Самогон в эпоху борьбы с алкоголизмом

Валерий Заикин
      Самогон в эпоху борьбы с  алкоголизмом.                Из Записок пожилого человека.          


«Руси есть великие питии, не может быть без того бытии»…

             (Традиция приписывает фразу сию Князю киевскому Владимиру, 9й век с Р.Х.)
               


Михаил Горбачев подходит к водочной очереди: 
  -- Коммунисты есть?
 -- Есть.
 -- Гнать надо! – возмущается Михаил Сергеевич.
 -- Гнали бы, да сахара нет, -- отвечают коммунисты.

 (Из анекдотов  времен борьбы с алкоголизмом)



  Стоит, ой, стоит господа хорошие, к власти причастные, почаще, да  повнимательнее прислушиваться к голосам предков, да к народной мудрости!!
  Если бы внимали предкам, не случилось бы то, что случилось!
  Издревна известно, что «бытие на Руси – питие», об этом еще говаривал князь Владимир, «Красно солнышко», чей монумент украшает холм над Днепром в стольном граде Киеве.
 Нет, это ж надо было умудриться Михайлу Горбачеву со компанией, в  очень непростой момент затеянной им же ПЕРЕСТРОЙКИ, борьбу с пьянством предпринять во всесоюзном масштабе!
 Нашли время! Тут цунами экономического кризиса надвигалось, житие народное все труднее становилось, а людям подлянку учинить!
  Говорят, идея была товарища Лигачева, не на ночь упомянутого бы! Он в те времена вторым лицом в партийной иерархии был…
Но сейчас Егор Кузьмич руками – ногами открещивается от авторства, не я, дескать, не я, да и идея, мол, была хорошая, цифрами оперирует, как стала обстановка в стране оздоровляться, и какие это радужные перспективы сулило!
Как будто мы не в той стране жили, и на своей шкуре все пункты постановлений партии и правительства не испытывали!
И виноградники сдуру не рубили, и массы народа не скапливались у винных отделов, с руганью, а порой и с драками, в ожидании «Часа Волка»!
 (Это народ так окрестил утренний, одиннадцатый час, когда разрешалась  торговля алкогольными изделиями.
 Подметил, видать, кто-то, что на забавном циферблате часов, на здании знаменитого на весь мир кукольного театра Сергея Образцова в Москве, в этот час в окошке Волк появляется.)
 Бутылка водки валютой стала: по талонам на одно лицо гражданина Страны Советов, помнится, две бутылки полагалось в месяц, тетя моя, на дух алкоголь не воспринимающая, никогда от талонов не отказывалась, в ванной небольшой склад «Московской» держала на случай ремонтика какого, со слесарем рассчитаться, да и в помощи по хозяйству…
  А на «безалкогольных» свадьбах водку в чайниках на столы выставляли, и такое бывало!
 
Запомнился мне один эпизод житейский на пике этой самой пресловутой «Борьбы с Зеленым Змием»!
 Приглашают меня однажды к руководству моей конторы в кабинет генерального директора. Там уже весь «синклит» сидит, руководители отделов, все друг на друга с недоумением посматривают, что за сбор объявлен срочный такой?!
  Зачитывается важная бумага из райкома партии: всем организациям предписывается создать в коллективе Общество трезвости, и рекомендуется во главе его иметь первое лицо в коллективе!
 Оживление в зале! Тут надо сказать, что «Первое лицо» у нас, наш директор, администратор был прекрасный, но по части выпивки слабину имел. Ну, народ ему эту слабость прощал, поскольку по остальным статьям он  шефом толковым был и  человек был душевный, балагур и весельчак…
  И тут он тоже шутить начал: «Дело это важное, серьезное, его и отметить бы не мешало!» Но спохватился…
И тут  мне пришло в голову, как его выручить!
 «Товарищи! – говорю, - Коль скоро здесь собрались все коллеги, которых я уже собирался пригласить на мой юбилей, что на этой неделе состоится, предлагаю собраться в доме у моей тещи «на блины», и там же проведем первое заседание «Общества трезвости», обсудим его устав!»
 И не шутил я ни сколько! Мне в феврале 1986 года «полтинник» стукнул, и по традиции  такие даты у нас было принято в коллективе отмечать!
 Предложение мое было принято аплодисментами.
  В означенный час, в большом частном доме моей любимой тещи (см. рассказ «Дверь»), в тихом переулочке, который и имя такое имел: «Переулок Тихий», собрались мои соратники по службе, и даже, в качестве дорогого юбилейного подарка, сюрпризом, из далекого сибирского города Барнаул прилетел мой закадычный студенческий друг Генка ( см. рассказ « Молоко в эпоху борьбы с алкоголизмом»)…
 На столе красовались блины, и прочая снедь, к ним причитающаяся, и хотя ставни на окнах были плотно закрыты ,и шторы задернуты, крымский коньяк подавался в заварном фаянсовом чайнике. Так в обстановке глубокой конспирации, в полном соответствии с давними партийными традициями, изучаемыми нами на студенческой скамье ( Кто-то помнит еще, наверное, Первый съезд РСДРП в городе Минске, где совещания проходили под видом чаепития. Кто не помнит, может почитать в Википедии!), очень сердечно и весело был отмечен мой юбилей. И последний тост был, конечно, за дорогую нашу Коммунистическую партию и ее мудрое руководство! Ведь за столом все - коммунисты!

   Но я хотел - о самогоне!
 Нежданно – негаданно среди технической интеллигенции, к коим относятся все мои студенческие друзья,  вспыхнул интерес к самогоноварению. Причем, смею утверждать, что народ весь этот был практически не пьющий, как и я, но вот мода пошла такая, что стоило появиться мне в чьем-либо доме, как хозяин начинал демонстрировать мне свои успехи в производстве своего «фирменного» напитка, непременно настаивая  на дегустации!  И в скором времени я оказался в гордом одиночестве, изгоем в своем отечестве, не обладавшим секретом этого – самого «ГОНА»!
  Нужно было воссоздавать в глазах друзей, реноме «своего» человека и пусть даже для забавы, освоить процесс создания «огненной жидкости» по принципу «Сделай сам своими руками!».
 Как я выяснил, для организации производства все в доме было: и сахар, и дрожжи, и посуда, и в один прекрасный момент, пройдясь по всей технологической цепочке, завершенной брожением сусла на балконе, я приступил к последней стадии процесса, под названием «Выпаривание и конденсация» (кто делал, тот знает!).
 Водрузив на газовую конфорку сооружение из таза, чашки и прочих несложных деталей, имитирующих самогонный аппарат, я запустил процесс, а сам спустился во двор выполнять задание моей дорогой супруги по развешиванию на просушку постиранного белья.
Еще не закончив дело, я вдруг почувствовал распространяющийся из подъезда отвратительный запах, происхождение которого доселе было мне не знакомо, но что-то подсказало мне, что кто-то в подъезде гонит самогон!
 «Вот, идиот!» - подумал я, -«Нарывается на крупную неприятность! Статью за самогоноварение никто еще не отменял!»
  И тут меня осенило, что я знаю имя этого «Идиота», и оно – сто процентов! – совпадает с моим!
 Я устремился в подъезд, спасать положение, пока соседи не вычислили методом принюхивания источник зловония, и невероятными усилиями, распахнув все двери и окна квартиры,
мне, вроде бы, удалось избежать скандала. Но долгое время мне все еще  казались подозрительными  взгляды жителей нашего подъезда, как бы говорящими мне: «Знаем, знаем, голубчик, что творится за твоими дверями!»
  То, что вышло из –под моих рук, совершенством в виноделии назвать было трудно, но товарищи по несчастью ( Я имею ту самую «Борьбу») сказали, что – НИЧЕГО, отравиться нельзя, но лучше не рисковать! А я и не собирался, я – не по этой части!

Вся эпопея с Борьбой, как-то угасла сама собой, оставив только горький осадок в воспоминаниях и анекдотах, но, по моему глубокому убеждению, явилась последней каплей в политическом процессе, приведшем, в конечном счете, к распаду  Советского Союза, и став частью его истории.
  Которая, как известно, учит, что ничему никого не учит!
                *          *          *