Москва! Как много в этом слове

Застенчивый Хе
Москва! Как много в этом слове…


Я — москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести
это слово, вкладывая в него всего себя. Я — москвич!
© Гиляровский.



1.
… а первии насельници
в новегороде словене
в полотьсте кривичи
в ростове меря
в беле озере весь
в муроме мурома…
© Никоновская летопись.


Ух! Были же умные дети ещё лет сто пятьдесят назад. Не то, как говорил классик, что нынешнее племя.
Вот пишет знаменитая Александра Ишимова тем детишкам такие умные вещи… И ведь всё понимали!

«Славяне были сильны, бойки, красивы, с тёмными волосами и румяным цветом лица. Финны же, напротив того, бледны, некрасивы, неповоротливы, со светлыми волосами и такими же глазами, отчего славяне и называли их иногда чудью белоглазою».
© Ишимова. «Сокращённая русская история».




2.

Чья земля, того и городьба.
Чья земля, того и хлеб.
На чьей земле, того и сено.
Чья земля, того и вера.

© Словарь Даля.



Может, кто ездил с Казанского, а прежде, Рязанского вокзала, этого знаменитого творения архитектора Щусева, несколько изуродованного четверть века назад неуклюжими пристройками, на восток. Где солнце встаёт.

Тот видел, конечно, пристроив уже, в течение получаса, чемодан, получивши бельё от симпатичной проводницы и даже, успев отпить чаю из тонкого стакана с традиционным подстаканником, роскошные сосны, окружающие Раменское. Это сосны – остатки мещёрских лесов, некогда густых и труднопроходимых.

Проехав станцию Черусти, путник может видеть, если ещё не задремал, уже самый настоящий сосновый бор, мшистые болота и даже, где-то вдалеке, за болотами и сосняком, брусничные поляны. А если вместо чаю выпил напиток, прихваченный с собой, то даже покажется путнику, что увидел путник и сам Матрёнин двор.

Тут, вдоль тоже текущей на восток, Оки жило в старину финское племя мещёра, давно скрестившееся с «сильными, бойкими, красивыми, румяными» славянами. А там, где Ока повернёт на север, жило родственное мещерякам племя мурома, тоже давно скрестившееся с «сильными и бойкими», сделав их, зачастую, «бледными и неповоротливыми». Вот… Восточнее и посейчас живут светлоглазые мокша, эрзя и мишари.

А севернее обитала светловолосая меря. Ихний мерянский князь Юрий Долгорукий, был, ясное дело, темноволосый да румяный, то бишь, славянин до самых кончиков волос. Надо ли говорить, что, согласно последней переписи населения, такого народа как меря или мещера,  нынче нет. А есть во владимирской и рязанской Мещёре от смешения чернявых да блондинов умеренные шатены, в меру бойкие, в меру неповоротливые русские. Умные люди называют это ассимиляцией.




3.



Оградить (оградиться) - иноск.: защитить
(защититься),
как городьбою защищают землю, сад, огород.
© Словарь Морица Михельсона.


Пришла как-то меря со своим темноволосым князем на мещёрскую реку Москва. И понравилась им тамошняя усадьба мещёрского боярина Кучки. Побили они местную мещеру, да усадьбу-то и присвоили. Дальше – больше. Огородили ту усадьбу оградой да назвали её город Москва.





4.


Москва бьет с носка (а Питер бока повытер)
© Словарь Морица Михельсона.



В рождественские каникулы Иван Прекрасный решил поработать над эпохальной поэмой «Якши» в заповедных и дремучих, некогда страшных, муромских лесах. Погостить в удовольствие в деревне, у стародавнего друга, самобытного поэта и художника, Эскимоса Пантелеймоновича Микроскопова.

Эскимос Микроскопов, член союза писателей, многократный лауреат областных и районных конкурсов, непременный участник коллективных сборников, жил в пятистенке девять на пять метров, рубленой из едва обхватного сосняка. Да баня его была семь на шесть. Работал член союза Микроскопов дворником на местной базе отдыха, а по пятницам подрабатывал ещё игрой в духовом оркестре районного дома культуры.

… Попивая брусничный чай, разморённый, в предбаннике, сетовал Прекрасный другу:

- Думал уж, не судьба свидеться, Пантелеймоныч. Едва доехал, ей богу. Скажу прямо, как член союза члену союза. Вся дорога забита машинами с папуасскими номерами, 197, 199, 177… И от этих папуасов за рулём не знаешь, чего ожидать. То ли тебя подрежут, то ли взад врежут, то ли вильнут перед тобой, то ли тормознут. Глядишь, обогнал какой-нибудь чумовой со свистом, а через десяток километров – вот он, перед носом твоим своим сто девяносто девятым задом виляет. Нервов измотал – клубок. Думал, целым не доеду. Ан пронесло.

- Напрасно ты, Иваныч, папуасов обижаешь таким сравнением, - ответствовал Микроскопов. – Папуасы, скажу тебе, как член члену, безобидный народ. А под этими номерами ездят вовсе не папуасы, а едут москвичи из Москвы домой. На длинный выходной. До того они там, в мегаполисе одичали, что их за пределы кольцевой автодороги выпускать нельзя. Если хочешь знать, это проблема государственного уровня.
Отдыхал у нас на базе от государственных забот один помощник депутата. Ну там, кабанчика подстрелить в заказнике, стерлядку какую выловить… Так вот, он говорил, что вроде бы, по этому поводу будет обсуждаться закон. Чтобы внести соответствующие изменения в ПДД. Чтобы, значит, с этими номерами ездить разрешить только в пределах МКАД. Самое печальное, что не только на рождество, пасху да летние каникулы прут москвичи домой, дебоширя на не самых лучших в мире дорогах. Многие норовят сделать это каждую пятницу. А в воскресенье возвратиться из дома в Москву. Потому движение в эти дни после обеда по российским дорогам чрезвычайно опасно.

Да кабы только автомобиля надобно беречься!..
К нам на базу тоже ездят. Которые бездомные. У которых изба сгнила, а родня померла. Якобы, отдыхать. От чего отдыхать, я, Иваныч, в толк никак не возьму, то ли от жатвы, то ли от посевной… Только отдых у них однообразный. С утра до ночи шашлыки жарят на мангальной площадке. Как будто целый год не ели. Видать, там, в Москве, с продуктами-то совсем плохо… А нам убирать… тракторами водочные бутылки вывозим.
Ну, ещё ходят на наше озеро карася пугать.

А одно время киношники повадились у нас жить снимать в окрестностях свои никому не нужные сериалы. Живут на базе с мая по октябрь, к ноябрю, слава богу, съезжают. У нас, дворников, передышка до весны. Так после них все номера приходится дезинфицировать. Не только бельё да шторы, все полы да стены пропахнут табачищем. Ещё и в смеси с вонючим одеколоном. А пьют всё больше бормотуху.

Скажу, не тая, как член члену. С детства слышал, но только сейчас на своей шкуре понял, почему Питер – культурная столица, а Москва – бескультурная.


- М-да… - только и молвил Иван Прекрасный. – М-да…


5.

«Московское наречие не токмо для важности столичного города,
 но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается,
а особливо выговор буквы о без ударения, как а, много приятнее…».
©Ломоносов.

Аткеда ты? С Масквы, с пасада, с авашнова ряда…

Московское произношение складывалось постепенно первоначальной его основой было произношение кривичей с примесью мерянского. Потом добавлялись элементы южнорусского говора, татарского и даже пшекающиего польского. Это, смотря в какое время с какой стороны пёрлись в Москву гастарбайтеры.

А нынче стал силён в московском произношении азербайджанский да узбекский элемент.


Вот...