Бомбей и Айка

Нина Измайлова 2
       
          Уж не помню, откуда муж принес этот пушистый комочек. Опустил его на землю, это оказалась симпатичная собачка. У которой просматривались все признаки породы «Лайка». Может быть, она была и не породистая, но налицо были торчащие ушки, хвостик в полтора кольца и пушистые «штанишки».

        - Как назовём? - спросила я.

        - Айка.

        К своей кличке собачка привыкла очень быстро и почти сразу показала свой вредный характер. Бегает во дворе, начинаешь её звать, чтобы загнать домой, она сначала радостно бежит навстречу, но на полпути останавливается, наклоняет свою хитренькую мордочку и отбегает назад, и так несколько раз, пока не выловишь её, и не затащишь на терраску.

        Весной, как всегда, на вертолётах залетели в «поле», теперь с нами была Айка, которая слушалась, в основном, мужа и сопровождала его в маршрутах. Ближе к осени мужа перевели на поисковый участок, и собачку он презентовал мне. Ходить в маршруты стало веселее, правда среди дня она ненадолго исчезала. Я сначала горевала, думала, что Айка пропала, заблудилась. Однажды она исчезла в самом начале маршрута. Её не было целый день, и вот в конце рабочего дня вижу, впереди замелькал её пушистый хвостик, а далее на тропе обнаружила обглоданную кость. Стали понятны её дневные отлучки. По-видимому, охотилась, где-то придушила козу и каждый день бегала её кушать.

        Осенью как всегда запасы продуктов кончаются. Мы сами живём впроголодь, а уж о собаках, и говорить нечего. После маршрутов съедаем свой скудный ужин, состоящий из подобия супа или борща, в который крошим остатки чёрствого хлеба или каменных сухарей. Эту похлёбку, обычно не доедаем, оставляем своим питомцам, которые сидят неподалёку, дожидаясь «ужина». Стала замечать, что Айка не очень-то и голодна, лениво подходит к своей миске и часто просто не доедает. Я сначала думала, что собачка заболела, а потом поняла, что она просто сыта своими охотничьими запасами.

        Так уж получалось, что Айка щенилась зимой в самые сильные морозы. Собачья будка у нас была как-то не рассчитана на большое количество щенков. И вот после очередных «родов» возле будки заметили замёрзшего щенка. Весной муж смастерил ей роскошную конуру, просто дворец, с утеплённым полом, двойными стенами. Над входом прибил толстую резиновую занавеску. Если собака залазила в конуру, то занавеска всегда опускалась, не пропуская холодный воздух.

        Во время Айкиных гуляний у нашей калитки собирались собаки со всей округи, большие псы и маленькие шавочки. Некоторые, наиболее ловкие перепрыгивали через довольно высокий забор, маленькие скулили и протягивали свои лапки между штакетинами. Однажды иду с работы и вижу довольно большого кобеля, который, по-видимому, сорвался со своего двора вместе с цепью, запутавшейся за нашу изгородь. Как жалобно он смотрел на меня. «Что попался бедолага?», сказала я, освобождая его из «плена».

        Несмотря на большое количество «кавалеров», Айка была очень разборчива. Почему-то выбирала невзрачного красно-рыжего дворового пса с чёрной мордой и торчащими ушами, обитавшего где-то в конце нашей улицы. Для своих амурных дел влюблённая пара убегала далеко со двора.

        Через два месяца Айка округлилась, а мы стали ждать приплод, теперь щенки не замёрзнут в новой конуре. Но накануне «родов» наша собака пропала. Прошло два дня, мы уже стали беспокоиться.

        - Нужно искать, - сказал муж.

        - Пойду, пройдусь по улице, может быть, кто-нибудь её видел.

        Вскоре муж вернулся.

        - Нашёл. Ощенилась в будке своего жениха, рыжего с чёрной мордой. Сейчас возьму ящик и перенесу щенков домой. Что-то уж больно холодно сегодня.

        Спустя 15 минут мы с сыном в окно наблюдали следующую картину - по двору идёт муж с коробкой в руках, а за ним бежит взъерошенная Айка. Шерсть дыбом, морда оскаленная.

        Устроили мамашку со щенками в коридорчике. Айка добросовестно кормила детишек. Но как-то раз ночью слышу писк щенка. Немного подождала. Пищит и пищит. Встала, вышла в коридор и увидела, что один питомец завалился за спину собаки, а она и ухом не ведёт. Вот такая внимательная мама. Взяла щенка сунула ей под брюхо шлёпнула по морде и отругала.

        Ближе к весне щенки подросли, стали очень симпатичными. Пора было их раздавать. На всех питомцев уже были заявки. Собачки были похожи на Айку, а один молочно-белый, был очень красив. Пушистый, от лайки не отличишь. Решили оставить его себе, назвали Бомбеем.

        В этот полевой сезон вместе с нами были Айка и Бомбей. В тайге мать с сыном бегали вместе. Однажды, на очередную стоянку нам привезли большой картонный ящик яиц. Какая красота. Утром на костерке можно пожарить себе яичницу. Хорошо. И быстро, и сытно, и вкусно. Дней пять мы так и делали. Но потом обнаружили, что яиц в ящике почти нет. Никто не знал, куда они пропали. Скоро ситуация прояснилась.

        Рано утром мой муж тихонько позвал меня и, показав в сторону ящика с яйцами, сказал:

        - Смотри.

        Метров в десяти от ящика сидел Бомбей и вертел своей башкой во все стороны, через какие-то секунды из ящика вылезла Айка, осторожно неся в зубах яйцо. Всё стало ясно. Конечно, яиц было жаль. Но мы поразились хитрости и находчивости наших собак. Это же надо, Айка оставляла сыночка стоять на шухере, а сама ловко опустошала яичные запасы.

        За завтраком признались нашим геологам, кто виноват в пропаже яиц. Делать нечего, стоимость всего ящика с яйцами записали нам в «личный забор».

        Зимой наши собаки жили во дворе. Айка во «дворце», Бомбей в её старой будке. Каждый вечер варили им ведро каши с рыбой, мяса мы и сами практически не ели, ввиду его отсутствия. И вот однажды наш Бомбей заболел. По-видимому, чем-то отравился, соседи по осени часто травили мышей, да крыс. Перестал есть, запоносил. Потом эти симптомы прошли. Но стал облезать хвост, пока не облез совсем. Теперь вместо пушистого хвоста сзади висела кровавая верёвка. Шерсть сохранилась только на самом конце. Бомбей страдал, на морозе его хвост покрывался ледяной коркой. Что делать? Муж сказал, что нужно его пристрелить, чтобы не мучился. Взял двустволку и вышел во двор. Я закрыла глаза и уши, чтобы не слышать выстрел. Но через несколько минут муж вернулся в дом и бросил ружьё.

        - Нет. Не могу. Бомбей, как увидел, что я иду к нему с оружием, так и забился в самый угол двора. А какими глазами он на меня смотрел. Нет не могу, будет, что будет.

        Решили нашего больного пса разместить в коридоре. В тепле ему будет полегче. Хоть хвост не отмёрзнет, не будет покрываться льдом. Потом я пыталась мазать этот кровавый хвост мазью Вишневского, но это было бесполезно, Бомбей всю мазь слизывал. Вскоре я заметила, что возле кончика хвоста стала появляться новая кожа. Так вот постепенно весь хвост оброс кожей, а потом на ней выросла роскошная шерсть. Бомбей разленился, на улицу выходить особенно не желал. Но наше терпение кончилось, поскольку он стал безобразничать, погрыз обувь, разорвал зубами мою лисью шапку. На улице потеплело, кое-как выдворили его во двор.

        Эпилог

        Судьба Бомбея, по-видимому, закончилась трагично. Летом в тайге он пропал. А осенью на голове одного нашего рабочего я увидела шапку из меха, очень похожего на окрас нашего Бомбея. Не секрет, что рабочие употребляли в пищу собачье мясо.  Вероятно, нашего Бомбея просто поймали и съели.  Предъявить обвинение рабочему мы не могли.  «Не пойман, не вор».

        В 1982 году мы решили вернуться в Воронеж.  Айку взяли к себе наши соседи. Как потом выяснилось, года два она жила у них. Летом сопровождала наших друзей в маршрутах, охотилась, а потом тоже пропала.