Оживление учебы Торы

Брук Меир
Автор: M. Bruk    
Процесс постижения Торы - действует не только на чисто интеллектуальном уровне. Он должен задействовать гораздо более широкий набор подходов.
С одной стороны, идет речь о практическом соблюдении того, что мы выучили в Торе. Это классический взгляд на процесс постижения Торы.
Но должны существовать еще множество других путей "оживления" процесса.
Недавно мы разработали и испытали на практике интересный подход для изучения Торы.
У некоторых знаменитых каббалистов (в частности Аризаля) встречается идея того, что они учатся с мудрецами прошлого.
Понятно, что речь идет не о буквальном контакте, а о каких-то не вполне традиционных практиках - медитативных, трансовых и др.
Образы мудрецов из нашего прошлого обладают какими-то специальными качествами, которые могут "включиться" в процесс.
 
У нас в традиции упоминается интересная идея, что передача и обучение Торы от Моше к народу проходила в несколько этапов.
Сначала Моше обучал Аарона.
Потом Моше второй раз обучал Аарона и его сыновей.
Потом Моше обучал Аарона, его сыновей и старейшин.
Потом Моше обучал Аарона, его сыновей, старейшин и весь народ.
Потом Моше уходил и Аарон обучал сыновей, старейшин и народ.
Потом Аарон уходил и его сыновья обучали старейшин и народ.
Потом сыновья Аарона уходили и старейшины обучали народ.
В результате народ четыре раза учился - от Моше, Аарона, его сыновей и старейшин.
Отсюда мы можем понять, что народ получил восприятие Торы через четыре разных канала.
Воспользуемся этой схемой и представим себя во время чтения еврейских текстов на месте народа.
Мы представим себе четыре варианта постижения Торы: через Моше, через Аарона, через его сыновей и через старейшин.
Как мы можем реализовать эту идею?
Каждый из этих четырех "образов" воспринимал и передавал Тору со своей спецификой.
И мы можем представить, что когда мы читаем еврейский текст, он проходит сквозь "призму" одного из четырех вариантов восприятия.
Здесь возникает интересный эффект. Мы мысленно представляем, что изучаемый текст читаем не мы, а нам его читает мудрец (или группа мудрецов), который обладает своим "углом зрения" на материал. И у нас в подсознании включается "программа", "окрашивающая" восприятие текста в более специфические аспекты.
 
Наш ход мыслей будет направляться и фокусироваться.
(А) Моше - очень мощный и энергичный.
Это "прозрачный" канал - передающий нам максимально "чисто" послание Вс-вышнего. Мы должны проникнуться большой энергией идущей через этот канал, ощущая эту энергию в читаемом тексте Торы.
(Б) Аарон - согласно комментариям мудрецов, отличался большой любовью к людям. И Тора идущая из его "уст" тоже "окрашивается" аспектом этой любви.
(В) Сыновья Аарона - выражают (в данном контексте) идею творчества. Роль сыновей как следующего поколения - привнести свои идеи, добавив их к идеям родителей. Также это аспект "свежего" взгляда.
Когда мы читаем текст "сквозь призму" сыновей это помогает нам увидеть новые идеи, заметить какие-то моменты, которые раньше мы привычным взглядом "проскакивали".
 
(Г) Старейшины - это главы родов, хранители традиции, авторитеты.
В этом "канале" меньше эмоциональности и больше стабильности.
Старейшины представляют также "национальную витальность".
Четырехпроходный процесс - окрашивает каждый "проход" своими аспектами.
Можно использовать этот подход и для чтения Торы, и для изучения еврейских законов и для чтения еврейских философских книг и для чтения Мидрашей.
Важно между "проходами" делать паузы, чтобы наше подсознание смогло переключиться в новый режим восприятия.
Интересно, что иногда во время такого чтения (или перерывов между этапами) с нами могут происходить интересные события, которые также можно рассматривать как проявление нашего механизма.
Мы несколько раз экспериментировали с этим подходом и получали ценные эффекты. Кстати, само изучение текста становится как бы более живым или оживленным.
 
С мистической точки зрения, к нам присоединяется некая "духовная матрица" учителя и "поселяется" на время в нашем подсознании или даже надсознании.
Подведем итог: Чтение "вместе" с образом Моше дает ясность и энергичность. Чтение с Аароном вносит аспект любви. Чтение с сыновьями Аарона привносит аспект творчества и новизны. Чтение со старейшинами - аспект системности и авторитетности.