Папка с вырезками

Олег Аникиенко
 Из сб."Горожане"

        Домашние мои в комнате за стеной,- чуть слышен приглушенный звук телевизора, детский смех. Я сижу на кухне после напряженного дня и листаю старую папку. В минуты усталости, сомнений она – мой лучший помощник.
       Я давно не рассматривал ее. Пожелтевшие, плохого качества вырезки из газет и журналов складывались сюда от случая к случаю. Пейзажи, конкурсные фотографии, открытки с видами.  Но чаще среди этого богатства – люди. «Предпочитаю писать глаза людей, а не соборы». Он тоже в папке, автор этих слов. Бывший проповедник, а затем великий художник, умерший в нищете. Автопортрет его тревожный: израненное морщинами лицо, они словно борозды на истощенном поле. И внутри тех борозд – глаза, страдающие за людей.
      Задумчиво перебираю вырезки. Кого тут не встретишь, в этом собрании лиц – выражений. Вот гениальный ученый, перевернувший представления в науке. Мало кто понимал его тогда. Сейчас его теория  в школьных учебниках. На снимке, однако, ученый больше похож на клоуна,- седой, растрепанный, с детскими глазами, устремленными в мироздание.
      А вот и сам клоун на другой вырезке. Смешной, загадочный, выглядывающий из-за кулис. Он в шутовском костюме, с пудрой на щеках. Но что-то таится в его глазах, что заставляет думать о нем, как об истинном ученом…

      Еще вырезка из газеты: молодая доярка с бидонами, шлангами остановилась у изгороди. Девушка улыбается открытой и в то же время грустной улыбкой. Ощущение молодости, любовь к родному краю и какая-то печаль соединены в трудно объяснимом выражении. Ты знаешь, как ей нелегко. Но ей так хочется верить в будущее…
     Разглядываю вырезки по разным причинам попавшие в папку. Мне нравится этот пожилой рабочий, оглядывающий свой цех. Чуть растерян его взгляд, в натруженных руках – цветы. «Проводы на пенсию». Какие чувства вызывают в нем ставшие неотделимыми от его жизни станки?
      Или эта фотография, одна из любимых. Женщина – акушер выносит захлебывающихся криком младенцев. Сморщенные мордочки новорожденных, не понять от одной ли они матери или от разных. Лицо врача полузакрыто марлевой повязкой, но какие живые у нее глаза!
     Я вглядываюсь в лица на снимках и словно погружаюсь в пучину жизни. На какое-то время рисуется странная картина: будто стою на затерянной где-то в глубинке речной пристани. Дощатый настил покачивает течение, лицо овевает прохлада, а рядом, прекрасными видениями – люди, с которыми даже не нужно разговаривать, достаточно перекинуться взглядом.

     Я снова листаю вырезки. Встречаются среди них и «божественные». Репродукции из популярных журналов, наглядно рассказывающие  о жизни, деяниях Христа. Образ богочеловека, принявшего муки, вызывает сочувствие. Но как передать его завет искать «царство божье» внутри себя? «Ибо подобно оно зерну, которое человек посадил в саду своем…»
     Может поэтому я думаю не о религии. Я думаю о том «голосе», который ведет человека независимо от того, верит ли он в Страшный суд. И разве только в религии спасение? Разве не было других учителей и образов, способных повернуть тебя к свету? Разве исчезла красота мира? И разве мало людей, несущих в себе добро, сострадание, справедливость?

         Перекладываю, выравниваю газетные вырезки. Некоторые приклеены на картон, другие без подкладок, измятые, чуть надорванные. «Божественная» тема теряется среди десятков «мирских» снимков. Здесь и мастер – ветеринар, заботливо удаляющий зуб бегемоту. Устрашающего вида инструмент, жесткий фартук, а все же видишь: руки мастера - добрые.
     А вот вырезки с фронтовыми фото. На одной из них пожилой солдат возвращается с передовой. Фотография переносит в прошлое, и ты уже чувствуешь тревожный воздух войны, страданий. Сам солдат в бинтах, намотанных торопливо, со свисающим на глаза лоскутом. Все это  неожиданно, не по - киношному.
     А вот фотография на все времена. Седой физкультурник, сухощавый, крепкий, и его полные жизни глаза. Он только что преодолел марафон. А спортсмену – под девяносто!  Какое  жизнеутверждение в лице старика!
     Мне нужны эти вырезки. На снимках люди, взрастившие в себе зерна, о которых говорил Христос. Хотя, скорее всего, эти люди знают о Боге понаслышке.

      Порой, думаю, что дает мне эта  папка?  Уходят времена таких лиц на снимках. Конечно, интересные люди продолжают жить и работать. Хотелось бы о них узнавать.  Но газеты уже другие. Их много сейчас, цветных газет и журналов. А вырезать из них - нечего. Или мне это только кажется?