строении черепа и  конечностей от них не отличимой; и совершенно не осознающей своей инаковости…
Следует особо подчеркнуть: выделенный на основе европейских материалов тот искомый недостающий тип человеко-обезьяны , неандерталец, оказался представителем не вида, а общего стадиального уровня;  присутствующим на всех континентах, в разных ипостасях, сейчас именуемый для Европы HOMO SAPIENS NEANDERTHALENSIS, для Африки HOMO SAPIENS RHODENSIENSIS, для Азии HOMO SAPIENS SOLOENSIS; неандертальский, родезийский ,  солойский…  Т.е.  в совокупности задающий общую типологию  наличной  Ойкумены.
Антропологи середины 20-го века отмечая некоторое различие представителей территориальных доменов: неандертальский человек был более массивен, родезийский несколько грациальней, солойский выглядел более архаичным – тем не менее уже твёрдо встали на позицию признания его включённости в «человечество» ; а на морфологическом сходстве утвердили и прямое стадиальное участие африканской и ,возможно,  азиатской ветвей в антропогенезе HOMO SAPIENS SAPIENTIS , как окрестили человека современного типа в отличие от популяции исторического прототипа т.н. кроманьонского человека , с которым его долго отождествляли вплоть до названия  последнего HOMO SAPIENS . По биологической терминологии мы как будто «дважды умные» или «умные в квадрате» , что вообще-то наводит на подозрения и усомняет… Какое-то глухое возражение вызывало только соучастие в прямом антропогенезе европейских PREMIGENIUSов. Впрочем, последнему никогда и ни в чём не везло…
Исторически он был открыт совершенно не во время – до великого покровителя обезьян Чарльза Дарвина, и за десятилетия до шлейфа своих предков и окружения, феноменологически; и не тем человеком, интуиция которого превосходила уровень современной ему науки, а столь необходимый научный вес вполне отсутствовал – кто же принимает в расчёт студента… Когда гимназический ассистент-преподаватель И. Фульрот осмотрел останки ,найденные в известковой пещере долины Неандерталь близ Дюссельдорфа, неполного скелета какой-то особи—он сразу и самоуверенно оценил их как очень древние человеческие, хотя и очень диковинного вида; но и мало того, разгласил свой вывод в научной периодике… Профессора и цензовые университетские преподаватели очень не любят , когда их просвещают студенты в их ремесле, особенно публично и на экзаменах ,и на выскочку обрушился не кто-нибудь, а сам знаменитый естествоиспытатель, антрополог и анатом Рудольф Вирхов, в блестящем разборе не оставив камня на камне ни от «неандертальского человека», ни от И. Фульрота. Разобрав по косточкам заявленный материал, и опираясь на обнаруженное патологическое изменение ряда костей, грубую форму черепа при большом объёме черепной коробки, основатель современной медицинской и судебной патологоанатомии наглядно продемонстрировал:
—что это никакой не «допотопный» , а вполне современный субъект;
—что он родился в семье алкоголиков, от которых унаследовал дегенеративный облик;
—в детстве болел рахитом, что вызвало искривление ног, усиленное постоянной ездой верхом в последующей жизни,
—в последние годы жизни у него развивался артрит, вызвавший частичную деформацию верхних конечностей;
— из-за природной агрессивности, вызванной патологией лобно-височных долей он часто ввязывался в драки, и получил несколько сильнейших ударов по голове, ставших причиной особых шишкообразных наростов;  особенно большого в затылочной части…
По итогу: это донской казак, вступивший в Германию с русской армией в 1814 году; добравшийся до Рейна; там напившийся до одурения рейнского вина, забравшийся в пещеру – и к общему удовлетворению испустив в ней дух…Всё!
Фульрот был погребён под ворохом отброшенных костей вплоть до того, что не желая скандальной известности директор гимназии отказал ему от места…Только нарастающий вал открытий «донских казаков», рассыпавшихся от Крыма до Корнуолла и от Бельгии до Гибралтара заставил научное сообщество нехотя признать принадлежность неандертальца к роду HOMO на положении парии, свойством с которым скорее стыдятся; в оценках крупнейшего специалиста по нему Марселена Буля , третировавшего объект своих научных интересов за «звериную внешность этого мускулистого нескладного тела, и головы с тяжёлой нижней челюстью, которая указывает на преобладание чисто животного начала над функциями разума»… Занятно, что именно в эти годы, когда М.Буль завершал издание своей эпохальной 3-х томной монографии о неандертальцах, молодой американский автор Джек Лондон начинает награждать героев своих романов тяжёлой челюстью, как выражением непреклонной воли Белого Человека – и такой же , как его собственная челюсть.
Поразительно не отразившееся в этом неприятии заблуждений и пристрастий века, которые были и будут, и следы которых присутствуют и в личной и в профессиональной судьбе учёного – поразительно и неприемлемо утратой учёными в данном случае первейшего условия профессионализма: рутинно-ремесленнической добросовестности , ТРЕБУЮЩЕЙ обозрении ВСЕГО КОМПЛЕКСА НАЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ или сознательного и оговорённого их сокращения до того, что полагают существенно важным; требования, следуя которым вполне ординарный и незнаменитый Уильям Кинг из богом забытого Куинс-колледжа в Голуэе(Ирландия) сразу оценил неандертальские окаменелости как остатки человека вымершего вида, оставаясь вполне согласным с общим мнением, «что мысли и желания, некогда в нём рождавшиеся, никогда не возносились над животным уровнем»…
Р.Вирхов как-то отвернулся от различия в верхних конечностях неандертальской особи, что сразу настраивало на усмотрение прижизненной патологии одной из них; и именно той, по которой он диагностировал остальные. Он отмахнулся от свидетельств о древнем возрасте обвала, закрывшего вход в пещеру, полагаясь  в хронологии только на большой «современный» объём черепной коробки – но спасибо и за это…
М.Буль, опуская «неприятного субъекта» на уровень «продвинутой обезьяны», исключил из рассмотрения даже столь бросающийся в глаза большой объём мозга, в 2,5—3 раза больший , чем у известных ему понгид (1400—1600 куб.см. против 400-550 куб.см.), и превосходящий даже средний объём мозга современного человека(1350 куб.см.); и полностью пренебрёг свидетельствами артефактов развитой изощрённой каменной индустрии, окружавших его объект …
Но и Луис Лики, открытие которого Африканского центра становления человека революционизировало палеоантропологию, в своём неприятии Европейского Премигениуса был столь же традиционен, как и все прочие…
Только в 1955-57 гг.У. Страус и Дж. Кейв , проведя повторную экспертизу останков костяков из Ла-Шапель-о-Сен, послуживших основой выводов М.Буля, установили его предвзятость: те «антропологические нонсенсы» оказались следствием вполне человеческого возрастного артрита – но почему-то исследователь предпочёл базироваться на Одном из Пяти скелетов, и предпочёл 1-н дефектный стариковский  4-м другим, вполне его построения опровергающим…Окончательно реабилитировали беднягу студенты Колумбийского университета в 1960-м году: на подъёме борьбы с расовой сегрегацией они распостранили её и на палеоантропов, усмотрев расистскую подоснову в  принижении неандертальца – и вступились за его права. Вставив искусственные накладки на зубы, имитирующие прогнатность,  закрепив подложки под колени для создания полусогнутой походки и надев костюмы, покупаемые мусорщиками, они начали разъезжать по нью-йоркской подземке – по их отчёту за неделю эксперимента на них обратил внимание только один полицейский , который подойдя, долго и внимательно  присматривался, наконец  сплюнул  и подвёл итог своих наблюдений фразой:
—Ну и морды у этих негров!...
…кстати в полном соответствии с выводами Страуса и Кейва: «Если бы его можно было воскресить и поставить на платформе Нью-Йоркского метро… он вероятно привлёк бы к себе не больше внимания, чем иные наши современники»  —профессора преимущественно излагают студентам то, что есть на самом деле! Не надо только перехватывать их по пути на обед с сообщением о пойманном вами «снежном человеке» Бори Поршнева…В настоящее время «неандертальский неудачник» опять вернулся в состояние кануна 1955 года.
Таким образом, около 200 тыс. лет назад окончательно сформировался тот тип историографического PRIMIGENIUSа, который занял всё стадиально доступное пространство Старого Света от Дакара до Явы и от Наталя до Южной Скандинавии; и Северо-Западной Европейской ветви которого пришлось испытать последний сокрушительный всплеск ярости планетарной стихии на поднимающийся социум – Великое Обледенение 125-45 тыс. лет д.н.э. Его причины неясны, как и не вполне прояснён общий регион этой катастрофы : есть высказывания о перемене ситуации с Северным Полюсом, переместившимся в район между Гренландией и Скандинавией, но почему-то без заметной реакции Южного Полюса – впрочем, идея неравновесной пары сил, мотающих планету очень удобна для объяснения наступлений и отступлений Великого Льда…; высказывают предположение о катастрофической смене течений Мирового Океана, которые развернула Гипотетическая Суша… Это вопросы к Геологам и Геофизикам – во всяком случае в отношении предыдущего и последующего распределения ландшафтно-климатических зон мир приобрёл совершенно диковинной характер : Лазурный берег Ниццы уподобился норвежскому побережью, а на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа цвели магнолии ещё 20 тыс. лет назад.
Вероятно, удар был едва ли не запредельным; таким же, под которым рухнули и вымерли скандинавские насельники железного века в Гренландии к 1600 году, по концу существования европейских поселений выродившиеся из могучих викингов в карликов 130 см. роста, и только сточенные до узких полосок железа их мечи и ножи свидетельствовали о былой славе… —европейские  неандертальцы 100-тысячелетней давности выстояли!
В 2002 году по лукавому предложению дирекции МИПК им.И.Фёдорова мной был разработан курс «Прафеномены духовной культуры и мифологические основания идеогем европейского сознания» для студентов издательского и дизайнерско-графического профиля, работа над учебным пособием к которому начинала выливаться в обширную нетривиальную монографию. Первая и существенно важная часть была набрана, вторая отложилась в рукопись, третья оформилась в «планово-текстуальную рыбу» — не раскрывая всего содержания и результатов работы( последние оказались в чём-то неожиданными и для меня), укажу только, что возникал единственный в своём роде труд по всему комплексу становления духовной культуре , мифологическому сознанию и полному корпусу индо-европейского мифа в «диахроническом и синхроническом плане», как любил говаривать ак. О.Н.Трубачёв… Но в  разгар работы её объём и значимость устрашили как администрацию Колледжа так и рецензентов, кафедру философии МГУП, почти хрестоматийную г-жу Пронину/вполне натуральную, не излитературенную, с инициалами Е.Н./  – тему   закрыли, завершить её едва ли станет времени… Привожу из неё тот фрагмент, который прямо касается нашего злополучного субъекта.

           Оформление прафеномена духовной культуры и его контуры в эпоху среднего палеолита.

Конституирование духовной культуры происходит в момент осознания духа своей противоположности материи, т.е. в момент осознания если не противостояния, то "со-участия" с ней в явленном богатстве мира.
Это не значит, что предыдущая орудийная деятельность являлась духовно внекультурной — исследователи давно замечают наличие в ней не одной только прикладной и узко целеположенной стороны, но и некоторой избыточности, несоотносимости единственно к целеполаганию всех этих скребков, остроконечников, рубил, которые отмечают весь длительный период становления НОМО HABILUS  (питекантропа) и НОМО ERECTUS  (синантропа).
Стремление к уравновешенности, симметричности форм; малофункциональная красивость шелльских, ашельских и особенно раннемустьерских каменных орудий прямо свидетельствует о наличии иной, эстетической составляющей этой деятельности; о культурной соотнесенности,столь            волнующей в биологизированном мире рождений, поеданий, смертей.
Более того, заметно всё более выразительное расхождение пракультуры от биологического основания:исследования 20-го века прямо свидетельствуют, что господствующее в 19-м веке стремление связать каждый виток в культурно-орудийной деятельности как опосредование антропологического изменения в общем неверно и существенные изменения в морфологии архантропов раннего и среднего палеолита(2 млн. – 125 тыс.лет назад) никак не связывались с культурным прорывом в окружающий мир, и обретение огня происходит до морфологического преобразования питекантропа(HOMO HABILUS)  в синантропа(HOMO ERECTUS), так же как неандертальский человек(HOMO PREMIGENIUS) , не видоизменил , а продолжил      мустьерскую технику обработки камня своего предшественника ERECTUSа…
            В то же время этот духовно-культурный  компонент был связан, ограничен, огрублён той нераздельной связью с прикладным характером орудийной деятельности, в составе которой он оформлялся и через которую выражался; следовал ей как определяющей данности;  был скован и погружен в кремний и базальт целеположения к  иному  т.е. ограничен, неразвит, легко утрачиваем, как не самодостаточный и присутствующий  сторонне в рамках судьбы иного, что нередко и прослеживается при смене функциональных технологий, когда техническая новация нередко сопровождалась не только крушением выводимой из оборота каменной технологии, но и обретённой в ней эстетической формы.
Только с постижением духом своей несводимости миру и обретением культурно эстетическим инстинктом опоры в развитии этого представления духовное творчество стало суверенно и непрерывно,, даже в рамках парадоксов восхождений к крушениям.
Конституирование духовной культуры осуществилось в тот момент, когда человек отделил себя в своих представлениях от мира, сразу и навсегда разорвав путы биологического. Животные, их мощные выразительные представители: тигр , лев, барс—  в своей охотничьей деятельности проявляют все зачатки праинтеллекта : планирование, предвидение, выбор эффективных способов и стратегий — они только не выделяют себя из окружающего охотничьего пространства, испытывают все превратности судьбы как его часть; только человек вступил в исторический диалог с ним, через который открывается  "звездное небо надо мной, и нравственный закон внутри меня (И. Кант)".
Этот исторический, истинно человеческий прорыв начался около 100 тыс. лет назад, в эпоху неандертальского человека.
Судьба, казалось, впервые обратила внимание на ползавшее по просторам Старого Света существо, все более возобладавшее над ее стайными наскоками, и подвергла его комплексному испытанию, после солнца саванн и ярости саблезубых хищников обрушив лед и арктическую стужу великого евразийского оледенения 125 тыс. — 40 тыс. лет назад; и  вступив в великую зиму с мустьерской каменной техникой, мало отличимой от орудий живущих в изобилии тепла и туш африканских архантропов, и с брезжущими надеждой навыками огня, он вышел гордым победителем на берег своего расцвета.
Огрубление общего облика, усиление реликтовых черт могучего быстрого зверя, выразительно явленное в мускулатурных гребнях костяков и скошенных черепах    неандертальцев    прямо    свидетельствует  о  тяжести    удара, опрокидывавшего прачеловека в пропасть биологической деградации: специализацию в агрессивное хищное существо. Следы массового каннибализма на стоянке Крапина в Югославии, и в пещере Ортю во Франции прямо свидетельствуют, что давление внешних обстоятельств не прошло бесследно: прижизненные раны на костях, нанесённые несомненно искусственным оружием подтверждают, что человек  нередко становился объектом охоты для себе подобных, мясом в прямом смысле, даже в нарушении внутривидовой солидарности, присущей млекопитающим; обращался зверем, худшим, чем волк среди волков.
Но определяющим стало то, что архантропы встретили это наступление природы не подчинением, а отпором; не следованием ее закону специализации  к условиям обитания, а яростным противостоянием восставшего универсального вида. Воистину, это была Прометеевская вспышка в сгущающейся тьме, ведь только к Универсуму притечёт вся полнота Мира…
Коллективная охота на громадных приледниковых животных,
обеспечивающая необходимое интенсивное потребление белков для жизни в
арктическом климате – мамонты , шерстистые носороги, пещерные медведи и
овцебыки пошли по пути увеличения геометрических размеров, когда
возрастание объема и массы тела в 4 раза ведет к увеличению теплоотдачи'-
только в 2 и ... стали мясными консервами двуногих еретиков; одежда из шкур
животных, сначала распашная, потом сплошная сшивная; перемена образа
жизни, с переживанием холодного времени года в пещерах под защитой огня и
даже в искусственных жилищах возведенных в их глубине, и откочевкой на
временные охотничьи стоянки в тундре с легкими каркасными жилищами,
крытыми шкурами зверей, где интенсивной охотой создается зимний запас
продуктов; открытие витаминосодержащих противоцинготных средств;
создание новой орудийной техники Леваллуа получения острых отщепов из
оформленных ядриц-заготовок "нуклеусов", благодаря которой выход режущей
кромки из равного по весу кремня увеличился в 5 раз и охотники могли теперь
восполнять потери и поломки оружия из носимого запаса заготовок вдали от
мест добычи камня— вот ответ великого мятежника на вызов судьбы!
Можно полагать, что само противостояние природы человеку высекло ту искру в сознании о вне-природности человека, из которой началось великое неслияние. В самый разгар вюрмского оледенения (75 тыс. — 45 тыс.д.н.э.) 66 тысяч   лет   назад   появилось   материальное   свидетельство   об   отделении неандертальским человеком себя в своих представлениях от мира – природы : древний человек начинает совершать обряд захоронения умерших сородичей.
Животные не знают обряда захоронения, т.к. преимущественно не осознают факта смерти; осуществляемые иногда некоторые действия: охрана трупа, наблюдаемые изредка у слонов случаи обкладки павшего животного каменными плитами скорее являются попытками защитить "уснувшего" собрата, некоторые исследователи видят в них инстинктивную заботу о санитарной чистоте места обитания — последнее впрочем спорно: среди млекопитающих более распространена самоизоляция в предчувствии смерти, козы, собаки перед кончиной скрываются, это же отмечено и у слонов.
Уже сама посмертная обрядность означает наличие осознания дискретно значимой единицы жизни, выделенной из природно-мирового потока, утверждает её особой, инаковой среде.
Сам обряд похорон имел выразительно-значимую символику.
- Неглубокие ямы-могилы в дальних отделах пещер обычно круглой формы и часто присыпаны- природной красно-оранжевой охрой.
- Умершие: мужчины, женщины, дети — лежат в искуственной позе, на боку, чаще всего в положении эмбриона, для чего их. вероятно специально связывали.
    Костяки часто ориентированы в направлении Восток-Запад, что естественно рождает мысль о наличии какого-то солярного представления (к сожалению, почти нет указаний, тем более статистики об соотношении задающих направлений, восточном или западном, таких ориентации," их группировок по территории Евразии). Серьезным подтверждением солярной версии служит захоронение неандертальского мальчика в пещере Тешик-Таш в Таджикистане: круглая могила окружена 6 парами рогов горного козла, соединенных лобовой костью. Вкопанные вертикально изгибом наружу они образуют выразительную фигуру раскрывающихся лучей, но и как бы тычинок цветка, и едва ли не ставят вопрос о 12 годовых полнолуниях или новолуниях…
Обряд   захоронений   свидетельствует   об   радикально   нарастающей
перегруппировке общественных оценок на роль и значимость человеческого индивидуума в коллективе.
В пещере Шанидар на севере Ирака было найдено стойбище необычного сообщества "цветочных неандертальцев", которые выстилали могилы сосновой хвоей (аналогично использованию еловых ветвей в обряде северных русских похорон), а останки покойных закладывали цветочной массой, среди которой было много лекарственных растений: особенно впечатляла могила "мудреца", необычно  пожилого  неандертальского  мужчины,  пережившего  40  лет  с врожденным недостатком — недоразвитой рукой, и слепого на один глаз ; и   упокоившегося в окружении молодцов, ни один из которых не пережил 24 лет. Не менее необычным было захоронение в пещере Ла-Шапель-о-Сен (Франция);   / положенный в него мужчина-"патриарх" 42—44 лет при жизни страдал артритом, а в последние годы не мог самостоятельно питаться, утратив все зубы кроме двух, и чтобы поддержать его существование, сородичи должны были,предварительно   разжевывав  пищу,  передавать ему изо рта в рот. Что побуждало сообщество  так бороться за их существование, столь бесполезное в век "дубины и клыка", как то назовут последующие цивилизованные  поколения ?
Можно утверждать, что в этих коллективах, иногда соотносимых с создателями специфической   техники   обработки   камня   кина-ферраси,   признававших ценность   жизни   в   отход   от   биологических   факторов   (сила,   ловкость, добычливость) уже несомненно утвердился запрет на каннибализм в рамках собственного коллектива и не накладывалось ли тем предрасположенности к переходу от эндогамных внутриколлективных к экзогамным межколлективным бракам, первой форме обмена между человеческими сообществами — обмену генофондом?
Это   новое   воодушевляющее   представление   немедленно   становится инструментом преобразования мира — пока иллюзорным способом, переносом на него духовности. В 1917 году Эмиль Бехлер открыл в пещере Драхенлох в Швейцарских Альпах ритуальное погребение уже не людей, а пещерных медведей: в квадратном каменном ящике были похоронены 7 медвежьих черепов, ориентированных на вход в пещеру; еще 6 лежали в специальных нишах в глубине подземелья. Огромные медвежьи головы были принесены издалека на высоту две с половиной тысячи метров к границам ледников ценой немалого труда и даже риска. Этот обычай широко распространился в неандертальских коллективах: в пещере Регурду во Франции найдена ритуальная могила черепов и лап 20 медведей, в обеспечение сохранности прикрытая каменной плитой почти в тонну веса.
Естественно   предполагать,    что    комплекс    такихпредставлений поддерживается и развивается средствами интеллектуальной коммуникации языка — увы, вопрос о последнем выглядит достаточно .дискуссивным. Внешние морфологические признаки неандертальского человека:    неустойчивость    подбородочного    выступа,    обеспечивающего языковую артикуляцию, в различных линиях его антропогенеза; грубый характер верхних конечностей, где противопоставление большого пальца, обеспечивающее тонкие, уже ручные операции, лишь едва означено; наконец, уплощенная и скошенная форма лобных долей черепа, где находятся ассоциативно-тормозные центры и осуществляется фиксация памяти — делают такое предположение сомнительным. В то же время увеличенный размер и вес мозга (до 1600 г — выше среднего у современного европейца), и заметное развитие задне-гвисочных долей свидетельствует о далеко зашедшем продвижении такого рода. Известно, что интенсивное овладение языком у современных детей начинается с периода, когда их мозг достигает веса ~ 750 г (т.е. с конца 1 года жизни). Ф. Коби, исследуя останки неандертальцев, обнаружил еще одно косвенное подтверждение наличия  праязыка у архантропов: судя по царапинам на зубной эмали, оставленным каменными ножами, которыми во время еды подрезали закушенное мясо, неандертальцы были уже праворукими, что из  всех млекопитающих присуще только человеку,и связано с оформлением затылочных разделов головного мозга, где находятся центры речи (Центр Броха).
В 1971 г. Ф. Либерман и Э. Крелин, опираясь на эти результаты и реконструировав голосовой аппарат неандертальских людей, сделали попытку восстановить   звучание   неандертальской   речи.   Они   обнаружили,   что неандертальцы имели сокращенный запас фонем; не выговаривали "г" и "к"; а состав гласных ограничивался звуками "ы", "э", "ыа", "эа".
Еще  более   выразительно   ограничения  морфологии   сказались     на художественно-образной стороне культуры: неандертальцы не оставили каких- либо осмысленных рисунков, объемных фигурок, кроме самых простейших. Так, в пещере Тата в Венгрии найден кусок слоновой кости, которому придали овальную форму, потом заполировали и выкрасили охрой. Изредка находят процарапанные кости, иногда со сквозными сверлеными отверстиями. На стенах пещер встречаются волнистые линии , получившие у мечтательных  студентов название "неандертальские макароны",  форма и изредка цвет использованной голубой глины рождают аналогию с водной стихией. На стоянках неандертальцев нередко находят запасы красной и желтой охры, синего окисла марганца; растолченных или в палочках со следами потертости о кожу, может быть поверхность тела при ритуальной разрисовке.
Кажется, в изобразительной сфере морфологические особенности древнего человека положили особенно жесткий предел его устремлениям — в совокупности характеризуется антропологами как неосознанная и инстинктивная, подобная той, как учащийся начальных классов добавляет гвоздиком свою царапину на парте к трудам предшественников, повторяя, так сказать, пути человеческие ...
Или проблема лежит в идеологической ориентации, когда рождающаяся мифологема представляется  неразрывно слитой с природным объектом, укоренена в нем как "всамделишная" во "всамделишном", наличествует только как сущая в сущем—человек  наполняет своими воззрениями предметы мира, а не материализует   идеогемы   искусственной   предметностью.   На   фоне   того символизма, что несет неандертальский похоронный обряд , это кажется более убедительным, нежели утверждения, что неандертальские рисунки отсутствуют  по причине неспособности архантропов к ним — знаменитые художники-шимпанзе из Нью-Йоркского, Дрезденского и Лондонского зоопарков наглядно демонстрируют обратное : даже при 650 г головного мозга рисуя без всяких комплексов всеми четырьмя лапами.
К сожаления; между 55 и 35 тыс. д.н.э. простирается огромное белое пятно, покрывающее последние тысячелетия антропогенеза HOMO PREMIGENIUS  и создающее "неандертальскую проблему" :  сам ли неандерталец трансформировался в человека современного типа,и некоторые признаки начала такого продвижения несут останки т.н. схульских неандертальцев из Палестины и об общей предрасположенности к которому свидетельствуют костяки Эрингсдорфского и Родезийского человека; или где-то в тени слишком звероподобной ветви развивался и расцветал боковой побег HOMO SAPIENS…
Сама по себе "неандертальская проблема" имеет большое системообразующее содержание — может ли морфология человека изменяться под влиянием тех элементов культуры, которые не соотнесены со всеобщим характером внешней природы? Сложились две линии в исследовании данного вопроса.
- Сторонники прямого участия HOMO PREMIGENIUS   в антропогенезе полагают , что современный человек явился продуктом ускорившегося морфологического изменения неандертальцев, особенно с переходом от эндогамного к экзогамному браку, когда изолированные ветви архантропов вступили в интенсивный обмен генофондом, стимулировавший процессы видовой перестройки.
- Их противники, отмечая малую изменчивость архантропов от НОМО HABILUS  до HOMO PREMIGENIUS   считают такое стремительное преобразование  невозможным, т.е. настаивают на примате биологической эволюции в становлении HOMO SAPIENS : любопытную гипотезу такого  рода выдвинул профессор Харди (Англия), который, ориентируясь на равномерность жировой прослойки современного человека, наличие автоматизма дыхания, необычайную способность новорожденных детей к плаванию, утверждает, что современный человек оформлялся не в воздушной, а в водной стихии неглубоких теплых морей и астуарий больших субэкваториальных рек.
Важно то, что уже не может быть поколеблено конкретной эмпирией спора:
—неандерталец  овладел, точнее пережил, феномен прозрения духовной культуры; он начинает изменять свой образ жизни в соответствии с ее, а не природными ориентациями; он накапливает в общежитии черты «непрактичной» гуманности; он несомненно Человек. Его гибель — если она имела место — первый геноцид; и если она осуществлена руками HOMO SAPIENS  — это  первое родовое преступление и изначальный грех, лежащий на современном человечестве.
Если Первый Односкол был ключём человеку к двери из Темницы Природы; если Великий Огонь открыл ему Мир – то окончательно своим путём он пошёл только став Инаковым Всему…
Раздумчивый читатель уже заметил, что я как-то отстранённо наблюдаю за битвой антропологических пристрастий по поводу того от какой пары волосатых морд произошло то, что начинает  заявлять о себе в Третьем Лице «Се Человек»  – и вожделею того, в глухом уханье которого прослышу …Д-Э-Л-Э-А-Т-Ь !!!...Д-Э-М-Э-А-Т-Ь !!!.. И КОТОРОМУ КУДА КАК ЛЕГЧЕ БЫЛО СДЕЛАТЬ, ЧЕМ СКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ.
Но вот любопытно, как бы вы проглотили  дефиницию Общеевропейская Культура, окажись в глубинке Боснии где-то около Сараево , или в татарской деревне под Казанью, да ещё в компании рыжеволосого  шотландца в кильте с голыми ногами , и затянутого до ушей кабардинца в бурке и черкеске с газырями; и  под неодобрительным взглядом русского мужика в посконной рубахе-косоворотке – Скоморохи, что ли? Бесконечно более слитный Железный Век породил малайский крис, турецкий ятаган, кавказский кинжал, индусский копан, глядя на рассыпанное богатство форм которых язык не поворачивается сказать – всё одно Ножи… Вам не кажется, что это как-то странно выводить судьбу и историю Ойкумены из одного Рейнско—Пиренейского Захолустья, пусть привлекательно-героического, с надрывом, но только крохотная клякса на Полупланетном Пространстве от Спа в Бельгии до Соло на Яве? Безусловно связывая его по рукам и ногам свивальниками и пелёнками биологизма, т.е. уподобляя каким-то медведям, вы почему-то отказываете ему в другом качестве – медведи то бывают разные: гималайские, бурые, гризли, кадьяки , белые…
Эти вопрошания не к состоянию голов научного сообщества – к самой дорогой, собственной, к предыдущему тексту-фрагменту, вполне приемлемому, как обзорная панорама художника-иллюстратора, живописующего мир иной, но недопустимая как материал научной систематизации.
Уже самый общий взгляд на пространство материалов от Ла-Манша до Памира обнаруживает существенное различие на крайних пределах.Если западный европейский фланг достаточно закоснел, географически закалькирован с северо-запада на юго-восток условной диагональю Арденн—Аргонн—Альп—Карпат , то восточное его крыло как-то отстранённо зависает над пустотой: кроме Старосельской стоянки в Крыму неандертальское присутствие ничем не означено до Средней Азии, что тем более удивительно, когда палеолитический стол Кавказа уже становится признанной  благодатной нивой на период от 1,8 млн.лет назад и до…  Неандертальский материал там как-то не проявился, в то же время в 400-600 км. южнее он кипит всем богатством частностей  от Палестины до Памира. Почему-то не задаётся вопрос: какая причина остановила движение Ойкумены к северу вплоть до границы Великого Ледника, которая не перешла диагонали Волынский Кряж—Полярный Урал, и южнее её развернулось роскошное богатство огромной охотничьей провинции от района Средней Камы и Жигулей до Крыма ,Кавказа, Копет-дага, Памира о невероятной продуктивности которой свидетельствуют гигантские костища млекопитающих монстров Ледникового Периода…
В отсутствие общего вопрошания от сообщества можно полагать собственные попытки ответа на таковой.
1. От Исторической Географии. Длительное время те умирающие кусочки, которые присутствуют на современной карте, как Аральское, Каспийское, Азовское, Чёрное моря являлись единым водным бассейном от Алтая до Карпат, одним из названий которого было Сарматское море, соединение западного региона которого со Средиземным произошло только в 6—5 тыс.д.н.э. С точки зрения стратиграфии очень удобно представлять его включённым в систему Ледовитого Океана через мелководное море, занимавшее современную Западно—Сибирскую  низменность, связь с бассейном которой сохранялась вплоть до исторического времени через Тургайский переток. Именно эта система замерзающих морей отворачивала антропогенный поток с северного на северо—восточное направление, от Урала на Алтай и Восточно—Сибирское плоскогорье, где укореняется «3-й человек» эпохи вкупе к неандертальскому и сапиентному , «денисовец» Алтая. Это объяснение достаточно убедительно для обозрений наличной реальности, что «дождь идёт летом, а снег зимой», как следствие установленного факта наличия единого Евразийского моря, периодически обращавшего Крым в остров, а Кавказ в полуостров с северным побережьем по линии современной системы Кубань—Маныч-Гудило—Терек.
2.От Исторической Социографии. Невидимость присутствия неандертальцев в Охотничьем Рае Евразийского Средостения обусловлена только образом их жизни: в отличие от западной ветви, не имевшей выбора, кроме «осознанной необходимости» прятаться в Земле , их восточные собратья находились в ином положении и выходя на бесконечные равнины без ледового щита, изобилующие подвижными консервами, могли отойти от «пещерного идиотизма» ,навязанного западническим представлением, и перейти к жизни в лёгких, но удобных и тёплых покрывных жилищах типа шатра, яранги, юрты, вигвама, обкладываемых куда как более эффективными,  непродуваемыми шкурами мамонтов и прочего и прочего зверино-мохнатого собрата, переполнявшего тундровые просторы –  современный спальный мешок из оленьих шкур обеспечивает  ночёвку на снегу до  -20 градусов;  и даже в ограниченной практике Западного Палеолита свидетельства о  которых по столбовым ямам найдены в пещерах южной Франции. Полевые археологи знают , как неимоверно трудно найти какие-либо следы таких подвижных стоянок даже в случае наличия системы постоянных сезонных остановок – и недаром в нарушение канона идентификации их географическим маркером за 16-летний труд одна из таких промысловых стоянок древних охотников получила название по её открывателю: Стоянка Талицкого, уловившего 1.5.см. культурный слой в глубине 13-метрового раскопа… Знаменитые шатровые селища воронежских Костёнок последующей эпохи были открыты только потому, что являлись ПОСТОЯННЫМИ МЕСТАМИ ПРОЖИВАНИЯ, и столбовые опоры шатров из сшивных шкур делались из вечного материала –МАМОНТОВЫХ БИВНЕЙ, совершенно неприменимых для времянок сезонных откочёвок, подавляющее большинство которых пропали бесследно по причине полного разложения их материала: дерева и шкур…
И нарастающее предубеждение против заключений по аналогии «в огороде бузина,а в Киеве дядька»; и последующая практика проживания в этих ландшафтных зонах Сапиентного Человека, и этнографический материал современных северных присваивающих этно-культурных социумов убеждают меня в большой вероятности, и даже предпочтительности такого решения «нелюдимости» сердца Евразии на указанный период. Но… какой-либо археологический материал, подтверждающий иные формы бытийствования , кроме пещерных в предгорьях Крыма, Кавказа, Копет-Дага, Гиндукуша, Памира, отсутствует – и выразительная пустота пещер Волыни, Жигулей ,Урала заставляет здесь поставить многоточие…
Но методологически это настораживает в отношении и всего корпуса уже прояснённых культурологических материалов; и если разделить их «овец» и «козлищ» в самом первом, географическом смысле, то сразу проступает очевидное типологическое дистанционирование Европейских и Евразийских материалов.
При общем сопоставимом уровне каменной индустрии, некоторое различие возникает только в отношении использовании кости, кажется, на востоке она шире вошла в технический и бытовой оборот – в духовно—спекулятивных устремлениях разница вполне весома и представительна: западная похоронная обрядность по богатству артефактов заявляемых идеогем вполне очевидно уступает восточной. Она как бы повисает на границе необходимо—сущего : закрытый мирок социума –пещеры; культ охранителя-подавателя жизненных средств(медведь,…); культ предка-охранителя коллектива(череп в округлой каменой выкладке в нише пещеры Монте-Чирчео); отсутствие установившейся обрядности захоронений… Кроме замечательных одиночных могил «патриархов пещер Ла-Шапель-о-Сен, Регурду, в нескольких других почти символическое НИЧТО…Если развернуть материал по географической карте, всё наличное богатство неандертальского обряда живописуется западными авторами для Европы ТОЛЬКО НА ЕВРАЗИЙСКОМ МАТЕРИАЛЕ от Ливана до Памира.
Более того  вся СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ, В МЕРУ ТОГО , ЧТО ОНА ЯВЛЯЕТСЯ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛЛИНОЙ, не Бахтинским интеллектуальным примысливанием, выросла из найденной в 1920-х годах молодым исследователем Окладниковым замечательной могилы Тешик—Ташского Мальчика, космологический смысл ,заложенный в погребальный обряд которой лаконично равен всему многословию Теогонии Гесиода.
… Мать-Земля в космическом браке с Солнцем-Небом-Отцом рождают/ перерождают в своей крови-пламени-охре Человека в Мир Иной…
Я особо прописал «человека» с Заглавной буквы: будучи порождением Космических Начал он необходимо сопричастен Всемирно Значимому всем строем этой Космогонии …
Западный Брат так и не поднялся до уровня подобных умозрений.Его мир оставался на уровне Земли—Пещеры; и это типологически продолжалось и разрасталось, лишь перемещая границу от стены до Горы, Реки, Горизонта…
То состояние Космизма , Пронизанностью Всемирными Связями когда Звёзды над головой не далее всполохов огня; то, что Данилевский, Достоевский, Бердяев, Трубачёв постулируют мирочуственным основанием Исторического Этносознания Великоросса уже возникало в обозрении необъятных просторов великих равнин Евразии, на ладони которых человек равно близок Земле и Небу. Только отсюда можно было выводить те тончайшие интеллигенции к Сократу, Паскалю, Канту, к которым так тянется Западный Гений – и вопреки самому себе вынужденный принимать и усыновлять чужого ребёнка: просмотрите западные сводные издания, из всего археологического богатства русских и советских школ там присутствует только Тешик—Таш. И по единственной причине – в его исключение строить какую-либо Научную Культурологию бессмысленно; можно только её нафантазировать. Чисто европейский материал рисовал не более чем суеверия папуасов…
Это высокомерие к наличному, не укладывающемуся в заявленные дефиниции сыграло с западными исследователями изрядную шутку. Они как-то проглядели момент качественного перехода от «медвежьих гробниц» ЖИЛОЙ ПЕЩЕРЫ РЕГУРДУ, имевших камерный , внутриколлективный и узко человеческий характер – и величественного некрополя Дракен-Лох ; на 2000-метровом уровне вечных льдов  вознесённого над миром; и за всю историю существования НИКОГДА НЕ БЫВШЕГО ЖИЛЫМ…Вполне очевидная декларативная демонстрация отнюдь не редко приходящим людям – Всему Сущему. Это несомненно первая достоверная попытка распостранить нормы социума на МИР, прошла мимо внимания исследователей, как и ещё более «прафеномен» сознания, заложенный в этом акте: Обязательство Мира Себе – обращение локопал социума в Локопал-Держателей Мира в очень любопытном сопоставлении с восточным материалом. Тешик—Таш демонстрирует всем богатством своих возможностей Единство Мира и Человека – Дракен-Лох заявляет о претензии идеогем социума стать Всемирной Идеогемой …
В этом проступают итоги разного социального опыта насельников Дордони и Памира:
— за пределами пещеры Лёд—Смерть—Ничто, положенные горизонтом;
— за миром—МИР,там, где сходится Земля и Небо, и в их объятиях рождается Человек для жизни в том, ином мире.ЗА МОРЯМИ ЗЕМЛИ ВЕЛИКИЕ русского иносказания, если вслушиваться в его исходный смысл, в котором МОРЕ ОЗНАЧАЕТ СМЕРТЬ…
…Как мало ещё вычитана символика Тешик—Ташской Могилы-Материнского Лона…
Просматривая уже в сознательной недоверчивости разложенный материал, начинающий переливаться оттенками разнообразия типологических форм, можно сразу отметить: то «озверение» неандертальца, которое приписывали ему европейские авторы 19 века вплоть до видового каннибализма рептилий ДЕМОНСТРИРУЕТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ОСНОВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО МАТЕРИАЛА –ничего подобного разовому поеданию 17 особей стоянки Крапина в Словении Евразия не знает : уже само развёртываемое  размышление о МИРЕ—КОСМОСЕ вполне этому противоречит – и наоборот, ценностная ориентация на самодостаточность ЕДИНСТВЕННОГО СОЦИУМА выворачивается в этом акте как бы другой своей неотъемлемой стороной: Мифологема Единственного Социума в присущей ей форме Исключительности снимает естественно—природное  Табу на поедание представителей своего вида , разорванного Атомарными Социумами в Противостояние  Чужаков…
Последний вопрос , имёющий в данных рамках антропологического значение нарастания исторического: о наследовании/ненаследовании достижений и традиций столь развитого культурогенеза сапиентным человечеством; увы, тесно связанный с вопросом о путях смены PREMIGENIUS->SAPIENS.
В этом пункте «генетически—фатальный» идеализм, торжествовавший последние два десятилетия, вступил в непримиримый конфликт с морфологией процесса и терпит нарастающее крушение.Картина полностью отлична от цивилизованно-каннибальской очистки континентов «белокурыми африканскими бестиями от «тупиковых дикарей» — практика Евразии переполнена материалами широкой метисизации и длительного совместного проживания пришельцев/преемников и коренного автохтонного неандертальского субстрата от горы Кармел в Палестине, Старосельской пещеры в Крыму и до Денисовской Горы на Алтае, что отмахнуться от них уже просто невозможно. И уже начинаются подвижки : «генетический пуризм» сменяется признанием факта широкой метисизации, продуктами которой заявлены 86% современного человечества.
Очень заманчиво с этой точки зрения представляется решение одной из загадок генезиса HOMO SAPIENS – он заявляется сразу расово-разделённым…Не проще ли увязать этот вопрос с метисизацией пришельцев различным региональным генофондом, нежели искать решения в паталогиях потомков «Люси».Тем более, что оформление меланезийской подрасы участием «денисовцев» уже доказано и генетически? И любопытно, что районом становления большой негроидной расы являются по палеоантропологическому материалу районы Южной Европы от пещеры Гримальди в Италии до Верхневолжья, Сунгирские насельники которого имели черты негроидности; а селища  Костёнок на Дону были многорасовыми…Как и естественно выглядит  становление большой монголоидной расы метисизацией пришельцев потомками синантропов—что, кстати, тоже подтверждает присутствующий у современного человека их генный материал…
А где же Заповедное Поле Белого Человека? Оно в ту пору пребывало в Африке,койсанские и особенно пигмейские народцы которой по сей день отличаются очень светлой кожей при рождении…И автохтонное сходство с которыми сохраняет по настоящее время ограниченная часть русского населения Тамбовщины!
Терпит крушение и другое положение «генных режиссёров», что вступавший в регионы Европы и Евразии HOMO SAPIENS был носителем более высокого социо-культурного типа. Увы, скорее всего именно приход Сапиентного субстрата вызвал рецидив массового каннибализма, зафиксированный в поздних периодах Атапуэрки и Гримальди. Это само по себе требует ещё раз определиться с каннибализмом предыдущей эпохи, было ли это следствием повседневно-бытовой практики – или ритуальным актом в борьбе за пещеры, как условие выживания, по цепочке  ПЕЩЕРНЫЙ МЕДВЕДЬ <–ЧЕЛОВЕК1 <–ЧЕЛОВЕК2 <–… и завершающий акт каннибализма был символическим соединением и примирением с предшественником, который как бы продолжал проживание уже в вечной символической форме с новосёлами, выступая гарантом их прав на Мир-Пещеру. В историческое время одной из почётнейших форм похорон в Полинезии полагалось съедение умершего его родственниками, особенно детьми; оно полагалось особо значимым, присущим королевским родам – кроме прочего обеспечивая «вечность королевской плоти» и бессмертие династии.
Не выдерживает критики и утверждение о переносе хотя бы «на отсталый Запад» развитых технологий: ориньякской техники длинных ножевидных нуклеусов. Обнаружилось, что в рамках местной Перигорской региональной субкультуры прослеживается весь процесс становления этой технологии из техники Леваллуа – чего не могут найти среди собственно  Сапиентных материалов: чисто африканские культуры форсмитская и оригинальная сангоанская являлись продолжением ещё ашельской традиции, при этом последняя из них  решительно расходилась с техникой отщепов, имея на выходе массивные моноорудия; о таком необходимом аксессуаре жизни в полярном климате как корпус мощной сшивной одежды не приходится и говорить, характерное для её наличия изобилия особых скрёбел для обработки шкур не наблюдается … И естественно задать вопрос, не от местных ли культур HOMO SAPIENS перенял и высокопроизводительные ориньякские технологии и навыки сшивной одежды
В целом при непредвзятом взгляде создаётся впечатление, что сапиентные пришельцы не столько обогащали , сколько обогащались навыками и достижениями неандертальских автохтонов. Особенно ярко это демонстрирует рабское копирование пришельцами образа жизни предшественников.
В западной Европе они немедленно переходят к традиционному неандертальскому пещерному обитанию, при этом не только повторяют образ жизни предшественников, и в тех же по преимуществу пещерах, но и не выходят за границы их расселения. Более того даже не вполне достигают их в географическом и особенно духовно-культурологическом смысле : пустеют пещеры Альпийско-Карпатского Межгорья, капище Драхен-Лох перестаёт функционировать, предельно примитизируется похоронная обрядность, в сущности это только тело в яме «..просто волосы женщины…». Прогресс в одном отношении всегда регресс в другом…
В Евразии едва ли не вследствие развития местных традиций они переходят почти исключительно к наземному образу жизни, уходят от пещер. Вполне очевидно, что социокультурные традиции востока, объявляемые символическим языком Тешик—Ташского монумента были куда как более предпочтительны к Межсоцумальному взаимодействию и Генному обмену, стимулируя и зафиксированный именно в этом районе Расогенез, и более глубокое вхождение Сапиентного населения в этот регион Субконтинента, и глубину возникающих здесь социокультурных новаций…Уже одним выходом за пределы Среднеазиатского Пещерного рая на безбрежные равнины Евразии они преобразовали Ойкумену, обратив Центр Евразии в зону всеобщего широчайшего протоисторизма , выразительно отличного  против региональной ограниченности достижений изолированной Европы, возраставшей на началах украденной традиции.
Но к этому пункту западные исследователи немеют, как замороженные сиги…
Чем же означился HOMO SAPIENS в этой картине, если по итогу у него находят только одно преимущество над неандертальским собратом: более развитый механизм голеностопа ноги , обеспечивающий большую скорость бега, при массе других недостатков? Почему по итогу финишная ленточка легла на его грудь? Вхождение Сапиентного субстрата сыграла роль катализатора давно назревавших реакций. Развитие социума и трудовых процессов вступили в острейшее противоречие с последним биологическим фактором, взрывавшим социальное – половым инстинктом, в период экструса взрывавший социум, обращавший его в беснующихся зверей, сваливающихся в смертельные поединки самцов и самок, но где клыки, рога и когти 10-кратно возрастали взмахом дубины и лётом копья. Чудовищные прижизненные раны на костяках неандертальцев, нанесённые несомненно искусственным оружием многократно об этом свидетельствуют. Чтобы победило социальное, необходимо было подавить последнее биологическое в рамках социума, Половой Инстинкт; изжить его внутри социально-единой ячейки. Перейти от эндогамного внутриколлективного брака к  экзогамному внешнеколлективному  в начальных степенях, от похищения сабинянок до свального греха без выбора сошедшихся в брачный сезон в условленном месте соседских охотничье-промысловых групп… И вхождение нового субстрата, деформируя застывшие изнемогающие формы отношений предельно ускоряли это назревшее преобразование – но и возносили субстрат-катализатор на уровень всеобщей значимости. Будучи сам столь же атомизирован, он запускал процесс обретения связей, а в нём преобразовывался и сам в рамках обретения общей связности… Так бы я ответил !