Забудьте о делах в Нектаре

Юрий Комболин
Почти в каждом из дореволюционных номеров "Нивы", бывшей весьма популярной в России, рекламировался коньяк товарищества Н. Л. Шустова с сыновьями.
И не только в этом журнале, и не только этот коньяк. Но, при этом, согласно исследованиям профессора И. Х. Озерова, проведённым в те же годы, и опубликованным в седьмом выпуске  "Атласа диаграмм по экономическим вопросам", наша великая держава по потреблению крепких напитков занимала лишь десятое место в мире. В этом виде деятельности Россию опережали Швейцария, США, Франция, Бельгия, Швеция, Нидерланды, Германия, Австро-Венгрия и Дания. Последняя на протяжении ряда лет прочно удерживала "почётное" первое место.
Однако, господин Шустов с сыновьями на каждое Рождество Христово и Пасху отправляли своим постоянным клиентам открытки, текст поздравлений на которых отпечатан типографским способом, а это значит, что почитателей этого благородного напитка, хранившегося в подвалах только одного российского товарищества, было весьма и весьма много.
Это были те, о которых французская поговорка гласит: каждый мужчина имеет свой коньяк - ищите!
В Петербурге вот уже четверть века помощником в этих поисках выступает дегустационный зал, а ныне совместное предприятие "Н..." - единственное в своём роде в СССР, теперь уже бывшем, а тем более в России.
Образованный в 1968 году фирмой Гастроном "Н..." познал и радость взлётов и горечь падений. Начало деятельности, вплоть до 1985 года, нынешний директор Н. А. Б... относит к лучшему периоду в жизни коллектива, в распоряжении которого были самые тонкие отечественные напитки - вина и коньяки. На дегустацию была предварительная запись, хотя, как и сейчас, напитки пробовались четырежды в сутки, без выходных. Как и сейчас, в течение 45 минут двадцать пять человек приобщались к таинству культурного употребления, а точнее сказать, вкушения алкоголя. Как и сейчас, проводила этот сеанс В. А. Федоскова, эксперт по вину и коньякам.
Но были ведь и мрачные пять лет действия указа по борьбе с пьянством и алкоголизмом в нашей стране, по воле случая совпавшего с началом перестройки, а для "Н...", с потерей традиционных поставщиков самых лучших напитков, приходивших из Грузии, Молдавии, Армении и других южных республик бывшего Союза. Тогда, чтобы выжить, чтобы сохранить уникальный коллектив, умевший открывать людям пути познания великого таинства общения с алкоголем, З. В. Ш..., бывшая тогда директором "Н...", торговала в нём чем ни попало, даже овощами, проводила дегустацию соков. И, слава Богу, не позволила перепрофилировать единственное в стране питейное (слово-то какое хорошее!) заведение, способное помогать настоящим мужчинам отыскивать каждому только для него созданный коньяк. Хотя с коньяками-то сейчас и не разбежаться: обвальные самоопределения и войны не позволяют получать этот напиток в достаточном ассортименте, чтобы формировать программу для сеанса дегустации, хотя в ресторане, в баре, в магазине "Н..." достойные коньяки есть. А программа формируется из десяти видов напитков, и раньше включала пять видов коньяков.
Время не раз, и не только в нашей стране, показывало, что сухой закон или иные запретительные меры правительства относительно алкогольных напитков и их потребителей, не что иное, как наивное понимание улучшение мира. Не исключение, увы, и наше постановление по спиртному, кстати, ещё никем не отменённое. К тому же, самые острые его стрелы попали в тех, кто ни до, ни после его выхода в свет спиртным не злоупотреблял. В частности, это относится к коллективу "Н...".
Он достойно вышел из ситуации, в отличие от тех винодельческих хозяйств, в которых вырубили лозу на громадных площадях и засеяли их кукурузой. А с 1992 года "Н..." стал ещё и совместным предприятием, получив в лице своего зарубежного учредителя - финской фирмы М... - надёжного и умного компаньона. Благодаря его капиталу, удалось добавить к уже существовавшему дегустационному залу на двадцать пять человек, бару на двадцать и магазину, так недостававший ресторан на сорок посетителей. Он органично вписался в ансамбль "Н...". Его дизайн, рисующий винный погреб, ведущим украшение которого являются громадные дубовые бочки, располагает к неспешному общению с друзьями и хорошим вином и более крепкими напитками. Этому способствует и отсутствие громогласного оркестра, который заменён здесь на пианиста. Вот уж воистину: чем выше класс заведения, тем тише музыка. Принцип этот соблюдён и в баре: здесь гитарист исполняет песни известных самодеятельных авторов.
И ещё одна особенность бара: отсутствие "фирменных" коктейлей с замысловатыми названиями, которые, как правило, выдумываются иными заведениями, чтобы сбыть лежалый или очень дорогой товар. Бармен "Н..." в состоянии приготовить любой коктейль и знает великое множество классических, но работает всегда в интересах посетителя, смешивая то, что он заказывает.
Знакомясь с интерьерами "Н...", вспоминаешь ещё одну поговорку: всё гениальное просто. В их формировании использованы: дерево, камень, металл. Простые вечные материалы. Простая сытная русская кухня. Натуральные напитки. Всё очень просто. Изысканно просто. Видно потому здесь не хочется напиваться. И пьяный посетитель - исключительная редкость для "Н...". Потому, что алкоголь здесь - не враг посетителя, а добрый старый товарищ и собеседник, с которым приятно общаться, и общение это не утомляет, а даёт силу, уверенность в себе и добавляет мудрости.
Нашу беседу с Наталией Анатольевной, происходившую за дубовым столом дегустационного зала, прервали. Подошло время очередного сеанса. Люди неслышно входили в неярко освещённый зал и рассаживались за столом, во главе которого уже стояла главная жрица Бахуса - Валерия Алексеевна. Зазвучал под дубовыми сводами её приглушённый голос - началось таинство величайшего познания. Мы тихо покинули зал. Подумалось: вот разрушилась одна из величайших на планете империй, по окраинам её гремят войны, экономика конвульсирует и на её основе нарождается новая, во многом непонятная нам, со своими жёсткими законами, страну сотрясают забастовки и путчи, кто-то уже познал голод и холод. А здесь в "Н..." звучит неторопливый рассказ, как молитва, об одном из самых прекрасных, что есть на Земле - о том, как стать весёлым и как оставаться им бесконечно долго. Так пусть же здесь побывает как можно больше жителей нашего города и гостей, и как можно больше их приобщится к цивилизованному употреблению благородных алкогольных напитков.


Журнал All information, №32, 13 декабря 1993 г.