Как лечили зубы герои А. П. Чехова

Елена Пацкина
Как меняется с возрастом восприятие мира, в частности, литературы. Вдруг обращаешь внимание на то, что раньше просто бы не заметила. Например, сняла с полки том  А. П. Чехова, открыла случайно рассказ «Ах, зубы!» (1886г.), не включенный автором в собрание сочинений. Не шедевр, конечно, написанный для заработка, вероятно, между делом.
Но какие интересные детали: «По мнению опытных дам и московских зубных врачей, зубная боль бывает трех сортов: ревматическая, нервная и костоедная…». Дать бы почитать современному дантисту.
 А как люди спасались от этого недуга? «Кухарка советует ему (несчастному герою) пополоскать зубы водкой, мамаша – приложить к щеке тертого хрена с керосином; сестра рекомендует одеколон, смешанный с чернилами, тетенька вымазала ему десны йодом…»
Все это не помогает. «Остается одно неиспробованное средство – пустить себе пулю в лоб или, выпивши залпом три бутылки коньяку, обалдеть и завалиться спать.
 К счастью, один умный человек дает ему адрес, «где живет зубной врач Каркман, рвущий зубы моментально, без боли и дешево – по своей цене».
А вот стиль рекламы, пожалуй, с тех пор не сильно изменился.

Я сначала подумала, что эти способы лечения – экспромт юмориста. Но вот следующий рассказ «Нытье». Герой рассказа в письме приятелю из сибирской ссылки описывает свои страдания от зубной боли: «Неделю тому назад, в ночь под среду, я вдруг проснулся от страшной зубной боли». Далее следует подробное описание ощущений. «Я старался вспомнить, что я там у себя дома предпринимал в подобных случаях… Я вспомнил одеколон, йод, всякого рода эликсиры, спасительный коньяк, т.е. все то, чего у меня здесь нет… Попросил я у хозяев водки, чтобы пополоскать зубы, но они не дали, солгав, что у них ее нет». Как видим, все тот же джентльменский набор.