Дети на пожаре

Ник Ларионов
      Ученик первого класса, сижу у окошка. Весна. Снег уже растаял, только кое-где, на северных склонах  видны  сероватые  пятнышки. Глядя в окно, заметил, что в полукилометре от школы кто-то поджог сухую траву и она разгорается всё больше и больше. Поднял руку и сказал учительнице.
– Антонина Григорьевна, в поле трава  горит, как бы подстанция не загорелась, огонь совсем близко подходит.
– Сиди, Коля, спокойно, пожар, кому надо потушат.
Спокойно сидеть невозможно, когда за окном такая картина.  Толкаю соседа и показываю ему на разгорающийся огонь. Огонь уже вплотную подошёл к правому от нас углу подстанции, и её деревянная конструкция начала разгораться.
– Пожар! Пожар!  – закричал я.
– Коля, встань и постой за партой, раз не можешь сидеть спокойно, – произнесла учительница, посмотрела в окошко  и, увидев загоревшую подстанцию, вышла в соседний класс. Там она посоветовавшись  с другой учительницей, послали старшего школьника в деревню, предупредить о пожаре.
       Подстанция представляла собой  деревянное здание высотой около восьми метров, квадратной, со сторонами около десяти метров и обшитое тёсом. Построенная  ещё до войны на холме, она выглядела огромным  исполином  и была  заметна  издалека.
      Ученики всей школы выскочили на улицу и побежали к горящей подстанции.
Мне же учительница сказала.
– А, Коля, наказан, пускай остаётся в классе.
Наблюдая в окно, видел, как ребята бегут по полю к горящему зданию,  как они бросились к снежному пятну под холмом, как тёмной волной накатились на подстанцию и бросали в неё снегом, а подстанция  только разгоралась.Волны бегающих ребят красиво смотрелись издалека. Подвезли пожарную машину на лошади, которая  боялась  близко подходить к огню, и пожарную машину  несли на руках. И вот  водяная струя  полетела в огонь, который нисколько не успокаивался. Волны школьников, подбегающих к огню стали слабеть, их отгоняли старшие от пожара. Крыша подстанции обрушилась в огонь, и пожар постепенно стал затухать. Гореть было нечему, на холме вился лёгкий дымок, да краснели под ветром головешки.
     Возвратившиеся школьники рассказывали, как они бежали к горевшей подстанции, как снегом тушили пожар, и как всё сгорело, несмотря на их усилия, а я размышлял. Вот если бы учительница послала нас  к горящей траве, мы бы её затушили, и пожара бы не было.
     Позднее узнал, что наша пожарная машина, была не готова быстро подъехать к пожару.
Пока искали лошадь, упряжь, кто-то украл оглоблю с телеги и так далее.
     Хочется отметить, когда мы были маленькими, в деревне пожаров не было. Каждую ночь по деревне ходили дежурные по очереди и смотрели за порядком. Если утром на крыльце оказывалось  било и звонник, то в эту ночь должны были дежурить  мы. Утром  звонник с билом  передавали соседу. Дежурили только взрослые, всё было серьёзно.