Искусство религиозное и светское

Михаил Обрубов
Граница, разделяющая территории государств, строго определена и столь же строго охраняется, но её необходимость – есть, на самом деле, следствие полной невозможности найти объективные отличия земель соседних государств. Не будь границы, ни один путник не смог бы заметить, когда именно он оказался в другом государстве. Земля каждого государства имеет свои особенности, свою природу, но в чём основное отличие: что отличает землю Русскую от Украинской, Польской, Немецкой? Ответ напрашивается сам собой: каждая нация считает землю, на которой она проживает, своей. Земля различается отношением к ней человека.

Искусство религиозное и искусство светское различаются тем же. Религиозный человек творит религиозное искусство, светский человек – светское. Есть масса примеров использования светскими художниками религиозных сюжетов, и наоборот. Но если в первом случае, при отсутствии подлинного религиозного опыта, работа может получиться неубедительной и лишь формально религиозной, то во втором случае – религиозный опыт делает произведение значительно глубже по содержанию, наполняет его религиозной глубиной. Религиозные художники, обратившись к простым жизненным сюжетам, превратили их в религиозные через своё восприятие этих сюжетов.

Отличие религиозного и светского искусства лежит не на поверхности, а в духовной глубине. Святые отцы учили: различайте дух, от кого он. Взгляд может скользить по поверхности вещей: не проникая «внутрь», для постижения глубины необходима работа другого органа восприятия – сердца. Точность и правильность восприятия неразрывно связана с чистотой сердца, которая достигается удалением от всяческих страстей. «Чистые сердцем» видят и ценят – подлинно высокое. Светское искусство, несомненно, обладает человеческой глубиной и мудростью, но только тогда, когда оно выходит за пределы человеческого естества навстречу Богу, оно становится религиозным искусством. Только тогда, когда сам художник преодолевает свою самость и выходит за пределы самого себя на встречу с Богом, свершается тот перелом, который можно было бы определить как границу светского и религиозного искусства.

Кризис религиозного мировоззрения породил светскую картину, кризис атеистического мировоззрения сделал картину религиозной. Искусство и культ всегда рядом. Сейчас в моде слова гибриды, например: «культовое искусство», как отражения этой связи. «Культовое искусство» претендует стать религией: новой религией какой-то отделившейся от всех остальных части людей. Православное искусство является объединяющим духовным началом русского народа, но и не только его: многие нации, исповедующие православие, приобретают много общего, общую метафизику при национальных различиях. Современная Россия утратила былое духовное единство, но обращение к традициям способно восстановить прервавшуюся связь и открыть духовное зрение.

Несомненно, что в творческом человеке эти изменения происходят гораздо быстрее, чем в человеке с дремлющим сознанием. Открытие духовного зрения у такого человека часто сопровождается шоком, требует пересмотра всех ценностей. Путь, ведущий к постижению невидимого, неповторим у каждого человека. Мы не видим чувств, но когда чувствуем, знаем, что именно чувствуем, потому что эти чувства описаны и названы нашими предшественниками. Область духовного видения так же описана в духовной литературе, и если быть к себе честным и внимательным, то можно открыть много соответствий на пути познания. Видимо, одним из главных открытий, которые делает художник, обратившись к Богу, становится то, что он начинает видеть мир глубже и полней. Религиозный художник постепенно становится причастником Божественного домостроительства, перестаёт противопоставлять себя Богу и восстанавливает в себе любовь к прекрасному.