Печной цикл

Нина Веселова
***
Друзья и близкие далече,
А я сижу у жаркой печи,
Бумагами в тиши шурша…
И жизнь безумно хороша!

***
В слове «снеги» столько неги,
Что забудешь про снега,
Под которыми побеги,
Перелески, берега,
Под которыми, внимая
Сердцу матери-земли,
Спят зародыши до мая,
Спят дома и корабли.
В белой мантии узорной
Тонет до колен нога,
И, куда ни бросишь взора,
Всё снега, снега, снега,
Неподъёмны, неприступны
И надёжны, как редут,
Возлежат они… А снеги?
Те, конечно же, идут!

***
Зажав губу, бегу одна
Среди снегов и сосен,
И судьям издали видна
Моей одежды просинь.

Вторым дыханием меня
Напрасно не маните –
Его поймала среди дня,
При солнышке в зените.

Теперь лечу, ценя момент,
Ни на кого не глядя.
И заполняют документ
С секундомером дяди:

Какой с меня возможен прок
В отпущенный всевышним срок?
И не помчатся ли за мной
Другие люди целиной?

Но я покорная лыжне
И глаз не поднимаю.
Да где ж она, скажите мне,
Конечная прямая?

Ну, вот он, вижу, вот он, вот
И мой последний поворот!

Бегу – не жалкой славе в пасть,
Не ради красной ленты.
Бегу, чтоб замертво упасть,
Но – под аплодисменты,
Твои, Господь.

***
Наберу по ягоде ведёрко
Клюквы на болотике лесном.
Пёс мой по прозванью Опоздёрко
Выспится счастливым чутким сном.

И пойдём назад мы с ним дорогой,
Где никто не езживал давно,
Воссылая благодарность Богу,
Что во всём он с нами заодно:

Осенью грибов и ягод тонны
Рассыпает по своим лесам
И с тревогой ловит наши стоны,
Хоть и спровоцировал их сам.

Вместе с нами душу рвёт на части,
Выбирая утренний маршрут,
И смешное это наше счастье
Не считает за серьёзный труд.

А когда тяжёлые корзины
Еле тащим в гору ввечеру,
Он туман пускает по низинам,
Затевая давнюю игру,

И кричит ночами коростелем,
И швыряет пригоршни дождин,
А когда постели мы расстелем,
Он один со всеми на один.

Под бездонным небом, как под крышей,
Проживаем мы в Его дому.
И когда никто вокруг не слышит,
Шлём благодарения Ему.

***
Ах, что Ты делаешь со мной,
Всевластный Боже?
Свет проливается стеной!
И рябь по коже!
А за Порогом – благодать
Иного мира.
И я готова жизнь отдать
За то, чтоб лира
Звучала, смерти вопреки,
Вздымая шею.
Меня своею нареки!
Смотри: у Времени реки
Твоей касаюсь я руки
И хорошею.

***
Не выразить смертельную печаль
Простыми человечьими словами.
О, лодочка Харонова, причаль
К тем берегам, где мы бродили с вами,
Мои друзья и близкие мои,
Любовников бесчисленное племя.
О, почему, зачем всё съело время?
Не прошлое, а только полыньи…
Нырнёшь, и занемеют крылья-руки,
И вылетишь ошпаренно назад,
Не в силах выносить постыдной муки,
Которою земной пронизан ад.

Похоже, истекли мои года,
Отпущенные празднованью плоти,
Засаленная пошлая среда
Уж не манит, и сердце тоже против.
А где пролив к желанным берегам,
Не ведаю пока ни я, ни други.
И ластятся к израненным ногам
Размокшие ненужные подпруги.

Как часто мы горюнимся о том,
Что разрешить единым можно махом,
Содрав с себя истлевшую рубаху
И осеняя грудь свою крестом.
Но пошлая привычка уползать
От ранящих вопросов и ответов,
Конечно же, не может подсказать,
Где спрятаны скрижали всех заветов.
И глухота застуженной души
Врачующих не ловит звуков Неба,
Пиши о них ты или не пиши,
Не ведая, какая в том потреба.

Всему на этом свете свой черёд,
Явленью, умиранью, возрожденью.
Но рвётся сердце глупое вперёд,
Чтобы очистить Боговы владенья.
А что бы проще в нашей суете,
Чем собственного сердца омовенье,
Которым и приводятся в движенье
Все вихри на космическом кресте?

Плыви, плыви, мой неразумный чёлн,
По воле ветра над земным простором.
Как все вокруг, ты тоже обречён
По океану мыкаться, в котором
На все призывы выращен ответ,
На все ответы призваны сомненья,
А тем, кто в этот мир несёт Завет,
Давно уж заготовлены каменья.

***
Ощущение Дома
И в душе, и вокруг.
Гласом Божьим ведома,
Завершаю свой круг.
Ни тревог, ни сомнений,
Ни вопросов во мне.
Тени прошлых смятений
Отплясали в огне.
И в берёзовой стыни,
Опереньем шурша,
О воскресших святынях
Распевает душа.
Окунись в эти гимны,
Поднимайся с колен.
Прочь обманные схимы
И души вольной плен.
Рай от края до края
Не вдали, а вокруг.
Погляди, как играет
Нимбом солнечный круг,
Как искрятся потоки
Чудотворной воды,
Как небесные токи
Нас хранят от беды.
Всё на свете приемлю
Как бесценнейший дар.
На родимую Землю
Божий смотрит радар,
Всё больное сжигает
Обновлённым лучом,
А к иным подбегает,
Подставляя плечо, –
Чтоб взлетели, как птицы,
Обрывая силки,
Чтоб не знали границы,
Чтоб не знали тоски
По просторам небесным
И могли на Земле
Прозорливцев безвестных
Обнаружить во мгле.
Скоро воинов Света
Разрастутся ряды,
И найдутся ответы,
Как избегнуть беды,
Как небесною вязью
Обозначить итог,
За которым по грязи
Продирался наш Бог.
Пусть, усталый, приляжет
Он в лесу у реки
Без поклажи и стражи,
Пыль омоет с руки
И спокойно подремлет
Под прикрытием век,
Твёрдо зная, что Землю
Сбережёт человек.

***
Схожу с дистанции, устав соревноваться,
Испробовав медали на зубок.
Хочу, чтоб обо мне Ты волноваться
Совсем не стал бы, мой усталый Бог.
Я получала синяки и шишки,
Но отыскала тайные ходы.
Пускай теперь безусые мальчишки
Изведают дыхание беды,
Узнают сладости и горечи страданья,
Поплачут в безобидном тупике
И с крыши благороднейшего зданья
Слетят в незаготовленном пике.

Бессчётны ухищрения земного,
Но не они для духа благодать,
А те извечные незримые основы,
Что будоражат снова нас и снова,
И требуют всего себя отдать.
Отважишься ли выпустить синицу
И наблюдать в полёте журавля?
Погрязшему в земном извечно снится
Обвальное падение рубля,
И страх за тело изгрызает душу,
И в клетке плоти мечется она…

А смысл жизни рядышком, напротив,
В проёме незаметного окна,
Задёрнутого призрачною шторой,
Забытого при сутолоке дня.
Ах, милые, вот ты и ты, который
Опять боишься тайного огня.
Очнись, отдай себя всевышней воле,
Вериги отряхни с уставших ног,
И ты почуешь, как легко, без боли,
В твоей душе расположится Бог.

***
Не дай, Господь, меня в обиду,
Огороди от всяких бед.
Ты знаешь, я ведь не для виду
Обороняю Твой Завет.
Я за него в огонь и в воду,
На плаху и с обрыва вниз,
Лишь только б доказать народу,
Что заповеди – не каприз,
Не понуканье, не подстава,
Не ультиматум от Тебя,
А наше человечье право
Не погубить в пути себя.
И тем, кто с головою в дружбе,
Постыдно прятаться в кусты
И избегать достойной службы,
Которую предложишь Ты.
С Тобой, я знаю, так вольготно
Тащить нелёгкой жизни воз…
Как грамоте отдаться нотной!

Омой же, друг мой, лоб свой потный
И – тише! – не сгони стрекоз…

***
Спросили, кем же я работаю,
Кому служу в поту души,
Какой почтенною заботою
Согнута я в ночной тиши.

Тем, кто за хлебом выбирается
Лишь изредка, и то с клюкой,
Определённо полагается
Перемещаться на покой.

И кто бы спорил? Я согласная!
Вот только завершу труды,
Добуду гласные-согласные
Из русской золотой руды,

Сложу их в сундучок окованный,
Чтоб отыскали через век
И подивились очарованно,
Что жил такой вот человек:

Корпел без меры над бумагами,
Пустой чурался болтовни,
И блата не имел с завмагами,
И длил без разносолов дни,

Не говорил другим, что мается,
Деля последние гроши,
И знал: никто не догадается,
С кем он беседовал в тиши.

***
Раньше времени Господь не заберёт,
Не печальтесь, люди, понапрасну,
Радуйтесь, что небо снова ясно,
Что грехи не взяли в оборот,
Что в тиши сопит беспечно кошка,
Что сегодня не пустая плошка,
И когда глядишь в своё окошко,
Видишь, как порхают у ворот
Нет, не мотыльки, а чьи-то души,
Жаждущие мир земной послушать,
Вспоминая прежние деньки,
А вдали, у пенистой реки,
Раздаются визги ребятишек,
Отдающих сил своих излишек
Благодатной ласковой воде,
По которой так легко беде
Ускользать из наших нудных будней,
В коих с каждым годом беспробудней
Спят, небес не слыша, человеки,
И лишь только трепетные веки
Говорят о маете глазниц,
Видящих людей, упавших ниц
Перед распростёртым небосводом,
Уносящим душу, словно воды,
В сказочные лёгкие миры,
Из которых тотчас комары
Возвращают блудную на место,
И она опять покорно, вместо
Радостных вальсирующих па,
Ковыляет по земле, слепа,
Плачущая о летящих днях,
А на небесах её родня,
Обречённо недоумевая,
Молится, чтоб вывезла кривая
Из земной сосущей колеи
И твои колёса, и мои…

***
Хоть у Бога в горсти расти,
С ангелочком играть –
От болезни и старости
Всё равно умирать!
Хоть Владыке мы родственны,
Связи нас не спасут:
Со своими уродствами
Нам являться на суд
И стоять покаянными,
Обмирая во мгле…

До чего ж осиянными
Были дни на Земле!
До чего же беспечно мы
Их потратили там!
Сожаленья извечные
Нам тащить по пятам,
Не имея возможности
Тех беречь, кто внизу
Свои беды и сложности
Буераком везут.

А ведь можно в горсти
И расти, и цвести.
Не просить: отпусти!
Не канючить: прости!
Жизнь как ад или рай –
Сам себе выбирай,
Но разумно играй:
Всюду край!
Как ни добр и строг,
От паденья Сам Бог
Уберечь бы не смог.

И не майся напрасно:
Всё очень ясно –
Всё в нашей власти,
И беда, и счастье.

***
А сусло выбродило: вот –
Затычку выбило и хлещет!
Ах, знали б вы, какие вещи
Мне напевает голос вещий,
Какой восторг во мне живёт!

Смогу ли, вверившись дарам,
Я передать небес звучанье
И сердца жар необычайный,
И странное страстей молчанье,
И свет, летящий по горам?

Пронзает ток…Рука в руке!
Дыханье в такт! И поступь в ногу!..
Я знаю, Господи: немного,
И соберусь к Тебе в дорогу
Без всякой ноши, налегке.