Совместны ли любовь и рациональность, Бог и наука?

Николай Павлович Кормаков
ВОПРОС. Вы пишите, как важна благодарность для человека. Согласна, благодарность ни с чем не сравнимое чувство, да и не каждому данное. Но всё хорошо в меру! Порой сталкиваешься с людьми, благодарящими всё и вся за возможность бытия, но это ни к чему. Фанатизм, во всех его проявлениях, противен естеству! Это слепое следование чувствам. Вот ведь вопрос, каким образом совместить любовь и рациональность, Бога и науку?!

       Вообще, наблюдая за представителями христианской религии, не возникает желания становится участницей этого глобального явления. Меня отталкивает противоречивость и неискренность, хотя невольно притягивает какое-то внутреннее чутьё. Заставляют задуматься случаи обретения веры в уже зрелом возрасте! Когда я вижу богато украшенные церкви и роскошные наряды священнослужителей, но одновременно с этим бедно одетых прихожан и их хибары, то разум посещают не самые приятные мысли. Или когда патриарх позволяет себе часы за 30 тыс. евро, в то время, как на словах призывает бороться с потребительством. В каждой из религий достаточно недосказанного. Это, наверное, не страшно для верующих в Бога, ведь, любовь многое прощает, да и вообще не задается вопросами, но лично меня это порядочным образом смущает!
       Со стороны это чем-то напоминает фанатизм, ну или по меньшей мере технологию. Очень удобно: утром согрешил - вечером пришел в исповедальню. Всё это я говорю намеренно обобщая и утрируя. Скажите, Вы соблюдаете все-все веления христианства? Посты, постулаты?.. Чистоту мыслей?.. Неужели никогда не возникает вопросов, ответов на которые нет в Писаниях?!
       Безусловно, никому намеренного зла причинять не хочу, но огородив человека от сложностей, неприятностей, тем самым окажу медвежью услугу. Только обжегшись человек поймет всю опасность этого явления. Я считаю, допускать ошибки не страшно, но страшно, когда ошибок этих заранее можно было избежать. Когда люди обращаются к Богу с молитвами, почему в одних случаях Бог милостив, а в других однозначен?
       Все поступки человек совершает с доброго согласия Бога.  Хорошо, Создатель отпустил нас в жизнь щедро одарив возможностью альтернативы. Но разве не может Он вмешиваться в жизни людей? Почему?.. Вообще, есть ли конечная цель нашего создания?..
             Вам огромное спасибо!


       ОТВЕТ. Дорогая Дора, здравствуй.

       Человеку приходят разные мысли, однако только в его воле выбирать и рассматривать лишь некоторые из них. В этом ему помогает его Ангел-хранитель; собственный разум, т.е. добрая сердцевина его духа; система его внутренних ценностей, вложенная в него его близкими  и его собственным свободным выбором;  внутреннее расположение в тот момент его сердца.   Действующих факторов много больше, но это первостепенные.
         Благодарность это добродетель (т.е. дар благодати  Божьей, живущей в человеке), поэтому в ней  невозможно перейти меру, ибо мера есть также Божественная добродетель, а у Бога  – полное согласие в любви.  Другое дело, если человек «благодарит», т.е. совершает некоторые действия через меру, но это уже не проявление благодарности, а его заблуждение – ложная благодарность. Мера, как и другие добродетели, надприродна и потому ограничителем она служит лишь в вещном мире, но по отношению к  подобным ей надприродным явлениям она уже не является ограничителем (а чем является тогда? – мы не можем этого выразить словами нашего языка, т.к. они природны, т.е. это превышает их экзистенцию, превышает их возможности).
       Мне, однако,  очень понравилось, как ты мыслишь о чувстве меры. Да действия ее в вещном мире просто неоценимы, здесь она является критерием добра, правды, истины. Как говорили святые: «То, что выше меры, добру не служит».
       «Каким образом совместить любовь и рациональность, Бога и науку?»
Хороший  вопрос. Ты правильно мыслишь. Позволь мне только расставить понятия по  их собственному смыслу, чтоб было ясно, о чем идет речь.
       Любовь и рациональность имеют разный охват действительности, это разные данности.  В виде слабой аналогии можно привести зрение и слух (используя зрение невозможно описать возможности слуха, и наоборот).  Любовь принадлежит к области духа  (часто называемого сердцем, - в смысле сердцевины, руководящей части  души). Рациональность относится к области души - интеллекта (ума).  (Душа, это как бы оболочка духа,  как, например, тело есть оболочка души).
Любовь, как данность высшей области человека, духа, т.о. ответственна за более обширное поле деятельности человека, нежели рациональность (данность душевная) и имеет руководящее значение по отношению ко всем  вообще данностям души: ума (интеллекта), чувства, желания. Поэтому можно быть рациональным, но не любовным. Обратное неверно: любовь не может творить глупостей, т.е. любовь всегда рациональна. 
Рациональность любви называют мудростью, она также является данностью духа. Для нее можно построить такую словесную аналогию: мудрость можно уподобить уму, действующему с любовью. Но это лишь аналогия, т.к. исходные данности не подлежат определениям, на них лишь можно указать, например: свет и тень; утверждение и отрицание; приятное и неприятное; цвета белый, желтый, красный,  зеленый и т.д.; чувства вкуса, осязания, зрения, слуха и т.д.;  понятия точки, прямой,  плоскости, пространства и т.д. и т.п.
       Дух человека еще называют «внутренним человеком», т.к. качествами его являются созерцание и самосозерцание: он следит за всеми действиями души и способен руководить ими. Это качество духа называют разумом. Это также данность духа, но в отличие от мудрости его назначением является контроль над действиями души. Например, нам могут прийти в голову мысли, с исключительной рациональностью доказывающие нам, что в результате таких-то и таких-то наших действий мы получим исключительный успех. Однако анализируя их  разумом, мы увидим, например, что в этих логичных предложениях нашего интеллекта опущена любовь к нашим близким, присутствует лишь холодный расчет – и мы спокойно отказываемся от подобных мыслей, нисколько не жалея об этом. А почему? Потому что для нас расположение наших близких имеет большую духовную ценность, нежели то материальное благо, которое мы получим в результате предлагаемых мысленно действий.
       Итак, рациональность есть лишь слепой инструмент для человека, подспорье в его душевной и телесной деятельности. Рациональность располагает логикой, т.е. некоторым набором правил, нарушение которых приводит к противоречию, абсурду. Впервые наиболее полно эти правила были описаны древнегреческим  ученым Аристотелем, затем после их формализации их назвали формальной логикой, которую сейчас и преподают. Формальная логика явилась в свою очередь началом для развития математической логики, целого направления человеческой мысли. Логика это некий скелет рациональности.  Люди пользуются ей инстинктивно, как, например, пользуются  и более сложным аппаратом движения тела.
       Рациональность в свою очередь является одним из основных аппаратов научной мысли или «научного метода», как это называют. Основой научного метода, как такового,  является «причинно-следственный принцип». Звучит он так: «одинаковые причины имеют одинаковые следствия». Иными словами, если что-то является чему-то причиной, то это всегда можно подвергнуть проверке сколько угодно раз, - просто повторив условия эксперимента. В этом отличие научного метода исследования от любого другого: возможность экспериментальной проверки какого угодно утверждения путем точного воспроизведения условий этого утверждения. Вот так прост научный метод! Он одинаково используется и в науках экспериментальных и в науках теоретических, только в последних речь может идти, конечно, о точном воспроизведении мыслительных выкладок.
       Могут спросить: «Так  что(?), наука лишена морали?». Нет, наука есть род человеческой деятельности, а, следовательно, подлежит правам человеческого сознания. Другое дело, что людьми она может быть использована без взгляда на мораль. Но это уже на совести того, кто так поступает. Наука сама тут не причем, т.к. служит лишь инструментом в его руках.
       Итак, наука, как инструмент  деятельности человека служит критерием истинности лишь тех вещей, которые она сама рассматривает:   мыслительных и материальных. Критерием же в иных областях человеческого сознания она служить не может, т.к. для этого ей следовало бы выйти из самое себя, за пределы своих возможностей.
       Таким образом, наука есть всего лишь маленький инструмент в руках человека, зиждущийся на принципе причинно-следственных связей, который в принципе каждый человек может принимать либо нет.  Это так потому, что принцип этот имеет общий характер, а предложения общего характера невозможно ни доказать, ни опровергнуть, их просто либо принимают на веру, либо нет. Так строится любая теория и вообще любой связный взгляд на вещи. Сначала перечисляются некоторые первичные понятия, не подлежащие определению. Затем – первичные утверждения об этих понятиях (постулаты или аксиомы), не подлежащие доказательству и принимаемые на веру. И, наконец, предлагаются некоторые способы получения новых утверждений и новых понятий из уже имеющихся. Как правило, одним из этих способов является логический метод  (логика), однако он далеко не исчерпывает всех возможностей человеческого мышления.  Особенно четко этот факт удалось увидеть на математических теориях и  то только лишь в XX веке. До этого считалось, что все теоретические системы можно  описать с помощью некоторых символов (формализовать) аксиоматически, т.е. только с помощью логики. На деле удалось это сделать лишь только для некоторых из них, и то не полностью. Так что логика оказалась на самом деле малой и далеко не полной частью скелета человеческого мышления.
       Итак, что в итоге мы выяснили? Наука, оказывается, всего лишь один из многих способов познания  (вернее было бы сказать – описания)  действительности, и, как ни странно, далеко не популярный. Это ни сколько не умаляет ее значения, более того, наша технократическая цивилизация, в основном, своими достижениями обязана ей, этой «непопулярной»  науке.
       Могут спросить, какие же еще способы познания-описания действительности используются человеком? Много. Некоторые из них ты уже сама назвала: «интуиция, вера, здравый смысл, …может быть что-то еще, не помню», список можно продолжать: нетрадиционные методы, неформальные методы, использование скрытых возможностей человека и пр.пр.
       Итак, любовь, как данность духа стоит над всеми остальными проявлениями человека, в том числе и над рациональностью. Более того, любовь, как высшая данность духа, находится в основе человеческого мироощущения. Пренебрежение ею чревато для человека нанесением вреда самому себе.
       Теперь о вере.
Думаю, так только можно попытаться ответить на твой вопрос о том, «как совместить  Бога и науку».
       Бог - Творец  и источник действительности. Наука – метод познания действительности. Естественно, что никакой метод не может быть противопоставлен действительности, которую он сам предназначен изучать, а тем более, он не может быть противопоставлен Богу, как источнику этой действительности. Следовательно, наука всегда «совместима Богу». Никакой научный вывод не может противоречить Божественным законам, в их числе - законам природы, ибо в этом случае  просто дискредитировал  бы сам себя.
       Изучая видимый мир, а также мир невидимый (мир внутри себя), мы познаем его удивительную целесообразность, отмечаем его законы, и т.о. в проявлениях этой реальности видим проявления ее Создателя и Вседержителя, Бога.

       Познавать, однако, Самого Бога непосредственно мы не можем, т.к. сами являемся частью сотворенной Им  действительности. Поэтому Бога можно познавать лишь принимая знания, подаваемые Им Самим, а для этого необходимо прежде всего верить в Него. Невозможно пытаться что-то познать, не веря в существование этого.
       Вера, как основа любого акта познания является первым и необходимым элементом любого знания. Более того, человек не в состоянии сделать что-то, без веры в то, что это действие может помочь ему в достижении намеченной цели. Поэтому без веры невозможно даже никакое связное поведение человека. Без нее невозможно даже шагу ступить (т.е. несколько переместиться  в пространстве). Ведь, чтобы сделать шаг надо уже верить в то, что произведя таковое действие, ты окажешься уже в другой части пространства.
       Вера, как основа нашего органического бытия, есть вера органическая, животная. Вера же в Бога есть данность высшего характера и зависит от нашего собственного выбора, который свободен (свободной воли), а потому отсутствие ее в нас вменяется  в вину нам самим.
       Что касается желания или нежелания стать христианином, если ставить этот акт в зависимость от того, как показывают себя некоторые люди, так себя называющие, могу сказать так.
       Поставлю в пример аналогию. Тебе не придет в голову судить о действии солнца по тому, как используют его свет другие люди, т.к. «это, собственно, их дело; солнце тут не причем», - можешь сказать ты. Так отчего же ты хочешь судить об истинной жизни человека в Боге по действиям людей, противоречащим  ей?
       Что касается бросающихся в глаза некоторых противоречий. Часто бывает так, что трактовка их находится в самом человеке, который об этом судит. Приведу пример. Одни состоятельные люди, переезжая, отдали свой велосипед моим знакомым. Их сын, желая мне сделать приятное, решил подарить его мне.  Ему пришлось потратить  довольно времени, чтобы привести его в идеальный порядок.  Естественно, я езжу теперь на этом велосипеде, и радуюсь, когда вижу радость и удовлетворение на лице этого юноши от того, что я пользуюсь этим велосипедом.  Совсем недавно, один мой знакомый, увидев меня на этом велосипеде, как то засмущался. Оказывается это очень дорогая модель и стоит несколько тысяч евро. Я не знал об этом. Однако  я продолжаю ездить на нем, т.к. мне нет дела до его стоимости.
       Что касается того, что некоторые люди живут иначе, чем то проповедуют, то это на их совести и тут не причем правда о той жизни, которой они делами своими противоречат.
О Церкви нельзя судить по тем, кто ее дискредитирует. Как  говорят мудрые люди: «Поезд едет, несмотря на то, что уголь в топку кидает пьяный кочегар». Кроме того, покаявшись  (т.е. изменив свою жизнь), такой человек может стать даже эталоном праведности, как мы то видим на примерах многих святых. Это не значит, что надо закрывать глаза на действительность и молчать, видя несправедливость. Однако начинать ее исправление следует с самого себя.  Эту истину сообщил нам Бог, сойдя на землю в виде БогоЧеловека Иисуса Христа.
       «Утром согрешил, вечером пришел в исповедальню». Если только пришел, то ничего еще не имеешь. Если же покаялся, т.е. решил исправиться и уже так не поступать, а затем утвердил это решение перед свидетелем-священником в «исповедальне», с сокрушением сердца исповедуя перед Богом (в присутствии этого свидетеля) свой грех, то получишь прощение от Бога и силу для победы над этим грехом. Если же ты считаешь, что это «очень удобно», то делай так(! ) и на деле познаешь, какой добрый есть Бог.
       «Посты, постулаты».  Внешние правила, с помощью которых люди отдают честь Богу, не имеют смысла без любви к Нему. Любовь же к Богу выражается в исполнении Его заповедей. Заповеди же Божьи не тяжки для исполнения, т.к. естественны для человека, ибо человек был создан таковым. Более того, нарушение их сопряжено с стрессами, болезнями, страданиями.  Не думаю, что ты не придерживаешься исполнения этих заповедей, ибо все они выражаются лишь в том, чтобы «поступать с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» в подобных случаях. И я также стараюсь так жить.
       «Чистота мыслей».  Человек не ответственен за возникающие порой у него мысли, чувства, желания, но ответственен в конкретном принятии каких-либо из них в своем сознании. Как ветер веет порой независимо от нас, так и душевные веяния проходят мимо, если ты духом своим (т.е. в разуме своем) не соглашаешься с ними, мысленно говоря, например: «Нет, я с этим не согласна.  Я не принимаю этого».
       Вопросы, на которые я не могу найти ответа (после того, как я предпринял возможные для меня действия, чтобы разрешить их), я оставляю до времени, когда Богу будет угодно каким-либо образом открыть мне их. Не все, что нам хочется знать, полезно нам. В этом я убедился на собственном опыте.  «Во многом знании (без любви или необходимости в них) много печали, и, кто умножает (таковые) познания, умножает скорбь», -древняя мудрость, записанная Соломоном.
       «Любящим Бога все содействует ко благу», т.е. Бог не оставляет ни одной молитвы без ответа и ни одной просьбы без помощи. У Бога нет преград к даянию, но у человека есть преграды в принятии: вымышленные им самим ложные представления. Если человек, прося у Бога, не получает просимого, то либо он просит чего то во вред себе, либо просто не хочет принять милость Божью в том виде, в каком она ему подается.
       Бог постоянно действует в нашей жизни. Если бы не так, то и процессы обмена веществ в нас остановились бы, а все вокруг нас давно бы уже разрушилось или потеряло бы всякую форму и целесообразность. Однако Бог, даровав нам свободную волю, не желает действовать против нашей воли в вещах, которые Сам предоставил нашей ответственности. Однако в случаях, угрожающих для жизни вечной, Бог делает все, чтобы пробудить наше сознание, поэтому сейчас так много чудесных явлений, которых не в силах объяснить наука.  В особенности же поражают явления Божьей Матери, о которых и ты наверное слышала. Ученые исследовали этот вопрос. Оказалось, что ни в какое время 2000-летней истории человечество не знало такого их количества.
       «Конечная цель нашего создания» безусловно существует и она от начала известна человеку: это жизнь с Богом и в Боге, жизнь истинная - в избытке любви и радости, жизнь вечная.

       Рад за тебя. Радуюсь тому, что ты занимаешь себя такими вопросами; тому, что ищешь истину; тому, что стремишься защитить правду и говорить о ней открыто; тому, что хочешь быть лучше.
      
       Всего тебе доброго, Дорогая Дора!
      
Николай Павлович.