В Cоловецком каземате

Аркадий Польшаков
                В СОЛОВЕЦКОМ КАЗЕМАТЕ


               

                Фото. Подземелье Соловецкого монастыря.

«О, паутина иллюзий!
Что душу поранит до слез,
Создав волшебную музу,
Соткав паутину из грез.
Мечты о счастливой доле,
Где жизнь, как вино, хороша,
Где нет тюремной неволи,
Свободна, как ветер, душа.
Но опустившись на землю,
Пошел он своею стезей,
Иную он жизнь не приемлет,
Здесь горе всегда со слезой…»


Вот в такие вышеописанные нечеловеческие условия был надолго «замурован» в каменном каземате Соловецкого монастыря атаман Войска Запорожского Петр Калнышевский.
Давайте же проследим мы с вами, друзья, этот последний страшный жизненный этап большого, феноменального, крепкого как кремень человека - Петра Калнышевского, который сумел прожить наперекор всем чертям в этом каменном мешке более двух десятков страшных лет и не потерял до последнего своего времени: ум и свою большую силу духа.

                ***
Не все люди знают, что такое одиночество. Это знают только те люди, которые долгие годы почувствовали ее.
Атаман прочувствовал ее в полной мере.
Одиночество и человеческое общение - это два противоположных полюса мира, как жизнь и смерть. Одиночество для многих людей - это одно из самых страшных страданий в жизни. Оно приносит душевные муки, беспокойство и тревогу, боль разочарования, лишает сна и аппетита.
Одиночество - это эмоциональные стрессовые переживания, когда человеку очень одиноко и трудно, когда он чувствует упадок сил, свое бессилие и опустошение.
Недаром во все времена самым тяжелым наказанием было помещение человека в одиночную тюремную камеру, без всякой связи с внешним миром.
Еще древние люди говорили, что жизнь - это человеческое общение, возможность находиться среди других людей, говорить с ними, общаться.
В свою очередь смерть (материальная или духовная) - это значит потерять общения, расстаться с человеческим обществом, онеметь.
Настоятелю Соловецкого монастыря Досифею было сказано, что его обязывают обращаться с арестантами так, как в Указе предписано.
Особую «заботу» проявлять в отношении «главных преступников », к этой категории относился и бывший атаман Низового Запорожского войска.
Условия содержания других заключенных,  присланных в монастырь «под караул» (кроме особо секретных) и под надзор монахов, в значительной степени определялись двумя обстоятельствами:
Во-первых, классовой принадлежностью ссыльного. Богатые и знатные люди могли откупиться от работ.
Во-вторых, строгость их режима зависела от настоятеля монастыря, который был «самой властью» на острове, полным и неограниченным хозяином.
Синод предписывал архимандриту поступать с арестантами «как написано в  царских грамотах, указах»,  но грамоты применять по своему разумению, исходя из конкретной обстановки.
Некоторые могут утверждать, что ссыльным жилось лучше при гуманных настоятелях. Но беда вся в том, что «хороших» тюремщиков не было и нет. Жестокостью по отношению к ссыльным отличались все Соловецкие игумены. Они добровольно и ревностно выполняли обязанности жандармов.
По распоряжению архимандрита, за незначительное нарушение тюремных порядков, ссыльных «морили голодом», перемещали из казематов в погреба, били и калечили.
Известен случай, когда "городничий" монах ( важное лицо в иерархической лестнице Соловецкой братии ) Сосипатр Круглый был «в смирении» на цепи двое суток за то, что по своей инициативе увеличил окно в тюрьме заключенного атамана путем «отнятия доски».
В монастыре, как уже упоминалось,  было свое «лобное место», на котором палач в монашеской рясе пытал заключенных, подначальных, работных людей и даже провинившихся иноков.
Так называемая «Обитель мира, любви и прощения» часто оглашалась стонами и криками наказываемых людей. На площади, где пытали людей, много было потрепанно плетей, сломано прутьев, много изуродовано человеческих спин.
Много было там  пролито слез и крови!
Остается сожалеть, что атаман, как и никто из ссыльных, не оставил нам подробного описания своих страданий, только немного об этом рассказали паломники, которые летом приезжали в монастырь.
Причина этого понятна. Если арестант был грамотный, то инструкция всегда и неизменно требовала изъять у него «перья, чернила, бумагу, карандаши, бересту, камень красный и другие, к письму пригодные вещи».
Караульные обязаны были следить, чтобы никто из посторонних не передал арестанту письменные принадлежности и чтобы ссыльный «никаких писем ни к кому не писал ».
Вот в таких тюремных условиях Петр Калнышевский промучился десятки длинных и обременительных для свободолюбивого казака лет. Причем он относился к категории особо опасных и секретных заключенных.
В холодной сырой камере размером 1 на 2 метра он провел 16 лет. Только потом спустя годы его перевели в обычную, но тоже одиночную келью, в которой он прожил еще долгих 9 лет.
На воздух его выводили лишь на Пасху, Преображение и Рождество. И это случалось далеко не каждый год. Лишь в последние годы перед освобождением начали выводить его на богослужения и в монастырскую трапезную, но  без права говорить с кем-либо.
Но этот запрет не всегда выполнялся, соседи по трапезе иногда переговаривались между собой, делились новостями с материка.
Вот так подло поступила коварная императрица с атаманом, который вместе с казаками  послужили хорошую службу России,  в борьбе с басурманами за выход к Черному морю.

=====================================

    Остросюжетные и юмористические книги, сборники стихов АркПоля можно заказать в Канаде - Welcome to Lulu  !  https://www.lulu.com/    Questions About Placing a Bulk Order? 
Call 919-447-3244  через Интернет: 

1.Сборник любовной лирики - 2.Поэзия космоса 3.Роман "Кошевой атаман" - 4.Роман "Воскрешение" - 5.Повесть "Исполины" -  6.Сборник юмористических рассказов - 7.Новейший Завет 8.Книга стихов  "СТРАНА ПОЭТОВ":
9.Повесть "ПАДЕНИЕ БЕЛОГО  ДОМА":

Купив книги, вы поможете  волонтерам оказать помощь многим обездоленным людям!