Экскурсия

Сергей Дзюба 2
Экскурсия
Это была экскурсия в Томск. Я учился тогда в четвертом классе, и мне было 11 лет. Перед началом экскурсии к нашей школе подали ЛуАЗ. Как ни пытался я пробиться к окну, мой  сосед по сиденью Дима Строев был меня выше и крепче, поэтому к окну он меня не пускал. Единственное  чем  мне пришлось  довольствоваться  это тем, что я сидел на втором кресле в первом ряду, рядом с проходом, через стекло водителя мне было видно часть дороги.
 45  минут ЛуАЗ ехал, постоянно завывая коробкой передач. Проехав мимо площади  Революции, мы остановились в одном из переулков, напротив  первого роддома. Экскурсоводом у нас была Валентина Степановна. Одета она была в белый плащ и черные сапоги. 
 - Вот кто-нибудь из вас знает что-нибудь про площадь Революции?¬- Спросила Валентина Степановна, микрофон в ее руках постоянно потрескивал.
- Я знаю.- Сказал я, поднимая руку.
Про площадь Революции мне было много чего  известно. Про нее мне рассказывал мой отец, когда  мы  шли по ней, чтобы  спуститься  вниз на Московский тракт, где жил дядя Толя, двоюродный брат моего отца. Дядя Толя жил в частном секторе и у него на дворе содержались четыре кролика, и пять куриц.
-Тебя как зовут? Представься, -¬ Валентина Степановна передала мне в руку микрофон.
 -Сергей,- сказал я.
 -Да знаем мы как его зовут. - Зашумел мой класс, - ты давай рассказывай.
- Площадь Революции раньше называлась Новособорная. Вот в этом здании первого роддома. -Я кивнул в сторону желтых стен,¬- во время колчаковского режима была тюрьма. В подвале этой тюрьмы были расстреляны герои революционеры члены подпольной ячейки РСДРП. Перед тем как  расстрелять, их жестоко пытали. Тушили об них окурки.
- Какой ужас. Ладно, а что тебе еще известно про площадь Революции Валентина Степановна попыталась сменить тему.
- Также  на площади Революции, напротив, через дорогу  находится здание главного корпуса ТИАСУРа. Раньше там располагалось Управление Сибирской железной дороги. 20 октября 1905 года черносотенцы устроили там  пожар. Заживо там сгорело несколько сот человек. Про это указано на табличке, которая висит недалеко от входа. А еще там под завалами после пожара  в подвале 5 суток провел Яков Юровский.
- Яков Юровский. Тот  самый? – Валентина Степановна видимо кое-что знала про расстрел царской семьи.
-Да. Да. Тот самый Юровский, который поставил точку в династии Романовых. Яков Юровский родился в Томской губернии, затем семья переехала  в Томск. Я даже могу дом показать, где он жил. Тут, недалеко, на Татарской. Простой дом, первый этаж каменный, второй деревянный с почерневшей от времени древесиной.
Мои одноклассники слушали меня молча. И в этой тишине передо мной возник образ Якова Юровского в подвале дома Ипатьева в длинном сером пальто, карманы которого были оттопырены от револьверов.
- Ладно. Спасибо тебе за информацию Сережа.  Садись.-  Валентина Степановна забрала у меня микрофон. Больше из своих рук микрофон она не отпускала. – Ну, а кто-нибудь  из вас еще  что-нибудь  знает про площадь Революции?- Чтобы хоть как-то от меня отделаться ¬ Валентина Степановна обратилась к моим  одноклассникам.
 -Я знаю,- Дима Строев поднял руку - Меня зовут Дима Строев. - На площади Революции в середине семидесятых годов была голубятня. Стояла она там, где сейчас памятник Ленину. Мои  родители, когда дружили, гуляли по площади Революции. Голубей они кормили хлебными крошками  или семечками.
-Да, все правильно Дима, - согласилась Валентина Степановна. - На площади Революции была голубятня. Голуби были разномастные. Запускали голубей в основном по праздникам. Гуляя, горожане, как ты правильно заметил, подкармливали их кто чем,  семечками, но в основном крошками от хлеба или булочек, так как  недалеко находилась блинная возле ЗАГСА.
На этом знакомство с площадью Революции у нас закончилось. 
Дальше мы поехали на электроламповый завод. На нем меня поразило большое количество битых лампочек, которыми были набиты контейнеры.
Наша экскурсия закончилась тем, что  вернувшись вместе с нами, в нашу школу Валентина Степановна раздавала призы. Я, как  за лучшую информацию занял первое место. Дима  второе. Мне вручили брелок для ключей, Диме  статуэтку Буратино.
После уроков Дима  предложил мне:
 -Давай махнем. Я тебе Буратино, а ты мне брелок.
 -Да сдался мне твой Буратино,- ответил я. - Что я на него цеплять буду.
Хотя вечером я пожалел об этом. Лучше бы я поменялся. На брелок мои родители запретили мне цеплять ключ от нашей квартиры, потому что так я его мог потерять, а больше мне нечего было на него цеплять. Я так и продолжал носить ключ на шее, на шнурке, как и все в наше время.
 25.02.11 22.55