Борьба в одиночку

Тина Гай 2
Максим Кантор – фигура, вызывающая восторг у одних и активное неприятие у других. Эта фигура очень нетипичная для атмосферы сервильности и делячества, в которую погрузилась Россия в 1991 году.


Он из числа тех немногих, кто не может не вызывать уважения (если уж не любовь). Анализ и четкая социальная позиция относительно того, что представляет собой современная Россия и движение новых несогласных,


философское осмысление того, что произошло с Россией двадцать лет назад, называющий революцию начала девяностых не иначе как мафиозной, все свое и выстраданное. Но Максим Кантор не только размышляет и анализирует реальность, но и пытается найти и ответ на вопрос «Что делать?».


Один из крупнейших российских художников, чьи работы выставляются по всему миру и приобретаются крупнейшими музеями Европы, Америки и России, Максим Кантор имеет свою четкую позицию по большинству современных вопросов не только политики и социального обустройства России и Европы, но и современного искусства.


У него есть два личных врага: сытость сытых и бедность бедных, говоря словами Марины Цветаевой. Он не считает, что русский бунт и революция беднейших хуже или беспощаднее бунта сытых, которые ради спасения собственных миллионов и миллиардов готовы развязать гораздо более жестокие войны.


В них гибнут не десятки тысяч, а сотни, миллионы человеческих жизней, как это случилось в первую и вторую мировую, или сегодня в Ираке, Сирии и Ливии. И Россия фактически тоже находится в состоянии войны элиты с собственным народом.


Он не боится остаться в одиночестве, его кредом всегда было находиться вне корпораций и корпоративных этик, не присоединяясь ни к одной из них. Пустыня и человек – не противоположности, а зеркальное отражение одного в другом.


Максим Кантор пытается разобраться в том, что случилось не только в девяносто первом, но и в начале XX века. С Россией, искусством пролеткульта, как понимать русский авангард; что представляют собой современные течения в изобразительном искусстве и почему в жестокие сталинские времена ни один русский художник, за исключением Петрова-Водкина, не вступился в защиту миллионов убитых, заморенных голодом и пытками, превращенных в рабов и зэков людей, не пытаясь отразить на полотне те страшные времена.


Его позиция и собственное видение современности обладают лично для меня притягательной силой, хотя я тоже не со все согласна. Максим Кантор отстаивает романтические и социалистические идеалы, которые сегодня оболганы, растоптаны и попраны. И в пику его взглядам одни приписывают ему любовь к Сталину, другие объявляют певцом фашизма и Гитлера, третьи - защитником тоталитаризма, хотя ни того, ни другого, ни третьего в его позиции нет.


Его взгляд на общество – это взгляд философа и аналитика на современные процессы глобализации, исламизации, засилья крупных корпораций с их жизнью по воровским понятиям, навязывающих свои представления обществу и народу. Неслучайно его книгу "Красный свет" выдвинули на премию Пятигорского, которая вручается авторам интеллектуальной прозы.


Кантор – представитель истинно русской и советской интеллигенции, жившей идеалами добра, любви и справедливости, ныне замещенными рыночными и товарно-денежными. Он - наследник немногих русских философов, творивших в советские времена: Мераба Мамардашвили, Александра Зиновьева, Александра Пятигорского.


Эти имена среди студентов философского факультета обрастали легендами и мифами, а он имел возможность с ними общаться, спорить, впитывать в себя их дух и учиться у них жить, как когда-то Иосиф Бродский учился у Анны Ахматовой.


В нем  привлекательна не только мысль и ностальгический отсвет имен великих философов того времени, но и выражение моей собственной позиции, которое вычитываю в его беспощадной критике среднего класса, продажного по своей сути, и критике постсоветской интеллигенции, не готовой поступиться своим сытым благополучием ради защиты обездоленных и униженных.


"Многие гибнут, освобождая лагерь Освенцим — хотя в бою погибают здоровые солдаты, освобождая умирающих доходяг. Здоровый Януш Корчак пошел в газовую камеру с еврейскими детьми, которые были всё равно обречены — из чувства чести; а ведь он мог бы пойти домой обедать. Когда принимают бой, то отнюдь не всегда рассчитывают на победу; и в бой идут вовсе не потому, что хотят победить. И поэтому, разумеется, тоже; но главное — сражаются потому, что не могут терпеть унижения другого".


В одиночку Максим Кантор говорит то, о чем многие хотели бы сказать вслух, но не умеют выразить. При этом он считает, что распад великой державы не остановить, постепенное ее умирание и отток самых дееспособных в Европу и Америку - закономерность.


И здесь спасут не свобода и права человека (стыдно, считает Кантор,  отстаивать собственные права в разваливающейся России), а любовь, милость и справедливость, построенные на принципах свободы. Только так, а не наоборот.


Любая выставка его картин, очередная книга или статья становятся отражением его позиции, глубоким анализом и крупным явлением в литературном мире.


Так вышедшую в прошлом году книгу "Красный свет" сравнивают с «Войной и миром» Толстого. Книга поразила меня не столько своими художественными достоинствами, сколько философским анализом и трагикомично выписанными «героями» нашего продажного времени.


Контрастом на фоне современных реалий выглядят страницы, посвященные Великой Отечественной войне, поколению его отца, прошедшего  войну. Давно не читала ничего более пронзительного и настоящего.


Удивила и попытка увидеть Сталина и Гитлера изнутри, глазами людей из ближнего круга, что дало повод обвинять его некоторыми критиками и журналистами в сталинизме и нацизме.


Каждая его статься читается залпом, потому что честно и открыто рассказывает о том, что происходит сегодня и что происходило тогда, в девяностые. Только две  цитаты:


«Все в России понимали, что залоговые аукционы – фиктивны. Недра земли, промышленность, ресурсы, формально принадлежавшие народу, были переданы частным лицам – по видимости это произошло на соревновательных началах, а деньги от аукционов якобы шли в бюджет. На деле же, коррумпированные чиновники распределяли собственность между собой и организованными преступными группировками. Обычно, когда такая реплика произносится, собеседник возмущается: а ты что, доказательства имеешь? Честно все было! Но вот, владелец собственности (имеется в виду Р.Абрамович) рассказал, что он купил ее, не имея денег, получил по договоренности, взяв в партнеры известных воров. Это было сделано с ведома руководителей государства. Это произошло не при царе Горохе – это сделали вчера люди, которые уже перестали считать, что ограбили собственный народ. Это было фактически вторым закрепощением российского народа, сделали недавно. И даже известно, каким образом и кто» («Суд идет» от 04.11.11.).


И вот эта:


«в который раз страну поделили на привилегированных и простой народ, в сегодняшнем изводе это звучало так: общество делится на цивилизованную часть населения и варваров. Строить будущее за счет собственного народа — это специальный российский трюк, так поступали Троцкий и Сталин, превращая деревню во внутреннюю колонию, — так поступили и теперь. Дикие варвары-мужики качают нефть, а просвещенные русские европейцы едут в паломничество к духовным ориентирам. То, что русский интеллигент возжелал быть поближе к европеизированному начальству, — понятно, но противно» («Проданное поколение», "Новая Газета" №25 13 марта 2009).


Максим Кантор – живой с живыми и самостоятельными мыслями и даже если с ним кто-то не соглашается, а таковых немало, он все равно будет отстаивать свою точку зрения на страну, мир, общество и этим интересен всегда.


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/maksim-kantor/