На тихой улице... 24. Мода, ширпотреб и эксклюзив

Тамара Залесская
НА ТИХОЙ УЛИЦЕ В ГЕРМАНИИ

Рассказы

Продолжение. Начало см. http://www.proza.ru/2014/03/13/1569

24. ДЕШЁВЫЕ ШУБЫ ИЗ НОРКИ

      Шуба – это роскошь или...    
      Что такое скидки?
      Мода, ширпотреб и эксклюзив

(Окончание главы)

МОДА, ШИРПОТРЕБ И ЭКСКЛЮЗИВ

     В Германии во время сезонной распродажи цены снижают несколько раз в течение месяца, пока самый, казалось бы, неходовой товар не продаётся за бесценок. Приведу один забавный пример. Симпатичный розовый костюмчик из буклированой ткани классического фасона «шанель», рассчитанный на стройную женщину 42–44 размера, с 200 марок подешевел до 10 (то есть в 20 раз!), но при мне его никто не примерял и даже не рассматривал. Дамам он мал, а девушки в то время ни костюмы, ни юбки не носили, разве что надевали в жару модный сарафан в цветочек, причём вместе с грубыми полотняными ботинками на шнуровке, на массивных каблуках. Правда, встречались и более женственные ботинки, отделанные плотным кружевом поверх ткани, то есть всё-таки закрытые, а не ажурные, как делают сейчас.

     Тогда, в 1995 году, высокие летние ботинки были диковинкой и казались мне неправильной, совершенно бестолковой обувью (жарко ведь!), а теперь даже сапоги не удивляют. Кому-то, наверно, удобнее надеть сапоги, чем демонстрировать недостатки ног, и наоборот – в красивых сапожках можно привлечь внимание к ногам, фигуре и собственной персоне, что и является основной целью не только модниц, но и модников. Иначе стали бы они тратить столько времени и денег на преходящую и весьма сомнительную китайско-турецкую красоту.

     Почти все девушки в Билефельде в середине 90-х годов носили джинсы, но только почему-то не традиционные голубые или синие, а любого другого цвета, или узкие чёрные брюки. Юбки, платья или летние «бермуды» до колен (которые абсолютно никому не идут!) носили только толстые тётки или дамы преклонного возраста. Женщины помоложе одевались, как молодые: майки и блузки из вискозы или хлопка, брюки или облегающие «капри» чуть ниже колен.

     В холодное время женщины ходили в куртках или в коротких пальто до колен, потому что это удобно и гармонирует с брюками. Старушки, конечно, одевались потеплее, но это были вовсе не шубы, а лёгкие пальто из плащёвки или мягкого драпа на подкладке из синтепона.

     Для кого шились синтетические блузки, разнообразные юбки, длинные плащи и даже шубы, если там в них никто не ходил, кроме не успевших адаптировавшихся переселенцев? Турецкие женщины, правда, ещё и платки на головах носили, и предпочитали плащи-балахоны до пят (разумеется, турецкого производства), причём все одинакового покроя и приглушённого цвета – сизого, сиренево-серого и цвета какао. У них мода своя, обязательная и непреодолимая, точно так же, как и традиции.

     Разумеется, пестрота и изобилие ненужных немцам товаров радовали иностранных гостей из бывшего СССР, и они скупали почти все уценённые товары – для себя, для родни, для знакомых, и не исключено, что брали ещё и на продажу, чтобы хоть как-то восполнить немалые затраты на поездку.

     А обеспеченные немцы, обладающие вкусом и разбирающиеся в модных тенденциях, одевались в тех магазинах, где продавалось нечто другое – с виду простое и скромное, но стоившее очень дорого. Избранная публика сразу отличалась от толпы этаким небрежным шиком, элегантными кожаными сумками и тонким парфюмом, естественной помятостью натуральных тканей, ровными строчками на одежде и отсутствием банальных блёсток и стразов. Господа, одним словом.


     Рассматривать в бутиках то, что не собираешься покупать, – это тоже удовольствие, причём близкое к эстетическому. Дорогой магазин сродни музею: если есть соответствующее настроение и интерес, здесь можно ходить, смотреть, удивляться, восхищаться, оценивать беспристрастным взглядом и даже примерять – любуйся сколько угодно, пока есть время. А когда насмотришься, это уже не кажется чем-то особенным, и ты понимаешь, что в том случае, если дорогая вещь могла быть приобретена тобой, она всё равно надоела бы, как и все другие вещи. А смысл? Зачем тратить большие деньги на то, что вскоре обесценится в твоих же глазах?

     К нарядам и вещам не вечен интерес –
     Всё пройдено уже, и новое наскучит...

     Именно так я написала спустя десять лет. И действительно, сейчас я смотрю на многие вещи спокойно, потому что знаю: как бы они мне поначалу ни нравились, они не выдержат испытания временем, разве что мой любимый жемчуг всё ещё радует меня да неизменно притягивают взгляд фарфоровые безделушки – сливочники и кофейники, которые я даже коллекционирую, но без фанатизма. Это не хобби, а, скорее, художественный интерес к изящным предметам, которые радуют и утешают меня, и хотя бы ненадолго создают иллюзию благополучия.

     Я написала роман «Подарок от Гарднера», в котором старинная фарфоровая тарелка является, можно сказать, «действующим лицом», потому что она изменила судьбу одинокой женщины. И конечно же, в этом романе немало страниц посвящено моему любимому фарфору. По своей красоте и притягательности он не уступает скульптуре и живописи.

     А ещё есть книги, картины или альбомы живописи – всё это обогащает и развивает душу. В памяти хранятся драгоценные  впечатления о чём-нибудь замечательном – концерте, спектакле, выставке, встрече с любимым артистом, поэтом, художником или особенным человеком, вызывающим уважение миллионов людей. Если бы ещё имелись фотографии, которые могли бы иллюстрировать все эти выдающиеся события! Многое из увиденного живёт лишь в моей памяти, за что я ей очень благодарна и надеюсь, что она и в дальнейшем меня не подведёт.


Продолжение:

http://www.proza.ru/2014/02/11/1537