Почему, когда все хорошо, так плохо

Игорь Саулев
В котельном зале напротив котла стоял стул. На стуле сидела женщина и подняв голову, следила по водоуказательному стеклу за уровнем воды в барабане котла. Когда уровень опускался ниже середины, она вставала и маховиком вентиля поворачивала на несколько градусов против часовой стрелки. Для этого она приходила на смену и эту работу передавала по смене другому оператору.
Я представился перед женщиной как новый сотрудник и выдержав для приличия паузу спросил: почему отключен регулирующий клапан. Она даже и не знала что это такое. Тогда прошелся вдоль трубопровода и увидел за котлом около экономайзера его самого. Внешне он выглядел прилично. Отсутствовал только блок управления на щите. Сам блок нашелся в раздевалке. Кто то выпаял от туда тиристоры. Скорее всего для цветомузыки. Тиристоры я купил и впаял. Все остальное работало.
После опробования дистанционного управления клапаном обнаружилось, что при малом открытии, идет перепитка котла. Кто то так спроектировал и выбрал клапан с пропускной способностью на 500 тонн в час, когда требовалось 25 тонн. Чтобы с минимальными затратами устранить дефект я решил после расчета заглушить на золотнике отверстие и отфрезеровать щель шириной 2 миллиметра.
Начальник котельной с самодовольным выражением лица сказал, что котельная работает и пусть работает, чтобы я не лез не в свои дела, а шел красить входные ворота.
Когда настало время профилактического останова и начальник котельной уже к обеду был пьяным, я разобрал клапан, снял золотник и пошел в ремонтный цех. Мастер цеха сказал, что делать ничего не будет без получения заявки. Плановый отдел меня послал в технический отдел. Там мне стали вправлять мозги как нужно делать чертежи, оформлять техническое решение. Я сделал чертеж, решение и расчет согласно ГОСТ с указание припусков, класса точности, марки стали и прочей фигни.
Потом успел попасть к главному инженеру для окончательной резолюции. Этот еврей оказался единственным адекватным человеком, который мне поверил на слово. И то, что этим занимался электрослесарь, а не энергетик, или начальник котельной не удивился. Он хорошо понимал, где мы работаем. И позвонил в отделы, чтобы мне сделали так, как я скажу.
После оформления всех документов и подписей я пришел в комнату мастера довольный результатами. А он сказал что моя заявка буде включена в план следующего месяца, и то, что мне необходимо собрать клапан на этой неделе, даже слушать не стал.
В расстройстве я вышел из кабинета и решил пройтись по цеху. Станки в большинстве стояли выключенными. Несколько слесарей стояли у верстаков, а остальные стучали в домино. И тогда я высмотрел одного инструментальщика и на всякий случай подошел к нему. Показал цилиндр золотника с круглым отверстием. Спросил, можно ли заглушить отверстие и отфрезеровать щель. Он спокойно спросил: это для работы или для себя. Я даже оторопел и мне нужно было срочно придумать ответ. Так как это совершенно никого не волновало кроме меня, я честно сказал что для меня. Он сказал положить золотник на верстак и я свободен, и спросил, куда принести. Чертежи сказал забрать, что сделает по образцу. Мы познакомились. Его звали Николай.
Через два часа в котельную зашел Николай. Он держал в руках два золотника. Один старый без изменений, на всякий случай, и новый из бронзы, блестящий и теплый, такой как надо. Вспомнив, что я перед ним в долгу, спросил, сколько я должен. Он застенчиво переминался с ноги на ногу, боялся спросить и выдавил. Червонец до зарплаты. Видимо есть Бог на свете от того, что у меня как раз были 10 рублей. В зарплату он их отдал и уже знал где я работаю.
После включения котла в работу у меня было много волнения, потому что это был мой первый опыт. Котел вышел в номинальную нагрузку и регулятор, сделав несколько затухающих автоколебаний остановился. После испытаний нагрузкой и корректировки параметров, я сказал женщине оператору, что теперь уровень будет сам регулироваться. А чтобы она убедилась в работе, подключил самопишущий прибор. Совсем не нужно сидеть на стуле истуканом.
Меня вызвали к начальнику котельной. Он как будто забыл, как я красил ворота и налил мне стакан разведенного спирта. Сказал что присматривался ко мне и остался доволен. Операторы с радостью друг другу сообщали, что регулятор работает. А спирт пришлось выпить. Когда я давился спиртом, думал: "Почему, когда все хорошо, так плохо". Ну не мог я не принять его дружбу. Потом он меня тоже угощал спиртом, который должен был предназначен для моей работы.
Николай часто стал ко мне заходить за выручкой. С его помощью я заменил пластмассовые корпуса у электромагнитных клапанов на бронзовые и они не стали течь, поменял дебильные трехходовые клапаны на приборах и много по мелочам.
Из наших бесед с Николаем я услышал, что зарплату им регулируют нормировщики. Когда выработку он поднимает на 10%, чтобы больше заработать, потом нормировщики пересматривают нормы в меньшую сторону на 10%. И тот, кто перевыполняет план, у них в цеху становится изгоем, которому создаются условия нетерпимости. Я спрашиваю, а как же передовики производства, такие как Сажи Умалатова, герои социалистического труда. Он смеется и говорит, что такие совсем и не работают. Они для съездов, конференций и митингов. Да и перевыполнять план приводит только к излишнему затовариванию склада. Я спрашивал Николая, зачем он туманит свою голову алкоголем, ведь он замечательный мужик, и сам себя обкрадывает. А он мне отвечает: а сам то ты чего пьешь спирт с начальником котельной. Я говорю, что иначе нельзя, иначе пошлет забор красить. Он говорит: вот и мой ответ.
Мне жена говорит, чтобы я бросил эту работу и шел работать на другую котельную. Я так и сделал к всеобщему удивлению. Потом я еще раз менял котельную и еще раз. Везде было одно и тоже. Нужно было создавать свой коллектив. И мне повезло. Но это уже другая тема.