Судьба Рудваса от триумфа к забвению

Александр Брусенский
На своем жизненном пути полтавский изобретатель Василий Петрович Рудаков уже сегодня оставил несколько заметных вех, которые обозначают направления, которыми он шел  к поставленной цели. И все они вели ныне 72-летнего пенсионера  к вершинам  технического творчества, которое стало смыслом его жизни.  Наибольшим успехом на этой тернистой ниве доморощенный «кулибин» считает разработку принципиально нового двигателя внутреннего сгорания, который еще в 2008 году был отмечен бронзовой медалью на Международной выставке изобретений в Женеве.  Привлекла разработка внимание мировой технической мысли и на ІХ Международном салоне изобретений и новых технологий «Новое Время», который проходил в Севастополе 26-28 сентября 2013 года. Но, несмотря на успех, поршневая машина Василия Рудакова «РУДВАС» существует в единственном экземпляре…


В Швейцарию с…  «кравчучкой»


Сегодня изобретатель  с улыбкой  вспоминает, как «пробивался» на престижную международную выставку в Швейцарии. Помощи ни от кого не получил, хотя обращался в разные инстанции. Поняв, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», полтавчанин собрал пакет необходимых документов, в том числе и патент на изобретение, нашел переводчика, и отправил все в Швейцарию. К его удивлению, организаторы выставки прислали приглашение и счет по оплате услуг, предоставляемых на выставке, гарантировав выделение шести квадратных метров площади под его экспонат. За что полтавчанин должен был заплатить 1500 долларов США. Правда, «экспонат» столько места не требовал.  Василий Рудаков привез в Женеву принципиально новую  поршневую машину, которую собрал по своим чертежам на базе двигателя от скутера.  Привез на обычной и давно используемой в Украине, но неизвестной в Европе, «кравчучке» (маленькой двухколесной тележке, названной по имени президента Украины Л. Кравчука при котором инфляция достигла невиданных размеров и люди в поисках продуктов с «кравчучкой» мотались по рынкам – Авт.), которая вызвало у иностранцев неподдельный интерес.  Чтобы оплатить участие в выставке и все расходы, связанные с перелетом и проживанием в Швейцарии, ему пришлось продать земельный участок под Полтавой. Шести тысяч «зеленых» хватило на то, чтобы технический мир узнал об изобретении полтавчанина, которое завоевало бронзовую медаль в престижном выставочном классе «А» (техника и промышленность), где свои изобретения представляли 117 участников из разных стран мира.  Двигателем тогда заинтересовались представители Франции, Южной Кореи, Тайваня, России. Но вся беда в том, что каждая фирма старается внедрять только свои изобретения. А если чужие, то только от изобретателей с мировым именем и с готовым промышленным сертифицированным образцом.  Изобретатель-одиночка из мало известного европейцам города на Ворскле, не имея поддержки, так и не смог далее лоббировать свое изобретение.

«Основная идея двигателя – ход прямолинейного поршня, - объясняет принцип работы своего детища полтавский изобретатель.  -  Поскольку основной недостаток традиционных двигателей – кривошипно-шатунный механизм, через который теряется до 30%  мощности, и ограничиваются обороты, максимум 9000-10000 за минуту я решил вообще отказаться от… коленчатого вала.» 

Поршневая машина (так в патенте названо изобретение Василия Рудаков  – авт.) первой модели полтавского новатора отличается от привычных нам двигателей внутреннего сгорания тем, что вместо коленчатого вала с маховиком снаружи двигателя, маховик  без коленчатого вала размещен внутри корпуса. На нем механически закреплено одной стороной эксцентричное нагрузочное  кольцо. На вторую сторону нагрузочного кольца устанавливаются подшипники – верхний и нижний, расположенные на стойках посредине штанги. С поршнем на одной стороне и ограничительным хвостовиком с отверстием, обхватывающим центральный вал длиною, равному рабочему ходу поршня, на другой стороне штанги, через которые и  передается усилие на нагрузочное кольцо. Хвостовик выполняет функцию ограничителя движения поршня в стороны от прямолинейного хода штанги с поршнем.

Работает поршневая машина следующим образом. При поступательном движении поршня при возгорании воздушно-топливной смеси, усилие от него будет передаваться  по штанге через палец на стенки паза, расположенного эксцентрично в маховиках вокруг центрального вала (принцип работы обратный кулачковому механизму, который толкает клапанный механизм автомобильного двигателя и приводит в движение его  клапаны).

 «Материализовать идею было нелегко, - вспоминает процесс создания рабочего двигателя «РУДВАС»  Василий Рудаков. – В условиях домашней мастерской изготовить многие детали выявилось не возможным. Пришлось искать специалистов на заводах. Но, оказалось, найти высококвалифицированного слесаря, расточника или шлифовальщика в областном городе было непростым делом. Предприятия развалились, специалисты потеряли работу и, позже,  квалификацию. Поэтому, двигатель рождался трудно и не без технических проблем…».

Но «кулибину» все же удалось воплотить в жизнь свою мечту, и в Женеву он повез работающий «РУДВАС» - двигатель Рудакова Василия. Так как в первой модели подшипники вращались с очень большой скоростью, была запатентована вторая модель. В которой нагрузочное кольцо заменено на пространственный паз в маховике, а вместо двух подшипников, установлен один палец с игольчатым подшипником. Что позволило  за счет замены двух стоек с подшипниками на один палец, расположенный уже в штанге, уменьшить размер маховика на 20%. Или при одинаковом размере маховика рабочий ход поршня увеличится на 20%. Это позволяет увеличить объем и, соответственно, мощность двигателя.


«Сегодня всех интересует прибыль, а не новые технические решения…»


В Женеве дальше награждения за оригинальное изобретение дело не пошло. Как вспоминает Василий Петрович, его двигатель заинтересовал многих. Прежде всего, простотой решения и экономичностью. Но только заинтересовал. И не более. Один из  представителей  германской фирмы сказал открыто:

-Пусть ваш двигатель будет самый наилучший, всё равно его никто делать не будет. Потому, что тогда нужно будет позакрывать половину заводов в мире за ненадобностью. А кто на это пойдёт?  Все планы свёрстаны на семь лет вперёд!

Действительно, изобретение, которое показало свою работоспособность и экономичность, и сегодня существует в одном экземпляре. Один российский бизнесмен обещал выделить 40 000 долларов на дальнейшую разработку, но в связи с кризисом дальше обещаний дело не пошло.  Конструктор после женевской выставки пытался найти партнеров  в Украине, но ведомства не заинтересовались новинкой.

«У меня сложилось такое впечатление, что у нас изобретателей считают чудаками, которые одержимы идеями, не нужными никому, - констатирует новатор из Полтавы. – Так потому, что в Украине сегодня никто не работает на перспективу, а только использует то, что приносит моментальную прибыль. Без модернизации производства, дополнительных затрат на новые технические решения, которые окупятся только через несколько лет…».

Но изобретатель не сложил руки и продолжал усовершенствовать свое детище. Так появились «РУДВАС» третьей и четвертой модификации. Двигатель третей модификации имеет дополнительное устройство для изменения степени сжатия, позволяющее использовать разные сорта топлива и возможность изменения объема цилиндра. Это позволяет рационально использовать топливо при различных нагрузках.  В четвертом варианте двигателя распределительный вал вообще отсутствует. Его функцию выполняет центральный вал за счет использования пространственного паза овальной формы. При этом за один оборот вала происходит четыре такта работы двигателя.

Как показало время, интерес к двигателю полтавского изобретателя не угас.  Одна их харьковских фирм решила помочь  его «продвижению» и привезла модифицированный «РУДВАС» на недавний ІХ Международный салон изобретений и новых технологий «Новое Время» в Севастополь.  Представлял уникальную поршневую машину ее автор. И небезуспешно. Новинка заинтересовала не только «технарей» но и представителей СМИ. Один из севастопольских телеканалов в новостях из салона рассказал о двигателе «РУДВАС» и дал слово его изобретателю. В результате харьковчане,  рискнувшие выставить изобретение полтавского новатора,  уехали домой с «золотом».


…Сегодня уникальный двигатель полтавского изобретателя покрывается пылью в гараже. У новатора - пенсионера нет средств на дальнейшую его модернизацию, а предложений к сотрудничеству не поступает. Но Василий Петрович гордится и тем, что стал участником двух престижных выставок технического творчества, и его детище там подтвердило, что не перевелись в Украине «кулибины». Пусть и не истребованные  государством до лучших времен, но готовые творить и наравне  с новаторами престижных иностранных фирм двигать вперед технический прогресс.