О системных проблемах. Отповедь рекламе

Евгений Медем
Человек не может не думать. А на днях редакция некого СМИ на своей странице в Интернете обратилась с предложением выдвинуть интересные и насущные темы для дальнейшего обсуждения. (Говорю «некого СМИ», потому что после не нашел этого обращения – либо его убрали, либо вообще мне показалось. Но это уже не важно: мысль запала в голову и ее нужно выпустить, иначе она пробьет дырку.)
Не будем искать мелкотемья и сиюминутных вопросов, а попытаемся выявить и обсудить достаточно общие, кардинальные проблемы, имеющие долгосрочный характер. Вряд ли широкую публику особо интересуют, например, шевеления законодателей по более удобному размещению на ложе власти. Хочется поговорить о системных проблемах. Вот одна из таковых – всепроникающая реклама.
Настырная, нахальная, лживая и подленькая, рассчитанная на низменные интересы реклама достает нас всюду. Сколько у нас «первых номеров» чего бы то ни было, фальшивых посулов, оскорбительных отношений – одно «Вы этого достойны» чего стоит. А сюжеты постановочных роликов: такое впечатление, что все это делается для идиотов и руками, видимо, идиотов.
Однако все красиво, впечатляюще, привлекательно. При низкопробности и контрафактности многих товаров их качество порой определяется только полиграфией и упаковкой. Войдите, например, в аптеку и окиньте взглядом витрины – это же художественная выставка, торжество сюрреализма: какие цвета, какие линии, какие формы! И так во всех магазинах, для любой группы товаров, для всякой услуги и службы. Плюс про то же в газетах, журналах, на стендах и перетяжках и, конечно же, на экранах. В рекламу вкладываются колоссальные материальные и финансовые средства.
А почему?
Вспомним одно место из «Одноэтажной Америки» И.Ильфа и Е.Петрова. «Пятицентовая бутылочка "Кока-кола" обходится фабрикантам в один цент, а на рекламу затрачивается три цента. О том, куда девается пятый цент, писать не надо».
Отсюда ясно, что за рекламу платит потребитель, чем и объясняется безудержный разгул рекламы: чего стесняться – покупатель заплатит. А что если не относить расходы на рекламу к производственным издержкам, а допускать оплачивать ее только из прибыли? Выплатил зарплату, рассчитался с контрагентами, заплатил налоги и пожалуйста – можешь прославлять себя любимого и свое детище.
Может быть не стопроцентно, но доля рекламы в производственных издержках, т.е., в конечном счете, в цене, должна быть ограничена. Это может быть сделано через бухгалтерское или налоговое законодательство. Давайте обсудим.