Милая Алёнушка

Эльвира Гусева
Одним  из  ярких  воспоминаний моего детства  является репродукция картины Виктора Михайловича  Васнецова  «Алёнушка», написанная  художником в 1881 году.  Насколько  я  себя  помню, она всегда висела  в моей  комнате на  стене.  Наверное,  репродукция появилась  из  цветного приложения  к журналу «Огонёк», который долгое время  выписывал папа. Она была вставлена в самодельную  деревянную рамку, выглядела   достойно.

Поначалу я не обращала на неё никакого внимания, но после осознанного знакомства со сказкой  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», неожиданно для себя  я увидела   на этой картине  милую Алёнушку из  сказки. Тогда мне было лет пять, не больше.  Долгое время я была уверена, что картина  Виктора Михайловича есть не что иное, как иллюстрация   к сказке, и лишь позже  поняла, что это вовсе не так.

Прообразом Алёнушки стала крестьянская девушка, которую случайно увидел художник  в деревне  Ахтырка, его поразили  большие  грустные глаза молодой крестьянки, они запали  в душу, постоянно напоминали о себе. Образ этой юной девушки-крестьянки  просился на полотно.

Васнецов приступает  к работе, делает первый эскиз, второй, третий…девушек  у омута появляется много, но всё не то  и  не  так,  художник продолжает свой поиск.  После многочисленных набросков, его  вдруг осеняет мысль:  соединить сказочное и реальное в одной картине! Это была  грандиозная находка  мастера.

Он много работает.  Сюжет  картины  совсем не сказочный, а вполне реальный, используя в задуманной картине свой творческий окрас и лирическую сказочную взаимосвязь, художник  сумел  наделить её  чисто русским духом. Тёмная гладь  зеркального пруда навевает тоску и грусть,  жёлтые  листья на его поверхности – признаки  наступившей осени.  Огромные  серые  камни  отдают  холодом,  на одном из них  сидит  печальная девушка. 

Неприбранные рыжеватые длинные  волосы  разметались по её плечам,  сарафан и кофточка, в которые она одета, уже изрядно  поизносились, выгорели на солнышке, босым ногам   в наступившей осени, вероятно, уже  холодно. Печальный взгляд больших глаз девушки завершает  её грустный  облик,  грусть её неподдельна, она переживает случившуюся беду.  В образе Алёнушки нет ничего сказочного.

Она настолько органично  связана с окружающей природой, что диву даёшься, как художник  сделал такое открытие! Грусть девушки подчёркивает  природа:  тёмная гладь пруда едва отражает на своей поверхности Алёнушку. Зелёный камыш  и осока у берега, тёмно-зелёные  ели  застыли, как стражи, оберегая девушку от зла, образуют  сплошную стену, тонкие берёзки, листва на которых ещё не успела пожелтеть, едва трепещущие на ветру  осинки – природа тиха и спокойна.

Используя художественные  приёмы, автор объединяет в единое целое  природу и свою героиню,  жёлтые листья  на глади пруда  напоминают рисунок на сарафане Алёнушки, а цвет её кофточки – это цвет камней, на которых она сидит. Даже  приём контраста  используется художником, чтобы показать единение человека и природы:  хмурое небо и румянец на щеках девушки, контрастируя, они дополняют друг друга, поддерживая целостную картину.

Используя сказочный сюжет, мастер  пытается раскрыть  непростой  и самобытный  русский характер.  Каждая деталь картины  имеет своё значение, несёт  свою информацию, нет ничего лишнего, всё подчинено единой композиции, всё понятно. Ни  в образе девушки, ни в самой картине нет ничего сказочного, за исключением, пожалуй, стайки  ласточек, кружащих над головой  девушки,  они  предсказывают счастливый  конец сказки.

Ласточки на Руси  всегда были  символом  доброй надежды, наверное, именно поэтому, ни  хмурый день, ни  грусть  Алёнушки  не могут   повлиять на  светлое  впечатление  от этой картины.  Вот  уже много лет  она вызывает  огромный интерес зрителя, пользуется успехом,  и  является одной из самых любимых  народом картин. С годами сложилось поверье: стоит лишь прикоснуться  к милой Алёнушке,  и  она подарит  счастье, сбудутся  самые сокровенные желания и мечты.

Я думаю, совсем не случайно  когда – то,  в  пору моего детства,  папа повесил репродукцию  картины В. М. Васнецова  в моей комнате…