Бесконечность и свобода выбора

Валерий Могильницкий
    О понятии "свобода" написано очень много, но вопрос - что есть свобода? - не вполне ясен до сих пор. Существование свободы - одна из важнейших нерешённых проблем философии с античности. Делаем мы выбор сознательно, или подсознательно, а затем только его осознаем? Кратко поразмышляю об этом на основании известных мне исследований современной науки.

    Прежде всего рассмотрим свободу, как понятие. Свобода ,как абстрактная категория, отличается от чувства свободы (или несвободы), как психологической категории. Это чувство знакомо всем и сопровождает каждого из нас в течение всей жизни. На мой взгляд, одна из причин непонимания рассуждений о свободе или несвободе связана именно с путаницей в использовании понятий – “чувство свободы” и “свобода”.

    Мы все априори убеждёны в реальности свободы выбора. Мы испытывали чувство свободы воли неоднократно в жизни. Поэтому такие фразы, как:  “...свобода воли – иллюзия,.. это лишь ощущение, которое позволяет отличить действие, выполненное нами, от процессов, не зависящих от нас.” (Даниэл Вегнер: «Иллюзия сознательной воли».) вызывают у нас протест. Или фраза Спинозы: «Люди лишь по той причине считают себя свободными, что свои поступки они сознают, а причин, их вызвавших, не знают».

     Так что же - возникает вопрос - все наши действия “запрограммированы” кем-то или чем-то, и всё в мире предрешено? Возмутительная ложь! Зачем же тогда бороться за свободы и права человека?

    Разберёмся, что такое свобода. Прежде всего напрашивается интерпретация: свобода -это независимость. Независимость является важным атрибутом свободы, но, если свободу понимать, как независимость, то легко видеть – свободы нет и не может быть! Ибо независимости в мире нет.

    Человек связан в той или иной степени со всеми окружающими его вещами и событиями. Поэтому такое понимание свободы не может быть основой для решения проблемы. Но если утверждать, что свободным человеком можно быть, оставаясь зависимым от мира, то зависимость не противоречит свободе. Именно наличие связи человека с вещами и событиями делает понятие свободной воли имеющим смысл. Чтобы прояснить это, обратимся к формуле того же Спинозы: «свобода есть осознанная необходимость». Здесь ярко проявилось то самое смешение понятия свободы с чувством свободы, о котором я говорил выше. Действительно, если мы осознаём необходимость чего-либо, то мы освобождаемся от чувств тревоги в связи с этим, и спокойно подчиняемся необходимости.

    Такой подход трактует свободу, как проблему знаний, понимая человека, как чистый интеллект, уходя от философской проблемы. Но знания не обязательно ведут к свободе.Знания - необходимое условие свободы. Но этого не достаточно. Знаниями нужно ещё распорядиться -  нужно сделать выбор. Если у человека нет возможности делать выбор,  то он несвободен.

     Рассмотрим житейский пример, иллюстрирующий проблему выбора. В обществе под свободой полагают вполне определённый выбор, уже заранее рассчитанный. Людям вещают, что они будут свободны, выбрав, к примеру, «демократию», рыночную экономику - не важно, что ещё (может быть "гамбургер"). Здесь главным для выбора является представление о том, что люди получают или что потеряют. Речь идёт о расчёте. А что насчет выбора? 

     Убеждение, что мы можем сознательно выбирать, является основополагающим в нашем мировоззрении. Множество процессов в нашем мозге происходят «автоматически», неосознанно,  что защищает мозг от «перегрузок». Но если нужно принимать жизненно важные решения, то мы склонны считать, что принимаем их  сознательно.  Однако, эта точка зрения не согласуется с последними многочисленными экспериментальными данными. Они указывают, что наши поступки определяются процессами в нашем мозге, скрытыми от нашего сознания и происходящими задолго до появления ощущения принятого решения (ощущения свободной воли).

     Например, “в 1999 году нейрофизиологи Патрик Хаггард и Мартин Эймер показали, что если человеку дать выбирать между двумя кнопками, измеряя мозговые потенциалы готовности, то можно предугадать его выбор до того, как он его осознает. В ряде условий прогноз удавалось осуществлять за 10 секунд до момента принятия осознанного решения испытуемым! Нейрофизиолог Джон-Дилан Хейнс и коллеги, участвовавшие в этом исследовании, пришли к выводу, что сеть управляющих участков мозга, ответственных за принятие решений, начинает формироваться задолго до того, как мы начинаем об этом подозревать. Эта работа была опубликована в журнале Nature Neuroscience.”  В подобном положении оказалось и современное общество.

     Многие люди думают, что лишены свободы некими злыми силами, которые уже давно решили всё за них, как и в случае с выборами. Некоторые верят, что именно они сделали «свободный выбор». Не иллюзия ли все это? Когда “электорат” получает  заданные «ценности», которые мельтешат с утра до вечера в рекламных роликах TV, в газетах, в интернете и, как только он привыкает к этому, то возжелает их. И тогда он “вдруг” начинает видеть всевозможные препятствия, возникающие на пути к приобретению этих ценностей. Люди начинают воспринимать это как ущемление своей свободы. “Вот так сначала мы становимся рабами своих желаний, а потом рабами тех, от которых зависит исполнение этих желаний, и считаем врагами тех, кто чинит препятствия к достижению этих навязанных ценностей.”  Я здесь привёл один понятный  всем пример наличия “свободы” выбора.

   Так что же следует из этих рассуждений - свободы выбора всё же нет и жизнь предопределена? Ответ: нет, не всё предопределено и свобода есть. Осталось последнее – определить, что же есть свобода!

    Для этого снова вернёмся к содержанию этого понятия, которое включает ещё и понятие “свобода воли”, помимо упомянутой ранее “свободы выбора”. Меня спросят: а это не одно и то же? Думаю - нет. И в этом вся загвоздка. Понятие “свобода воли” немыслимо без феномена человеческого “Я” и без понятия “сознание”. А это я связываю с понятием бесконечного отражения: “Процесс отражения отражений - и есть процесс осознания... Эта бесконечная рефлексия свойственна обратной связи.” (см. мою статью “Жизнь не имеет смысла”).

    Истоки понятия “свобода воли” находятся в бесконечном процессе рефлексии, как феномене сознания и самосознания. Я делаю акцент на том, что этот процесс бесконечен. Процесс же выбора основан на конечности множества вариантов. Учёными показано, что число клеток организма человека составляет около 100 триллионов, а мозг способен примерно на 10^10^16 комбинаций клеток нейронов. Т.е. человек состоит из конечного числа “элементов” и конечного числа состояний нервной системы. Число частиц во Вселенной также не бесконечно - считается равным примерно 10^80. Невообразимое уму число! Но это не бесконечность!

    Если в "роботах", создаваемых человеком, число состояний несравненно меньше и их можно считать "конечными автоматами", поведение которых полностью предсказуемо, то система "Человек плюс Вселенная" обладает гигантским числом возможных состояний, описать которые человек не в силах. Но тогда весь вопрос сводился бы только к количественной проблеме. Если бы не одно принципиальное отличие человека от “робота” : человек – открытая система! "Элементы" этой системы непрерывно изменяются, взаимодействуя со средой, и меняют, тем самым, представления о мире. И это обеспечивается наличием сознания, которое функционирует как бесконечный процесс отражения отражений.

    Выбор человека осуществляется в гигантской, но конечной по размерности системе Мир-Человек. Поэтому можно считать, что свободного выбора нет в природе. Но этот вывод становится неверным, если рассматривать сознание, которое влияет на выбор в динамичном процессе бесконечных взаимодействий человека со средой.

      Николай Бердяев утверждал: “Свобода связана с бесконечностью бытия, бесконечностью жизни, с бездной бытия. Свобода связана с бесконечными потенциями духа. Отрицание же свободы есть всегда порабощение конечному... Может ли человек, как тварное существо, иметь бездонный источник бытия в самом себе?” . И отвечает: Бог, как бесконечная сущность бытия человека и мира - есть источник свободы воли.
      Если понятие Бог в фразе Бердяева заменить понятием Сознание, то суть этой фразы не изменится, на мой взгляд.

    Факт изменения человеком самого себя не только на уровне психики, но и на молекулярном уровне подтверждается исследованиями в Институте Управления Российской академии наук группой ученых под руководством микробиолога П.П. Гаряева. С помощью аппаратуры, разработанной в лаборатории, ученые пришли к выводу: молекулы ДНК воспринимают человеческую речь! Под воздействием речи они меняют свою форму и структуру. А это значит, что каждый человек своими мыслями влияет на собственную жизненную программу! Новая наука, «волновая генетика» свидетельствует: ген – это не только клетка, но и генератор физических полей, которые образуются вокруг хромосом и имеют голографическое строение. Молекулы ДНК обмениваются информацией с помощью электромагнитных и и акустических волн. Запуская определённые генетические программы, можно стимулировать резервные возможности организма. В результате - выздоравливали безнадёжно больные растения и оживали мёртвые. (Вспомним “чудеса” оживления мёртвых людей Христом!) Человек подобные чудеса может вызвать молитвами. Один текст оздоравливает наследственность, а другой - травмирует. Молитвенные слова пробуждают резервные возможности генетического аппарата. Проклятие разрушает волновые программы, а значит, нарушает нормальное развитие организма. Так, слово может вызвать рак, а может вылечить человека. Причём, ДНК не разбирает, общаетесь вы с живым человеком или с героем телесериала. Делайте вывод сами – смотреть кровавые боевики или нет!

     Из этих кратких размышлений о бесконечно большой проблеме под названием "свобода воли" следует, что если свободы непосредственного выбора своих моментальных действий и своей дальней предыстории жизни у человека практически нет, то свобода воли в продолжающейся жизни есть. "Важно только уточнить, что выбирает человек, а чего он выбирать не может. Человек не выбирает ситуацию, в которой находится, но выбирает себя самого в этой ситуации. Идет ли речь о любом конкретном моменте жизни человека, – ситуацию, в которой оказался, он не выбирает (хотя она во многом является следствием его прошлых выборов), но свой поступок в этой ситуации выбирает он и только он". И это обусловлено "божественным" феноменом человеческого существа – Сознанием. Пусть выбор в конкретном случае не свободен, а предопределён предысторией, но осознание этого выбора неизбежно влияет на последующий выбор, т.к. изменяет внутреннее состояние человека, делая его ответственным за принимаемое решение, вызывая в нём чувство свободы собственной воли.

    В конце концов можно задать вопрос: а зачем нам разбираться с этими "заумными" проблемами о свободе выбора, о свободе воли? Это что-нибудь изменит в нашей жизни?  Вопрос имеет смысл.

    Ответ может быть таким: Понимание реальной свободы имеет в своей основе понятие ответственности. То, что ответственность является следствием свободы, вполне ясно как проявление элементарной логики социальных отношений.

    Но гораздо более глубокая – сущностная связь этих понятий заключается в том, что ответственность является основанием свободы. Реальная свобода обретается принятием на себя ответственности за свой поступок. Именно это порождает чувство свободы воли у человека!

    Отказ от ответственности означает отказ быть свободным.
http://www.proza.ru/2014/02/05/1335