Парижская Золотая пальмовая ветвь

Виктор Висловский
                Из цикла "Бронин и Болобоев"

В 1992 году спектакль «Поднятая целина» ростовского драматического театра имени М.Горького, неожиданно стал лауреатом Международного театрального фестиваля, который ежегодно проходит в Париже. Президент фестиваля Мишель Шварц и директор Арон Курландчи на двух языках, французском и русском, письменно уведомляли, что «решением Большого жюри большинством голосов Вам присужден главный Приз  фестиваля «Palme d’Or»  - «Золотая пальмовая ветвь». Оказывается, члены жюри инкогнито ездят по театральным столицам мира, высматривают достойные спектакли, потом в Париже голосованием  выбирают лучших из лучших. Один из главных принципов фестиваля, сообщалось далее в письме — секретность того, как проголосовал тот или иной член жюри. Каждый из них дает подписку о неразглашении внутренних тайн голосования. Более того. Состав жюри вообще не афишируется. Полная анонимность. Поэтому разыскать тех, кто облагодетельствовал далекий провинциальный театр, бессмысленно в связи с сомнительностью результата. Главное, что вы первые! Всё по-честному.

В Париж приглашается делегация в составе пяти человек. В торжественной обстановке представители театра получат приз из рук Шарля Азнавура и легендарного актера, кавалера ордена Почетного легиона, графа Жана Жака Бутюрье.
- Азнавура знают все, а Жан Жака..,-  художественный руководитель драмтеатра, как ни силился, так и не смог вспомнить эту мировую знаменитость. - Да, мало мы знаем о творчестве зарубежных коллег… Только теперь начинаем подбираться к вершинам театрального Олимпа. Начинаем примерять на себя мировые образцы.

Далее в письме говорилось о программе фестиваля. Экскурсия по Парижу, посещение театральных премьер, обед в знаменитом ресторане «Ля рюс». Увидеть Париж и умереть! Стоит это все удовольствие для делегации недёшево, но престиж государства и города важнее, ведь правда?  Это для нас большая честь,- решили в театре. Труппа и, в первую очередь, худрук очень обрадовались. Был сформирован примерный список делегации и отправлена заявка в областное Управление культуры. В Управлении культуры, в первую очередь, его начальник, тоже очень обрадовались такому признанию донского театра. Мы горды, для нас это большая честь! Заменили троих делегатов на более благонадежных, и стали готовить документы.

Вскоре выяснилось, что не только драматические спектакли донской столицы имеют международный уровень. Поступила заявка от театра Музкомедии с приложением письма от господ Шварца и Курляндчи. В Управлении культуры, заменив троих неблагонадежных, стали готовить документы.

Через день стало известно, спектакли для детей и молодёжи тоже снискали международную известность, благодаря своей социальной ориентированности, толерантности и высокому исполнительскому уровню. Пришла заявка от ТЮЗа. Перед тем как заменить троих с неокрепшей психикой молодых актеров театра, в Управлении задумались.

Конечно, Ростов всегда был культурной столицей. Традиции Юрия Завадского, Веры Марецкой, Ростислава Плятта, творивших когда-то в нашем городе, живы и поныне. Их творческий взлёт вдохновляет на свершения последующие поколения актеров и режиссеров, но чтобы так совпало... Три театра! На всякий случай решили обратиться в компетентные органы.  Зарубежная поездка, как-никак.
Органы сразу же предупредили, пока будем проверять, предусмотрите в составе каждой делегации одно место для нашего сотрудника.  Для благонадежности.

Подполковник госбезопасности Бронин, не долго думая, проверку поручил майору Василию Болобоеву. Начальник намекнул, что  при успешном выполнении задания он будет включен в состав.
Удача! У Василия с пионерского детства была мечта, совершенно дурацкое желание: приехать в Париж, подняться на Эйфелеву башню и плюнуть сверху на зажравшихся буржуев. Иногда этот геройский поступок ему даже снился. Причем, не только в детстве. Эту фантазию он скрывал от сослуживцев, но получив задание, понял, что его  несбыточное желание вполне может реализоваться. Василий посмотрел программу фестиваля. Нотр-Дам, Комеди Франсез,  Мулен Руж, Пляс Пигаль, Эйфелева башня. Майор с утроенной энергией взялся за дело.
Василий Иванович считался хорошим аналитиком, и задание для него было несложным. Берем запутанную ситуацию, разлагаем на простейшие элементы. Каждый элемент препарируем, как студент-медик лягушку. Потом складываем в общую картину. Далее прогноз и рекомендации.

Просматривая заявки, вчитываясь в строки  письма, Болобоев обратил внимание  на фамилию директора. Что-то знакомое почудилось ему в этом слове. Напрягши свою профессиональную память, майор вспомнил. Жил в Ростове такой Аркаша Курляндчик, бывший спортсмен, проходивший по делу валютчиков. Невероятно скользкий тип. Так и не смогли его прищучить по полной программе. Отделался условным сроком. Болобоев взял парижское письмо, получил в архиве дело Курляндчика, сличил подписи. Один в один! Старый знакомый. Только изменил имя и фамилию. Бывает. Маскировка, дело полезное в определенных обстоятельствах.

Он припомнил, как сын известного ростовского театрального деятеля, студент мединститута Лёва Рабинович, женившись на своей однокурснице, по политическим соображениям взял её фамилию. Однако семейная жизнь не заладилась, пара развелась, и Лев Черненко после окончания института переехал на ПМЖ в Москву, где, говорят, снова женился.
Болобоеву много лет не давал покоя вопрос: взяла ли его вторая жена фамилию первой супруги.

Отправив запрос о Парижском фестивале наверх, в столицу, майор начал копать дальше. Интуиция подсказывала ему, надо порыться в делах тех давних лет. Изучив архивы, сопоставив факты, он выяснил, что первый подписант, президент фестиваля Мишель Шварц, тоже ростовчанин. «И там – на четверть бывший наш народ»!
Михаил Чёрный, директор городского треста студенческих столовых, после того как Отдел борьбы с хищениями социалистической собственности стал подбираться к его вотчине, срочно написал заявление на эмиграцию, куда благополучно и отбыл. Буквально на следующий день ОБХСС установил, что Михаил Михайлович страдал тяжелым недугом: не мог отличать личную собственность от социалистической. Сам Михаил тоже беспокоился о своем здоровье, и чтобы хворь не прогрессировала, решил выехать в страну, где климат не создавал бы предпосылок для заболевания.
Итак, что касается фигурантов, с ними всё ясно. Болобоев, с вполне объяснимой грустью, готовился доложить начальству о готовящейся иностранной провокации.
Вести из Москвы тоже не заставили долго себя ждать.

Оказывается. Организаторы Каннского кинофестиваля, где победитель получает «Золотую пальмовую ветвь», приняли решение изменить дизайн главного приза. Если раньше золотая ветка крепилась к коричневой каменной пирамидке, то теперь, к фестивалю 1992 года, французские ювелиры придумали положить её на пьедестал в виде огранённого кристалла.
Таким образом, все призы, впрок изготовленные к следующим фестивалям, оказались лишними. Тут-то у наших соотечественников, занимавшихся мелким гастрономическим бизнесом, родилась великолепная идея. Они скупили, буквально, по цене лома все призы и организовали театральную премию специально для советского сегмента аудитории. Дабы не путать театральных эрудитов, догадались вручать её в Париже.

На треугольную грань у основания каменной пирамиды они нанесли гравировку «Международный Театральный фестиваль. Париж». Скалькулировали расходы:  культурная программа, питание-проживание, аренда зала, пара заметок в местной прессе, небольшой гонорар какому-нибудь заштатному актеру с аристократичной внешностью, так как Азнавур неожиданно заболевает. Приплюсовали свой немалый бонус. Итоговой суммой для клиента остались довольны.  Для обкатки идеи бывшие ростовчане решили протестировать (или, как сказал Мишель, - продегустировать) проект на родном городе. Городские театры и особенно хорошеньких актрис Михаил Михайлович знал неплохо.
Однако с земляками вышла промашка.

После информации из Москвы поездку аннулировали. Тем не менее, плуты не остались внакладе. Распавшийся несколько месяцев назад СССР помог реализовать им свой бизнес-проект. Лауреатами престижной международной премии стали театры отколовшихся республик Закавказья.

Сидя в собственном бистро «Ля рюс» и обмывая по русскому обычаю удачную операцию, парижские концессионеры Шварц и Курландчи задумались, что бы ещё такого замутить. Куда инвестировать прибыль.
- Давай, - сказал Мишель.- Сделаем ресторанную премию. Первое место - «Золотая пальмовая ветвь»?
- Нет,- немного подумав, ответил Арон-Аркадий и вспомнил свою спортивную юность.- Давай сделаем три места: первое, второе и третье.
- Согласен,- поднял палец Чёрный.
- Но в Россию - ни ногой! – стукнул кулаком по столу Курляндчик.
- Двумя руками - за!

Заглянув в энциклопедию, вы можете прочитать, что «в 1993 году группой французских рестораторов была учреждена Международная премия Пальмовая ветвь. Вручается она за лучшую концепцию ресторана, открытого в течение последнего года». Трое победителей получают золотую, серебряную и бронзовую Пальмовые ветви, соответственно.
Была ли воплощена идея ростовских хитрованов, или французам самим пришла в голову эта мысль - не известно. Мсье  Шварц и Курландчи в составе оргкомитета не значатся.
Что интересно,  премия успешно присуждалась в Европе, но долго не рисковала выходить на русские просторы, и только в 2006 году было создано российское представительство. Стали вручать премии достойным. Вроде, всё по-честному.

Возвращаемся к театральной теме. Огорчены, что поездка отменяется, были все: и худруки театров, и представители Управления культуры.
А майор Болобоев, похоже, больше всех.