Винни-Пухес и Обратная Сторона Луны

Марина Борисовна Нелюбина
Сене Виннику, США.
С бесконечной теплотой и признательностью за дружбу.

Старый плюшевый медведь Винни-Пухес бодро топал по белому песку Краевого Моря Луны.

Шкура у Винни давно уже была в заплатах, которые он сам пришивал черными нитками «через край» крупными стежками. Выцветший плюш местами потерся и блестел, черные глаза-пуговицы слегка потускнели, а лапы держали не так крепко, как в молодости. Но он не унывал. Винни по-прежнему сочинял вопилки на ходу, ходил в гости к друзьям – Нехристю, Коту Пушку и Коту Канадскому и всем-всем-всем остальным. А потом звал их к себе – на бадью меда и тазик сгущенки, и радовался и удивлялся жизни, как в юности. Под слежавшимися опилками, которые иногда сыпались сквозь прорехи заплат, у Винни билось большое, доброе сердце.

Винни шел по белому песку и напевал свою любимую песенку-вопилку:

– Если я чешу в затылке – не-бе-да! В голове моей опилки – да! Да! Да!

Он решил дойти сегодня до границы света и тьмы и заглянуть на Обратную Сторону Луны. Для этого ему нужно было пересечь Краевое Море. Луна никогда не поворачивалась к Земле Обратной Стороной, а Винни давно хотелось туда заглянуть. Он был любопытным медведем. Стена Тьмы, за которой начиналась Обратная Сторона, была уже совсем рядом. Вдруг перед ним, как всегда внезапно, возник Нехристь в своем белом кресле, черных очках и с сигарой в зубах.

– Привет, Нехристь! – сказал медведь и, не сбавляя скорости, попытался его обойти.
– Привет, Винни… Постой.
– Что?
– Не ходи туда, я тебе не советую.
– А почему это?!
– Не ходи…

Медведь почесал в затылке, пожал плечами:

– А, – повернулся он к Нехристю, но тот уже исчез.

Винни засеменил дальше.

– Хорошо живе… – тут он споткнулся о камень. Левой лапой. И чуть не упал.
– Хорошо живет, – начал он снова и опять споткнулся, и опять левой лапой. Он не удержал равновесия, плюхнулся на белый песок, попытался встать на четвереньки, но теперь обе левые лапы не слушались. (1) «Что за черт?! – подумал медведь, – Никогда со мной такого не было. И обо что это я запнулся, тут и камней-то никаких нет, – один песок…» Он попытался запеть:

– Хор… шо… жив! жив! – только и получилось у него. Винни барахтался на песке, не понимая, что происходит. Он не мог встать. Он не мог петь. Стена тьмы как-то быстро приблизилась к нему, накрыла, белый песок потемнел. Медведю вдруг стало страшно. Он закрыл глаза.

Прошла целая вечность. Или ничего. Медведь пошевелился, встал на лапы. Вокруг было темно. «Где это я?» Он огляделся: черный песок, черное небо без звезд. Винни попытался вспомнить свою считалку, но не смог. Далеко на горизонте был свет. Медведь постоял, посмотрел на него. Свет не становился ярче, не приближался, он просто опоясывал весь горизонт Светлой Стеной. Внутри было темно. И в этой тьме стоял старый медведь, совершенно один. «…я на Обратной Стороне Луны, – вот где я! Дошел». Он сделал несколько шагов. Из песка перед ним торчал плакат. На плакате была изображена черная Луна, на Луну указывала стрелка. Подпись гласила: «Вы здесь. Навсегда. Отсюда нет выхода».

– Нет… нет, – простонал Винни, – не может быть.
Он поднял голову, оглядел сияющий горизонт и пошел на свет. «Я вернусь, – думал он, – вернусь… обратно, туда, к своим. Я дойду». Медведь шел, не останавливаясь, несколько часов. Стена Света не приближалась.

Вдруг он увидел маленькие следы на черном песке. Цепочка следов вела к горизонту, туда же, куда шел Винни.

– Э-э-эй!.. – закричал медведь в темноту, – э-э-эй, кто здесь, отзовись!

Никто не отозвался. Винни побежал по следу. Следы стали петлять, кружить. Вот зверек прыгал на одной лапке, а тут – на другой. Он остановился, отошел в сторону, посмотрел. Петли следов сложились в слова: «Мне здесь нравится!» «Нравится?!.. – подумал медведь с ужасом, – Нравится? Но почему?!..» Он побежал еще быстрее. «Лапы слушаются, – подумал он на бегу, – мне как будто опять двадцать лет, странно…» Впереди замаячил светлый силуэт.

– Э-э-эй!!.. – прокричал Винни, – э-э-эй!
 
Призрак обернулся. Белая шкурка, в груди, сквозь шубку просвечивало голубое сердечко.

– Зверушка! – удивился и обрадовался Винни, – ты как здесь?
– Винни… ты?! Привет! Я заснула на каком-то холодном столе, без одеяла. И в глаза бил яркий свет, надо мной склонились люди в смешных голубых шапочках и халатах, а проснулась здесь, на песке, а ты?
– Я хотел дойти до Обратной Стороны Луны, посмотреть, что там… Мы ведь на той стороне Луны, да?
– Не совсем… мы просто на Той Стороне.
У Винни похолодело сердце.
– …На Той Стороне… как же нам отсюда выбраться, Зверушка?
– А зачем? Тебе здесь разве плохо? Тебе больно?
– Нет… – ответил медведь.
– Ты хочешь есть?
– Нет…
– Пить?
– Нет…
– Ты устал?
– Нет…
– Так почему ты хочешь отсюда уйти?!
– Мне здесь как-то неуютно, страшно, темно… А там, помнишь, было небо, солнце, ветер?
– Солнце… ветер, – медленно повторила Зверушка, – нет, не помню, а дальше? Что еще?
– Дальше? Дальше, – уже как-то неуверенно протянул медведь, – дальше забыл, но тепло в любом случае осенью спать на песке твоих рук море…(2)
– Осень… море… – повторила Зверушка, – нет, не помню…
– Зверушка, – тихо спросил Винни, – а тебе Здесь – хорошо?
– Хорошо. Кажется, хорошо…
– Но почему?
– Здесь спокойно. Да, здесь хорошо, здесь… лишних нет, и страх не властен над годами, и все давно уже друг другом прощены.(3)
– Зверушка, но почему мы с тобой здесь встретились? Ведь мы живем на разных концах Земли, на разных материках?
– Все встречаются Здесь, Винни… где бы они ни жили. Вот так.

Они помолчали.

– Смочить тебе губы водой? – вдруг раздался неизвестный голос.
– Что?! – одновременно воскликнули Винни и Зверушка. Они покрутили головами, – никого не было. Неизвестно откуда на губах Зверушки заблестела вода и потекла почему-то не вниз, на подбородок, а по щекам назад к затылку.
– Зверушка! Откуда у тебя вода на щеках?
– Я не знаю…
– …Сама до кружки дотянешься? – продолжал тот же участливый голос, – возьми ватку, намочи в воде…

Зверушка медленно, как во сне, отвела лапку в сторону, сложила пальцы в щепоть и взяла что-то маленькое. Потом «обмакнула» это маленькое в невидимую кружку и поднесла к губам. По губам потекла вода. И опять по щекам – назад.

– Зверушка! Что с тобой?! – закричал Винни.

Зверушка смотрела на него невидящими глазами.

– А что это за трубка у меня из носа торчит? – вдруг спросила она.
– Трубка из желудка идет, – ответил тот же невидимый голос, – это чтобы тебя не тошнило. Утром доктор придет, – вытащит. Спи…
– Там… холод…
– Не бойся, это бутылка со льдом у тебя на шве лежит. Так надо, спи…
– Зверушка… – совсем тихо пробормотал медведь.
Белый силуэт Зверушки медленно таял на фоне беззвездного неба, как кусочек сахара в черном чае. Она исчезла.

«Зверушка, – подумал Винни, – она вернулась… »

– Счастливчик этот русский медведь, – вдруг услышал Винни далекие-далекие голоса, – еще бы полчаса и все, конец.
Говорили по-английски, но медведь почему-то все понимал.
– Да, счастливчик. Как близко тромб подошел к сердцу. Инсульт как по учебнику – неповиновение левой руки и ноги, спутанная речь. Ставим стент. Есть.

«Что это? Хирурги? Кого же они оперируют? Медведь. Ведь это я – медведь!.. Меня?!..»

– Его друзья вызвали парамедиков и говорят, что он в тот момент какую-то смешную песенку пел и приплясывал. И вдруг стал заикаться и упал на пол, как будто споткнулся на ровном месте. Так… через пять дней домой поедет. Закончили. Всем спасибо! Священник пока подождет…

«Чт; закончили?»

– Джек, ты завтра ведешь сына на бейсбол?
– Да, в первый раз пойдет, – голоса стали удаляться, стихать и исчезли в темноте.
«Куда?! А как же я?»

Винни по-прежнему стоял один на черном песке Обратной Стороны Луны. Он вздохнул, сунул лапы в карманы и упрямо зашагал к горизонту на Свет. Светлая Стена не приблизилась ни на метр. Винни продолжал идти.

Он ни о чем не думал, ничего не помнил, просто шел, глядя на горизонт. "Я ничего не взял с собой, – думал медведь, – даже воспоминания. Они исчезли... Я все забыл. Это какое-то забытье…" Ему стало тоскливо. Он машинально порылся в карманах, лапа наткнулась на гладкий, круглый предмет. Медведь вытащил маленький алебастровый шарик. Он был нежного бело-розового цвета, слегка золотистый. "Мой шарик! – обрадовался Винни, – нашелся мой шарик! Я потерял его еще в детстве..." Винни вдруг вспомнил слова Принцессы из старого фильма "Обыкновенное чудо" : "...господа, у меня сегодня странный день. Ко мне сегодня Смерть приходила с мешком отвратительных инструментов... Необычный день: находятся вещи, которые я считала давно потерянными, мне сегодня все удается".

Медведь смотрел на шарик. Он казался живым, внутри переливался золотистый туман, шарик стал согревать медведю лапу. Винни смотрел на него не отрываясь. И тут воспоминания заструились из шарика светлым потоком. Они наполняли память медведя картинками детства, звуками, запахами... Воспоминания уносили его к морю, солнцу, лету, все дальше от этого мрачного места. На Винни вдруг пахнУло теплом, показалось, что совсем рядом кто-то прошел, и синие-синие глаза взглянули на него и улыбнулись.

– Винни, Винни, что с тобой? Просыпайся! – услышал он. Яркий свет проникал сквозь закрытые веки. Медведь открыл глаза. Он лежал на ослепительно-белом песке Краевого Моря Луны. Над ним стояли его старые друзья – Кот Пушок и Кот Канадский, рядом развалился в кресле Нехристь.

– Мы уж думали, – ты умер! – промяукал Кот Канадский, – я тебя лапой пинаю-пинаю, а ты молчишь, лежишь как в забытьи! Прямо на песке и – молчишь!
– Я же говорил тебе, – пыхнул сигарой Нехристь, – не ходи Туда...
– На, – сказал Пушок, протягивая чекушку Хеннеси, – глотни, сразу придешь в себя.
Винни переводил взгляд с одного на другого и улыбался. И сжимал в лапе шарик.
Он вернулся.

© Иллюстрации: Марина Борисовна Нелюбина.
(1) …теперь обе левые лапы не слушались. – неповиновение левой руки и левой ноги, спутанная речь – одни из симптомов инсульта.
(2) …дальше забыл, но тепло в любом случае осенью спать на песке твоих рук море… – стихи Андрея Нечаевского «Открытка в конвертике моря» ©.