Солдат, учитель, художник Главы 6, 7

Борис Лембик
ГЛАВА 6. ФОТОГРАФ

Наблюдение ночного неба и желание сохранить, запечатлеть звезды привели его еще к одному увлечению: фотоделу. Обладая хорошим художественным вкусом, он умел и понимал фотографии, мог выбрать  хороший ракурс, удачный вид, параметры фотографирования. Как уже упоминалось, он добивался профессионализма во всём, чем занимался. Не исключением стало и фотодело.

 Еще школьником он увлекался фотографией, и когда попал на фронт, то это увлечение не осталось незамеченным. Видимо оказалось полезным иметь на батарее своего фотографа. Какими-то путями были добыты фотоаппарат, пленки или пластинки, фотоувеличитель. Для него в одном из блиндажей оборудовали фотолабораторию, где он проявлял, печатал и хранил фотоархив. Сотрудничал он с дивизионной газетой, публиковавшей его снимки. Но после ранения, пока он находился в госпитале, батарея попала под бомбёжку, или артобстрел, и землянка была разрушена. Когда Юрий Александрович снова вернулся на фронт, то ему удалось связаться со своей первой батарей где сообщили, что землянка была разбита, а лейтенант, который хранил снимки, погиб.
Уже в новой части продолжал фотографировать, снова накапливал фотографии. Конечно, большую часть он отдавал своим товарищам, которые могли переслать их домой, или же привезли их с собой после войны.

Надо сказать, что сделать хорошую фотографию раньше было намного сложнее. Это теперь достаточно навести фотоаппарат, и остальное делается автоматически, а раньше умение получить хорошее фото было целым искусством. Необходимо было установить необходимые диафрагму и выдержку, учесть освещённость, ракурс снимка, параметры фотоплёнки. После этого надо было сначала правильно проявить фотоплёнку, для чего из порошков нужно было правильно приготовить растворы для проявки и закрепления изображения: нужной концентрации и температуры; угадать время проявки - чтобы не передержать или недодержать плёнку. Да и обращаться с проявленной пленкой нужно было осторожно, чтобы не смазать изображение и не оставить отпечатки пальцев. Далее шёл не менее сложный процесс печати снимков. Сначала подбиралась фотобумага и химикаты нужного качества и это было достаточно сложно при тех уровнях развития фотодела. Но Юрий Александрович мог долго подбирать нужную выдержку и экспозицию, чтобы получить качественный снимок.

Старшее поколение представляет, насколько хорошие фотоматериалы были  в те времена  дефицитом, и поэтому ему приходилось за ними ездить в Москву или просить близких привезти их. Но он успешно освоил фотографию, в том числе и цветную.  Небесные объекты он фотографировал на фотопластинки, и поэтому ему пришлось также иметь соответствующий набор для проявки и печатания снимков. Все  полученные снимки звездного неба у него обязательно имели  обозначения и хранились в строгом соответствии с инструкциями.  Качество этих снимков, сделанных им самостоятельно на собственных приборах (сконструированных и изготовленных им лично) было таким, что на одном из слетов, или в одном из изданий (журналов) его снимки не  признавали любительскими со следующей мотивацией:
- Очень высокое качество. Такие снимки можно сделать только в обсерватории.
 Ну а он добивался превосходного качества, не считаясь с потраченным личным временем и силами,  на изготовленных им приборах и  за счёт своего умения фотографировать. Да и его натура, характер,  порядочность, не позволили бы ему представить журналу плохие снимки, или же сделать подлог фотографий. Однажды он каким-то образом смог получить разрешение на фотографирование соревнований по спортивной гимнастике (первенство СССР или международные?), на которых работал вместе с профессиональными фотографами удивлявшимися тому, что его допустили к съемкам.

Надо также помнить, что проявка и печать фотографий требовали от Юрия Алесандровича особой осторожности, так как во время войны у него обгорела кожа на руках, и любые реактивы могли вызвать химические  ожоги кожи.
Всю жизнь, в том числе и во время ежегодных поездок с семьёй на отдых, в руках  Юрия Александровича был фотоаппарат. В доме также была кинокамера, а поскольку семья каждое лето отправлялась путешествовать, то снимались фильмы, которые потом  проявлялись, кропотливо монтировались (склеивались)  и просматривались на домашнем киноаппарате. Причем  если сначала были  черно-белые фильмы, то потом появились и цветные.


ГЛАВА 7. УВЛЕЧЕНИЯ

Еще одним  серьезным увлечением Юрия Александровича было телевидение. Он был из тех, у кого первым  в  городе появился телевизор. Но он являлся для него не средство для проведения свободного времени, как это часто бывает, а как способ получения информации или, даже, как средство дальнейшего совершенствования.
Многие годы он занимался конструированием и сборкой телевизоров сверхдальнего приема. Увязывалось это с его увлечением астрономией, изучением состояния атмосферы, различных атмосферных явлений. Он разрабатывал схемы сверхчувствительных телевизоров, потом собирал их в самодельном корпусе. Мог часами  работать с таким телевизором, настраивая его на определённую волну, стараясь поймать какую-то новую станцию или зарубежный канал. Для этого он из подручных материалов конструировал и  мастерил  оригинальные антенны, которые тоже приходилось устанавливать и настраивать. При появлении удачной картинки обязательно делался снимок (фотография) с экрана, записывалось время и условия прохождения сигнала. А особой удачей было фотографирование заставки канала или пробной таблицы одной из зарубежных стран.  Эти таблицы потом были собраны в отдельном  альбоме и  предъявлялись как одно из направлений работы астрономического кружка, хотя реально многое было сделано лично Юрием Александровичем. Изготовленные  телевизоры и альбомы  представлялись потом на ВДНХ СССР, как результат работы кружка и за них были получены медали ВДНХ, как самим Юрием Александровичем, так и учениками-участниками кружка.
Ну а поскольку такая работа как бы предполагала выход на зарубежные средства массовой информации, то  у него на выставке кто-то из посетителей однажды поинтересовался: а не имел ли он проблем  из-за этого своего увлечения с компетентными органами.

Увлечение конкурсами. Обладая хорошей памятью и, как говорится, живым умом, Юрий Александрович не замыкался на каком–то одном деле. Много покупал и выписывал учебной, специальной или даже познавательной литературы. Был момент, когда журналы «Болгария» или «Польша» проводили различные конкурсы на знание истории, обычаев, культуры их стран. Он старался участвовать в этих конкурсах, специально подбирая и покупая  литературу, собирая информацию из книг, открыток, журналов и т.д. и бывал  призером  таких конкурсов.

Всю жизнь, начиная с 1952 года, он был футбольным болельщиком московского «Спартака», а с 1955-56 года стал регулярно посещать матчи «Спартаке» не только в Москве, но иногда и Ленинграде. У него были еще два друга-болельщика, и они втроём, а иногда и с жёнами, выезжали на матчи. Поскольку свои матчи в Москве «Спартак» проводил в Лужниках, то  там они бывали чаще всего, но бывали они и в Тарасовке на тренировочной базе команды. Даже когда «Спартак» вылетел из высшей лиги, то он остался верен своей команде.  Но был он не просто болельщиком, а постоянно вел таблицу чемпионата, занимался футбольной статистикой. В этом ему составила компанию его тетушка Лебедева Александра Илларионовна, которая также вела учет матчей, забитых голов, для чего выписывала и читала спортивные газеты. Но приверженкой какой-то одной команды она не была, и в зависимости от того как менялась игра команды, она могла сменить своих кумиров. Но за сборную СССР по  футболу она болела постоянно. Ну а Юрий Александрович для того чтобы быть в курсе всех спортивных новостей, выписывал газету «Советский спорт», другие  издания.

Одним из этих друзей был Малыгин Алексей Николаевич, преподаватель математики в школе №2 и вечерней школе. Ушел он из жизни в начале восьмидесятых годов. Жил   он в частном доме в Левобережной части города практически на берегу Корожечной. Его жена Тамара, работавшая судебным исполнителем, ушла из жизни раньше. Родом А.Н.Малыгин был из Мезени Коми АССР, и родился и жил в деревне Малыгино, где и жители носили в основном эту фамилию. Его земляки жили в основном разведением оленей и ловлей трески.  Когда он переехал работать в Абхазию, то  там познакомился с будущей женой в санатории, куда она приехала на отдых. Так он оказался в Угличе. Своих детей у них в семье не было и он с удовольствием общался с детьми друзей. Саша Гришин часто бывал у него, тот, сам заядлый рыбак, приучил и его к этому занятию.
Ну а младшая сестра Тамары,  которую кажется, звали Надежда, была замужем за капитаном ледокола «Ленин», Героем Советского Союза, первым капитаном ледокола был Пономарев Павел Акимович(1896-1973гг) работавший капитаном с 1959 по 1962 годы. Далее ледоколом командовал Борис Макарович Соколов.  У него была лучевая болезнь, но каждый отпуск они старались посетить Углич.
Ну а третьим его другом-болельщиком, коллегой по поездкам, был тоже  физик Сажин.

Поездки на матчи стали носить постоянный характер, Юрию Александровичу понравилось. А поскольку он брал в поездки фотоаппарат, то старался фотографировать соревнования. На стадионе он познакомился с бывшим  футболистом, фотокорреспондентом Хомичем Алексеем, и тот помог получить ему пропуск в Лужники.  С Хомичем они постоянно встречались в Москве, и вроде бы он помог Юрию Александровичу опубликовать некоторые снимки в газете «Советский спорт». Но официальной информации об этом найти не удалось, да и газеты не сохранились.
Он в течение 8-10 лет вел съемки чемпионатов по спортивной гимнастике. К этому времени он уже освоил кинокамеру и снимал целые фильмы и тренировках и выступлениях гимнасток, в т.ч. Ларисы Латыниной, Полины Астаховой. После каждой поездки на соревнования рулоны проявленной пленки сушились по всей квартире, потом просматривал отснятый материал и начинался монтаж фильма, в которых он делал как бы репортаж о соревнованиях. Делались эти фильмы под заказ и вроде бы предназначались для тренеров и участниц сборной.  Ездить в Москву в это время ему  приходилось часто: или на соревнования, или с уже обработанным материалом к заказчику.  Поскольку он был знаком с директором дворца спорта в Лужниках, то там были его стенды с фоторепортажами с соревнований.

Эти съемки он вел фотоаппаратами «Зенит» и «Зоркий», покупая для них более мощные объективы. Ну а кинофильмы он снимал кинокамерой «Киев-16с» на 16-ти миллиметровой пленке, а позднее ему была подарена кинокамера «Красногорск-8».
Это увлечение длилось у него довольно долго, но потом появился школьный астрономический кружок. Он стал меньше ездить на соревнования, но появились поездки с кружковцами на  астрономически слёты, последний из которых он посещал уже в 1979 году.
А ещё он постоянно вел наблюдения за погодой,  выявлял зависимость между погодой и проходимость сигнала для сверхдальнего телевидения. Запись делалась несколько раз в течение дня. Тетради с наблюдениями хранились у него за десятки лет, и анализировалась взаимосвязь. После его смерти уже Ольга Николаевна продолжала несколько лет данные наблюдения.
Для работы и кругозора выписывали: «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Учительская газета»; журналы: «Земля и вселенная», «Астрономический календарь», «Техника-молодёжи», «Rise hvezd»,   «Физика в школе», «Математика в школе». Для сына «Юный техник» «Моделист-конструктор», «Техника-молодёжи».
      
Но семья Гришиных никогда не была в стороне от общественной жизни школы. Ольга Николаевна работала в профсоюзном комитете, а Юрий Александрович неосвобожденным секретарём партийной организации школы. От него требовалось своевременно проводить партийные мероприятия, политучебу в коллективе, другие торжественные мероприятия к праздничным датам. А еще без парторганизации и коллектива учителей не обходились ни одни выборы. Поэтому надо было еще участвовать в агитационной работе. Ко всему этому от секретаря парторганизации требовались протоколы партийных собраний и партийного бюро школы, Bce это добавлялось дополнительной нагрузкой, но за все годы работы в школе они никогда не ограничивали свою работу тарифной нагрузкой. Да и выполнение общественных поручений в то время было нормой. От руководителей и общественных организаций советская власть и КПСС требовали практически стопроцентного охвата сотрудников общественными поручениями. Кроме того, супруги охотно пели в школьном хоре, участвовали в конкурсе художественной самодеятельности среди школ города. А однажды хор выезжал выступать в Бологое.

 
На фото телевизор для дальнего приема.