Поставьте диагноз Воланду

Комиссар Катар
Написать эту миниатюру, меня заставил разговор двух студенток-медичек , сидевших за столиком уютного летнего кафе, теплым августовским вечером, оживленно беседующих на вызвавшую у меня интерес тему.
Речь шла о романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (!!!). Согласитесь, что практически невозможно услышать от современной молодежи суждение об этом романе, на основании простого утверждения – они его не читали. Предмет спора был настолько интересен, что я попросив прощения, предложил им высказаться более конкретно о сути беседы.
Девушки снисходительно осмотрев мою фигуру и приняв меня за старого ловеласа, сначала не восприняли меня, но когда я начал цитировать наизусть главу «Последний полет», раскрыв рты предложили присесть к ним. Наша беседа затянулась за полночь, благо кафе работало круглосуточно, чай и выпечку готовили там отменную, а я в отличие от собеседниц был состоятельным человеком.
Разговор шел о зависти девушек к судьбе Мастера и Маргариты, которую им уготовил Иешуа-Га-Ноцри, прося через Левия Матвея, посодействовать Сатану в решении их дальнейшего существования.
Каждая из них мечтала встретить такую любовь как у булгаковских героев, пережить их приключения и получить в конце их заслуженную награду от Воланда. Да и сам Воланд им прямо скажем нравился. Чем черт не шутит?!
Вот именно это и заставило меня включиться в их беседу
Принимая позицию знаменитого писателя, я начал свой рассказ произнеся первую фразу его книги « Никогда не разговаривайте с неизвестными» и указывая пальцем на себя, чем вызвал веселый смех студенток.
В прочем, скоро смеяться они перестали…
– Слушай беззвучие, – говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, – слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, – тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.
Так говорила Маргарита, идя с мастером по направлению к вечному их дому, и мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя…
Писатель Булгаков был неплохо знаком с мистическими традициями католицизма, что собственно говоря, не вызывает удивления. Позиции католицизма сильны в Украине, где ранее, проживал Михаил Афанасьевич.  Кроме того, имея специальность врача-сифилисолога (сам он называл сифилис люисом), он как любой доктор представлял строение человеческого организма и особенности его психики и именно поэтому поставил действие своего романа в пиковую форму человеческих страстей – любви и борьбы противоположностей. Кроме того мистик поневоле, он несомненно читал Данте.
Я не буду утомлять читателя подробностями беседы, просто перейду, к изложению своих мыслей, куда же на самом деле отправились Мастер с Маргаритой ступая босыми ногами по шуршащему песку.
Если верить Данте, то Ад состоит из девяти кругов. Остановимся на каждом из них подробно.
Выстраивая модель Ада, Данте следует за Аристотелем, который в своей «Этике» относит к 1-му разряду грехи невоздержанности (incontinenza), ко 2-му — грехи насилия («злоба» или malizia), к 3-му — грехи обмана («буйное скотство» или matta bestialitade). У Данте 2—5-е круги для невоздержанных, 7-й круг для насильников, 8—9-е — для обманщиков (8-й — просто для обманщиков, 9-й — для предателей). Таким образом, чем грех материальнее, тем он простительнее.
Девять кругов АДА
Структура
1 круг
Лимб
Страж
Харон (по крайней мере, посредник)
Вид наказания
Безбольная скорбь
Томящиеся
Некрещёные младенцы [ не является официальной позицией Ватикана, согласно докладу Международной теологической комиссии Ватикана от 19.01.2007] и добродетельные нехристиане
Все примеры Данте
Величайшие поэты древности — Гомер, Гораций, Овидий, Лукан;
Римские и греческие герои — Электра, Гектор, Эней, Цезарь, Пентесилея, Камилла, Лавиния с отцом Латином, Брут, Юлия (жена Помпея), Лукреция (обесчещенная царским сыном Секстом Тарквинием), Корнелия, Марция (жена Катана Утического) + Саладин(Салах-ад-дин Юсуф ибн-Айюб; собственное имя — Юсуф, сын Айюба, а Салах-ад-дин — почётное прозвище, означающее «Правота веры» (1137, Тикрит—1193, Дамаск) — мусульманский полководец, основатель династии Айюбидов в Египте и Сирии. По происхождению курд.);
Ученые, поэты и врачи — Аристотель, Сократ, Платон, Демокрит, Диоген, Фалес, Анаксагор, Зенон, Эмпедокл, Гераклит, Диоскорид, Сенека, Орфей, Лин, Туллий, Евклид, Птолемей, Гиппократ, Гален, Авиценна, Аверроис
2 круг
-----
Страж
Минос (В мифологии справедливый царь; здесь это бес)
Томящиеся
Сладострастники (блудники и прелюбодеи, просто страстные любовники).
Вид наказания
Кручение и истязание бурей
Все примеры Данте
Семирамида, Дидона, Клеопатра, Елена Прекрасная, Ахилл, Парис, Тристан; Франческа и Паоло
3 круг
-----
Страж
Цербер
Томящиеся
Чревоугодники, обжоры и гурманы.
Вид наказания
Гниение под солнцем и дождём
Все примеры Данте
Чакко (итал. Ciacco) — один из персонажей Божественной комедии итальянского поэта Данте Алигьери, написанной между 1308 и 1321 годами.
Чакко — это чревоугодник, который находится в смрадном болоте под холодным дождем в третьем круге Ада. Данте ему сочувствует, поэтому именно он предсказывает Данте его будущее изгнание
4 круг
-----
Страж
Плутос В мифологии бог богатства, здесь это звероподобный демон
Томящиеся
Скупцы и расточители (неумение совершать разумные траты)
Вид наказания
Стенка-на-стенку (вечный спор)
Все примеры Данте
Тебе узнать их не дано:
На них такая грязь от жизни гадкой,
Что разуму обличье их темно
5 круг
Стигийское болото
Страж
Флегий — перевозчик через болото (в древнегреческой мифологии — сын Apeca и Хрисы, правивший в Орхомене после Этеокла, отец Итона и Корониды, которая от Аполлона была матерью Асклепия. Разгневанный на свою дочь за любовную связь её с Аполлоном, Флегий сжег храм бога, но в наказание за это был умерщвлен его стрелами и в подземном царстве был осужден на вечную казнь — сидеть под скалой, готовой каждую минуту обрушиться. Флегий был родоначальником мифического разбойничьего племени флегийцев, которых причисляли к минийскому народу и которые жили в Фокиде или Гиртоне (Фессалия). Флегию приписывалось основание древнебеотийского города Флегии.)
Томящиеся
Гневные и ленивые
Вид наказания
Вечная драка по горло в болоте
Все примеры Данте
флорентийский рыцарь Филиппе дельи Адимари («Ардженти»)- богатый флорентийский рыцарь, сторонник Чёрных, отличавшийся надменностью и бешеным нравом. Он прозван был Арджеити, то есть «серебряный», потому что подковывал своего коня серебром. Есть основания считать, что существовала резкая личная вражда между ним и Данте.
6 круг
Стены города Дита (Аид у греков )
Страж
Фурии ( в древнегреческой мифологии богини мести; дочери Никты и Эреба. В римской мифологии им соответствуют Фурии.)
Томящиеся
Еретики[Еретики — отступники от веры и отрицатели бога — выделены особо из сонма грешников, заполняющих верхние и нижние круги, в шестой круг. В пропасти нижнего Ада, тремя уступами, как три ступени, расположены три круга — с седьмого по девятый. В этих кругах карается злоба, орудующая либо силой (насильем), либо обманом.] и лжеучители
Вид наказания
Быть призраками в раскалённых могилах
Все примеры Данте
эпикурейцы: Фарината дельи Уберти, Кавальканте Кавальканти, Фридрих II Гогенштауфен, Оттавиано дельи Убальдини[кардинал Оттавио (умер в 1273 г.), ревностный гибеллин, настолько влиятельный, что если говорили просто «кардинал», то имели в виду именно его. Сохранилась его фраза: «Если есть душа, то я погубил ее ради гибеллинов».], Папа Анастасий II
7 круг (поделен на 3 пояса)
-----
Страж
Минотавр
Томящиеся
Совершающие насилие,
7/1-Насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники),
7/2-Насильники над собою (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты, то есть бессмысленные истребители своего имущества),
7/3-Насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства (лихоимство)
Вид наказания
Кипеть в кровавой реке. Тех, кто высунется, подстреливают кентавры Несс (мифология), Хирон и Фол
7/1-Кипеть в кровавой реке. Тех, кто высунется, подстреливают кентавры Несс (мифология), Хирон и Фол
7/2-Самоубийц, в виде деревьев, терзают гарпии; мотов загоняют гончие псы
7/3-Изнывать в знойной пустыне у горящего потока
Все примеры Данте
Александр Македонский, тиран Дионисий, Граф Адзолино, Обиццо д'Эсте, граф Ги де Монфор, Аттила, Пирр, Секст, Риньер де’Пацци, Риньер из Корнето,Пьер делла Винья; сьенец Лано, богатый падуанец Джакомо да Сант-Андреа.Капаней, Брунетто Латини, Присциан, Гвидо Гверра, граф Гвиди, Теггьяйо Альдобранди дельи Адимари, Якопо Рустикуччи, Гульельмо Борсиере, Витальяно дель Денте
***
8 круг (содержит 10 рвов, самый популярный из кругов)
Злопазухи, или Злые Щели
Злопазухи отделены друг от друга валами (перекатами). По направлению к центру область Злых Щелей поката, так что каждый следующий ров и каждый следующий вал расположены несколько ниже предыдущих, и внешний, вогнутый откос каждого рва выше внутреннего, выгнутого откоса. Первый но счёту вал примыкает к круговой стене. В центре зияет глубина широкого и тёмного колодца, на дне которого лежит последний, девятый, круг Ада. От подножья каменных высот, то есть от круговой стены, к этому колодцу идут радиусами, подобно спицам колеса, каменные гребни, пересекая рвы и валы, причем над рвами они изгибаются в виде мостов, или сводов. В Злых Щелях караются обманщики, которые обманывали людей, не связанных с ними особыми узами доверия.
Страж
Герион
Герион в древнегреческой мифологии — трёхголовый и трёхтелый великан, сын Хрисаора и Каллирои. Обитал на острове Эрифия (который, по представлениям греков, находился на западном краю мира, за Океаном). Геракл похитил коров Гериона, убив стражей герионовых стад, пастуха Эвритиона и собаку Орфа, а затем и самого Гериона (десятый подвиг Геракла).
Томящиеся
Обманувшие не доверившихся
8/1-Сводники и обольстители
8/2-Льстецы
8/3-Святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями («Симонисты»)
8/4-Прорицатели, гадатели, звездочёты, колдуньи
8/5-Мздоимцы, взяточники
8/6-Лицемеры
8/7-Воры
8/8-Лукавые советчики
8/9-Зачинщики раздора
8/10-Алхимики, лжесвидетели, фальшивомонетчики
Вид наказания
8/1-грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами
8/2-Влипшие в кал зловонный
8/3-Туловища закованы в скалы, по ступня струится огонь
8/4-Голова повёрнута на пол-оборота (интересно по горизонтали или по вертикали что бы например птицам с верху удобнее было гадить на грешников)
8/5-Кипеть в смоле. В тех, кто высунется, черти вонзают багры
8/6-Закованы в свинцовые мантии («федериков плащ»[Рассказывалось, будто виновных в оскорблении величества император Фридрих II велел облачать в тяжелую свинцовую мантию и ставить на раскаленную жаровню. Свинец растапливался, и осужденный сгорал заживо])
8/7-Мучения гадами (кенхр, амфисбена, фарей, якул, ехидна), взаимопревращения с ними
8/8-Души спрятаны (горят) внутри огоньков
8/9-Потрошение
8/10-Проказа и лишай
Все примеры Данте
примеров огромное количество. Вам стоит почитать Самого Данте Алигьери
***
9 круг
Ледяное озеро Коцит
Пояс Каина
Пояс Антенора
Пояс Толомея
Пояс Джудекка
Середина, центр вселенной
Страж
Гиганты (Бриарей, Эфиальт, Антей)
Томящиеся
Обманувшие доверившихся:
Предатели родных
Предатели родины и единомышленников
Предатели друзей и сотрапезников
Предатели благодетелей, величества божеского и человеческого
Вмёрзший в льдину Дит (Люцифер) терзает в трех своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Брута и Кассия)
Вид наказания
Вмёрзли в лёд по шею, и лица их обращены книзу
Все примеры Данте
Братья Альберти (графы Мангона), Фокачча, Камичон
Бокка, Карлино, Дуэра, Беккерия, Джанни Сольданьер, Ганеллон, Тебальделло деи Дзамбрази, Тидей, Уголино делла Герардеска
Инок Альбериго
Чем дольше я рассказывал юным медичкам, тем больше круглели их глаза. Конечно, они уже понимали, что Иешуа отказал любовникам в Свете, то есть вечной жизни в Раю и попросил Воланда  поместить их в первый круг Ада, именуемый Лимб, где царит безбольная скорбь.
Сущностью существования и верхом стремления христианской души, является не райские кущи и возможность  вечной неги и возлияния нектаров  на берегу счастья омываемого волнами райского блаженства. Душа стремится лицезреть Бога и подобно ангелам гореть от любви к нему. По Данте в лимбе есть все материальные блага и земные ценности. НО ТАМ НЕТ БОГА..
Миром Ада правит Сатана и Бог туда спустится лишь в день Страшного Суда.. А разве можно у Дьявола получить награду? Его удел наказание принявших его козни, что и произошло с подписавшей с ним договор Маргаритьй, через омывание кровью перед  балом у Сатаны, ставшей ведьмой.
Что же касается Мастера, то ведь и он не безгрешен. Связь его с Маргаритой есть прелюбодеяние, один из смертных грехов написанных на скрижалях царя Соломона! Да и праведником его по жизни не назовешь..
Грешные души любовников обречены на вечные мучения в Лимбе, не смотря на кажущееся там благополучие.Удел любовников вечная безбольная скорбь. Вряд ли их судьба лучше описанной Булгаковым, судьбы Понтия Пилата, Всадника Золотое Копье. Мастер отпустив своего героя, сам занял его место, в печальной скорби и вечно повторяющемся утре и вечере с ужином при свечах в собрании тех, кто его не будет беспокоить.Не кажется вам, что это по меньшей мере скучно? Как не вспомнить здесь слова Азазело: "Ведь бывает так, алмазная донна, что муж надоел?"
Студентки сидели молчаливые и потерянные. Памятуя выбранную ими профессию медика, я рискнул предложить им поставить  диагноз Воланду и процитировал отрывок из главы  «При свечах»
….Несколько секунд длилось молчание. «Он изучает меня», – подумала Маргарита и усилием воли постаралась сдержать дрожь в ногах.
Наконец Воланд заговорил, улыбнувшись, отчего его искристый глаз как бы вспыхнул:
– Приветствую вас, королева, и прошу меня извинить за мой домашний наряд.
Голос Воланда был так низок, что на некоторых словах давал оттяжку в хрип…
…– Гелла, пора, – сказал Воланд, и Гелла исчезла из комнаты. – Нога разболелась, а тут этот бал, – продолжал Воланд.
– Позвольте мне, – тихо попросила Маргарита.
Воланд пристально поглядел на нее и пододвинул к ней колено.
Горячая, как лава, жижа обжигала руки, но Маргарита, не морщась, стараясь не причинять боли, втирала ее в колено.
– Приближенные утверждают, что это ревматизм, – говорил Воланд, не спуская глаз с Маргариты, – но я сильно подозреваю, что эта боль в колене оставлена мне на память одной очаровательной ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году в Брокенских горах, на чертовой кафедре.
– Ах, может ли это быть! – сказала Маргарита.
– Вздор! Лет через триста это пройдет. Мне посоветовали множество лекарств, но я по старинке придерживаюсь бабушкиных средств. Поразительные травы оставила в наследство поганая старушка, моя бабушка!
Будущие врачи смотрели на меня изумленно! Диагноз! Воланду!!!
А ведь все просто! Достаточно вспомнить врачебную специальность Булгакова. Врач венеролог, специализирующийся на лечении сифилиса описал все его симтомы : больное колено, низкий голос переходящий в хрип, разные глаза Сатаны и наконец память оставленная очаровательной ведьмой во время  шабаша на Брокенских горах.
Я еще рассказал им про вампиршу Геллу, которую не взяли в последний полет, ибо вампиры по католическим верованиям есть задержавшиеся на Земле души, мертвые днем и оживающие ночью, а поэтому не существующии в двух враждующих мирах Света и Тьмы. Говорили мы и о кресле Воланда появившемся из ниоткуда на сцене Варьете, о судьбе служанки Наташи захотевшей остаться ведьмой, и наконец о том, что не дописал Булгаков, о сумасшедствии и наркомании единственного ученика Мастера Ивашушки, бывшего ранее простым парнем Иваном Бездомным - человеком своего времени...
Часы на ратушной башне ударили полночь. По брусчатке улиц побежали загадочные тени, а с крыши доминиканского собора, заорал благим матом перепутавший времена года черный подвальный кот.
Я расплатился за угощение, поблагодарил за беседу девушек и хромая на раненую еще в Афганистане ногу пошел к своей машине стоявшей на виду у столиков.
Уже сидя в удобном кресле, услышал через опущенное окно со стороны водителя:
- Валька! Я тебе говорю, что это Он! Хромает, басит как в бочку ! Все про Ад знает…Ты не заметила, какие у него глаза? Разные?!
И уже вдогонку отъезжавшей черной в никеле, моей машине и гремевшему из нее гомерическому хохоту, донеслось:
- Простите нас! Мы больше так не будем !!!