Москве, как удельному княжеству, - 750 лет

Александр Ясень-Горелов
  И была эта величайшая дата в истории России
  в недавно прошедшем 2013 году.
  А со временем будут и - 800 лет,
  и - 825-ть, и - 850, и - 900 лет града Москвы,
  как столицы захолустного "удела",
  ставшего Великим Московским Княжеством,
  затем - Великой Российской Империей,
  Союзом Советских Социалистических Республик
  и - Российской Федерацией...

  Но - так и не отпраздновали...
  ...Любят на Руси(да и не только у Нас)праздновать "юбилеи".
  Народ праздновал удачную Охоту, отменный Улов, уборку Урожая
(даже и не очень богатого, а так - "на прокорм").
  Правители - праздновали Юбилеи основания своих "династий",
годовщин "Великих Побед" их предков(тем-то было некогда праздновать -
Они залечивали раны Народа и восстанавливали разрушенное в войнах).
    
  Множество "юбилеев" было отпраздновано в Москве по причине,
справедливо данной Историей. Много было отчеканено медалей -
"800 лет основания Москвы", "850 лет основания Москвы", но вот
факт "становления" Первопрестольной, как Столицы удельного княжества -
ещё не был отмечен ни разу(и это вызывает моё немалое удивление -
как славно можно было-бы "пропраздновать" то, что не успели -
шустренько, с помпой, "проесть"!).
  А ведь впереди у всех нас - и 800-летие, и 850-летие, и 900-летие,
и - 1000-летие!) Москвы, как Града Стольного, а в последствии -
Первопрестольного.
    
  "Психо-физиология" москвича довольно своеобразна - в ней могут
(порою - значительно)преобладать отдельные "национальные" составляющие
нью-"аборигена"(но только - до поры, до времени - до полной "ассимиляции",
на которую "уходит" от двух до пяти поколений, что в свою очередь зависит
от некоего "таланта" выучиться стать родным этому Городу).
    
  Владимир Алексеевич Гиляровский в своей литературной эпопее
абсолютно верно определил Первопрестольную, как "плавильный котёл всея
Российская Империя", что уже неоднократно доказывалось Историей.
    
  Начался этот процесс задолго до того, как Москва стала
сильнейшим удельным княжеством Владимирской Залесской Руси.
  Само основание "территориальной единицы", скрыто от нас
"во мраке времён", но первые поселения племён угоро-финнов относятся
к самому началу 1-го тысячелетия н.э. А вот самые древние поселения
датируются 5-м тысячелетием до Р.Х. (Раскопки при строительстве МКАД
в 1960-м году в районе р.Сходня).
  Видимо древнейшее, из сохранившихся, наименование на территории
Подмосковья - Икша.
  Да и само название реки Москва, если перенести ударение на первый
слог в древнейшем написании её наименования "Москова" приводит нас
к Северо-Уральским угоро-финским "первослого-ударным" - "Вычегда",
"Сухона", "Индига", "Кострома", "Талица", "Вологда".
  Племена угоро-финнов, меря постепенно смешивались с вятичами,
древлянами, полянами. Из разгромленных Степью поселений приходили
"иные народы" и постепенно ассимилировались  с раннее пришедшими
в эти места "перво-аборигенами".
  Собственно имя "Москва" может происходить и от "Медвежья вода",
но имя "Медведица", как имя собственное - т.е."Мёд ведающая", имеет
скорее чисто "экономическое" происхождение.Какое важное в Руси
значение имело бортничество - известно давно, а кто лучше медведей
мог отыскать диких пчёл(и их "добычу")в бескрайних Боровских,
Оковских и на западных окраинах Суздальской земли так
и называвшихся - Залесье?
Именно - "Мёд ведущие".
  В отличии от германцев, у которых в языке "главенствовал"
глагол в Руси приоритет отдавался именно "предмету разговора".
"Мёд ведающая", а не "Ведающая мёд".А "вода", "русло" присоединилась
к имени собственному, уже как определение "среды обитания"
("степняки", "люди гор","ихтиофаги" и т.п., и т.д.).
  В летописях сохранилось рукописное наименование местности,
но в веках затерялись фонетические "оттенки" местных диалектов.
Увы - боюсь, что навсегда...
    
  К эпохе "Кучково-Долгоруковской" на территории Москвы
(граница Садового Кольца)насчитывалось не более 1,5 тысяч жителей
и только в 1156-м году (через восемь лет после "долгоруковского пира")
Андрей Боголюбский построил собственно "город"(Забелин И.Е.)
и огородил незначительную часть Боровицкого холма -
"крепостицу малую".

  Хотя отдельные археологические находки на территории "Домосковы"
весьма и весьма интересны.
  При "первом" строительстве Храма Христа Спасителя при Николае Павловиче,
были найдены арабские монеты 9-го века(два дихрема 862 и 866 годов из Мерва).
И подобных находок "во все времена" было так много, что не хватит и пары
солидных томов, для их беглого описания .

  Таких "городищ" по Подмосковью было множество,
но именно арабский "Москуф" стала "ядром", стянувшим в свою орбиту
окрестные селища вятичей, кривичей, полян, древлян, мери.
Зарождение "эпицентра" государственного строительства случилось
не по-воле мудрого князя(у нас - Юрия Владимировича).
   Это была воля Истории, обусловленная сменой торговых путей,
народными связями, торговыми и промышленными отношениями.
А князья только "констатируют факт" и строят "остроги",
"крепостицы", Кремники.

  Киев пришёл в упадок не столько из-за набегов и разграблений.
Изменилась "стратегия" купеческих путей и Киев перестал получать
выгоды от своего стратегического положения на Днепре.
  "Вектор" торговли сместился к Волге(которую арабы в 10-м веке
называли "Славянская река") и доходы от транзита товара от Запада
на Восток стала получать Владимирская земля, Залесье и в итоге -
Москва.
  А Киеву просто не стало хватать "оборотного капитала"
на восстановление разрушенного и исторически утерянного богатства...

  "Город-узел" жив до тех пор, пока он "стратегически" выгоден торговле -
"Танаид", впоследствии, стал Ростовом-на-Дону, "Ольвия" - Одессой,
Кафа - Феодосией, "Болгарская ярмарка" - стала Нижегородской.
  Упадки от "разоров" быстро залечивались, благодаря многовековому
"купеческому труду"(в конечном итоге - на всенародное благо).

  По настоящему "уделом" Москва стала только в 1247 году,
когда она досталась Михаилу Хоробиту(третьему сыну князя
Ярослава Всеволодовича), но во-истинну "стольной" - лишь при
Данииле Александровиче, после его 20-летней "тяжбы" со своим
старшим братом Андреем(именно столько лет Андрей препятствовавшим
вступлению в силу завещанию Александра Невского,
скончавшегося в 1262-м году), лишь в 1283 году, когда Даниил
стал сильнейшим князем Суздальской земли.Летописец писал уже
про Ивана Даниловича:
  "...сел на великое княжение Владимирское, и сел на великом
  княжении в Москве, а стол Владимир и иные многие княжества
  царь Азбек(Узбек)дал ему к Москве".

  Автор сейчас выскажет довольно кощунственную, с точки
зрения современной геральдики мысль: исходя из выше написанного - 
гербом Москвы должен был-бы быть не Георгий Победоносец,
а герб Святого Благоверного князя Александра Невского -
Образ Спаса Нерукотворного, запечатлённый Спасских(главных)
воротах Московского Кремля.
(27.09.2012 г.).

  Вторая "большая волна" переселенцев накрыла Москву в 1239-1230 г.г.
Первыми беженцами от монголо-татар были жители Старой Рязани,
сожжённой Батыем в ноябре 1239-го года.Затем последовал Владимир
и так , - пока не подошёл черёд и самого городка, в котором-то
и взять "толком" было нечего(разьве что пару стен медвежьих шкур,
сотен семь-восемь берковцев лесного  мёда, сотни две-три корчаг вина,
стогов 500 жита и полторы-две сотни коней и кобылиц)...

  Но всё изменилось, и изменилось самым коренным образом,
с приходом на княжение в Москве князя Ивана Даниловича, которое
в итоге привело к рождению на карте Европы государственного образования
с многообещающим, для Всемирной Истории именем :
"Великое Княжество Московское"...(06.10.2012 года).

   ИВАН  КАЛИТА  -  ОТЕЦ МОСКОВСКОГО  ХАРАКТЕРА...

  "Пригрей нищего - беднее не станешь!",
  "Не в силах победить - купи!",
  "Пусти по воде хлеб свой и вернётся он к тебе намазанный мёдом!",
  "В доме, где не голодны пятеро родных детей никогда не ляжет
  спать голодным и шестой - приёмный!"
  Не ведаю - думал ли именно так Иван Калита, но его действия
по созданию "Московии" явно проводились в жизнь согласно этим
"постулатам".
  И почти вся последующая История России следовала этому
"Духовно-нравственному Завету".

  Особое положение занимало в Московии Православие.
  После падения Константинополя - именно в Москве,
все порабощённые турками и притесняемые Римом народы
(в первую очередь - греки), нашли в Москве надёжную
"точку опоры", и - устремились сюда.
  Именно Москва стала для них щедрой благотворительницей,
которая не только дала Им возможность не просто физически выжить,
но - жить, творить, благоденствовать, - ощущать себя действительно
свободными Гражданами-детьми(зачастую - неблагодарными).

   "ПАПА - ТУРОК, МАМА - ГРЕК.
    А Я - РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК!"

     Мы - русские.
     Не русичи, не скифы,
     Не смесь татар,
     Хохлов,иль москалей.
     Мы - русские.
     Тому одна причина -
     Мы Русь назвали
     Родиной своей.
     Мы - русские!
     И нашей, русской, кровью
     Залиты наши русские поля.
     Мы - русские!
     Навечно это имя.
     Нам дали чужеземцев племена.
     Мы - русские!
     И наша мать - Россия
     Вскормившая нас нежностью своей...
     И гордо - "русскими"
     Она нас называет
     Потомков разнокровных сыновей!

     ---   ---   ---

     Один, как перст,
     Российский мой Народ,
     Перст указующий на правду
     И неправду,
     На радость указующий и боль...
     Но вот минутная забыта слабость -
     И вновь бескрайний путь
     Перед Тобой!
     Ты страшен, мой Народ,-
     Своею вечной силой,
     Которая царей не признавала,
     Не признавала
     Признанных границ,
     Которая, пространства познавая,
     Распознавала в миллионах лиц
     Сынов достойных этой вечной воли.
     И сыновья Твои
     Сквозь ливни алкоголя,
     Сквозь прах веков
     Несут её вперёд...
     Один, как перст,
     Российский наш Народ.
    

  Польша."Низы" побеждали с помощью щедро "прикупленного"
продажного(и не только в одной европейкой стране)дворянства -
шляхетства.
  Среднюю Азию и Кавказ - аналогично(но - щедрее).
  Колоний(в европейском понимании)Россия никогда не имела,
иметь не собиралась и, в обозримом будущем, - не собирается.
  План превращения Кавказа в своего рода "Ост-Индийскую Компанию",
который Александр Сергеевич Грибоедов предложил Николаю Первому
("Палкину")- Российский Император отклонил, как абсолютно несвой-
ственный российскому характеру и не отвечающий национальным
интересам Государства Российского.
  (От голода, по естественным причинам, в России никогда
ни кто не умирал, а Великий Октябрь - таковою считать трудновато,
господа).

  Одной из основополагающих черт именно "московского характера"
потомков Святого Благоверного Князя Александра Ярославовича Невского
(в схиме - Алексия)было твёрдое осознание того, что при острейшем
"дефиците" народонаселения удела, проще было - именно откупиться
от врага(пусть даже и не реального, а - потенциального), чем
"обострять" с нем отношения, доводя "дело" до прямых военных
действий.А затем, со временем, накопив достаточно сил - ударить
в самый неожиданный твоему недругу момент, в самом неожиданном
месте и покончить с ним раз и навсегда.
   Отсюда и поговорки :
   "Кровь людская - не водица!",
   "Поклонись - шею не сломаешь!",
   "Тише едешь - дальше будешь!",
   "Поспешишь - людей насмешишь!",
   "Русские - долго запрягают, но быстро - ездят!".

   P.S: К сожалению, со временем, стала бытовать и такая
   "доктрина", которою, зачастую, руководствуются и теперь:
   "Россия - большая!Бабы - ещё нарожают!"...