Нооинтеграция. Социализм как ноосфера. Текст 1

Андрей Козлов Кослоп
Наше время – время ноогенеза.  Ноус – с греческого означает «мысль, разум», Отсюда же произошёл термин «ноосфера», который употребляли Леруа, Тейяр де Шарден, В. Вернадский.  Но если Леруа и де Шарден употребляли термин в философско-идеалистическом смысле, то Вернадский считал «ноосферу» - геологическим этапом, то есть периодом геологического развития Земли, когда антропогенный фактор становится определяющим.  Все эти «ноосферы» вовсе не имеют ввиду Интегральный  Ноус, так что мы их отодвигаем. Наш ноогенез есть становление человечества, выстраивающегося принципиально и радикально на основе разума.  Парафразируя фразеологию Ницше,  на сей день, хотя человечество и существует как  вид, обладающий второй сигнальной системой, но это человечество ещё слишком нечеловеческое.  Культура (культуры), развитые на основе второй сигнальной системы, конечно, генерируют феномены, институты, свойства  личностей и обществ, которые относятся к ноусу. Но такой ноус –  незрелый, не полноценный.  Этот ноус факультативен, масимальное достижение такого разума – технические достижения. Но технические достижения Незрелого Человечества обсуживают  индивидуалистические, клановые, физиологические и популяционные  «инстинкты»  групп  homo sapiens sapiens.
Человек (homo sapiens) не мог изначально создать интегральный ноус, потому что изначально у человека было мало разума, мало знаний, он был разынтегрирован как социально, так и технически.  Интегральный ноус –  есть  видовая, законная форма, в рамках которой должен существовать человеческий вид, так как условием  адаптации и выживания Человека в окружающей среде является феномен культуры, которая вырастает на безе второй сигнальной системы.  Но не всякая «культура» является Интегральным Ноусом.  Интегральный ноус – непременно есть культура , построенная сознательно, искусственно и принципиально в соответствии с поставленными задачами. Многие «культуры» содержат бесспорно в себе то, что может являться   лишь продуктом второй сигнальной системы, но при этом  базовая задача может быть абсолютно инстинктивной и биологической, и даже в тех случаях, когда культурные феномены возникали под влиянием высоких идеалов,  такой культурный институт может быть переформатирован, бюрократизирован, перевернут, так что несмотря на все позитивные и разумные пожелания  «выходит как всегда». 
Советский проект со всеми его производными (мир социализма, ООН, левые движения за пределами мира социализма, особая коллективистская ментальность советского человека  и т.д.) был первым в истории проектом, который, видимо, всё-таки можно назвать попыткой создания Интегрального Ноуса. Но первые попытки оказываются «комом» не просто в силу императивности народных поговорок, начало всякого социального проекта есть суггестивный режим, то есть, непосредственное и простое  внушение и  прямолинейная констатация слабо разработанного проекта.  Совпроект в отличие от   феодальных, капиталистических проектов был принципиально сознателен, научен,  создавал то, чего ещё не было, опираясь при этом на теоретические представления.  Тут, конечно, могут возникнуть возражения, так как революционная стихия, революционная ситуация со всеми её объективными, а стало быть, и стихийными факторами  также имела отчетливое и определяющее место.  Но всё же мы явно видим в Советской революции  массу моментов, исходящих из осознанного теоретического задания, от Ноуса. 
Но даже в рационально-теоретическом, творческом, осознанном, «интеллигибельном» проекте начала всё равно должно быть  в той или иной степени суггестивным (иначе начало не начнётся, будут вечные дебаты, треп, диспуты об НЛО, экстрасенсах, профсоюзах, архипелагах и т.д. …).  А суггестия однажды исчерпает свою потенцию и появится негативизм, диссидентство, контр-суггестия.  Если природу контр-суггестии не осознать, она может довести до очень большого кавардака.  Очень большой кавардак – это то, что мы имеем в мире на сей день.
Ранее мир был корпускулирован зонально и национально. Религия, национальные культуры, политические системы определяли  сценарий жизни в каждой из этих корпускул.  Но в конце 20 века начал расти и разросся уклад «глобализма» (он же постиндустриальное, информационное общество, постмодерн), который отличает ряд принципиальных черт: это высокотехнологическое общество, для которого все институты общества парламент, право, религия, гуманистические идеалы являются лишь инструментами для усиления власти и могущества  господствующих кланов, также «непринципиальны» для глобализма и  разного рода «национальные интересы». 
То есть, вся «милая старина» в виде ли советского быта, викторианской эпохи, французского импрессионизма или американской мечты,  становится в современном мире всё больше периферийной, маргинальной.   И этот процесс не имеет оптимистической перспективы для «владимирских просёлков» всех уголков и закоулков мира. Потому что «глобализм» оснащен технически, при чем это также высокие технологии, которые  трудно понятны  даже для специалистов, но настолько эффективны, что позволяют манипулировать всеми институтами, «выработанными человечеством».  Статус и строй современного миропорядка можно описать подробней и обнаружить в нём  много иных интересных свойств, но пока ставим точку.
Такой кавардак является  «стимулом» для неотложного поиска мер по той теме, которую мы обозначили изначально. Нужен ноогенез.  Нужно строительство Интегрального Ноуса.  Интегральный Ноус (он же  зрелый, настоящий, полноценный ноус) не может возникнуть спонтанно, как трава, утренний рассвет, как весна или как стихии народных волнений.  Интегральный Ноус может быть только создан. Разумно, творчески, спокойно, талантливо, практично, функционально.   Хотя мы и начинаем наше строительство в сети, но атмосфера троллинга,  форумной пафосности, политтехнологических перебранок, тинэйджерской инфантильности  нам  совсем не нужна. Нам нужен факт быстрого и адекватного выстраивания Интергрального Ноуса с его принципиальным хребтом и практическими-прикладными проектами,  иные из которых, возможно, окажутся как, например, эсперанто, вовсе не тем, что мы них возложим, но в целом  любой интегративный проект, даже если он не окажется существенным, то может оказаться хотя бы символическим или брендирующим  наш общий замысел). 
В рамках Интергального Ноуса.
1. Мы должны выстроить всеобщую семиотическую систему  или какой-то иной механизм обеспечивающий разноязыкому человечеству  единство (например, популярную книгу о всех языках мира, чтобы человек, прочитавший её мог  хотя бы вообразить себя «всечеловеком»).
2. Мы должны выстроить тезаурус мировой истории, так чтобы совокупность таковых знаний давала возможность выстроить и всемирный эпос, и всемирную матрицу важнейших для ноогенеза   концептов.
3. Нужен текст (тексты, жанры), играющий роль всемирного эпоса, который был бы базой всеобщего этноса, а также необходимы медитативно-эстетические практики, которые помогли  бы использовать «гештальтовое» (высокоскоростное)  мышление для нужд ноогенеза .
4. Создать и провозгласить философский концептуарий эпохи ноогенеза. Ритуализировать этот концептуарий. Философские идеи ноогенеза должны стать хоругвями. Разработать идеологии  «абсолютного контакта»,  нацелить мыслителей на поиск систем «высокой эвристики».
5. Нужно разработать научную теорию Интегрального  Ноуса, модернизировать, приспособить для означенных нами задач те научные дисциплины, философские учения, которые провидели задачи Интегрального Ноуса.  Современная наука (как и прочие интеллектуальные институты) необходимо признать  «недоразвитыми».  Нерешаемость многих проблем в науке связана с тем, что наука не желает даже ставить задачу о решении таковых. Научная бюрократия не может решить проблемы  точных и естественных наук, тем более, она будет саботировать и  симулировать  научные поиски в области общественного строительства.  То есть, теория  Интегрального Ноуса может быть выстроена только за пределами научной бюрократии.
6. Все идейные разработки Интегрального Ноуса должны приводить к технологически-практическим результатам в виде строительства клубов-сообществ, написания эффективных текстов, педагогических технологий,  интеллектуальных практик и так далее.
  Ноогенез,  или строительство Интегрального Ноуса может быть рассмотрено  также как третий этап  советского проекта. Первый этап – это собственно 77 лет советской власти с февраля (8 марта)  1917 года  до расстрела Белого дома в 1993 году. Второй – с появление диссидентов  вроде Солженицына в Хрущёвскую эпоху до наших дней. Третий  этап  начинается с фундаментальных работ по реабилитации советского социализма А. Зиновьева, С. Кара-Мурзы, исторических исследований типа Ю. Мухина, Ю. Жукова и многих других. Но теоретическое рождение  Интегрального Ноуса начинается с настоящего трехстраничного текста.
     Может быть, три страницы и мало. Но нам кажется библейские, марксо-энгельсовские манифесты как раз оказались чересчур длинными для жанра манифеста.  Длина текста как бы предполагает некоторую исчерпывающесть, но исчерпания темы удлинение текста всё же не даёт, а потеря сути при таковом удлинении может произойти.    
            Нужно конструировать Интегральный Ноус, внедрять его в во все слои общества всех стран. Оптимизировать, варьировать, экспериментировать.  Идеология Интегрального Ноуса не должна конфликтовать со «старыми» идеологиями, будь то религия, идеология просвещения, социализма, восточная медитация или либерте-эгалите. Интегральный Ноус пришёл не за тем, чтобы низринуть «клячу истории», а чтобы исполнить неразрешенные  «недоразвитыми» культурными проектами, будь то Будда, Христос, Ньютон с Эйнштейном  или Маркс с Лениным,  чаяния, мечты, интуиции   и  задачи.  Люди самых разных взглядов могут стать участниками ноогенеза.  Интегральный Ноус как раз есть  лечение той  слабости,  ущербности  и  неполноценности, которые по естественным причинам присущи историческими идеологическим проектам.   
--
Так же тут:     http://www.proza.ru/2014/04/21/354
                11 декабря 2013 Екатеринбург