Нищенка

Сергей Прокопьев 2
Сергей ПРОКОПЬЕВ

НИЩЕНКА

Эту историю рассказала двоюродная сестра Лиля. В конце пятидесятых училась она в кредитно-экономическом техникуме на Украине. Неподалёку от учебного заведения с завидным постоянством просила подаяние бабушка-старушка. В любую погоду стояла на одном и том же углу. Опрятно одетая, с приветливым лицом, никогда не давила на жалость, не изображала вселенскую скорбь, прося копейку. Сколько лет нищенке девчонки-студентки определить не могли. Кто предполагал: «Лет шестьдесят». Кто и того больше давал: «Восемьдесят, не меньше». Когда тебе семнадцать, все, кому сорок и более кажутся древними-предревними. Бабушке было явно больше сорока.

Время стояло несытное. Девчонки на ужин из нехитрых продуктов что-нибудь приготовят в общежитии, тогда как обед состоял исключительно из пирожков. Скинувшись, студентки бросали жребий: кому идти на переменке в торговую точку – ларёк, что стоял через два квартала от техникума. Часто предлагала себя на роль гонца Галя Демченко. Девушка высокая, крупная, широкой кости. Девчонки не парни, они как-то ухитрялись малым в еде обходиться, только не Галя. Ей для поддержания энергии, что копилась в рельефных формах, требовалось усиленное питание. А где его возьмёшь? Стипендия мизерная, помощь из дома не Бог весть какая. Поэтому Галя то и дело вызывалась сбегать за пирожками. Не совсем чтобы уж совсем бескорыстно – просила за услугу пирожок. Стоили они копейки, да у Гали зачастую в стареньком потёртом кошельке и пятачка не водилось. Подружки соглашались на её условия. И ещё один пирожок, кроме Галиного, покупался сверх программы на студенческие деньги. Этот предназначался нищенке. Кто-то однажды предложил, и все согласились. С той поры повелось у студенток подкармливать бабушку. Гонец с аппетитно пахнущим кульком делал небольшой крюк, чтобы пройти мимо угла, где стояла нищенка. Галя, на ходу жуя заработанный пирожок, тоже непременно протягивала бабушке подаяние, начиненное картошкой или капустой. В благодарность неизменно звучало:

– Дай Бог тебе, деточка, здоровля (так бабушка говорила)! Дай Бог хорошего мужа!

Однажды Галя пришла в техникум и сообщила изменившимся голосом:

– Девочки, а бабушки нашей нет. Умерла, говорят… А я на её долю пирожок купила.

– Сама и съешь его…

– Не-е-е, что ты?! – испуганно отказалась Галя и добавила: – Она всегда мне хорошего мужа желала. Всегда…

Загрустили девчонки. Привыкли к бабушке. Каждый вспомнил потери близких. Дети войны, они рано столкнулись с утратами. У Гали два года назад отец умер. Его забрали восемнадцатилетним в июле сорок первого, а через два месяца он уже полностью отвоевался. Инвалидом женился на Галиной матери.

На следующий день в техникуме быстро распространилось известие: нищенка (жила она в комнатёнке полуподвального помещения) спала на матрасе, набитом деньгами.

Кто-то из девчонок завозмущался, кто-то не поверил: не может быть?! Однако слух вскоре подтвердился: да, в матрасе было полно денег. На них можно было не только ларёк с пирожками, а и пару домов рядом с ним купить.

Такая история.

Но Галя осталась благодарна нищенке на всю жизнь. Сама уже бабушка, а заведёт тесто пирожки печь и обязательно вспомнит приветливую старушку, её слова с поклоном: «Дай Бог тебе, деточка, хорошего мужа». Муж Гале достался во всех отношениях исключительный.

рисунок Владимира Чупилко