Из жизни учителя Коля Фундерат

Тамара Белова
    Прошло уж больше года со времени нашей встречи в Агинском, а мне на память приходят всякие случаи из моей небольшой биографии учителя. Ведь я вела дополнительно уроки пения, физкультуры и рисования в старших классах. Так вот несколько эпизодов.
            Коля Фундерат.
Первое сентября. Я уже веду своих первоклашек третий год. Для меня стало полной неожиданностью, что мне в класс подсадят самого отстающего ученика. Он переросток. В первом классе отсидел два года, затем во втором задержался ещё на год. Вот те, пожалуйста, этот переросток теперь у меня в классе. Его сверстники уже в шестом классе, а он опять остался повторять третий класс. Парта для него  маловата. Рожа у него нагловата. Ребятишек моих старается обидеть. Навела я о нём справки. Какая семья и прочее. Оказалось, что отца у него нет. Мать работает в совхозе. Детишек ещё по мимо его куча. Я растерялась. Не знала как к нему найти подход. Помог случай, который Коля сам подстроил. Я в положении вторым ребёнком. Всякие запахи для меня - смертельны: рвота. Осенью население почти поголовно болело гриппом. Был какой то тяжёлый грипп. Так вот вхожу я в класс, - запах чеснока сильнейший. Подхожу к столу, а стол весь измазан чесноком и блестит.Я никогда не кричала на детей. И так спокойно говорю:
-Ребята, я и не знала, что вы так беспокоитесь за моё здоровье. Спасибо за заботу. Только вот тетради ваши положить некуда. Они же испачкаются.
По рядам прокатилось:
-Да это Колька испачкал стол.
-Коля не испачкал. Он боялся, что я могу заболеть гриппом. Коля, вытри, пожалуйста, стол, а то мне не удобно держать тетради, учебники и журнал.
Коля помчался мочить тряпку и весь стол промыл. Стол был просто дощатый и покрашен чёрной краской. После уроков я попросила Колю проводить меня до дома, сославшись, что мне нужен помощник. Тетрадей ведь девяносто каждый день приходилось носить. Класс был самый большой: тридцать три ученика. В школу пошли дети народившиеся после войны: с 1949 и 1950 годов. В предыдущих классах было и по четырнадцать учеников.
С тех пор Коля стал меня встречать и провожать. Не таким уж бестолковым он и оказался. Коля благополучно закончил с нами третий и четвёртый класс. Никаких проблем с Колей не было больше. Просто ребёнку никто не оказал нужного внимания и ласки. Каждый ребёнок именно этого и ждёт, если не от мамы, так от учителя.
В июне 1961 года наша семья переехала на Урал в Качканар. Не знаю как, но Коля узнал мой адрес. Пришло время пойти служить в армию и он приехал ко мне в Качканар. Зачем приехал? Я теперь уж забыла о чём мы с ним говорили, но только помню его добрые глаза. Из армии он написал ещё несколько писем. Потом связь оборвалась. Надеюсь, что у него жизнь сложилась благополучно. Ни один из отличников обо мне не вспомнил. Из переписки с директором школы и от знакомых из Маргуцека, которые в последствии переехали в Качканар, узнала, что большинство учеников окончили институты и техникумы. Только одна девочка (особо бойкая с малых лет) плохо закончила свою жизнь.