Необыкновенная история Ковьеля,...

Константин Смольников
Константин Смольников

















НЕОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ КОВЬЕЛЯ,     СЛУГИ ГОСПОДИНА ЖУРДЕНА
или
ТОЛЕРАНТНОСТЬ.


Комедия.























2014г.
Действующие лица:

Ковьель – маркиз, бывший слуга.

Король – король Франции.

Майор Лояль – офицер полиции, помощник короля.

Доримена – бывшая содержанка г-на Журдена, красивая и ветреная деловая дама.

Г-жа Тартюфель – практикующий врач, дама в больших очках, спадающих с носа.

Ассистент – двухметровый раскормленный юноша, помогающий г-же Тартюфель, ее племянник.

Оргон – радикальный оппозиционер.

Пернель – умеренный оппозиционер.

Марфуриус – упитанный слуга Доримены.
































Явление первое

Ковьель.
Ковьель бредет по парку.

Ковьель: Как жить? Потеряна работа! Жизнь дала трещину – с деньгами я расстался безвозмездно! Уехать из страны?.. Ах, мало взяток брал! Боялся! Скромным был! Не то, что Доримена…. Куда уехать? Меня нигде не ждут. Хозяин, по слухам, в Лондон укатил. За ним поехать? В эту скучную страну? Без денег? Нищему политическое убежище не светит…. А ехать надо. Но куда?.. В Россию, может быть? По слухам – любят там французов. Что ж, решение одно – еду в Россию!

Ковьель обнимает дерево.

Ковьель: Прощай, Булонский лес! Прощай Париж, Монмартр и круассаны!!

Отходит от дерева.

Ковьель: Придется водку пить и есть пельмени. Я изучу старинный русский мат…. И, может быть, я, наконец, поверю в Бога, став православным в этой северной стране….

Явление второе

Ковьель и майор Лояль.
Появляется майор Лояль.

М-р Лояль: Ковьель?! Стоять, бояться!! Тебя-то я и ищу! Целый день по Парижу ношусь!!
Ковьель: Меня? Зачем? Я уезжаю!
М-р Лояль: Ты арестован! Приказ короля!
Ковьель: Я?! Так я же не Журден!!
М-р Лояль: Следуй за мной к арестантской карете! Повезу как вельможу знатного!
Ковьель: Арестуйте Доримену!
М-р Лояль: Забудь имя этой женщины! Ты понял? Это приказ!
Ковьель: Слушаюсь. Уже забыл. Можно, я побегу?
М-р Лояль: Куда?!
Ковьель: По этой аллее. В сторону России.
М-р Лояль: Свободы захотел?! Не выйдет! Следуй за мной!
Ковьель: Но почему?!!
М-р Лояль: Что, почему?
Ковьель: Одни воруют, а страдаю я?!
М-р Лояль: Ты кто?
Ковьель: Народ.
М-р Лояль: Вот и страдай!
Ковьель: За что?
М-р Лояль: За надо! Иди вперед!

Уводит Ковьеля.

Явление третье

Ковьель, Король, майор Лояль.
Кабинет в министерстве. За столом сидит Король, разбирает груду бумаг. Раздается зловещий бой часов. Майор Лояль пинками загоняет Ковьеля в кабинет. Кукушка в часах издевательски кукует.

М-р Лояль: Сир! Слуга Журдена доставлен! (дает Ковьелю подзатыльник)
Король: Тре бьен! Прекрасно!
М-р Лояль: У, преступник! Стой смирно! (подзатыльник)

Король прекращает перебирать разбросанные по столешнице бумаги, поднимается и выходит из-за стола. Ковьель падает на колени.
 
Ковьель: Ваше Величество! Благодарю Бога, что позволил мне перед смертью лицезреть вас, моего дорогого короля!
Король: Вы собрались умирать? Вы больны, мон шер?
Ковьель: Да, Ваше Величество! Смертельно болен!

Король отходит от Ковьеля.

Король: Заразная болезнь?
Ковьель: Очень заразная, ваше Величество! Я болен неудачной жизнью! Вот – арестован. Закончу дни свои в тюрьме и там умру.
Король: Пока не умирайте. Болейте дальше. Я вас позвал….
Ковьель: Позвали?
Король: Ну, да. Король может позвать своего подданного?
Ковьель: Конечно, может. Чтоб потом казнить! Ах, я несчастный!
Король (м-ру Лоялю): Что с ним? Он не в духе?
М-р Лояль: Он дурак, сир!
Король: Это хорошо. (Ковьелю) Встаньте!
М-р Лояль: Встать!
Ковьель: Не встану!
Король: Вам так удобно?
Ковьель: Да!
Король: Ну, хорошо. Стойте, коль вам удобно и если это обострит ваше внимание. Я вас позвал, мон ами, чтоб вы мне помогли разобраться с делами вашего бывшего хозяина, который сбежал в Англию, не предупредив меня и оставив все в полнейшем беспорядке. Что вы на это скажете?
М-р Лояль: Отвечай, скотина!
Ковьель: Свинья он, Ваше Величество!
Король (м-ру Лоялю): Очень тонкое замечание!
М-р Лояль: Так точно, сир! Глас народа!
Король (Ковьелю): Вот я и хочу, мон шер, поручить вам навести надлежащий порядок в делах министерства. Сможете?
Ковьель: Это дело не сложное. Да кто, Ваше Величество, со мной, ничтожным, разговаривать будет?
Король: С сегодняшнего дня вы маркиз, Ковьель!
Ковьель: Я?!!
Король: Поздравляю вас!
М-р Лояль: Поздравляю маркизом, де Ковьель!
Король: И исполняющим обязанности министра!
Ковьель: Я?!!
М-р Лояль: Он?!
Король (м-ру Лоялю): Он. (Ковьелю) Вы!
Ковьель: Мне можно встать с колен?
Король: Вставайте!
Ковьель: Как приятно, Ваше Величество…
Король: Ах, не благодарите меня! Не надо!
Ковьель: …подняться с колен! (м-ру Лоялю) Что вы на меня так таращитесь, майор Лояль? Зачем щеки надули?
М-р Лояль (громким шепотом): Благодарите, идиот!
Ковьель: Идите вы в жопу, майор! За что вас благодарить?
М-р Лояль (громким шепотом): Короля!
Ковьель: Ах, да! (падает на колени и протягивает руки) Ваше Величество! Сир! Дорогой мой! Любимый король!

Ковьель подползает к Королю на карачках, обнимает его ноги.

Король: Ну что вы, что вы! Не стоит! Встаньте, маркиз!
Ковьель: Не встану, Ваше Величество! Не смею….
Король: Встаньте!
Ковьель: Не смею, Ваше Величество, в таком виде стоять перед вами не на коленях!
Король: В каком виде? Отцепитесь!
Ковьель: В непотребном виде! У меня нет денег, Ваше Величество! Не на что купить приличную одежду! Мне нужен камзол! Два! Лучше, больше! Дайте денег, сир!
Король (м-ру Лоялю): Лояль, дайте ему денег!
М-р Лояль: Слушаюсь, сир!
Король: Ну, все! Отпускайте!
Ковьель: А где мне жить?
Король: Заберите особняк Журдена!
Ковьель: Благодарю вас, Ваше Величество!! Позвольте ручки облобызать!!
Король: Примите ванну. Переоденьтесь. Потом целовать будете!

Король освобождается, идет к выходу.

Ковьель: Уходите, Ваше Величество?! На кого вы меня оставляете?!
Король: На майора Лояля. Прощайте маркиз! Встаньте с колен, займитесь делами!

Король уходит.

Явление третье

Ковьель и майор Лояль.

М-р Лояль: Пока, Ковьель!

Ковьель вскакивает с колен.

Ковьель: Маркиз де Ковьель!!
М-р Лояль: Ну, да. Что ж, вот такие круассаны! Я пойду.
Ковьель: Майор!
М-р Лояль: Господин майор!!!
Ковьель: Что?!
М-р Лояль: Ах, да! Обращайтесь ко мне запросто: дружище или Лояль.
Ковьель: Дружище, куда вы собрались?
М-р Лояль: В тюрьму, посчитать заключенных. Допросы допросить. Доносы почитать.
Ковьель: Дружище! Деньги!
М-р Лояль: Где?!
Ковьель: Король приказал вам выдать мне деньги!
М-р Лояль: Ах, это! Ну, приказал. И что?
Ковьель: Хочу их получить! Извольте дать!
М-р Лояль: Денег у меня нет. Могу дать только по наглой роже!
Ковьель: Что?!! Как нет?!!
М-р Лояль: Откуда им взяться?! Король мне ничего не платит!!
Ковьель: Вы взятки берете!!
М-р Лояль: Так и вы берите! Кто вам мешает?!
Ковьель: Понятно. Подойдем к решению вопроса с другого бока.
М-р Лояль: Не задавайте себе вопросов! Работайте, маркиз! К сожалению, вынужден вас покинуть! (направляется к выходу)
Ковьель: Давно ли по вашему ведомству, майор, проводилась проверка?
М-р Лояль: Вы о чем?
Ковьель: Может, сегодня и приступим?
М-р Лояль: Зачем?
Ковьель: Чтоб вскрыть недостатки, нарушения, хищения!
М-р Лояль: Зачем так утруждать себя?
Ковьель: Надо навести порядок!
М-р Лояль: Кому он нужен?!
Ковьель: Мне и королю!
М-р Лояль: Убедительно…. Вот, сто ливров. На камзол хватит.

Майор Лояль протягивает деньги, Ковьель берет, взвешивает в руке.

Ковьель: Здесь мало! С вас тысяча экю!
М-р Лояль: Я не ослышался?!
Ковьель: Нет, нет! Вы не ослышались! Две тысячи экю!
М-р Лояль: Вы деловой человек, как вижу. Потрясен! Какая хватка! Далеко пойдете! Что ж, с радостью я соглашаюсь на озвученную вами сумму. Вот ваша тысяча экю! Грабеж, однако!
Ковьель (укоризненно): Дружище!
М-р Лояль (укоризненно): Маркиз!
Ковьель: Я вспомнил, что я добрый! Спасибо! (забирает деньги)
М-р Лояль: Не подавитесь!
Ковьель: Фи! Вы так грубы, Лояль!
М-р Лояль: Не обижайтесь! Негативное влияние службы, понимаете ли. С такими личностями приходиться работать! Поневоле нахватаешься всего и огрубеешь.
Ковьель: Что вы, что вы! Я не в обиде!
М-р Лояль: Не сомневаюсь!
Ковьель: Идите, дружище! Служите королю!

Майор Лояль идет к выходу.

Ковьель: Постойте!

Майор Лояль останавливается, Ковьель подбегает и дает ему пинка.

Ковьель: Теперь идите. На лестнице не споткнитесь!
М-р Лояль (разворачивается лицом к Ковьелю, кланяется): Постараюсь.
Ковьель: А то переломаете руки и ноги, друг мой!
М-р Лояль (пятится и кланяется): Я за перила буду держаться!
Ковьель: Не сломайте перила!
М-р Лояль (пятится и кланяется): Не сломаю! Позвольте уйти?
Ковьель: Давно пора! А ну – бегом на службу!! Быстро!!

Майор Лояль убегает.

Явление четвертое

Ковьель.
Ковьель истерически хохочет, потом хватается за голову, ходит по кабинету.

Ковьель: Что со мною происходит? Ничего не понимаю своим умом! Мне дурно и страшно! Меня всего тошнит…. Что это со мной? Голова какая-то пустая. Гудит…. Ноги трясутся, подгибаются. Неприятно!

Раздается зловещий бой часов. Ковьель вздрагивает, падает, теряет сознание, лежит. Кукушка в часах начинает скрипуче хихикать, потом насмешливо кукует. Ковьель начинает ворочаться, поднимается на ноги.

Ковьель: Где я? На работе у хозяина…. Присяду в кресло, пока его нет.

Садится за стол.

Ковьель: Что произошло?.. Что-то произошло. Как понять, что произошло?.. Был этот, как его? Майор Лояль!! Эта сволочь дураком меня обозвал! Хам! Мент поганый!.. Надо выпить! Добрый глоток неплохого вина, не посчитаю это за рекламу, вернет меня к жизни! Где хозяин тут прячет бутылку?

Ищет в столе, находит.

Ковьель: Сделаю глоток, не заметит. (пьет)  Однако, прекрасное вино! (допивает бутылку) Скажу, что испарилось, пока он был в Лондоне!.. Это вино надо пить медленно – оно слишком быстро заканчивается…. Коли нет ни гроша, надо пить не спеша! Мудрое изречение! Мое. Надо записать.

Пишет на бумаге. Вдруг бросает перо, вскакивает.

Ковьель: Черт подери! Здесь был король! Я же его видел! Что-то он мне плел про маркиза и министра?! И про деньги! Где деньги?! (ощупывает карман) Здесь! Много! Какое счастье! Можно уезжать! В Англию или Россию? Все-таки в Россию! Там жизнь приятней, дешевле, женщины милей, и вельможи добрей! (оглядывается) Что взять на память? О! Бюст короля! Бронзовый! В России сдам в металлолом!

Пытается поднять бюст с постамента.

Ковьель: Тяжелый!.. Возьму канделябр! Он легче!

Забирает канделябр, идет к выходу.

Явление пятое

Ковьель и Доримена.
Входит Доримена.

Доримена: Ах! Мой дорогой Ковьель! Прошу прощения – маркиз де Ковьель! Как я вижу, вы уже занялись перестановкой мебели? Обживаетесь?
Ковьель: Я… м-м… да….
Доримена: Зачем вы мучаетесь? Зачем вам самому делать перестановку?! Для этого есть слуги!
Ковьель: Ну, да….
Доримена: Позвать слугу? У меня он расторопный.
Ковьель: Не надо!
Доримена: Поставьте канделябр! Зачем себя так утруждаете, маркиз?!
Ковьель: Хорошо. Куда прикажете поставить?
Доримена: Как мило! «Куда прикажете…». Да разве я смею вам приказывать?!

Ковьель молчит.

Доримена (грубо): Поставьте на пол!

Ковьель ставит канделябр на пол,  молчит. Доримена нервно играет веером.

Доримена: Я отвлекаю вас от важных государственных дел?
Ковьель: Да.
Доримена: Наверное, обдумываете совершить нечто грандиозное, великое?
Ковьель: Ну, да….
Доримена: Что вы задумали? Поделитесь со мной по нашей старой дружбе. Я хочу вами восхищаться!
Ковьель: Э? Мы друзья?
Доримена: Конечно друзья! Если, конечно, вы не претендуете на что-то большее.

Ковьель отходит от Доримены.

Ковьель: Я ни на что не претендую!
Доримена: Жаль. Так что вы задумали на новом поприще? Ну-ка, расскажите своей милой Доримене!
Ковьель: Милой?
Доримена: Не будьте букой!
Ковьель: Госпожа Доримена…. 
Доримена: Просто Доримена! К чему нам высокие отношения? Пусть будут низкими! Будьте проще и, я потянусь к вам! Хотите я буду звать вас – кролик? А вы меня – просто Доримена? И, перейдем на «ты»!
Ковьель: Просто Доримена, не пойму, что вы от меня хотите?!
Доримена: Господи! Как я обожаю этого мужчину! Такая непосредственность! Дай, я тебя поцелую смачно!
Ковьель: Не надо!!
Доримена: Кролик?! Ты не видишь, как трепещет моя плоть?!
Ковьель: Нет.
Доримена: Странно…. Дотронься до моей плоти, соблазнитель!
Ковьель: Что вы хотите от меня?!
Доримена (спокойно): Ничего…. Налей мне вина.
Ковьель: Вина нет. Господин Журден все выпил до нас.
Доримена (оживляясь): Ага! Послать за вином? Ты какое предпочитаешь?
Ковьель: Любое предпочитаю.
Доримена: Славно! (подмигивает Ковьелю) Марфуриус!
Ковьель: Кого вы зовете?!
Доримена: Своего слугу.
Ковьель: Не надо!
Доримена: Нам нужно выпить вина!!!
Ковьель: Мне нужно уйти!
Доримена: Куда?!!
Ковьель: Купить приличные вещи: камзол, панталоны….
Доримена: Все уже здесь!
Ковьель: Что здесь?
Доримена: Мой кролик! Всю одежду Журдена я привезла сюда в карете, когда узнала, что его особняк король пожаловал тебе! Из него все уже растащили, но гардероб я спасла!
Ковьель: Гардероб господина Журдена?
Доримена: У вас с Журденом почти одинаковый размер! Тебе все должно подойти!
Ковьель: Мне?!
Доримена: Марфуриус!!! Тащи одежду из кареты!!!

Голос Марфуриуса: «Всю?!!»

Доримена: Всю!!!

Голос Марфуриуса: «Не могу!! Тяжело!!»

Доримена: Он не может! Какой бестолковый слуга!
Ковьель: Я помогу ему!
Доримена: Зачем себя утруж…. (смотрит на Ковьеля) А, впрочем! Иди в карету, выбери себе там что ни будь из приличного и там же переоденься. Я жду!
Ковьель: Но, Доримена!..
Доримена: Переоденься! В любой момент могут придти просители, а ты в таком лакейском виде! Что скажут королю?!
Ковьель: Иду.

Ковьель уходит.

Явление шестое

Доримена.
Доримена подходит к двери, внимательно слушает. Успокоившись, идет к столу и начинает перебирать разбросанные по столу документы.

Доримена: Очень интересно! Это может потеряться, а я найду! За вознаграждение!

Прячет документ, перебирает дальше.

Доримена: У ти какой круассанчик! Утвержденная королем сделка! Ого, какая сумма!!! Попрошу,… как это назвать поделикатнее?.. Назовем – откат. Процентов так двадцать-тридцать! Может побольше?.. Как бы ни продешевить по своей скромности!.. Откат, однако, звучит благороднее, чем вымогательство!.. Да!

Прячет документ, перебирает дальше.

Доримена: И эта пойдет в дело! (прячет) Ах, как это трудно – помогать людям!.. А чтоб они были благодарными, их еще надо заставить быть благодарными. Адский труд!.. Оценить некому, да и не надо…. (перебирает бумаги) Так, это ерунда. Это мелочь…. Думаю, на сегодня хватит! Надо соблюдать умеренность в мужчинах и праведных делах…. Как я устала!

Наводит порядок на столе, складывает документы в одну аккуратную стопку.

Доримена: Еще надо ликвидировать улики.

Доримена идет к шкафу и начинает вынимать из ящика предметы женского туалета.

Доримена: Так, это мое. Мое. Тоже мое. (достает гигантский лифчик) Это чье?!! Эльмира дорогу мне перебегала?! То-то я смотрю – домик в пригороде купила! Ах, сучка! Ну, я тебе!.. (достает мужские трусы) А это чье?!!!

Явление седьмое

Доримена, Ковьель, слуга Марфуриус.
Входит переодетый Ковьель с узлами в руках. За ним Марфуриус тащит еще узлы и баулы. Ковьель роняет свою ношу.

Ковьель: Мои труселя?!!
Доримена: Твои?!! В коллекции Журдена?!! И ты с ним спал?!
Ковьель: Случайно!!
Доримена: О, содомит!
Ковьель: Нет, я не содомит! Один раз по пьяни! Один раз не считается!!
Доримена: Я о Журдене!
Ковьель: А, о Журдене?! Да, он – содомит!
Доримена: Изменник! Он соблазнил меня! И изменял… (смотрит на Ковьеля) с Эльмирой! С этой жирной шлюхой из цирка, которой пугают там слонов! Вот доказательство!

Доримена достает из ящика гигантский лифчик.

Марфуриус: Какая прелесть! Баулы можно положить?
Доримена: Держи баулы! Потом положишь! (Ковьелю) Изменнику я тоже изменю! Готов ли ты Ковьель, мой добрый кролик?!
Ковьель: Готов! А что делать надо?
Доримена: За этой дверью кабинет услад Журдена! Мы там уединимся. Марфуриус на страже встанет.
Марфуриус: Мне можно вещи положить?!
Доримена: Нельзя!! (Ковьелю) Идем!
Ковьель: Куда?!
Доримена: Изменой заниматься!
Ковьель: По-настоящему?!!
Доримена: Ты знаешь, как это сделать по-другому?
Ковьель: Но мне нельзя!.. Нельзя!.. Я не могу!.. Я… это… импотент!

Доримена внимательно смотрит на Ковьеля.

Доримена: Вижу, вижу. Так все-таки, ты – гей!
Ковьель: Ну… не совсем!
Доримена: Что за мода пошла в нашем государстве?! Какое-то уродское перераспределение моральных ценностей! Насильники скоро будут в цене! Если на мужчин не переориентируются…. (Ковьелю) Не тушуйся, Ковьель, я тебя не осуждаю. Что поделать - такие времена, такие нравы. Не хочется, но будешь толерантной!
Марфуриус: С вещами что делать?!
Доримена: Брось на пол!!

Марфуриус облегченно бросает вещи на пол.

Доримена: Совсем замучила слугу, а он мужчина. Надо беречь. (Ковьелю) Я ухожу!
Ковьель: Вас проводить?
Доримена: Не надо!
Ковьель: Прощайте, госпожа Доримена!
Доримена: Прощай противный! Тьфу!

Доримена и Марфуриус уходят.

Явление восьмое

Ковьель.

Ковьель: Какая женщина!.. А я маркиз и гей! Досада! Вот подсуропил мне Журден!

Ковьель подходит к узлам и баулам, начинает разбирать вещи.

Ковьель: Как счастье мужское было близко! Она могла бы стать моей!.. Я мог жениться!.. Теперь нельзя…. Стоп!! И как теперь я буду размножаться?!

Бросает вещи, ходит по кабинету.

Ковьель: У меня не будет детей и внуков? Кто в старости моей мне поднесет стакан воды, когда беспомощный лежать я буду на постели?.. Нет!!!

Решительно подходит к баулу, заканчивает отбор вещей.

Ковьель: В Россию! Там спасенье! Там разрешено любить, как положено: по законам Бога и природы!

Закрывает баул, взвешивает в руке.

Ковьель: Это будет полегче, чем канделябр и подороже! Как хорошо, что Доримена все это привезла! Одет, обут и есть излишки. Ах, Доримена! Несчастная птичка Парижа! Как ты будешь выживать в этом городе без меня? Увижу ли тебя снова? (направляется к выходу) Вперед! К русским красавицам и новым карьерам! Да здравствует Россия, русский царь и русский природный мужик, каковым я и стану!.. Долой застойную Европу в толерантность!

Явление девятое

Ковьель, Оргон и Пернель.
Входят Оргон и Пернель.

Оргон: Господин министр!
Пернель: Маркиз де Ковьель!!

Ковьель прячет баул.

Ковьель: Здравствуйте….
Пернель: Поздравляю вас, милейший маркиз, с назначением!

Пернель пытается поймать руку Ковьеля для поцелуя.

Оргон: Я тоже! Наконец-то король доказал свою толерантность!..

Оргон отталкивает Пернеля, хватает руку Ковьеля, трясет.

Оргон: ...назначив на высокий пост гея!
Ковьель: Откуда вы знаете?!!

Пернель пытается прорваться из-за спины Оргона.

Пернель: Париж будоражит от этой новости! Все знают об этом событии!

Оргон энергично трясет руку Ковьеля.

Оргон: Оппозиция ликует!

Ковьель вырывает руку.

Ковьель: Из-за чего тут ликовать?

Пернель пытается поймать руку Ковьеля для поцелуя.

Пернель: В стране свершились демократические преобразования!

Оргон отталкивает Пернеля.

Оргон: И вы тому доказательством!
Пернель: Какой радостный день! Теперь все изменится!
Ковьель: Чему тут радоваться?

Оргон ловит руку Ковьеля, крепко и гордо жмет ее.

Оргон: Теперь вы лидер оппозиции! Наконец-то мы – сила!

Ковьель вырывает руку, Пернель пытается ее поймать – целует руку Оргона.

Пернель: Благодаря вам мы окрепли и стали несокрушимыми! Мы вас поддерживаем, вы нас ведете к окончательной победе демократии и либерализма в отдельно взятой стране!

Оргон пинает Пернеля.

Оргон: Мы готовы занять высокие должности не только в вашем министерстве, но и в правительстве!
Пернель (обиженно): Чтобы укрепить ваш тыл, маркиз!

Оргон пытается, не глядя лягнуть Пернеля.

Оргон: С нами вы станете могущественным министром! Может быть, даже главой государства!

Ковьель вырывает руку и отходит.

Ковьель: А как же король?!
Оргон: Короля в Бастилию! Хватит терпеть покровителя партии жуликов и воров!
Пернель: Не надо так радикально! Наш король станет конституционным монархом, а вся власть сосредоточится в руках парламента!
Оргон: Или так! Но посадим и повесим!
Ковьель: Это обязательно?

Ковьель начинает убирать узлы и баулы в шкаф. Пернель и Оргон помогают ему.

Оргон: Конечно! Иначе преступники опять вернутся во власть!

Оргон вручает баул Пернелю.

Пернель: Это крайняя мера. Достаточно будет отнять и перераспределить преступно нажитое между честными буржуа!

Пернель относит баул в шкаф.

Ковьель: А что народу?

Оргон забирает узел у Ковьеля, передает Пернелю.

Оргон: Народ пусть радуется справедливости!

Пернель относит узел.

Пернель: Народ будет счастлив, когда получит либерально-демократический государственный строй!
Ковьель: И вы осчастливите народ, получив государственные должности?
Оргон: Несомненно!

Оргон всучивает Пернелю охапку одежды.

Пернель: Мы будем думать о народе!

Пернель роняет вещи перед шкафом.

Ковьель: Но…. Это большая ответственность. Вы справитесь?
Оргон: Конечно, справимся! Что тут сложного?

Пернель укладывает вещи в шкаф.

Пернель: Мы являемся гарантами преобразований! Главное: у нас правильные политические убеждения, мы истинные демократы, мы толерантны!
Ковьель: Толерантны – убедительно звучит. Господа, вы геи?

Пернель закрывает шкаф.

Пернель: Да–да!
Оргон: Если вы настаиваете, то – да!
Ковьель: Народ вас поддержит?
Пернель (отряхивает руки платком): Народ пока не толерантен. Надо его просвещать и воспитывать.
Оргон: К черту народ! Нас поддерживает буржуазия!
Ковьель: Сомневаюсь я….
Оргон: Отриньте сомнения!
Пернель: Они не нужны!
Ковьель: …что вы толерантны.
Оргон: Куда уж толерантней – геи мы!
Пернель: Не сомневайтесь, маркиз!
Оргон: Вам доказательства нужны?!

Оргон хватает Пернеля и начинает его целовать. Пернель машет платком в руке.

Оргон: Видите!

Продолжает целовать Пернеля.

Оргон: Вот вам! (целует) Вот вам! (целует) Еще?
Пернель: Не хватай меня за грудь! Я не женщина!
Оргон: Извини! Увлекся! (Ковьелю) Вы удовлетворены, мсье?
Ковьель: Нет.
Оргон: Продолжим!

Пытается поцеловать Пернеля. Пернель вытирает платком губы.

Пернель: Ты сегодня зубы чистил?!
Оргон: Не задавай идиотских вопросов, целуйся!
Пернель: Не чистил! Ты меня не любишь! От тебя вчерашним перегаром разит!
Оргон: Молчал бы!
Пернель: Ты не брит! Щетина колется!
Оргон: Ну, ты противный!
Пернель: Ты сам противный!
Ковьель: Верю! Теперь раздевайтесь!
Пернель: Раздеваться?
Ковьель: Стесняетесь? Идите в комнату для уединений! Туда! (показывает)
Оргон: Идем!
Пернель: Не могу!!
Ковьель: Это еще что за каприз?!
Пернель: У меня… трагические дни!
Оргон: Какие?!
Ковьель: Трагические!

Явление десятое

Те же и госпожа Тартюфель с Ассистентом.
Входит госпожа Тартюфель, Ассистент несет саквояж.

Г-жа Тартюфель: Дорогой Ковьель! Как я рада, как я рада!
Ассистент: Мы рады очень! Поздравляем!
Г-жа Тартюфель: Господин Ковьель, вы великий человек!
Ассистент: Величествин… свин… свинший из людей!
Ковьель: Ах, дорогая госпожа Тартюфель! И я вам сердечно рад!
Г-жа Тартюфель: Как ваш стул?
Ковьель: Какой стул? Вы о чем?
Г-жа Тартюфель: Вы выполняете последние рекомендации?
Ковьель: Ах, рекомендации? К сожалению пока нечем.
Г-жа Тартюфель: Вы плохой пациент!
Ассистент: Надо стараться, господин Ковьель!
Пернель: Как вы смеете так обращаться к этому достойному человеку?! Это маркиз            де Ковьель!!
Оргон: Это господин министр!!
Ассистент: Тетушка, как обращаться?
Ковьель: Дорогие мои эскулапы, для вас я просто Ковьель.
Г-жа Тартюфель: Какой вы милый!
Пернель (Оргону): Везунчики!
Оргон (Пернелю): Подхалимы!
Г-жа Тартюфель: Любезный Ковьель, мы беспокоимся о вашем здоровье!
Ассистент: Очень беспокоимся!
Оргон, Пернель (хором): Мы тоже!!
Г-жа Тартюфель: Это тоже ваши консультанты?
Ковьель: Нет, это господа гомосексуалисты. Они по другому вопросу.
Г-жа Тартюфель (Оргону и Пернелю): Господа, довожу до вашего сведения, что я, в высшей степени, толерантная дама и проктолог!
Оргон: Вы из оппозиции?
Г-жа Тартюфель: Нет. Мне и так хорошо! (Ковьелю) Что вас сейчас беспокоит?
Ковьель: Ничего. Кушать хочется (трет живот).
Г-жа Тартюфель: Хороший симптом! Но ваш желудок все равно меня беспокоит! Что с ним?
Ковьель: А что с ним?
Пернель: Господин маркиз, я закажу вам обед!
Оргон: А я принесу его сюда!
Пернель: Кто заказывает, тот и приносит!
Оргон: Уточняй меню, а я побежал к поварам!

Оргон убегает.

Пернель: Маркиз! Ведь это моя идея!
Ковьель: Хорошая идея.
Пернель: Что вам заказать?!
Ковьель: Все!
Пернель: Исполню! Вы запомните, пожалуйста, что право интеллектуальной собственности на эту идею принадлежит мне!
Ковьель: Хорошо.
Пернель: Да здравствует конституционная монархия!!
Ковьель: Очень хорошо!

Пернель убегает.

Явление десятое

Ковьель, госпожа Тартюфель, Ассистент.

Г-жа Тартюфель: Нас прервали. Так что с вашим желудком?
Ковьель: Что?
Г-жа Тартюфель: Вас не пучит? Не идет ли в желудке процесс газообразования?
Ковьель: Наверное, идет. Вот - сейчас он урчит!
Г-жа Тартюфель (Ассистенту): Что скажешь?
Ассистент: Ярко выраженная дисфункция желудка и пищеварительного тракта, спазматическое ущемление прямой кишки в районе анального отверстия. Дискомфортное состояние всего организма!
Г-жа Тартюфель: Очень профессиональное суждение!
Ассистент: Правда?!
Г-жа Тартюфель: Растешь, мой мальчик!
Ковьель: Я не умру?
Г-жа Тартюфель, Ассистент (хором): Мы не позволим!!
Ковьель: Спасибо!
Г-жа Тартюфель: Вы хорошо усвоили предыдущие упражнения?
Ковьель: Очень хорошо!
Г-жа Тартюфель: Продолжим! Ассистент!
Ассистент: Прием пищи, особенно состоящей из бобовых, капусты, яблок, зелени, жирного мяса, пива и много чего другого, приводят к бурному образованию газов в организме и, следственно, к приведению оного организма в дискомфортное состояние!
Г-жа Тартюфель: Вот именно! Когда вас пучит, Ковьель, что вы делаете?!!
Ковьель: Ничего!!
Г-жа Тартюфель: Но если вас сильно пучит?!!!
Ковьель: Терплю!!
Г-жа Тартюфель: Ага! Но вы же страдаете?!!!
Ковьель: Не спорю. Иногда места себе не находишь – не знаешь что и делать! Только и думаешь, как выскочить на улицу ненадолго. Ужасная ситуация!
Г-жа Тартюфель: Так! И какой вы видите выход?
Ковьель: Ничего не кушать?
Г-жа Тартюфель: Умрете с голоду!
Ковьель: Я не хочу умирать с голоду!
Г-жа Тартюфель: Я не позволю этому случиться. Вы будете кушать все, что вашей душе будет угодно.
Ковьель: Это возможно?
Г-жа Тартюфель: Для вас – да!
Ковьель:  Вы меня спасли!
Г-жа Тартюфель: Несомненно!
Ковьель: Я весь внимание! Какие упражнения вы мне назначите?
Г-жа Тартюфель: Простые. В данной ситуации - пукать!
Ковьель: Пукать?!
Г-жа Тартюфель: Не сдерживая себя! Свободно и смело! Запомните, это говорю вам я - дипломированный доктор! Вам разрешается пукать!
Ассистент: В цивилизованном обществе это норма!
Ковьель:  Это норма?
Г-жа Тартюфель: Совершенно верно! (пукает мелодично) Норма!
Ассистент (пукает громко): Не сомневайтесь! Это норма!
Ковьель: Как здорово! (пукает облегченно) Жизнь не так уж и плоха! А это норма на все страны распространяется?
Г-жа Тартюфель: Не на все.
Ковьель: А на Россию?
Г-жа Тартюфель: Только на цивилизованные страны!
Ковьель: Значит в Англии нельзя….
Ассистент: А еще очень полезна поза льва с высунутым языком! Дышать нужно вот так!

Ассистент принимает позу и часто дышит, высунув язык.

Ковьель: Я заплачу только за первую консультацию!
Г-жа Тартюфель (Ассистенту): Прекрати эту малаховщину! (Ковьелю) Простите, маркиз! Мой племянник увлекся русской йогой. Иногда его заносит. Простите.
Ковьель: Прощаю. Сколько я должен?
Г-жа Тартюфель: Расценки я не повышаю. По старому тарифу с вас сто ливров.
Ковьель (укоризненно): Госпожа Тартюфель!
Г-жа Тартюфель (укоризненно): Маркиз де Ковьель!
Ковьель (обреченно): Да, я помню, что я добрый.

Отдает госпоже Тартюфель деньги.

Г-жа Тартюфель: Спасибо! (Ассистенту) Благодари господина министра!
Ассистент: Позвольте облобызать вашу ручку?
Ковьель: Помойся. Потом целовать будешь,
Г-жа Тартюфель (Ассистенту): Ты слышал? Бегом исполнять пожелание господина министра!

Ассистент убегает.

Г-жа Тартюфель: Мой дорогой Ковьель, спасибо и будьте здоровы! До скорой встречи!
Ковьель: Но почему так дорого?!
Г-жа Тартюфель: Расслабьтесь! И будьте в норме!

Госпожа Тартюфель уходит. Ковьель забирает спрятанный баул.

Ковьель: В норме…. Зачем деньги отдал? Надо было отдать ей панталоны Журдена!…. Я действительно дурак – перед отъездом швыряюсь деньгами!

Явление одиннадцатое

Ковьель и Король.
Входит Король. Ковьель от неожиданности пукает и роняет баул.

Король: Что такое?!
Ковьель: Это норма, ваше Величество!
Король: Фу! Вы где находитесь?!
Ковьель: В цивилизованной стране.
Король: Где?!!
Ковьель: В цивилизованной... В Англии нельзя, а у нас можно. И доктора рекомендуют….
Король: Хорошо! Делайте! В мое отсутствие! Моя толерантность не переносит этого запаха!
Ковьель: Я открою окно, Ваше Величество!
Король: Не надо! Боюсь сквозняков!
Ковьель: Слушаюсь, Ваше Величество!

Король садится за стол, смотрит на аккуратную стопку документов.

Король: Вижу, что вы потрудились? Навели порядок? Какой же вы молодец!
Ковьель: Рад стараться, Ваше Величество!
Король: Ну, и как вы оцениваете положение в стране, мон ами?
Ковьель: Очень хорошо оцениваю, Ваше Величество!
Король: Почему так?
Ковьель: Все богатеют, Ваше Величество!
Король: У нас же экономический кризис?!
Ковьель: Так богатеют же, Ваше Величество!
Король: И как же это у них получается?
Ковьель: Все просто, Ваше Величество! Взятки берут!
Король: У кого?!
Ковьель: У народа!
Король: А народ где деньги берет?
Ковьель: Не знаю! Взяток народу не дают! Над этим надо работать!
Король: Вы меня запутали! Что у нас с экономикой?!!
Ковьель: Экономика на месте!
Король: Где?!!
Ковьель: Там!
Король: И что с ней?!
Ковьель: Стоит!
Король: Что, стоит?!
Ковьель: Ждет приказаний.
Король: Чьих?!!
Ковьель: Ваших.
Король: Моих?!
Ковьель: А что, кто-то еще, кроме вас, может приказывать в этой стране?
Король: Вы к чему клоните?!!!
Ковьель: К конституционной монархии!
Король: Вы кто, Ковьель?!!
Ковьель: Гомосексуалист?
Король: Вы еще и?!..
Ковьель: Приходится. Куда деваться?

Король внимательно смотрит на Ковьеля.

Король: Да…. Экономику нам не поднять….

Король поднимается с кресла.

Король: Знаете что, Ковьель?
Ковьель: Я весь внимание, Ваше Величество!
Король: Прикажите майору Лоялю….
Ковьель: Что, Ваше Величество?
Король: Арестовать вас!! И посадить в Бастилию по самое не хочу!!!

Ковьель испуганно поднимает баул, прижимает его к груди.

Ковьель: Мой король? Меня?!!.. Будьте толерантны!!
Король: Какая к черту толерантность?! Вы хоть знаете, что такое эта модная толерантность?!!
Ковьель: Не знаю!.. Тогда взываю к вашему милосердию!!
Король: Нет милосердия во мне!!
Ковьель: Но почему?
Король: Толерантность выела!!!

Явление двенадцатое

Те же, Оргон и Пернель.
В дверь, аккуратно придерживая ее локтями и телами, с подносами в руках протискиваются Оргон и Пернель.

Пернель: Маркиз де Ковьель, это мы!
Оргон: Обед, господин министр!

Увидев короля, Оргон и Пернель замирают в замешательстве.

Пернель: Ваше Величество?
Оргон: Сир?!
Король: Что у вас?
Оргон: Обед.
Пернель: Кушать подано, Ваше….
Король: Ну и что стоите? Несите сюда! Буду обедать.

Король усаживается за стол. Пернель и Оргон сервируют стол. Оргон туго повязывает Королю салфетку. Король расслабляет на шее салфетку и строго смотрит на Оргона.

Пернель: Приятного аппетита, Ваше Величество!
Король: Мерси!

Король начинает кушать. Оргон открывает бутылку, наливает вино.

Оргон: Вино, сир!

Король берет бокал, смотрит вино на просвет.

Король: Отравлено?
Оргон: Нет!
Король: Пейте!
Оргон: Мне, видному оппозиционеру, пить вино из рук короля?!! Ни за что!!
Король: Хорошо. Пусть выпьет Ковьель. Я жду.

Ковьель осторожно подходит к столу, смотрит на Оргона.

Ковьель: Пить?
Оргон: Пей!
Ковьель: Ваше Величество! Доктора рекомендуют перед обедом принимать позу льва! Надо делать вот так!

Ковьель принимает позу, высовывает язык, часто дышит.

Король: Что это такое?!!
Ковьель: Русская йога… малаховщина….
Пернель: Да вы, батенька, славянофил! В наше время это не модно!
Король: Вы будете пить, мон шер ами?!!
Ковьель: Да!!

Ковьель берет бокал, делает глоток.

Король: Ну?!

Ковьель чмокает губами.

Король: Ну что?!
Ковьель: Сейчас!

Ковьель делает большой глоток, закатывает глаза.

Ковьель: Да!!
Оргон: Не верьте ему, сир! Он врет!
Пернель: Если что, Ваше Величество, вино принес Оргон!
Оргон: Это ты поставил бутылку на мой поднос!!
Пернель: Ваше Величество!! Я расскажу вам об этом ультралевом оппозиционере все!!
Оргон: Молчи, предатель! Да пусть тебя постигнет суровая кара трудовой буржуазии!!

Ковьель допивает вино, стонет.

Король: Помираете, Ковьель?
Ковьель: Нет, мой король.
Король: Почему стонете?
Ковьель: Прекрасное вино, Ваше Величество! Наслаждаюсь! В Бастилии такого не дадут!
Король: В Бастилии дают вино?
Оргон: Я там сидел. Не дают.
Пернель: За деньги приносят. Главное – не ссорится с майором Лоялем. Тогда можно там провести время вполне комфортно! Я тоже сидел, знаю.
Король (смотрит на Ковьеля): Ах, да! Совсем забыл, что вас надо посадить в Бастилию!

Пернель падает на колени.

Пернель: Пощадите, Ваше Величество! Я выхожу из рядов оппозиции! Хватит – нагулялся по бульварам!
Оргон: Требую открытого суда присяжных и присутствия прессы! Да здравствует учредительное собрание!
Пернель: Да здравствует неконституционная монархия!
Оргон: Долой тиранию!
Пернель: Слава деспоту!!
Король: Чего разорались? Не на майдане. Дайте спокойно пообедать!

Король кушает.

Король: А чего это вы тут делаете, а? Идите-ка вы все отсюда!
Пернель (приподнимаясь): Можно?
Король: Идите!

Оргон, Пернель и Ковьель направляются к выходу.

Король: Ковьель!

Ковьель останавливается и осторожно поворачивается к Королю.

Король: А вас я попрошу остаться!

Кукушка кукует на мотив песни «Не думай о секундах свысока…»
Оргон и Пернель уходят.

Явление тринадцатое

Ковьель и Король.

Король: Вина, Ковьель!

Ковьель наливает вино, Король пьет.

Король: Я понимаю, Ковьель…
Ковьель: Пожалейте меня, Ваше Величество!
Король: …что вы дурак. Такого же мнения и майор Лояль.
Ковьель: У него появилось свое мнение?
Король: Не понимаю другого? На службе у моего Величества любой дурак становится умным.
Ковьель: Ах, Ваше Величество! Будь вы королем России, вы бы решили одну из вечных проблем этой страны!
Король: Какую?
Ковьель: У них две беды: дураки и дороги. Если бы вы всех дураков взяли на государственную службу, то в России осталась бы одна проблема – дороги.
Король: Ну, дорогу любой дурак построит! Разве это проблема?
Ковьель: Когда дороги строят дураки – проблема становится вечной!
Король: Не пойму, Ковьель – кто вы такой?
Ковьель: Я? Быдло. Можно назвать анчоусом.
Король: Анчоусом?
Ковьель: Иногда нас так называют.
Король: Кого, вас?
Ковьель: Народ.
Король: Значит я король анчоусов?
Ковьель: Значит так.
Король: Печалька!
Ковьель: И не говорите, Ваше Величество!
Король: Что же мне с вами делать?
Ковьель: Если вы выбираете между казнью и Бастилией, то лучше отправить меня в Бастилию!
Король: Идите!
Ковьель: Куда?
Король: В Бастилию, коль так вам хочется.
Ковьель: Прощайте, Ваше Величество!
Король: Скажите майору Лоялю, чтоб камеру вам выбрал покомфортней. Передайте ему, что это моя личная просьба.
Ковьель: Благодарю вас, Ваше Величество!
Король: Не стоит благодарности. Ступайте!

Ковьель пятится к двери.

Ковьель: До свидания!
Король: Прощайте навсегда!
Ковьель: Да здравствует король!
Король: Мерси!
Ковьель: А может быть, Ваше Величество?..
Король: Иди в тюрьму!! Анчоус!!!
Ковьель: Приятного аппетита!
Король: Мерси вам сказано!! Мерси!!!

Ковьель скрывается за дверью.

Явление четырнадцатое

Ковьель, Пернель, Оргон.
Ковьель выходит из министерства, на выходе его ждут Пернель и Оргон.

Пернель: Король все гневается?
Ковьель: Да, не в духе.
Оргон: Буянит, мракобес?!
Ковьель: Тихо буянит, но ужасно.
Пернель: Я так и знал!
Оргон: Одним словом – деспот во всей красе и безобразии! Надо действовать! Жестко и решительно! Выводить народ на майдан!
Пернель (Оргону): Не торопись! Народу мало! (Ковьелю) Что он сказал? Какое принял решение?!
Ковьель: Посадить в Бастилию.
Пернель: Опять?!
Оргон: Мы не успели!!! (Пернелю) Это все ты сопли жевал, круассан горелый!!
Пернель (Оргону): Остынь! (Ковьелю) А если взмолить о пощаде?!!
Ковьель: Бесполезно. Я пытался.
Оргон: Ты настоящий камрад! Ты пытался!!

Оргон обнимает Ковьеля.

Оргон: Спасибо, соратник! Таких как ты, не хватает в нашей с Пернелем оппозиции!
Ковьель: Теперь я в оппозиции.
Пернель: Где арестовывать будут? На улице или дома? На чем повезут? На повозке или в карете?
Оргон: Какая тебе разница?! Верно, друг министр?!
Ковьель: Верно. Приказано самостоятельно явиться в Бастилию.
Пернель: Как это подло!
Ковьель: Согласен.
Оргон: Может, рвануть в бега?!
Ковьель: Это вариант!
Оргон: Куда бежать? В Англию к Журдену?
Ковьель: Англия? Не оптимальное решение.
Оргон: Куда бежать-то?!

Пернель отводит Оргона в сторону.

Пернель: Бежать нельзя! Так можно все растерять, что создано неимоверным трудом и страданиями! Забудут сразу! А свято место пусто не бывает – другие лидеры займут освободившуюся нишу и навяжутся толпе! Послушай меня – садиться надо!
Оргон: Чего уж тут мусолить эту тему – садиться надо, да! Идем соратник мой Пернель в застенки! Обретем статус мучеников за демократию и повысим свой рейтинг!
Пернель: Постой мой друг, не торопись! Сидеть надо! Но хотелось бы с комфортом.
Оргон: Какой в Бастилии комфорт?!
Пернель: Коль позаботимся сейчас, то будет!
Оргон: Это невозможно!
Пернель: Минуточку!

Пернель подходит к Ковьелю.

Пернель: Маркиз, скажите, возможно ли, коль добровольно сдаешься властям, получить в тюрьме сухую, просторную и светлую камеру с необходимым набором удобств?
Ковьель: Возможно.
Пернель (Оргону): Видишь? Всегда можно договориться! (Ковьелю) Придется расстаться с определенной суммой?
Ковьель: Придется, черт возьми, расстаться с тысячей экю!! Черт, черт, черт подери!!!
Пернель: Прошу вас, не кричите на нас! Мы все понимаем!
Оргон: Однако! Большая сумма!!
Ковьель: Конечно большая!! А куда деваться?!!

Пернель отводит Оргона в сторону.

Пернель: Для министра нормальная сумма! Она соответствует его положению! Скидываемся! Деньги давай!
Оргон: Денег нет!
Пернель: Мы на этой неделе разделили с тобой полученный грант! Где деньги? Пропил?!
Оргон: Раздал нуждающимся соратникам!
Пернель: Хватит врать! Опять по девкам бегал и пил без меры?
Оргон: Ты тоже пьешь! А я раздал долги!
Пернель: Да тебе уже давно никто в долг не дает! Забыл?! Все! Отлучаю от партийной кассы!
Оргон: Не надо!
Пернель: Красивую жизнь сначала завоевать надо! А ты?!.. Живешь за мой счет!

Пернель достает деньги.

Пернель: Маркиз! Вот ваша тысяча экю!

Пернель дает Ковьелю деньги.

Пернель: Теперь поделитесь с нами, как получить приличную камеру в Бастилии?
Ковьель: Сказать майору Лоялю, что это личная просьба короля.
Оргон: Это такой пароль?!
Ковьель: Да.
Пернель: Тогда мы, с вашего позволения, пойдем?
Ковьель: Идите.
Оргон: Навещайте нас в темнице, дорогой министр!
Ковьель: Я думал, вы меня будете навещать.
Пернель: Это вы так шутите?
Ковьель: Поверьте, мне не до шуток.
Оргон (Пернелю): В Бастилию, соратник, в Бастилию! За рейтингом!
Пернель: Да, надо поторопиться, пока приличные места не раскупили!

Пернель и Оргон убегают.

Явление пятнадцатое

Ковьель.

Ковьель: Что с ними? Зачем они отправились в Бастилию?.. Радостно так побежали…. Какие счастливые люди!.. И добрые – денег мне дали. Пригодятся!.. (прячет деньги) Чудные они….

Где-то играет шарманка. Музыку заедает, и шарманка издает «кукукающие» звуки.

Ковьель: Как мне не хочется туда идти! О, мон дьё! Соверши чудо! Избавь меня от узилища! Не хочу в Бастилию!! Хочу быть свободным! Пора бежать на северо-восток!!

Явление шестнадцатое

Ковьель, майор Лояль.
Ковьель прилаживает баул на плечо, потом на спину. Приближается майор Лояль.

М-р Лояль: О! Господин министр!
Ковьель: Ох, господин майор Лояль?!
М-р Лояль: Вы стали сама любезность, господин министр! Куда направляетесь?
Ковьель: К вам. В Бастилию. Уверяю вас, господин майор Лояль, что теперь я с вами буду очень любезен!
М-р Лояль: Что?!! Опять пугаете проверкой?!! Вам мало полученных денег?!! Вы так любезно ко мне обращаетесь, что я уже чувствую вашу лапу в своем кармане!! Вам не хватило тысячи экю?!! Когда вы их потратить успели?!!
Ковьель: Господин майор!
М-р Лояль: Вы хуже Журдена, господин министр! Тот хоть по-божески брал! А вы?!! Совести в вас нет! Все! Иду жаловаться на вас королю!!
Ковьель: Не надо! Не ходите!
М-р Лояль: Что? Испугался?!
Ковьель: Испугался!
М-р Лояль: Правильно! Меня, при исполнении служебных обязанностей, надо бояться!
Ковьель: Я вам верну ваши деньги, только не ходите!
М-р Лояль: Вернете?
Ковьель: Честное слово!
М-р Лояль: В чем подвох?
Ковьель: Пойдемте в Бастилию, поговорим в вашем кабинете! Я все объясню! Не стоит на улице всем глаза мозолить.

Ковьель пытается взять майора Лояля под руку.

М-р Лояль: Опять намекаете на проверку?! Да вы садист, маркиз! Зачем вы со мной играете как кошка с мышкой?! Меня не проведешь! Я на ваших интригах свору собак съел! Что вы со мной хотите сделать?! Разорить?!!
Ковьель: Господин майор! Я вам обещаю, что проверки не будет! Я не могу, а в данной ситуации и не хочу причинять вам какое-либо беспокойство!
М-р Лояль: Разумно!
Ковьель: Успокоились?
М-р Лояль: Да.
Ковьель: Какой вы молодец!
М-р Лояль: Маркиз, а давайте дружить? Давайте объединимся против кого-нибудь?!
Ковьель: Хорошо. Только не ходите к королю!
М-р Лояль: Не пойду. Только забегу на минутку доложить!
Ковьель: Зачем?!
М-р Лояль: Возникла проблема! Ко мне заявились арестованные оппозиционеры и требуют, ссылаясь на личное указание короля, выделить им лучшую камеру! Это конечно хамство и вероломство, но вдруг и, правда? Мне необходимо прояснить эту ситуацию, чтоб не попасть впросак!
Ковьель: Оппозиционеры в Бастилии?
М-р Лояль: Да. Наглые оппозиционеры. Не могу понять, за что им такая поблажка?
Ковьель: И мне надо в Бастилию….
М-р Лояль: Вам-то зачем?!
Ковьель: Надо….
М-р Лояль: Не вздыхайте так тяжело! Вижу, что вас гложет какая-то проблема, которую, видимо, я могу помочь вам разрешить?
Ковьель: Было бы хорошо!
М-р Лояль: Все сделаем! Я быстро схожу к королю, и потом мы прогуляемся до моей работы, где все и обсудим!
Ковьель: А можем мы решить проблему этих оппозиционеров самостоятельно, не утруждая короля?
М-р Лояль: Можем.
Ковьель: Поселите их в приличную камеру!
М-р Лояль: Не проблема! Все исполню в точности! Пойдемте, я при вас их упеку в достойную камеру! Идемте в Бастилию!
Ковьель: Вы знаете, я передумал туда идти!
М-р Лояль: Я вас приглашаю! Окажите честь!
Ковьель: Увольте! У меня куча важных дел!
М-р Лояль: Не смею настаивать! Тогда я пойду, доложу королю о текущем состоянии дел и после доклада вернусь немедленно на работу для исполнения вашего распоряжения!
Ковьель: Нет!
М-р Лояль: Что?
Ковьель: Постойте!
М-р Лояль: Стою!
Ковьель: Я могу на вас положиться?
М-р Лояль: Несомненно! Вы можете не только положиться, но и опереться, и довериться, и поделиться!
Ковьель: Вы хороший человек!
М-р Лояль: Естественно! Этот мундир скрывает тело хорошего и честного человека! Не смотрите, что на мне эполеты!
Ковьель: Вы можете оказать мне услугу?
М-р Лояль: Любую, господин министр!
Ковьель: В этом бауле (показывает) ценные бумаги на крупную сумму!
М-р Лояль: На предъявителя?
Ковьель: Да!
М-р Лояль: На какую сумму?
Ковьель: Миллион экю!
М-р Лояль: Когда вы успели?!
Ковьель (укоризненно): Майор Лояль!
М-р Лояль: Молчу! Понимаю! Коммерческая тайна!
Ковьель: Вы правильно понимаете! Можете надежно спрятать?
М-р Лояль: Вы обратились по адресу! Бастилия – самое надежное место! Гениальная идея, господин министр! Не ожидал, что вы такой дальновидный!
Ковьель: Вы мне льстите!
М-р Лояль: Я восхищаюсь вами!
Ковьель: Спрячьте, пожалуйста, до лучших времен!
М-р Лояль: Вы считаете, что наступают плохие времена?
Ковьель: Да, майор. Кризис, понимаете ли…. И экономика где-то там (машет рукой)… стоит.
М-р Лояль: В какой валюте посоветуете мне хранить свои сбережения, господин министр?
Ковьель: В китайской.
М-р Лояль: Спасибо. Можно идти?
Ковьель: Ступайте, честный офицер!
М-р Лояль: Есть!

Майор Лояль забирает у Ковьеля баул и радостно удаляется.

Явление семнадцатое

Ковьель.

Ковьель: Запутался!.. Что делать?.. Все-таки – бежать! Ах, ноги ватные! Опять мне плохо!.. Присяду….

Ковьель садится на землю.

Ковьель: Так и умереть недолго! Как все сложно!.. Ощущаю себя собачкой на цепи – свобода рядом, а убежать невозможно! Какой-то замкнутый порочный круг, который не разорвать! Все повторяется и, снова повторяется. Время остановилось и рябит как вода в луже…. Такое ощущение, что сейчас опять пробьют часы и закукарекает кукушка!

Раздаются удары колокола и близкое карканье вороны. Ковьель поднимается.

Ковьель: Вот! Опять эти ужасные звуки! Дежавю!  О ужас бесконечных повторений, как в день сурка! Смогу ли вырваться, прорваться сквозь невидимую преграду?.. Мне надо бежать! Бежать! Бежать!

Ковьель убегает.

Явление восемнадцатое

Ковьель, Доримена, слуга Марфуриус.
Появляется Доримена, за ней слуга Марфуриус с тележкой. Им навстречу выбегает Ковьель.

Доримена: Куда бежишь, маркиз?!
Ковьель: А?! Доримена?!
Доримена: Да!
Ковьель: Я? Я не бегу!
Доримена: Колись, мой кролик! Быстро!
Ковьель: В Россию.
Доримена: Обоснуй!
Ковьель: Там хорошо! Мороз и солнце! Царь толковый!
Доримена: Коррупционеры есть?
Ковьель: Увы, процветают…. Но в остальном все хорошо!
Доримена: Интересная страна!
Ковьель: Там мужчинам можно не смущаясь любить женщин!
Доримена: Прекрасная страна! Но что влечет туда гея?!
Марфуриус: А я не гей! Хочу в Россию!
Доримена (Марфуриусу): Тебя не спрашивают, гигант сексуальных фантазий! Держи тележку!
Ковьель: А вы куда собрались, госпожа Доримена?
Доримена: Не знаю. Просто гуляю!
Ковьель: Что-то случилось?
Доримена: Между нами девочками, Ковьель, скажу, что ничего особенного. Маленькое недоразумение с деловыми бумагами и, как результат - кому-то вздумалось арестовать мое имущество!
Ковьель: Понимаю.
Доримена: Я не смирилась с этой несправедливостью, и добровольно удаляюсь в изгнание, пока на всех столбах не развесили объявления о моем розыске!
Ковьель: А почему пешком?
Доримена: Издеваешься?! Карету же забрали!
Ковьель: К Журдену в Англию пойдете?
Доримена: О, нет! Зачем влезать мне в старые галоши? В первую очередь меня у Журдена искать и будут!
Ковьель: Да, ситуация! А я думал, что только мне плохо.
Доримена: Тебе-то чего печалиться? Маркиз-министр-гей! Живи и радуйся!
Ковьель: Уже ни то и ни другое.
Доримена: Ты в опале?
Ковьель: Еще в какой! В Бастилию посадили!
Доримена: Сбежал?
Ковьель: Нет. Оппозиционеров вместо себя отправил. Им рейтинг нужен.
Доримена: Ловко! А ты смышленый малый!
Ковьель: А толку?!
Доримена: Толку нет, а время идет! Хватить трепать языком, пора в дорогу!
Ковьель: Куда вы пойдете?
Доримена: Ты в Россию собрался?
Ковьель: Да.
Доримена: И я с тобой!
Ковьель: Зачем?
Доримена: Я женщина, и это мой каприз! В России любят экстравагантных дам?
Ковьель: Наверно любят.
Доримена: Прекрасно! Забери тележку у этого обормота, Ковьель!
Марфуриус: Не понял, женщина?! А я куда?! Я, что, уволен?!!
Доримена: Уволен полностью! Иди к Эльмире в цирк – она обласкает тебя!
Марфуриус: Серьезно?!!
Доримена: Не сомневайся! Она втрескается в тебя по уши! Ты неотразим!
Марфуриус: А я ее люблю! Уже! У нее бюст очаровательный! А что она обожает?
Доримена: Пугать слонов!
Марфуриус: Слонов?!
Доримена: Она актриса цирка. Это ее коронный номер и ты ей славно будешь помогать!
Марфуриус: У меня получится!
Доримена: Так что стоишь? Беги скорее в цирк и утони в объятиях Эльмиры!
Марфуриус: Бегу!

Марфуриус убегает.

Доримена: Как славно! Этот кабанчик забыл взять расчет! Ну, что стоим? Бери тележку, Ковьель! Впрягайся!
Ковьель: Вы меня нанимаете?
Доримена: Нет. Ты будешь моей подружкой. Будем сплетничать, обсуждать моду и выкройки, макияж и диеты, будем обсуждать наших мужчин. Верно? Пора нам думать о замужестве, ведь время уходит! Ты замуж собираешься, Ковьель?
Ковьель: Я не гомосексуалист!!
Доримена: Проверим. Поехали!

Ковьель впрягается в тележку.

Явление девятнадцатое

Ковьель, Доримена, майор Лояль.
Раздается крик майора Лояля: «Доримена! Стой!»

Доримена: Бежим!

Ковьель бросает оглобли и поднимает руки.

Доримена: Ты чего?!
Ковьель: Сдаемся!
Доримена: Француженки не сдаются! Ломай оглоблю, будешь бить Лояля!
Ковьель: Не буду!
Доримена: Опусти руки!
Ковьель: Не могу! Выполняю приказ «стоять!».
Доримена: Это мне приказали!

Доримена пытается оторвать оглоблю от тележки. Выбегает майор Лояль.

М-р Лояль: Доримена!
Доримена: Не подходи, загрызу!
М-р Лояль: Доримена, я за тобой!
Доримена: В тюрьму не пойду!
М-р Лояль: Я прибежал тебя спасти!
Доримена: Ты опоздал! Я уже ограблена твоими подчиненными! Изъято все, что можно было изъять! Ты куда смотрел, скотина?!!
М-р Лояль: Выполнял срочный приказ короля! Меня твои враги не поставили в известность о своих кознях против тебя!
Доримена: Зато я ставлю тебя в известность, что с сегодняшнего дня ты целуешься не со мной!
М-р Лояль: А с кем?!
Доримена: С королем!
М-р Лояль: Да не буду я с ним целоваться!
Доримена: Ты не любишь короля?
М-р Лояль: Конечно! Он не женщина!
Доримена: Ага?! Значит, ты готов целоваться с любой женщиной?!
М-р Лояль: Нет! Ты единственная!
Доримена: Ищи другую!
М-р Лояль: Но я люблю только тебя!
Доримена: Любил бы, не позволил бы своим подчиненным обобрать меня до нитки!
М-р Лояль: Доримена! Я все утряс и все вернул!
Доримена: Вернул?
М-р Лояль: Да! Я уверил Короля, что это Ковьель вовлек тебя в свои махинации, воспользовавшись твоей доверчивостью и глупостью!
Доримена: И он поверил, что я глупа?!
М-р Лояль: А как иначе?!
Доримена: Мерси!
М-р Лояль: Доримена, дай мне слово, что ты больше не будешь лезть в коммерческие сделки короля и требовать с них…. Как это?
Доримена: Откаты?
М-р Лояль: Да, откаты! Даешь слово?
Доримена: Ни за что! А на что я жить буду?!
М-р Лояль: Я все устрою! Есть задумки! Провернем делишки так, что король и не узнает!
Доримена: Лапушка! Какой ты милый, хотя и жуткий солдафон!
М-р Лояль: Дорогая! Под этим мундиром!..
Доримена: Знаю. Дома покажешь! Но где ты шлялся? Я чуть в Россию не сбежала!
М-р Лояль: Ловил Ковьеля! Этот гад, вместо ценных бумаг, подсунул мне груду тряпок! Когда я пожаловался на него королю, оказалось, что он должен сидеть в Бастилии! Но вместо него в Бастилию уселись оппозиционеры! Король пришел в ярость! Приказал его поймать и засадить по самое не хочу! Но этот пройдоха будто в воздухе растворился!
Ковьель: Я здесь!
М-р Лояль: Ковьель?!!
Ковьель: Да, мой друг, это я!
М-р Лояль: Ты здесь? Доримена, он здесь! Ты арестован!
Ковьель: Ты меня арестуешь?
М-р Лояль: Обязательно!
Ковьель: Но, мы же друзья?!
М-р Лояль: Дружба и служба несовместимы!
Ковьель: Но король все равно узнает! Или я ему скажу на допросе. Кстати, я, твой друг, теперь известный бунтовщик и лидер оппозиции!
М-р Лояль: Одумайся, Ковьель! Зачем тебе это надо?
Ковьель: А еще я ярый борец с коррупцией! Заодно расскажу королю о твоих темных делишках!
М-р Лояль: Ты не можешь ничего знать о моих делах!!
Ковьель: Знаю! Ведь я работал у Журдена и даже замещал его!
М-р Лояль: Всего лишь день!
Ковьель: Достаточно, чтобы стать умнее.
М-р Лояль: Не убедительно! Но, ради нашей дружбы, готов помочь. Чего тебе надо?
Ковьель: Тысячу экю!
М-р Лояль: Опять?!
Ковьель: Мне больше попросить, дружище?
М-р Лояль: Не надо! Получи!

Майор Лояль дает Ковьелю деньги.

М-р Лояль: Что надо сказать?
Ковьель: Мерси?
М-р Лояль: Нет! Что я больше тебя никогда не увижу!
Ковьель: Хорошо. Господин майор, ты больше меня никогда не увидишь!
М-р Лояль: Прекрасно! Надеюсь, что человек ты порядочный и слово сдержишь?
Ковьель: Ты сомневаешься?
М-р Лояль: Работа такая!
Доримена: Не сомневайся, дорогой! Ковьель порядочная… личность! (Ковьелю) Прощай, дружок! Мы с Лоялем будем по тебе скучать!
М-р Лояль: Никогда!
Доримена: Можно поцеловать на прощание Ковьеля?
М-р Лояль: Запрещаю! Пусть исчезнет без поцелуев! А мне на службу надо торопиться – Ковьель не пойман!
Доримена: Что ж, долг превыше всего! Едем ловить Ковьеля! Прощай, Ковьель!
Ковьель: Прощайте! Что с тележкой делать?
Доримена: Возьми ее себе!

Майор Лояль и Доримена уходят.

Явление двадцатое

Ковьель, Пернель, Оргон.
Ковьель пытается сдвинуть тележку с места.

Ковьель: Чем она загружена? Металлоломом, что ли? Чего там накидали? Надо посмотреть!

Ковьель снимает накинутый полог. В тележке скрючились Пернель с Оргоном.

Оргон: Уже доехали?
Пернель: Мы в какой стране?

Видят Ковьеля.

Пернель, Оргон (хором): Ковьель?!!
Ковьель: Да, это я!
Оргон: Попались. Опять в Бастилию идти. О, мон дьё! Зачем бежали?
Пернель (Оргону): Не торопись! (Ковьелю) Маркиз де Ковьель! Один вопрос!
Ковьель: Я весь внимание!

Пернель и Оргон спускаются с тележки.

Пернель: Как я понимаю, оппозиционная рекламная пиар-акция, основанная на нашем побеге из Бастилии, сорвалась?
Ковьель: Как вам сказать?
Пернель: Вы нам дарите надежду?
Ковьель: Конечно!
Пернель: Сколько?
Ковьель: Не знаю.
Оргон: Знаем мы ваши министерские «не знаю»! Обдерете!
Пернель (Оргону): Молчи! (Ковьелю) Вы не будете оспаривать сумму в тысячу экю?
Ковьель: Не буду.

Пернель передает Ковьелю деньги.

Пернель: Прощайте!
Оргон (Пернелю): Ты отдал наши последние деньги!
Пернель: Не наши, а свои!
Оргон (Ковьелю): Министр! Друг! Дай взаймы хоть сто экю! Нам надо законспирироваться!
Ковьель: Не могу.
Оргон: Понятно. Привыкли получать.
Пернель: Уходим, пока патруль не появился!
Оргон: Уходим!

Пернель и Оргон уходят.


Явление двадцатое

Ковьель.
Праздничный перезвон бубенцов. Ковьель садится на край сцены.

Ковьель: Сколько у меня денег? (ощупывает карманы) Боюсь себе признаться – очень много! Наконец-то я богат!! Ты пришло ко мне, мое мещанское счастье!! Как славно!!!

Ковьель спрыгивает в зал, идет по проходу.

Ковьель: Теперь можно и уехать! Надо все-таки подумать - куда?.. Честно говоря, свобода необъятных просторов меня пугает! Боюсь замерзнуть в степи!..

Звон бубенцов сменяется кратким боем часов с башни «Биг Бена». Крики чаек.

Ковьель: Мне, как европейцу, все-таки нравится геометрия тесноты и очень навязчивый сервис! В России этого, увы, нет! Да и слишком робок я для такой огромной страны, ее доброго народа, и бездушных чиновников! Хотя, может быть ради русских красавиц и стоит рискнуть?!.. Заманчивая идея!.. Нет, нет! Прочь яркие мечты и фантазии! В Лондон! В размеренную жизнь к овсяной каше! Буду волочиться за бесстрастными англичанками, и получать презрительные взгляды! Так-то оно верней!.. Прощай Булонский лес, Монмартр и круассаны! Прощай Париж! Прощайте, добрые зрители!

Ковьель выходит из зала.            

Занавес.