Серия. Оттепель. Борис Баум

Геннадий Баум
 Оттепель. О шестидесятых.
 "Газеты в шестидесятых писали, что Н С Хрущев против воли лишил гражданства и выслал из страны писателя. Какое право он имел лишать человека Родины? "Надо издать законы, по которому будет разрешено человеку иметь и высказывать свои взгляды, закон запрещающий высылать из страны и сажать человека за взгляды" - примерно так я высказался на профсоюзном собрании и люди меня поддержали.

 Оттепель. О шестидесятых.
 В театре два светильника горели, а третья люстра нет. Люстры красивые, но разве третью можно назвать светильником? Наша партия и ее члены тоже давно не светят! "Дружное" проживания наших граждан в коммунальных квартира в любой другой стране это вызвало бы гражданскую войну, а у нас так оздоровило народ, что жилец боялся открыто высказаться.

 Оттепель. О шестидесятых.
 В поведение сталинской власти было хулиганским, но все равно находилось много отчаявшихся людей, которые  открыто высказывали свои антисоветские суждения, не обращая внимания на повальные аресты.
И они остались живыми! Значит не согнули, ироды, весь народ!

 Оттепель. О шестидесятых.
 Я всегда поражался тому, что люди разных национальностей, религий, уклада жизни могли сидеть за одним столом и веселиться. Задумайтесь! Еще одно явление в нашей жизни это самиздат. Я помню мы с женой всю ночь читали роман о сталинских репрессиях, утром мы были другими.
Абенов Имбек Ш.

 Оттепель. О шестидесятых.
Самые интересные и счастливые годы в которые мне довелось жить - это хрущевские времена. Все было очень просто, по настоящему интересно, хотелось хорошо и плодотворно работать, в нашей коммунальной квартире между жильцами установились доверительные отношения. Мы, советский народ, никогда не знали что такое свобода, но тогда она была! Народ сильно преобразился, обрел подлинный энтузиазм!  Прошло время, гной чиновно-КГБшной спеси снова растекся по стране.
Тихонов М.И. Кустанай. 1986год.

Оттепель. О шестидесятых.
Я утверждаю, что Н.С. Хрущев осудив Сталина дал эффективное лекарство больному обществу. Это привело к апофеозу личности! Мне было тогда 35 лет, я видел, как оживилось общество. Очарование Хрущевым Н.С. начало тихонько таять после его скверных попыток управлять искусством. В моем ближнем окружении пострадавших  от сталинских репрессий нет, но зловещую атмосферу в стране тех лет я помню, счастливую улыбку можно было увидеть разве что с экрана.
С.М.З. г. Москва. 1983 год. Профессор. Д.Т.Н. Т.У. им Баумана.

Оттепель. О шестидесятых.
Интеллигенция всегда страдала из-за независимого взгляда на окружающее, многих отчаянно прорывало и они уходили в неизвестность. Оставшиеся становились безрадостными истуканами в безличной толпе. В народе давно и задолго до 1956 года возникало сильное сомнение в разумности кремлевской кодлы. Так оно и оказалось!
Т.К.М. Кустанай. 1983 год.

Оттепель. О шестидесятых.
Меня в районе называли "Первым". Похвала была мне приятна, но я к тому времени был опытен и хор восхвалений сразу стих, потому что я не обращал внимания. К примеру, наш председатель райисполкома на лесть вначале "крепко" обижался, потом ангелом парил в ней. Когда человека постоянно возносят и он не обрывает лесть, значит сильно глуп или психически болен. 
Кустанай. 1976 год.

Оттепель. О шестидесятых.
Шестидесятые не зря называют десятилетием оттепели, в те годы простые работяги открыто говорили о том, что глумление одного человека над обществом не должно повториться и общество обязано оберегать гражданина. Расскажу только об одном случае. Под конец смены молодой токарь сломал станок, это грозило ему увольнением, после смены остался весь цех. Станок разобрали, сняли паразитное колесо и ось, выточили новое, закалили и к полуночи все собрали. Это был обычный поступок в те годы, но в душе я гордился собой.
 Подобных поступков на моих глазах совершило множество людей и это воспринималось, как должное! Прекрасные поступки и сейчас сидят в нас, но, как в фотографии, требуется проявитель. На первомайской демонстрации 1960 года я поразился тому, что люди как то сразу перестали толкаться в толпе,  мундиров стало заметно меньше и редко увидишь военную отмашку на узком тротуаре. Думаю, что государство должно исполнять при нас функцию экскурсовода. Когда оно поймет эту простую истину?
Дмитрий Алексеевич Петров. Токарь. 1975 год.

Оттепель. О шестидесятых.
 1.Когда уничтожают за иные взгляды человека это уже война объявленная всему народу. Сталин не только репрессировал, но искажал человеческую сущность народа. Пока мы в эту фразу вчитаемся и осознаем пройдут десятилетия. Так что жить по-человечески очень сложно!
 2.Помню после войны на площадях, перронах, в забегаловках и подворотнях, везде, где собирались люди, фронтовики с ненавистью отзывались о Сталине. Сначала мы с опаской пробегали мимо, но к 1948 году разговоры велись уже на коммунальных кухнях. Ячейка общества восстала против госаппарата. Множество людей сменило веру и только небольшая кучка колебалась до самоисчезновения.
 3.Я как то спросил шофера, зачем украшают автомобиль портретом Сталина? Ответ был поразительным: "С выходом фронтовых шоферов на гражданку в шоферской среде быстро распространилась поразительное явление - шоферская взаимовыручка. Портрет Сталин - опознавательный знак фронтового братства и взаимопомощи".
 Айтмухамедов Султан. 1967 год.Записано со слов.

Оттепель. О шестидесятых.
Очень просто мне перелететь в свое недалекое прошлое, ведь путь в шестидесятые отмечен во мне особым  пунктиром, а вот дорога в будущее всегда не разведана, скользка и извилиста. Накануне 1956 года было ясно видно, что нажим государства на человека ослаб, что будущее обещает быть светлее. Задорнее зазвучало радио, детские книги и игрушки окрасились яркими красками, около книжных и музыкальных прилавков появились очереди, на лицах появились улыбки, в автобусе и пропустят, и помогут, усадят и весело улыбнутся. Моей маме тяжелую ношу помог донести молодой парень в ответ на благодарность сказал: "Как же приятно делать людям добро!"
Камалитденов Х. 1979 год. Записано со слов.

Оттепель. О шестидесятых.
 Большую роль в наступлении оттепели сыграли фронтовики. Они вернулись с Победой достойно пронеся сквозь годы войны судьбу солдата, принесли в мирную жизнь грохот бомб, громогласно заявили, что новая эпоха требует правды и справедливости. Считаю, что именно фронтовики определили на многие десятилетия духовную жизнь советских людей. Произошел как раз тот случай, когда голос миллионов слился воедино в требовании свободы. Мы жили бедно, но свободно, впервые вздохнули от гнусного гнета органов и чиновников. Закончив школу в 1957 году я вышел за её порог и передо мной открылась широкая дорога жизни. Я берегу в себе это потрясающее ощущение свободы!
 Но куда оно подевалось сегодня?
 Каширин С.Ю.  1993 год. Октябрь. Записано со слов.

Оттепель. О шестидесятых.
Шестидесятые годы можно назвать поэтично - серебряным десятилетием социализма. После продолжительного холодного безмолвия люди вдруг заговорили, заспорили, заулыбались. По вечерам соседи собирались на задушевные разговоры, раздумывали над каждым словом постановления "О преодолении культа личности и его последствий".  Долго шли споры, но, наконец, советский человек Сталина осудил, приговорил и забыл, потому что с таким грузом прошлого невозможно было идти в люди. В начале шестидесятых в толпе стали появляться первые люди открыто излучавшие добро и счастье вокруг - все засияло от этих счастливых улыбок. Наш сосед сказал просто: "Забудьте прошлое, наступило новое, ясное время!".
 Мурзахметов Т. 1996 год. Записано со слов.

Оттепель. О шестидесятых.
Все сороковые и пятидесятые газеты были заполнены некрологами фронтовиков, в духовном плане вынужденные "убийцы" представляли собою печальное зрелище. Вдруг выяснилось, что наша психиатрия не имеет представление о водовороте человеческих чувств, а значить фронтовики вынуждены были лечиться единственным средством - временем. А через пятнадцать лет фронтовая взаимовыручка и ответственность, поразительная душевность и простодушие придали шестидесятым незабываемый романтический флер, способствовали необычайному общественному взлету. Тонкое соединение веры, надежды и любви шестидесятых чувствую в себе и сейчас.
Кошелев Александр. Павл. Учитель. 1982 год. Записано со слов.

Оттепель. О шестидесятых.
Сталин льстиво говорил о величии и подвиге русского солдата, но народ не простил ему "вероломного нападения". Мой отец рассказывал, что в первые месяцы войны Красной армии как бы не существовало, командиры были неопытны и боялись проявить инициативу. Сталинская верхушка террором выдавила самостоятельность в людях. Но из отдельных личностей, сумевших широко использовать богатый опыт народной мудрости, начали складываться первые взводы, роты, батальоны и полки. Фронтовики считали, что  сталинская эпоха это упущенное время, эпоха душевного запустения народа.
 Николаев С.С. 1995 год Записано со слов.

Оттепель. О шестидесятых.
В шестидесятые годы вся страна училась, мои коллеги по ночам зачитывались Есениным, Евтушенко...  Вся страна с любовью пела песню о друге:
  "Здесь, у самой кромки бортов,             
  Друга прикроет друг.               
  Друг всегда уступить готов
  Место в шлюпке и круг".
Люди предъявляли к друг другу высокие человеческие требования, народ вырос духовно, смелый человек старался воспитывать это качество у всех окружающих. В свободной стране жилось легко. Я сильно тоскую по алым парусам, романтике того времени, а наша страна мчалась на всех парусах навстречу счастью.
 Ибраев О.Б. 1996 год. Записано со слов.

Оттепель. О шестидесятых.
Шестидесятые это годы надежд на прекрасное будущее. Мы жили по газетам! Газета писала, идет стройка, нужны комсомольцы и мы ехали. Зачем спорить? Все ясно, твое место там! Я строил город Рудный, Темиртау, Джезказган. Однажды, я  упал с большой высоты, сильно разбился, меня и мою семью в эти трудные годы поддержали друзья и совсем незнакомые люди. Это были годы созревания коммунистических отношений.
 Бейсенов Токтар. 1996 год. Записано со слов.

Оттепель. О шестидесятых.
После десяти тяжелых послевоенных лет страна рванула вперед. Заводы и фабрики перевыполняли планы, люди приобретали автомашины и мотоциклы, по всей стране росли новые города. Наше рудоуправление получало новую технику. Товарищи поручили мне обучить молодого деревенского паренька, я его, буквально, силой усадил за штурвал огромного экскаватора. Со смехом вспоминаю, как уважительный и старательный хлопец ломал рычаги экскаватора, матеря "непослушную" технику. Это было время, когда мы с жадностью учились новому, в рабочем автобусе все с интересом читали книги и газеты. В шестидесятые нашему народу была нечаянно подарена сказка! Помню у рейсового автобуса лопнул баллон,  пассажиры дружно оказали помощь водителю, каждый почувствовал себя членом экипажа бригантины. Шестидесятые отличаются заботливым отношением человека к человеку, это качество в нас воспитали фронтовики своим личным примером. В условиях свободы всегда вырастет общество способное полноценно выполнять гражданский долг.
 Кульмухамедов Абай Бекешевич. 1997 год. Записано со слов.

Оттепель. О шестидесятых.
В шестидесятые я работал шофером грузовой машины. Однажды, взял пассажиром интересного дедка. По дороге он мне рассказал историю деревенской церквушки. Все в деталях сейчас не вспомню, но поразило меня многое. Вот короткий пересказ.
"В 1937 году в селе ломали церковь. Я тридцатилетний мужик принимал участие. Платили за работу мало, но  мужики дружно вышли на работу. Дело было не в копейке, а в новом устройстве жизни! Мы аккуратно разобрали ее по кирпичику, так мы отомстили за двухвековой обман и угнетение.
   Церковь существует на одной ипостаси - на смерти. Страшна своим лицом смерть, непонятна, глуха и пуста она для человека! А поп обещал умиравшей маме блаженство и надежду. Только обманул он её! Мама не умерла, в каждом встреченном ею человеке осталась частичка ее души. Ее слова и поступки изменили жизнь многих моих односельчан.
    Когда ломали церковь - мы мстили за обман, а сегодня я знаю истинную причину. Бога то нет! Нет! Нет его!  Там, где был бог сейчас летают спутники и ракеты  Мы, всем миром, должны признать правду. А с окошка моей избы теперь хорошо видно поле".
Новоселов Алексей. 1978 год. Записано со слов.

Оттепель. О шестидесятых.
В 1943 году я пошел в первый класс. По вечерам мама заставляла молча сидеть за столом по 2-3 часа, так готовили меня к взрослой жизни. Папа щедро раздавал подзатыльники за каждое лишнее слово. Сколько лет прошло, а этот урок не забыт, урок который сломал мою жизнь! Я помню у нашего дома лежал в пыли пьяный инвалид - фронтовик и громогласно материл Сталина и Жукова, милиционеры боязливо прошли мимо, уж очень отчаянный народ эти фронтовики! Сталин  был ещё жив, а его уже поносили последними словами. В 1960 год советские люди вошли обновленными. Мои родители стали более открытыми, душевными, у мамы вокруг глаз появились счастливые морщинки. Счастье, наконец, вошло в двери каждой советской семьи.
Нурпеисов Р. 1998 год. Записано со слов.

Оттепель. О шестидесятых.
Мы, новобранцы, третьи сутки шагали на передовую, одуревшие от страшной усталости засыпали на ходу. Навстречу шли беженцы, мы отдавали все съестное детям и женщинам. Я своими глазами видел, как они по крошкам делили хлеб! Я видел телегу до отказа забитую спящими вповалку детьми, голые пятки касались обода колеса. Война научила нас держать язык за зубами, быть жадным и безразличным, рядом с отчаянной отвагой шла трусость, рядом с равнодушием -  взаимовыручка. Вот так война воздействовала на душевный настрой народа! Что то утеряли, что то почерпнули и получились непередаваемые человеческие шестидесятые...
 Петров Алексей Степанович. Фронтовик. Инвалид. 1975 год. Записано со слов.

Оттепель. О шестидесятых.
Не надо думать будто сталинские репрессии проявлялись отдельными всплесками, это неверно, репрессии шли постоянно. Свою задачу Сталин выполнил: народ был деморализован и расщеплен. Только в шестидесятых я начал приходить в себя, после двух десятилетий пустоты пропало ощущение одиночества, появились друзья, я беседовал, спорил и приобрел дружбу, любовь, элементарные человеческие ценности, постепенно избавлялся от протухшей одежки и стал жить простой, понятной мне жизнью. Теперь я состарился, но вслушиваясь в эту жизнь я снова слышу зловещий лязг культа . Надо быть начеку!   
Валиев А. 1984 год. Записано со слов.

Оттепель.О шестидесятых.
С огромной любовью вспоминаю шестидесятые годы, наша страна жила полноценно. В годы сталинского культа, мы жили на инстинкте самосохранения и самопрезрении  вот так я охарактеризовал бы эти потерянные в моей жизни годы. Если мне кто то скажет, что человек охваченный страхом все равно остался самим собой или сохранил собственное сердце, я скажу, что это ложь. Мне 78 лет, я перед вами сужу свою жизнь, и рассуждаю так; принужденное Сталиным молчание подавляли мою душу, обволакивали её гнусностью, моя порядочность, воля, жажда правды были вынужденно отложены на долгие годы. Я хотел бы всегда жить в шестидесятых, но те кто наверху всегда хотят власти.
 Баишев Султан. 1975 год. Записано со слов.

Оттепель. Свобода.
От эллинизма до сегодня свобода не изменилась. Это чувство постоянно, оно не стало больше или меньше, оно не поменяло цвет, не изменилось ее значение, но, оно то теряется, то вновь возрождается на отдельных клочках Земли.
Вряд ли кто из нас знает, что такое свобода.  Мы счищаем, с не зная с чего, налипшую  коросту грязи и получаем - нереальное видение свободы. Что поделаешь, исторически сложилось так, что кочевники-казахи были по настоящему свободны, но дух той эпохи давно выветрился без остатка, поэтому нам трудно понять ее: ту эпоху и свободу.
Собравшись мы напряженно думаем о будущем народа, но по выпавшей нам судьбе несвободы не знаем что делать дальше. Но казахская поговорка говорит: "Свободным сделает тебя не хан, а простор и единство!".
Баишев Султан. 1975 год. Записано со слов.

Оттепель. О шестидесятых.
В 1945 году мы чувствовали себя победителями, тогда я впервые понял, что прежней жизни в нашей стране уже не будет. Отлученный от себя народ захотел стать монолитным. Сталин ещё продолжал в ночном Кремле бодрствовать и работать, но это никого не интересовало. Народ не хотел подстраиваться под одного человека. Люди говорили о том, что в этой войне страна едва не  погибла. В ночь на 1 Мая 1951 года с фронтона клуба сняли портрет Сталина, цветы и венки на месте, а портрета нет! Митинг провели без Сталина и никто не помер!
 Кузин Д.А. инженер. 1987 год. Записано со слов.

Оттепель. О шестидесятых.
Меня всегда привлекали шестидесятые необычайным взлетом и последующим падением общественного сознания на всех уровнях. Имеются некоторые соображения по этому вопросу.
После войны смертность от хронического голодания среди населения была высокой. Голодный человек отчаян, теряет человеческое лицо и сегодняшний день представляется последним. Я голодал, знаю!
Богатейшая страна мира, впервые принизившая власть денег в обществе, а граждане все еще продолжали жить в подвале незаселенного дома - вот кем мы были в пятидесятые.
Общество уже искало пути избавления от Сталинской кодлы.
Я являюсь свидетелем нескольких стычек фронтовиков с милицией, причем представители власти поспешили ретироваться во всех случаях. Рассерженная толпа выкупала председателя райисполкома в грязи, обком настойчиво порекомендовал райкому не раздувать историю. Думаю, что доклад Н.С.Хрущёва на XX съезде КПСС "О культе личности и его последствиях" был вынужденной мерой.
 Швыдько П.Е. Учитель. 1971 год. Записано со слов.
 
Оттепель. О шестидесятых.
В шестидесятые мой сын аккуратно записывал в тетрадку полюбившиеся изречения, но в жизни почему то не следовал их советам. Дочь знала наизусть сотни стихотворений и постоянно напевала веселые песенки. Война принесла много горя, к шестидесятым это поуспокоилось, немножко забылось.
  Люди чаще стали ходить в гости, перестали бояться доносов, выросло доверие. До войны пили все, но не запивали, а в шестидесятые появилась особая когорта пьющих (бывших политзаключенных), которая с размахом рвала на себе одежду, обнажала свою душу перед случайным прохожим, а потом горько плакала в укромном углу и бесприютно замерзала зимой на снегу. 
 Бектемиров А.С. 1977 год. Записано со слов.

Оттепель. О шестидесятых.
 1. В прошедшей войне главной цели наша страна  не достигла; мы раздавили Германию, но фашизм выжил! Эту фразу сожаления я много раз слышал от взрослых, значит надо готовиться к новой войне!
 2. Требовалось время для заживления ран, требовалось душевное многообразие в обществе.
 3. Фронтовики привили стране  нетерпимость к нацизму, подлости, двоемыслию, в стране установился особый душевный климат фронтового братства. Мне тогда было четырнадцать, мы во всем брали пример с фронтовиков, народ прислушивался к каждому их слову.
 4. Нам давно настойчиво прививают мысль, что оттепель стала возможна со смертью Сталина, с осуждением культа личности. Помните, к марту 1956 года практически у всех членов партии руки были по локоть в народной крови. Ошибки прошлого до сих пор стоят преградой к будущему страны.
 Мурзахметов А.П. 1997 год. Записано со слов.

Оттепель. О шестидесятых.
 В шестидесятые я подался в город, позади осталась деревня и мои земляки, которые до сих пор подсмеиваются над горожанами-белоручками. Получил профессию, влился в рабочий коллектив работал качественно, план выполнял, принимать участие в общественной жизни. Прошло время, заработок отошел на второй план, я перестал славить бога в молитвах, но продолжал блюсти десять заповедей. Это очень тяжело, но вполне было возможно. Сейчас у меня есть квартира, машина, дача,семья, но петь почему то не хочется! А это моя любимая песня...
Вот уж окна зажглись,
Я шагаю с работы устало,
Я люблю тебя, жизнь,
И хочу чтобы лучше ты стала.
 Ситников М.Р. 1996 год. Записано со слов.

Оттепель. О шестидесятых.
На углу нашего дома, в тени деревьев стояли автоматы по продаже газированной воды. За три копейки можно было купить стакан газированной воды с сиропом и утолить жажду. В жаркие шестидесятые, общение стало самой большой жизненной необходимостью, жаждущие люди пили газированную воду и оживали, потому что из умов исчезал страх.  Мы были благодарны любому человеку за то, что он проявлял внимание, старался понять и выправить имеющееся в нас искажение! Вот такое сравнение пришло мне в голову.
Беккулов Айдар. 1976 год. Алма-Ата.

Оттепель. О шестидесятых.
Я хорошо помню по Всесоюзному радио шла передача о споре "физиков" и "лириков". Это было необыкновенно и интересно. Народ стал покупать книги. Молодежь повально увлеклась поэзией. Люди вдруг начали говорить, делиться своими мыслями, стали спорить, собирались вместе и беседовали. Мы стали лучше понимать окружающих нас людей, значимость событий, свое место в происходящем. Наконец то мы стали полноправными гражданами своей страны. Я тридцатилетний, женатый мужик вдруг понял, что рудник, город, многоэтажки, парк все вокруг тоже принадлежит мне, я должен беречь покой своей семьи и страны. С другой стороны мы были восторженными дураками, это был какой то психоз, все забыли о том, что надо извлечь урок из прошлого, но время было упущено и тысячи пособников Сталинского кровавого режима остались без наказания.
Исмагулов Нурлан. 1976год. Записано со слов.

Оттепель. О шестидесятых.
Благословенные шестидесятые... Небольшой двор из трех двухэтажек на заводской рабочей окраине Челябинска и вдруг один из наших пацанов становится студентом института! Помню сосед купил "Победу", другой "Волгу"! Никто им не завидовал, все радовались удачной покупке. Все было достижимо при желании! Помню ходили, как в мавзолей, поглазеть на первый холодильник в нашем дворе, вскоре появился первый телевизор, посмотреть кино ходили со своими табуреточками. По вечерам наши родители играли в шашки, домино, лото, карты, а после пили чай. Мы зачитывались стихотворениями Эдуарда Асадова, Александра Яшина, Андрея Вознесенского и Марии Цветаевой. По вечерам соседи собирались в беседке и читали стихотворения, рассказы, пели песни под гитару и баян. В пустоте невозможно вырастить Гагариных, Филатовых, Магомаевых, Евтушенко и просто человека, а в городских двориках шестидесятые заботливо пестовали мое поколение. Под кленами мы и родители танцевали танго. Но это все детали, а впечатление полученное от прожитых шестидесятых просто изумительное! Потом нас расселили по пятиэтажкам и наш двор растворился в огромном Челябинске, но чувство локтя я чувствовал еще десятилетия.
Матвеев А. Челябинск. 1992 год. Записано со слов.

Оттепель. О шестидесятых.
Я вошел во взрослую жизнь в эпоху шестидесятых. Уезжал из села с массой идей об устройстве личной жизни и огромным желанием осуществить задуманное. Работу получил в автобазе, в основном я жил в двух состояниях; веселья, если радовались мои друзья, или горя, если случались в коллективе потери.
Со временем, моя крестьянская натура свыклась выручать безвозмездно товарищей, но когда мы с женой получили квартиру, мои друзья её обставили всем необходимым! В ту ночь я  не смог уснуть от единственной мысли, что я работаю среди больших людей, готовых ради меня на все! Это очень важно! Постепенно испарилась свобода, наступило время равнодушных, кто то из наших душ начал незаметно вытаскивать наружу все дурное. Как это у них получилось?
Ш.Т.А. 1996 год. Записано со слов.

Оттепель. О шестидесятых.
 Из ходящего по рукам рукописного  журнала и переписал в блокнотик стихотворение Осипа Мандельштама "Автопортрет".
В поднятьи головы крылатый
Намек - но мешковат сюртук;
В закрытьи глаз, в покое рук -
Тайник движенья непочатый.
Так вот кому летать и петь
И слова пламенная ковкость, -
Чтоб прирожденную неловкость
Врожденным ритмом одолеть!
Блокнотик потерял, но кто то из бдительных нашел и было объявлено открытое комсомольское собрание. На всеобщее обозрение я записал на доске "крамольный" текст и просил указать хоть одну антисоветскую строчку поэта. Выступающие дружно осудили творчество
Осипа Мандельштама, но указывали что в данном стихотворении антисоветчины нет! Объявили выговор!  Вечером мое дело разбиралось на заседании парткома института в постановлении объявили строгий выговор. Это была пятница 13 апреля 1956 года - самый длинный день моей жизни. Я студент 4 курса мехфака сдал экзамен на зрелость. Что поделаешь, в те годы было много людей с элементарным устройством ума.
А это стихотворение Осипа Эмильевича в 1957 году выписал из рукописного журнала.
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широка грудь осетина.
 Медведев Влад. Корнеевич. 1975 год. Записано со слов.

Оттепель. О шестидесятых.
Каким я был после войны?
 1. Конечно, растерянным, потому что разница между военной и штатской несоизмерима! На четыре года я вылетел из обычной жизни, а потом долгие годы привыкал. Мои суждения обо всем были по-военному просты, поэтому часто совершал легкомысленные поступки. И глубоко страдал!
 2. Конечно, обиженным, я не хотел воевать, но мне досталась такая незавидная участь, а потом война здорово обобрала меня!
 3. Конечно, безразличным, потому что на работе делал то, что от меня требовало начальство. Только со временем пришло осознание значимости и пользы выполняемой работы.
  В начале шестидесятых мне было сорок - это самая заря человека. Я с удовольствием передавал свой опыт молодым мотористам, с энтузиазмом работал на субботниках, помогал людям везде, где чувствовал, что моя помощь необходима, яростно боролся с несправедливостью. Самым незабываемым в шестидесятых было то, что люди вдруг стали думать об общем деле, задумываться и ожесточенно спорить. А поспорив, найти общее, сделать вывод и талантливо работать. Мы, фронтовики, сумели сбить людей ближе к друг другу, чтобы ощутили чувство локтя, в этом есть и моя заслуга!
Я защитил Родину, запустил Гагарина, наладил жизнь - многое успел.
 Алпысбаев Асан  1986 год. Записано со слов.