Украинская повстанческая армия

Евгений Баль
Украинская Повстанческая Армия.
Враг или защитник украинского народа?


   В октябре  исполнится 82 года Украинской Повстанческой Армии.  Эту  дату будут отмечать по-разному. Точнее, в одних регионах УПА будут прославлять, в других замалчивать, в третьих осуждать… Говорят – время все расставит по своим местам. Однако, прошло более двадцати лет существования суверенной Украины, а борцы за ее свободу и суверенитет до сих пор чувствуют себя изгоями в собственной стране.
   В СССР воинов УПА называли «бандеровцами» и что такое УПА вообще никто не знал. Их обвиняли во всех смертных грехах и приводили тому многочисленные примеры, свидетельства и прочие «документальные» доказательства. Мощная советская идеологическая машина достаточно преуспела в этом. Газеты и журналы, радио и телевидение, школьные учебники, кинофильмы и мемуары генералов создали у большинства населения устойчивый стереотип бандеровца, который был хуже эсесовца и уж намного хуже гитлеровского солдата вермахта. До 1991 года я тоже разделял господствующую в стране точку зрения. Да и как иначе, информация была однобокой. Иное мнение ни прочесть, ни услыхать было негде.
   Летом 1991 года я был в Киеве в командировке и, гуляя по го¬роду, подошел к дворцу культуры. Там проходило какое-то мероприятие. Было много флагов – сине-желтых, малиново-черных, много народу. Неподалеку от входа, увидел группу людей (человек 30) одетых в незнакомую военную форму, то ли польскую, то ли немецкую. Я остановился и у кого-то спросил, что это за люди. Мне объяснили, что это ветераны Украинской Повстанческой Армии, а во дворце собирается учреди¬тельный съезд конгресса украинских националистов.
    Ситуация своей необычностью меня заинтересовала и я остановился понаблюдать, в том числе и за отрядом УПА. Средний возраст этих ветеранов тогда был - около 70 лет. Мой взгляд профессионального военного невольно отметил отдельные моменты. Ветераны УПА, несмотря на возраст, отмечались выправкой. Все они были сухие, подтянутые, форма сидела ладно. Ветераны пели пес¬ни и пели хорошо. Песни были мне не знакомые. Пелось там о том, как били они немцев, ляхов и москалей и что за Украину жизни им не жалко. Пели "Ще не вмерла Украина" - тогда это еще не был наш гимн...На противоположной стороне площади стояла групка советских ветеранов с красными флагами и лозунгами типа "Смерть бандеровским отщепенцам". Они кричали, брызгая слюной, потрясали кулаками. "Бандеровцы" на них совершенно не реагировали, как бы не замечали и пели свои песни. Неподалеку стояло милицейское оцепление, но в события не вмешивалось. Ко мне подошел мужчина в гражданском костюме,представился майором и предложил уйти. Мол, здесь не место советскому офицеру (я был в форме ). В свойственной мне манере, я объяснил ему, что сам определяю свое место. Но он был настойчив и даже пытался показать мне какое-то удостоверение... Я предложил ему засунуть его себе в .... И он отошел, бормоча угрозы. Ситуация меня взвинтила, я собирался и сам уйти, но теперь уйти не мог и направился в ДК. Пускали по пропускам, которого у меня не было. Я попросил пригласить кого-либо из оргкомитета.
   Что же вы организовываете новую партию, а методику оставили коммунистическую - запрещать и не пущать. В общем, меня про¬пустили. В президиуме я увидел Черновола, Драча, Павлычко, остальные были мне не знакомы. Мест в зале не было, я постоял немного и вышел в фое. Там была развернута выставка о преступлениях советского режима. Многочисленные фотодокументы, ксерокопии, выписки, продавались книги… Я осмотрел выставку, купил несколько книг и вышел.
   Приехав домой, эти книги прочел. Нельзя сказать, что сразу поверил прочитанному. Предыдущий жизненный опыт приучил ко всему относиться с известным скепсисом и недоверием. Поэтому руководствовался принципом: логично – не логично, правдоподобно – не правдоподобно. С тех пор прошло еще несколько лет. Информации стало больше. Отдыхая в Трускавце, купил еще несколько книг об УПА, также в Киеве львовского издательства…
   Сегодня мое мнение о Украинской Повстанческой Армии и ее воинах совершенно противоположное. Это были не партизаны, а настоящая армия. УПА имела свою военную форму, знаки различия, офицерский и младший командный состав. Она пользовалась безусловной поддержкой и любовью местного населения. Иначе чем объяснить тот факт, что Советская Армия справилась с лучшей в Европе немецкой армией за 4 года, а на ликвидацию УПА ей понадобилось еще долгих 14 лет.
   Может быть УПА продержалась бы и дольше, но массовые депортации населения в Сибирь на Дальний Восток и различные ГУЛАГИ истощили ее силы. По официальным последним данным с западной Украины было вывезено 3 миллиона человек, но мы знаем, что официальные цифры в таких делах основательно занижены…
   Действия УПА, феномен ее живучести сегодня изучают в военных академиях США и Франции, а вот в Украине увы.
   Воинов УПА часто обвиняют в чрезмерной жестокости, но садизм и жестокость не имеют географической и национальной привязки. Примеры жестокости можно найти в любой армии, а уж в СССР таких примеров и искать не нужно – их масса…
   Сегодня, по примеру многих стран, нам целесообразно отказаться от старых клише и прийти к всенародному примирению. Подобный законопроект давно лежит в ВР. То есть предлагается признать воинов УПА ветеранами ВОВ. Но…пока вариант не проходит, слишком сильны стереотипы. Еще слишком многие слепо верят бывшей советской идеологии. Вот и получается, что ветеран служивший в заградительном отряде и стрелявший в спину своим, сегодня носит награды, получает повышенную пенсию, пользуется льготами. А люди, которые более 15 лет воевали под сине-желтым флагом за суверенитет Украины, продолжают оставаться изгоями в своей стране.
   Я не собираюсь никого агитировать, история и время все расставят на свои места. Не так давно за сине-желтый флаг и песню «Ще не вмерла Украина» бросали в тюрьму. Сегодня это наши Флаг и Гимн. Вчера гетьман Мазепа считался предателем. Сегодня его портрет украшает одну из купюр украинской валюты. Уже названы проспекты именем С. Бандеры и его сподвижников, уже стоят им памятники… И как бы не сопротивлялись сегодня последние из «советских могикан», процесс этот не остановить.
   И последнее. Нельзя рассматривать все в черно-белом цвете. Цветовая палитра намного шире, она не состоит только из черного и белого, есть и другие цвета и оттенки. Поэтому читайте документы, сопоставляйте, изучайте. Ознакомьтесь с разными точками зрения. Верьте документам и фактам, а не словам и тогда все встанет на свои места. И появиться ясность. Ведь главный недостаток многих – нетерпимость к инакомыслию. А если нет инакомыслия т.е. не выслушиваются разные точки зрения – это застой и деградация. Это мы уже проходили. Сейчас многие любят спорить об УПА, это мол правда, а это нет. Что тут скажешь? Сегодня остается процитировать Поэта:   «…у кожного своя правда…»