Любовь серебряного века

Татьяна Валуева
                Прошлое рядом и всегда можно заглянуть, приоткрыв дверь…

Морозная погода стояла несколько дней и уже изрядно надоела,  когда вдруг  выглянуло солнце и температура воздуха стала резко подниматься –все ожило как ранней весной. Под ногами растаял снег, заплакали сосульки и снег шапками спадал с крыш. Я бежала по Тверской улице, радуясь весенним приметам и настроение было  особенно восторженное еще потому, что было предчувствие какой -то приятной встречи. Дойдя  до Камергерского переулка, я увидела, как с крыши дома большой шапкой летит вниз мягкий снег и прямо на женщину, стоящую под домом с мемориальными досками известных людей! Женщина быстро отстранилась и я невольно прочла надпись на мемориальной доске, что там жил  поэт Асеев Николай Николаевич. На  улице Тверской много домов с мемориальными досками знаменитых, знаменитых, знаменитых, живших когда-то в этих домах. Я начала усиленно вспоминать, что я знаю о поэте Асееве, что он дружил с Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком. Позже  прочла, что он лауреат Сталинской и Ленинской премий, опубликовал 70 стихотворных сборников. И, главное, что женой его была Оксана Михайловна Синякова-звезда Серебряного века, вдохновительница всех его стихов и с которой он прожил долгую в необыкновенной любви жизнь.
Я не могу без тебя жить!                Не за силу,не за качество
Мне и в дожди без тебя – сушь,          золотых твоих волос
Мне и в жару без тебя – стыть.          Сердце враз однажды начисто
Мне без тебя и Москва – глушь.           от других оторвалось

Мне без тебя каждый час – с год;        Я люблю тебя,ту самую-
Если бы время мельчить, дробя!           все нежней и все тесней-
Мне даже синий небесный свод            что, назвавшись мне Оксаною,
Кажется каменным без тебя.               шла ветрами по весне.

Я ничего не хочу знать –
Бедность друзей, верность врагов,
Я ничего не хочу ждать.
Кроме твоих драгоценных шагов.

В этот день  я спешила в Манеж на выставку, ранее неизвестного художника  Анатолия Зверева – недооцененного мастера отечественного искусства ХХ века. Бездомный художник, не имевший ни красок, ни холстов, чей талант можно было купить за бутылку! Никогда не знавший цену  ни себе, ни своему дару, живший в проголодь, но ни перед кем не приклонивший голову.
Зарисовки, портреты, пейзажи, нотюрморты  на выставке представлены  всего лишь более 200 работ, из тысяч им написанных. Художник писал друзей, любимых женщин, автопортреты, иллюстрации к произведениям.  Один  из первых  экспрессионистов,  был просто свободным художником выше каких-то бытовых и социальных вещей. Он поражал своей виртуозностью и точностью своих рисунков. Он мог рисовать везде, в любом положении и любыми материалами  «рисует пеплом, помидорами, вином, разливая краску по стенам и паркетам, зрителям и моделям, создавая портреты, не будучи в состоянии подняться с пола».
В 1965 году проходит персональная выставка в Париже, где его талантом восхищаются Роберт Фальк, Пабло Пикассо, который  назвал его »Лучшим русским рисовальщиком».
Артистичный, обаятельный, азартный, непредсказуемый,эпатажный, веселый Зверев стал персонажем московской богемы, о его приключениях ходили легенды.
Всех поражала его удивительная  любовь к Оксане Михайловне Асеевой, которая была старше его на 39 лет!!! При первой же встрече с Оксаной Михайловной он провозглашает: «Старуха, я тебя люблю!» Он страстно и преданно любил ее, а она признала в нем гения. Сам Зверев говорил:»Она для меня как Богородица, и мать, и жена, и дочь…»Они были вместе 17 лет до смерти Оксаны Михайловны в 1985 году, а он ее пережил всего на один год. Между ними было много тепла, радости, любви и света. Он написал сотни ее портретов, оставил три чемодана с тетрадями стихов, посвященных ей.
Маем маюсь - стесняясь чего-то,              Каюсь всегда пред Тобою –
Заикаясь любовью своей-                РАБ Я под Вашей пятою.
От России - рассеянной ветром-               Тебе я «ОМ» все посвящаю-
Серым облаком - Тучкой к Тебе.               И освещаю мрачный путь.
 
Здравствуй Солнышко, мой Свет              Здравствуй – здравствуй
Голубая с тенью.                Носик красный, С холода слеза
У Любви один ответ:                Голубой цветочек ясный
Здравствуй, КСЕНИЯ.                Подойди, сюда.

Из воспоминаний друзей: «Ее неотразимое обаяние не поддавалось времени, она зажгла в сердце Зверева самую безумную любовь. Он страдал, ревновал, устраивал грандиозные погромы в элитной квартире соратника Маяковского, вышвыривая тома всех советских классиков в окно. Срывая  фотографии, испепеляя  ненависное имя мертвого соперника. Его экспрессивные дебоши были публичны и артистичны, его не стесняли элитарные соседи Асеевой, а они не стеснялись вызывать милицию. В таких случаях Оксана Михайловна волновалась чрезвычайно. Когда стражи порядка паковали буяна, она провожала их с воплями и слезами на глазах, заламывая руки:»Товарищи милицьонэры, будьте с ним осторожней. Он русский художник, не делайте, пожалуйста,  ему больно. Пожалуйста, берегите его руки!» Менты сочувственно улыбались милой старушке.
Когда Оксана Михайловна умерла, Анатолий Тимофеевич пришел в ее квартиру последний раз. Его оставили одного у гроба и он писал ее и от глаз его исходило свечение-«Синенький,-милый платочек - утих…»
После выставки, в состоянии особого волнения, я пошла к  знаменитому писательскому дому. Зашла  через чугунную арку во двор, поднялась по ступенькам к подъездам. На лавочке сидела пожилая женщина, у которой я поинтересовалась,  помнит ли она Асеевых. Конечно, поэт Николай Асеев с Оксаной жили в 25 квартире. После смерти мужа у нее появился друг – художник Зверев. Приходил изрядно выпивший и стучал в двери, но Оксана ему не открывала. Тогда он собирал половики со всего коридора, стилил их под дверь и спал. Утром она его, уже протрезвевшего, пускала, кормила. Мы ей говорили:» Оксана Михайловна что Вы этого, пьяницу, терпите?» А она: «Я Вам скажу по-секрету. Этот человек – мой любовник!». Женщина по-доброму улыбалась, рассказывая интересные моменты жизни знаменитых обывателей дома.
А я думала об Оксане Михайловне Асеевой, молодость которой воспел поэт Николай Асеев «За косы ее золотые, за плечи ее молодые» Старость-светом и радостью –художник Анатолий Зверев.  Многим казалась странной, смешной любовь художника к очень пожилой женщине, но, наверное, это была любовь к душе поэтической эпохе Серебряного века.

Примечание: Анатолий Зверев 1931 - 1986
            Оксана Асеева   1892 - 1985
            Николай Асеев   1889 - 1963