Репрессированный мальчик

Адамова Ольга
Добрый день, мой дорогой читатель!
Давай знакомиться.
Я взрослый мужчина. Мне за семьдесят.
Когда-то не так недавно, вчера, я был ребёнком.
В семь лет меня отвели в школу. Одного раза хватило, чтобы я решил в неё не возвращаться. К тому же никто в доме не был против, моего отказа. В семье, где растили девять детей в послевоенные годы, очень нужны были рабочие руки, даже такие крохотные.
 Так сложилось по воле судьбы через два года нашу семью, как и многие другие, выслали в Сибирь. Вот там моя свобода и закончилась. Посещение школы стало обязательным для всех детей школьного возраста.
 Меня опять отправили в школу. Сшили большую сумку из брезента, которой я был несказанно рад. Выдали учебники.
 Прошёл месяц, другой, и вдруг я понял, что мне нравится учиться. И более того, учёба мне даётся очень легко.
 Через пять лет нас освободили, и мы вернулись на Кавказ в Азербайджан.
 Хочу отметить, для более юных читателей, в те времена Азербайджан и Россия входили в состав одного государства, в котором также было ещё 13 социалистических республик, ныне независимых суверенных государств.
 Наша семья поселилась в маленьком селе, и продолжали делать то, что всегда умела хорошо, выращивать виноград и возделывать землю. Я продолжил учёбу в школе, основное, схватывая на уроке, так как дома свободного времени у меня почти не было. Так незаметно для меня, я окончил десятый класс.
 Директор школы пригласил моих родителей в школу, поблагодарить за такого сына и озвучил сумму за золотую медаль. Таких денег у крестьян, конечно не было. Да, и особого смысла в этом они не видели.
 Так, на экзамене по - русскому языку у меня нарисовалась тройка. Я погрустил, поплакал. И решил доказать многим, и в первую очередь самому себе, что достоин большего. Я стал просить мать отправить меня учиться в Баку. Денег у бедной женщины не было. Единственное, что она могла сделать, это взять ссуду под большие проценты у ростовщика. Так у меня в кармане появилось пятьсот рублей и билет на автобус.
 Одели меня по-барски, вышитая рубашка, снятая со старшего брата, правда вся вышивка утонула где-то в штанах, серые брюки и пара туфель.
Отец сколотил мне деревянный чемоданчик, в который мать, с любовь, положила домашних лавашей и сыра.
 В дорогу я отправился с двоюродным братом Иваном. Его я уговорил поступать со мной в Бакинский Политехнический институт.
Надо сказать, что в то время поездка в Баку для сельских мальчишек была равносильна полёту в Космос. Мы были наслышаны рассказами родителей, частых гостей Бакинских базаров, о коварных мошенниках, аферистах, извращенцах и прочих гнусных обитателях города.
 Баку встретил нас ярким солнцем и шумными улицами. Здание института привело в трепет, вроде всего пять этажей, но огромные колонны на входе, высоченные потолки, пальмы, широкие лестницы, сделали своё дело. Мы начинали сомневаться, не высоко ли замахнулись. Но, несмотря на сомнения, протянули свои документы в окно приёмной.
 Вслед за моей рукой, захлопнулось окошко по приёму документов, и вывесили табличку-
« Приём окончен».
 С этого момента для меня наступили тяжёлые будни полные опасности и проблем. Я это понял уже через час.
 В общежитие отказали на отрез, единственным местом, где можно было остаться, был дом колхозника. Скажу вам удовольствие не из дешёвых. Десять рублей за ночь. За двоих, а нас было двое, как вы помните, с нас взяли двадцать рублей и провели в комнату, а вернее в огромный барак, заставленный кроватями в ряд.
 Не успел я склонить голову, как услышал свою фамилию и имя – Данилов Геннадий!.. Я испытал шок. Как? Откуда меня знают? Мужчина потребовал, чтобы я прошёл вслед за ним. Думаю, вы понимаете в какое время я жил. В свои двадцать я уже пережил пять лет ссылки. Ноги были ватными, я еле дошёл до маленькой комнаты, в которую меня буквально впихнули и захлопнули дверь. За письменным столом сидел огромный обрюзглый мужчина. На его столе не было ничего, кроме зловещей настольной лампы. Его лицо заплыло от жира настолько, что мелкие глаза, казалось, утонули в нём. Майка, в которой он сидел, была совсем не по размеру. Волосатые плечи и руки вызывали отвращение.
« Подойди ближе»- протянул он, медленно, своим просаленным ртом, по которому стекал жир от голубцов.
 «Раздевайся!»
«Как раздеваться?»- промычал я, испугано.
Перед глазами пронеслась, вся моя короткая жизнь. Казалось, она сейчас оборвётся.
Я вспомнил жуткие истории про Бакинских извращенцев и попятился к двери.
- Рубашку давай!- протянул незнакомец, командным тоном.
Я снял рубашку, пятясь потихоньку к двери.
 Мужчина ловко вытащил длинную палку, подхватил ею мою рубашку и поднёс к лампе. Он внимательно осмотрел её на свету. И всё той же палкой откинул её в мою сторону.
« Свободен» - буркнул он.
 Я схватил её и просто выбежал из душной комнаты. Только спустя несколько месяцем я понял действия этого толстяка, он проверял одежду на вши. То, что меня звали по имени, тоже не было удивительным, как и в любом гостином доме, в доме колхозников посетителей принимали по документам.
 Утром, выспавшись, мы с братом твёрдо решили забрать свои документы из института. Мы прекрасно понимали, что этот город нам не по карману. Такими темпами, по двадцать рублей за ночёвку, мы не доживём даже до второго назначенного экзамена и при этом останемся даже без денег на обратную дорогу.
 Но, не тут - то было. Возвращать документы нам не спешили. Их уже передали дальше. И забрать их оказалось большей проблемой, чем сдать.
 Я сидел в коридоре просто убитый горем. Как такой человек как я, из бедной крестьянской семьи, может прожить в Баку?
 Я потерял последнюю надежду, и обратился к Богу.
 К кому ещё? На, что я мог рассчитывать в этом чужом городе?
 Не успел я подумать, как почувствовал холодную руку на своём плече?
 - Ты откуда здесь? – протянул знакомый парень из нашего села.
 - Мы поступать приехали на строительный факультет.
 - Во, молодцы.
 - Да, что молодцы?! Жить – то негде. В общежитии ремонт. Помоги забрать документы, а то нам не отдают.
 - Вы, с ума сошли?! Сейчас разберёмся. Пошли к коменданту. Я с ним поговорю.
 Конечно, вы с улицы. Кто с вами говорить станет.
 Через час у нас с братом были две кровати в общежитии всего за 40 рублей в месяц.
 Комендант пустил нас в ремонтируемое помещение, в нем стояли две кровати, на которых мы спали на грубых железных сетках, без матрасов. Единственное, что я мог положить под голову, это мою руку, а укрыться фланелевой кофточкой. Но, и это было огромным счастьем, которое, к сожалению, длилось недолго. Через две недели, комендант нас попросил на выход, ремонт дошёл до нашей комнаты. Конечно, переплаченных денег за оставшуюся часть месяца нам никто не вернул. Но, за это время были сданы первые три экзамена. Оставался последний, устный, по математике. Опять земля уходила из-под ног.
Два дня с братом мы спали, прячась в кустах, в метрах двести от института. Конечно, понимаете в каком виде, я попал на экзамен. Сон на траве не украсил мою белую рубашку.
Да, и туфли у меня были особенные - парусиновые, из материала по текстуре напоминающего парус.
Все их регулярно подкрашивали зубной пастой в белый цвет. Ну, а пасты и возможности их привести в порядок вы как понимаете, у меня не было.
Так что вид у нас был довольно плачевный.
 Хочу отметить, что раньше институты работали до поздней ночи. Потому что большинство студентов днём работали, а ночью учились. Так что экзамен, назначенный с десяти утра, начался лишь в десять вечера. Всё это время абитуриенты со своими родителями провели у дверей. У дверей кабинета не было ни лавочек, не стульчиков. Поэтому к началу экзамена все были измотаны, обессилены и злы. За десять часов ожидания мы успели познакомиться с ребятами и некоторыми родителями.
 Я попал в аудиторию только в двенадцать часов ночи. В ней было развешено шесть досок. Мы подходили, брали билет и отходили, каждый к своей доске, решать задания.
 Свой билет я решил очень быстро. Мне хватило десяти минут. Но, вот парень, стоявший рядом, сделал ошибку в самом начале первого примера, и впал в стопор. Я в уголочке своей доски написал ему решение примера, а дальше он справился сам. Бдительный преподаватель заметил мою подсказку и окликнул меня по фамилии.
 - Что, самый умный?
 Я молчал в ответ. На минуту мне показалось, что я потерял сознание. Откуда, он меня знает? - мелькнуло в моей, умной, но наивной голове. Не знаю, как я удержался на ногах, но то, что я был в отключке, было фактом.
 - Так! – услышал я, сквозь обморок, — Подойди к первой доске и проверь. Она всё правильно решила?
 Я подошёл и исправил мелкую ошибку.
 - Следующая доска, не смягчая голос, скомандовал преподаватель. Казалось, что мои действия и знания ещё больше разозлили его.
 Я подошёл ко второй, третьей и так доску за доской я проверил все работы.
 Преподаватель подозвал меня, и вместо слов молодец, которые я так надеялся услышать, в аудитории прозвучало грозное------«Удовлетворительно».
 Он протянул мне документ, и я убитый горем вынесся и кабинета. Слёзы застилали мои глаза. Тройка по экзамену, означала стопроцентный провал поступления. В дверях меня ждала оставшаяся толпа.
 - Ну, что протянула одна из мамаш? Что?
 - Удовлетворительно. Представляете,а я всё, всё решил!
 Она ловко выхватила бумагу и засмеялась во весь голос. «Ты русский язык уже сдавал?» - протянула она.
 - Да, на пятёрку!
 - О! A, читать не умеешь? Тут написано – «Отлично».
 Я долго не верил глазам. Позже, после поступления, я, как и многие студенты, привык к шуточкам этого преподавателя. Но, ту шутку, я запомнил навсегда. Она была, и осталась самой злой в моей жизни.
 Вот так из бедного сельского отличника, я превратился в такого же бедного, но столичного студента, инженерно-строительного факультета.
 Поступил и мой двоюродный брат. Правда, на дорожный факультет, на инженерно-строительный ему не хватало баллов. Теперь, проблема состояла в одном. Как же вернуться домой? Несмотря на нашу экономию, в кармане у нас не осталось ни рубля. Последние шестьдесят рублей мы потратили на обмывание поступления. Кстати обмывали мы поступление очень скромно вдвоём, коржиками и лимонадом. С нашими инфляциями и девальвациями сложно донести до читателя реальное положение дел.
 Я к тому, чтобы вы понимали, сколько это по отношению к теперешним деньгам.

 На Бакинский вокзал мы пришли пешком, только зачем непонятно. Наверно, опять за чудом. В первый раз мы встретили знакомого парня из нашего села, который учился на третьем курсе Политеха.
 Рассчитывать на новое чудо не приходилось. Такого не бывает.
 Я не верил в чудеса. Но, верил в Бога. И когда просил его искренне, полный веры и уверенности, он меня слышал.
 И опять рука на моём плече, и певучая фраза – А, вы откуда и куда?
 Не поверите?! Каждое слово моего рассказа это чистейшая, правда.
 Перед нами стоял наш сосед, который удачно распродал фрукты на Бакинском базаре.