В чём смысл прихода Боддисатвы с Юга?

Жан-Поль Март
«К Джоконде пристали Казанова с Пеле: «Мадам, разрешите наш спор: в чем смысл прихода Боддисатвы с Юга? - мы не можем понять до сих пор…» «А идите вы к буйволу!» - отвечает Джоконда, садится в свой «Citroen» и, улыбаясь, исчезает в лабиринте улиц Уездного города N…» - эти слова из песни Майка Науменко «Уездный город N» как нельзя лучше характеризуют «Гравитацию» от Куарона и споры вокруг неё.

«Ван Гог хохочет: «Нет, ты – не император! Я знаю, ты – просто коньяк!»

Действительно, «Гравитация» вызвала нешуточные споры. Что это нам такое подсунул хитрый Альфонсо? - сразу задались вопросом и критики, и зрители. Философская фантастика в духе Кубрика? – бледненько, бледненько, не тянет… Реклама канала Discovery? Наука в формате поп? Может быть, может быть…Что, забыли кто у Куарона папа?.. Аттракцион в духе Диснейленда? А что - от этого амиго можно ждать чего угодно!..
Журнал «Ciak» даже в том, что «Гравитация» в 2013 году открывала  Венецианский кинофестиваль №70, увидел скрытую метафору: одним из «актёров» в фильме Альфонсо является космический мусор. Так ведь и мир современного кинематографа простреливается сегодня насквозь мусором интернет-сайтов и под их ударами разлетается на куски!..
После такого часть синефилов с удовольствием стали копаться в грязных скафандрах... э... в глубинах гравитационных посылов Куарона, но тут Альфонсо возьми, да и признайся : да, я сделал чистый аттракцион! И что?.. Что хотел? Так это… Вызвать головокружение, вплоть до тошноты. Как в Диснейленде…
А тем временем и актёры бросали хворост в костёр «Гравитации». «Читая сценарий, ты всегда прикидываешь судьбу героя на себя, - признавалась Сандра Буллок, одна из двух актёров фильма. - А здесь перед тобой Великая Неизвестность»…
Джордж Клуни – пресловутый второй актёр «Гравитации» - грозил всем «Космической одиссеей» и, видимо в связи с философичностью синема-повествования от отца Куарона и его сына, объявил временный мораторий на свои обычные приколы и розыгрыши на съемочной площадке…
Не удивительно, что после просмотра многие стали прикладывать к «Гравитации» веточки с развесистой клюквой…

«А вот и Золушка… Милая девочка! Как, как она-то оказалась здесь?»

Сандра Буллок в компьютерные зарисовки «Гравитации» встроенная в роли ученого-медика Райан Стоун. Отправилась, как говорится, девка в свой первый космический рейс…
Кстати, кто бы что не говорил, но режиссёрскую «сверхзадачу» с шортиками Сандра доставила замечательно! Правда, некоторые до сих пор упоминают всуе имя Джоли, но это… Впрочем, не будем обращать внимание на «губных» адептов…
Да, необходимо отметить и следующее… Часть зрителей считает, что Буллок должна была более полно раскрыть тему булок... э... шортиков. Дорогие мои! А как же Великая Неизвестность, про которую сама Сандра не раз говорила?..

«Чарли Паркер говорит Беатриче: «Не угодно ли потанцевать? Я знаю прекрасное место - здесь рядом, рукой подать…»

Второй участник аттракциона от Альфонсо по расстройству вестибулярного аппарата зрителей – это Джордж Клуни. Он встроен в компьютерные «гравитационные» зарисовки  в образе ветерана астронавтики Мэтта Ковальского, совершающего последний перед отставкой полёт.
«И вот они сошлись – вода и пламень…» Вот она – близость счастья: последний полёт, а потом, как говорится, щупай себе на заслуженном отдыхе после приключений в космосе молоденьких астронавток и горя не знай! Вот только у Куарона с космосом на Мэтта Ковальского другие виды…
 
«Таксист Харон, выключая счетчик, говорит: «А вот и вокзал»…»


В камерной «Гравитации» только два актера, причем сам Клуни присутствует только в первой половине сюжета. Нет космических монстров, очень мало диалогов…
Но есть то, что и возводит казалось бы ни на что не претендующее кино в разряд шедевров.
Видеопроекции Эммануэля Любецки – не проекции ради проекций. Завораживающая визуальность «Гравитации», каждый её кадр служит одному – вогнать в подсознание зрителя все смысловые посылы Альфонсо Куарона и его сына Хонаса.
Так говорите, «Гравитация» проста, как stone, то есть камень? Ну-ну, как бы не так…
Как-то Ковальски спросил Стоун о том, ждёт ли её кто-то на Земле. Райан рассказывает Метту, что у неё была дочь, которая погибла в результате несчастного случая в возрасте четырёх лет.
А теперь вспомним фильм «Бьютифул», в котором Куарон был продюсером. «Гравитацию» с «Бьютифул» роднит физиологическое, до тошноты,  сопереживание героям картин. Страх, боль, смерть… - всё это спрятано в коробке под названием «жизнь». Кстати, перед просмотром «Гравитации» я, как синема-меломан, рекомендую прослушать концерт Равеля соль мажор для фортепиано с оркестром. Как говорил Алехандро Гонсалес Иньярриту, режиссёр фильма «Бьютифул», «это особая вещь, в этом концерте есть какая-то особая сила, тонкая красота человеческого горя».

«Анна Каренина просит всех покинуть перон и не устраивать сцен…»

«Гравитация» - фильм о жизни, смерти и о выборе. И о тонких гранях и пограничных состояний этих понятий. Ни для кого не секрет, что рождение – это путь к смерти. Люди рождаются, для того чтобы потом умереть. Это знают все, но почему-то предпочитают про это забыть. Впрочем, в терминах «жизнь» и «смерть» нет ничего ни хорошего, ни плохого; это наши размышления делают их таковыми.
Две точки - жизнь и смерть… Нет, шепчет Альфонсо Куарон «Гравитацией» в ухо зрителю… Нет, этого не может быть – промежуток должен быть! И в этот промежуток - от рождения до смерти - мы должны пройти свой путь и найти ответ на вопрос, зачем же мы жили. Философы и святые знают, что смерть неизбежна. Это знание и позволяет им получать ответы на главные вопросы человеческого бытия.
Алехандро Гонсалес Иньярриту про «Бьютифул» сказал, что это фильм о потере, потому что, в конце концов, мы – это то, что мы потеряли. И это подтверждает и героиня Буллок из «Гравитации». Райан Стоун смотрит на мир сквозь призму своей потери. Потеря дочери формирует сознание героини Сандры. А так не должно быть! – утверждает Куарон посредством «Гравитации». Тут уместно вспомнить «Лабиринт Фавна», фильм Гильермо дель Торо, который продюсировал Альфонсо. Надпись на вратах Лабиринта Фавна гласит: «IN CONSILIIS NOSTRIS FATUM NOSTRUM EST», что, в переводе с латыни, означает «В наших решениях - наша судьба».
«Если ты чувствуешь нечто, существующее за пределами физической реальности, искусство… - единственный способ туда добраться», - так сказал дель Торо и совместил в своём «Лабиринте Фавна» реальность с вымыслом. Вот и Альфредо отправил своих героев пивка попить... э... в космос.
Что же роднит «Фавна» дель Торо с «Гравитацией» по-Куаронски? А вот это: «Скоро кто-то или что-то погибнет, чувствую это кожей… эхо уже доносится… но взамен родится что-то или кто-то новый». Смерть, как говорится, это не конец, это начало…
При всей своей простоте «Гравитация» далеко не простой аттракцион. «Гравитация» - это, в первую очередь, аттракцион смыслов. И впечатляющие картинки – это просто твои проводники, зритель, в мир философа Куарона…
Бывает так, что только оставшись один на один с космосом, человек сможет понять, кто он… И увидеть себя как Homo… Но, как говорится, видят лишь те, кто знает куда смотреть… А космос… А что космос? – ему на этих homo, как говорится, по малой нужде сходить…


P. S.
«Равномерней размещайтесь в каютах, иначе корабль даст крен. Я надеюсь, вы остались довольны прогулкой по мексиканскому райцентру... э... славному городу N…»


P. P. S.
За что я люблю Альфонсо Куарона Ороско? А за вот эти его слова: «Фильмы сейчас в основном снимают с большим количеством дублей и потом в монтажной комнате разбираются, что к чему. Забывая о главном: кино – это  реализация своего собственного видения». А ещё я люблю Куарона за то, как Альфонсо реализует это самое своё собственное видение!  И в качестве режиссёра, и в качестве продюсера…