На задворках перестройки

Анатолий Лихтарев
Советский Союз еще был велик и могуч, но ПЕРЕСТРОЙКА уже началась и она потихоньку расшатывала его нерушимые устои, и по всему было видно, что он вот-вот рухнет. Горбачёв разрешил частную собственность на средства производства и «прихватизация» шла полным ходом. Пришло время «Не зевай Хомка, на то ярмарка». Стали организовываться всевозможные кооперативы. В то же время, как государственные предприятия всё больше приходили в упадок и разорялись. Те кооперативы, которые не выдерживали непосильных налогов и «Крыши», которая висела над ними, как дамоклов меч, тоже разорялись. А те, которые выдерживали, всё больше росли и богатели.
 Горбачёв объявил всесоюзную борьбу с пьянством. Водку и вино стали продавать только в специализированных магазинах и только в строго определённое время. В результате, в каждом доме, в каждой квартире стали гнать самогон и количество пьяниц от этого ни сколько не уменьшилось. И в народе смеялись, что, не смотря на то, что цены, на всё каждый день растут, русская «твёрдая валюта»- бутылка водки, остаётся неизменной. За неё, как и прежде, можно купить буквально всё. 
  Я тоже организовал мастерскую по ремонту кузовов автомобилей. Занимался рихтовкой и сваркой. Но официально нигде ничего не оформлял. Но шило в мешке не утаишь, и, в один прекрасный день, ко мне зашёл сосед, который был сотрудником той самой «Крыши». Ему надо было подварить порог в его «Форде». После того, как я сделал ему всё необходимое, он сказал:
- Петрович спасибо тебе за работу. Я тебя очень уважаю, но, как говорится, ничем помочь не могу. Дело в том, что теперь, сам понимаешь, такое время, что без «Крыши» тебе никак не обойтись. Так как мы соседи, то я попрошу хозяина, чтобы плата была для тебя посильная. Завтра я заеду и скажу точно, сколько ты должен будешь отстёгивать.
  На следующий день он заехал и, когда сказал сколько, то я схватился за голову и сказал:
- Получается, что я только на вас и буду работать, а мне ничего не останется на проживание. Не говоря уже о том, что надо купить карбид, сварочную проволоку, кислород, заплатить за свет и т.д.
- Да перестань ты. У нас бухгалтерия работает чётко они всё знают, что по чём.
- Конечно, себя вы не обидите. А, может быть, я обойдусь без вашей опёки?
- Нет. Никак нельзя. Процесс пошёл, как говорит Горбачёв. О твоей мастерской уже знает моё начальство, и я за тебя платить не собираюсь.
- Слушай Витя, а может мне тоже вступить в ваше общество? Я тоже когда-то боксом занимался.
- Ты думаешь, что это так просто? Вот ты сможешь человека убить, если прикажут? А находить каждый месяц новых клиентов, вроде тебя. Это только снаружи всё красиво, а внутри столько дерьма. К тому же существует постоянная угроза, что ни сегодня так завтра и тебя могут замочить. А тебе к нам захотелось.
- В общем, Витя, передай своему начальству, что я на таких условиях работать не смогу и мастерскую вынужден закрыть.
- Хорошо! Только смотри, Петрович, если усекут, что ты продолжаешь работать и утаиваешь от нас доходы, беды не миновать. Будь здоров!- И он с силой захлопнул дверку машины.
- И ты не кашляй. И спасибо тебе за твою доброту.
 
После этого разговора я несколько дней не мог прийти в себя. Угнетало бессилие. Обратиться за помощью было некуда. Никакие парткомы и профкомы теперь ничего не значили. Милиция тоже справлялась только с пьяницами, а на что-то более- менее серьёзное просто закрывала глаза. Я был в отчаянии, не зная, что предпринять.
Помог случай. Гуляя без всякой цели по городу, я встретил одноклассницу и на её банальный вопрос:
-Как дела?- Рассказал ей о своих затруднениях.
- Знаешь что?- Немного подумав, сказала она.- Скоро я, со всей своей семьёй, переезжаю в Ульяновск. Там папа переписал на меня трёхкомнатную квартиру и там живёт мой брат. Поехали с нами. Брат найдёт тебе работу. Поработаешь год, два, подзаработаешь деньги. Тогда вернёшься и сможешь открыть что-то своё. Правда, поехали. Первое время поживёшь у нас, а потом видно будет.
- Тогда давай сделаем так: Вы поедите без меня. А как только найдётся для меня работа, позвонишь мне, и я приеду.
- Хорошо, жди моего звонка. Это будет дней через десять. Пока!

  А через десять дней они уже встречали меня в Ульяновске. Они, это Алла с мужем и дочерью, только что получившей аттестат зрелости. Встретили, как родного. Мне даже стало не удобно, ведь я их даже не проводил, когда они уезжали. Когда я им об этом сказал, то Гена, муж Аллы, ответил:
- Ничего страшного, отработаешь. Скоро придет контейнер с нашими вещами и их надо будет затащить на третий этаж, вот тогда ты себя и покажешь. Собственно для этого мы тебя и вызвали.
- Скорей бы пришёл этот контейнер, а-то домой уже захотелось.- Ответил я шуткой на шутку.
  И все засмеялись.            
  В квартире, куда они меня привезли, нас ожидали отец и брат Аллы. Был накрыт праздничный стол, и очень вкусно пахло пирогами.
  Пироги в Ульяновске чуть ли не национальное блюдо и их делают, с чем кому нравится. С  яблоками, с грибами, с мясом, с луком и яйцами, в общем, кто на что горазд. Пироги это не пирожки, которые любят в Украине. Пирог занимает весь противень и сверху украшается узорами из теста. Тесто сдобное пушистое и очень вкусное.
  Когда выпили за приезд, я спросил у Алиного брата:
-Миша, говорят, ты нашёл мне работу? Не мог бы ты рассказать, что за работа и когда можно к ней приступить.
-Ух, ты, какой шустрый! Не успел пирога отведать, а уже на работу собираешься. Не волнуйся. Будет тебе работа. Всему своё время.
- Хорошо, но я приехал деньги зарабатывать, а не пирогами лакомиться.
- Петрович, успокойся! Есть работа, как ты и просил по рихтовке машин. В понедельник поедите, и Миша поможет тебе устроиться. Всё будет хорошо.- Вмешалась Алла.
- Вот теперь всё ясно. Теперь я спокоен.
  До понедельника было ещё четыре дня, но они пролетели очень быстро. Все по очереди и все вместе водили и возили меня по Ульяновску, показывая его достопримечательности.
А их в городе немало. Начиная с дома где родился тот чьим именем назван этот город и заканчивая разводящимся мостом через Волгу, в один из пролётов которого врезался пассажирский теплоход, разрушив при этом почти весь пролёт. Было много человеческих жертв, о которых, конечно, не сообщалось. Когда я там был, машины по мосту уже ходили, но ремонт ещё не был закончен. Проезжая по мосту все притормаживали и заглядывали в проём вниз, где Волга величаво несла свои воды. Была весна, и течение было очень быстрое и вода мутная и в ней было видно, то проплывало дерево, то с глубины вдруг всплывало что-то большое и чёрное. В общем, зрелище довольно таки жуткое.
 В выходной день мы ездили на дачу. Копали грядки, пересаживали клубнику, которую там называют Виктория. Я знаю, что есть сорт Виктория, но там не зависимо от сорта, вся клубника – Виктория.
  И вот, наконец-то, настал долгожданный понедельник, и мы с Мишей поехали устраивать меня на работу.
  Ульяновск стоит на обеих берегах Волги. Мои друзья жили  в новом городе, а работа моя находилась на другом берегу в старом городе. Как раз недалеко от дома-музея Ленина.
От ихнего дома мы добирались на двух автобусах и затратили на это около часа. 
  Интересно, что в то время стоял вопрос о перезахоронении тела  Ленина. Один из вариантов предусматривал его захоронение в Ульяновске. Но было очень много людей, которые возражали о таком варианте. Даже ходили слухи, что экстрасенсы                предсказывают, будто если такое допустить, то высокий берег Волги, на котором стоит старый город- Родина Ленина, в знак протеста, обрушится в Волгу. Волга разольётся и затопит противоположный берег, на котором стоит новый город. 
  Мне предстояло работать в мастерской, которая располагалась в достаточно просторных боксах какого-то гаража. Здесь были и смотровые ямы, и подъёмники, и много всякого инструмента для сварки и рихтовки машин. Также имелось большое бытовое помещение, в котором был холодильник, газовая плита и два топчана. При необходимости можно было там, и пожить некоторое время. Так как я жил у друзей на птичьих правах, то это меня очень даже устраивало. И зарплату мне предложили, которая меня тоже вполне устраивала. В общем, я согласился завтра же выходить на работу, тем более что работы было, по словам хозяина фирмы, очень много.
  Когда мы с Мишей вернулись к нему домой, я стал собирать свои вещи, чтобы рано утром перевезти всё на работу. Я решил пожить там несколько дней, пока найду какую- нибудь квартиру. Но не тут-то было.
- Ты куда это собираешься?- Спросила Алла.
- На работе есть, где переспать. Поживу там, пока найду квартиру. Не жить же мне всё время у Вас. Вам и без меня тесно.- Ответил я.
- Вот когда найдёшь квартиру, тогда и выберешься. У тебя ведь даже постели нет. Что ж ты там одетый спать будешь, что ли? В общем, решено, ещё несколько дней поживёшь у нас, а там видно будет.- Сказала Алла, тоном, не принимающим никакие возражения.
  Мне ничего не оставалось, как согласиться. И я согласился.
  Когда я на следующий день приехал на работу, меня там встретил татарин моих лет.
- Азат.- Протянул он мне руку, назвав своё имя.
- Петрович.- Ответил я.
- А имени что у тебя нет?
- Есть и имя, но меня все всегда звали Петровичем.
- Ладно, пусть будет Петрович, если тебе так нравится. Что ты умеешь делать?
- Могу варить и рихтовать.
- Ну и прекрасно, ты будешь варить и рихтовать. А я буду красить.
- Я готов приступать прямо сейчас.
- Да ты бы переоделся для начала. Или это у тебя спецовка такая?- Азат заулыбался и, похлопав меня по плечу, добавил,- мне кажется, что мы с тобой сработаемся.
- Хотелось бы.- Ответил я.
- Сработаетесь. По всему видно, что Петрович мужик толковый.- Вмешался в разговор парень лет четырнадцати-пятнадцати, который всё время крутился возле Азата.
- А ты что тоже здесь работаешь?
- Да я здесь живу и помогаю Азату, если надо. Меня зовут Олег.- И он протянул мне руку.
  Когда мы приступили к работе, Олег действительно помогал нам чем мог и делал это с удовольствием. Выбрав момент, когда его не было рядом, я спросил у Азата:
- Азат, скажи что это за Олег и почему он тут живёт?
- А он беспризорник. Он терпеть не может своего отчима и поэтому постоянно убегает из дома. Сдавать его в интернат мать не хочет. Боится, что и от туда он убежит и тогда уже его не найдут. Вот и сейчас он убежал очередной раз и живёт пока у нас. Помогает по работе, моет машины, убирает помещения. Мы его подкармливаем чем можем. Денег за работу он не требует. Поэтому хозяин и терпит его тут.
- Но ведь он ещё малолетка, а здесь всё-таки производство. А, не дай Бог, случится что-нибудь. Или он что-то сотворит что тогда.
- Да ладно пусть живёт. Кому он мешает?- Подытожил Азат.
  Когда пришло время обедать, Олег засуетился у стола. Нарезал хлеб, расставил стаканы, разложил ложки, вилки и тарелки. В общем, по всему было видно, что он здесь чувствует себя полноправным членом семьи.
- Когда будем отмечать моё вступление в коллектив. Сейчас или после работы?- Спросил я у Азата.
- Давай сейчас. Для первого дня мы и так много сделали. Олег пойди, позови хозяина.
- А он не будет возражать против пьянки на работе?- Заволновался я.
- Не беспокойся, не будет.- Сказал Азат с ухмылкой и стал переодеваться.
  Я последовал его примеру.
- Что случилось Азат? Зачем звал?
- Да вот Петрович предлагает отметить его первый рабочий день. Что Вы на это скажете, Алексей Георгиевич?
- Я не против, но я вижу вы собираетесь это мероприятие провести прямо тут. А почему бы нам ни пойти в кафе и не посидеть там часик, другой? Как ты на это смотришь, Петрович?
- Я за, но боюсь, что у меня на это не хватит денег.- Прямо сказал я.
- Ничего. Если не хватит, я добавлю.- Успокоил меня Алексей Георгиевич.
- А меня возьмёте?- Спросил Олег.
- Нет. На этот раз обойдёмся без тебя.- Ответил хозяин.- На вот тебе на мороженое.
   Кафе называлось «Волжанка» и находилось рядом с нашей мастерской. И, не смотря на то, что было рабочее время, в кафе было полно народа.
  Мы сели за свободный столик в дальнем углу и, на удивление, к нам тут же подошла официантка и предложила меню. Меню было довольно обширным и цены сносные. Как оказалось, это кафе уже было приватизировано и перемены ощущались во всём. И в чистоте, и в уюте, и в том как нас обслуживали. За тостами да за разговорами мы даже не заметили как пролетели три часа. Говорили всё больше про перестройку да про сухой закон, придуманный Горбачёвым.
- Послушайте новый анекдот про борьбу с пьянством.- Предложил Алесей Георгиевич и продолжал.- Приехал Горбачёв на наш завод «УАЗ». Ну ходит значит по цехам смотрит, как люди работают. Подходит к одному токарю передовику. Ясно, что к простому работяге его бы не подвели. Вот он и спрашивает токаря:
- Как Вы считаете, правильно, что в стране развернулась борьба с пьянством? Вот Вы, к примеру, смогли бы сейчас так хорошо работать, если бы стакан водки выпили?
  Токарь почесал затылок и ответил:
- Наверное смог бы.
- Ну а если бы два стакана выпили, смогли бы работать?
- Ну работаю же. 
  Все засмеялись. Анекдот действительно оказался новым и злободневным.
- Да, хороший анекдот.- Заметил Азат.- Но пора уходить, нам ведь ещё на тот берег надо успеть переправиться.
  Дело в том, что мы жили на другом берегу Волги, а мост был разводным и, если не успеть до развода, то домой никак не добраться.
  Вот так прошёл мой первый рабочий день на новом месте. Когда Алла меня спросила:
- Как работалось первый день?
-  Если будет и дальше так, то о лучшем месте и думать нечего.- Ответил я.
  Мы с Азатом действительно сработались и понимали друг друга, что называется с полу слова. Всё было прекрасно пока наш шеф не придумал пойти в отпуск, а заместителем оставил своего сына Сергея. Он, как и его папа, ничего не понимал в ремонте машин, но везде совал свой нос. И вообще был очень в себя влюблён и норовист. Мы, как-то сразу, его не возлюбили. Особенно Олег. Он постоянно строил ему какие-то козни. То вымазал сзади все брюки мазутом, потом сам же и сказал:
- Ой, Сергей, где это ты так брюки вымазал? Надо же, ведь брюки ещё совсем новые.
  То натянул тонкую проволоку над самым полом. Сергей за неё зацепился, упал и ударился головой об машину. Да так, что разбил голову до крови. Олег незаметно убрал проволоку и первый подбежал к Сергею.
- За что же ты зацепился? Тут вроде бы и пол ровный и нет ничего. Вот не повезло!
  Всё выглядело так, как будто Сергей действительно упал без чьей-либо помощи.
  Была и у меня с ним стычка. Однажды я зашёл в бытовку напиться воды и прилёг на топчан. В это время и Сергею захотелось воды. Он зашёл и, когда увидел, что я лежу, буквально пришёл в бешенство.
- Ты чего это разлёгся в рабочее время? Здесь тебе не государственный завод, а частное предприятие. А ну-ка, вставай сейчас же!- С этими словами он подошел ко мне и хотел взять  за шиворот.
  Я не стал ждать когда он это сделает и, поджав ногу, с силой ударил его в живот. Сергей отлетел метра на три от меня и опять, ударившись обо что-то твёрдое, разбил голову. Когда я оказывал ему первую медицинскую помощь, он не возражал. Только играл желваками на скулах. А потом сказал:
- При первой же возможности я тебе об этом напомню.
- Смотри не забудь.- Ответил я.
  Не знаю чем бы могла закончиться эта история, но, слава Богу, преждевременно вернулся из отпуска Алексей Георгиевич и, узнав что произошло, неожиданно стал на мою сторону. На этом инцидент был исчерпан.
  Между тем время шло, а я всё никак не мог найти квартиру и по-прежнему жил у Аллы.
Я не однократно просил Азата, чтобы он помог мне в этих поисках, но всё безрезультатно. И вот, однажды он мне говорит:
- Знаешь Петрович?! Я посоветовался со своей женой и она согласилась чтобы ты у нас жил. У нас три комнаты. И одна из них свободная. В ней и будешь спать.
- А мне больше ничего и не надо. Было бы где переспать, да в чем постирать.
- Жена у меня хорошая. Она и кушать будет готовить и постирает, когда надо будет. Ну дашь ей детишкам на молочишко она и рада будет.
- Кстати о детишках. Их же у тебя двое, а тут ещё я со своими проблемами.
- А при чем тут дети, мы будем уходить на работу они ещё спать будут, а придем с работы они уже спать будут.
- Ну, ладно, уговорил.- Согласился я. 
   На следующий день я притащил на работу все свои вещи. Алла, конечно, для приличия пыталась возражать, но по всему было видно, что моё проживание у них затянулось и им такой квартирант уже изрядно надоел.
  После работы я поехал вместе с Азатом к нему домой. Когда мы приехали, его жена нас уже ждала, а на столе ждал не хитрый ужин.
- Это Петрович.- Представил меня Азат.- Который будет у нас жить.
- Света.- Сказала его жена и протянула мне маленькую нежную ручку.
- Очень приятно.- Сказал я.
- И я очень рада, что Вы у нас будете жить. Может быть Азат будет меньше пить, а-то каждый день, как приходит с работы обязательно должен выпить. А с работы приходит трезвый. Значит там не пьёт, значит Вы ему не разрешаете. Вот и дома не разрешайте, я Вас очень прошу.
  Она была маленького роста и очень хрупкая на вид. Личико у неё было очень симпатичное, но с явно выраженными татарскими чертами, но это нисколько не влияло на её красоту. Говорила она по-русски с большим трудом  и при этом очень стеснялась и постоянно улыбалась. С Азатом они общались только по-татарски и это мне не очень нравилось, но приходилось терпеть так как выбора не было. Мне почему-то стало её очень жалко и я промолвил:
- Я постараюсь Вам помочь.
- Хорошо, спасибо! А сейчас идёмте кушать.- Сказала она.
- Света, Вы меня простите, но сегодня в честь того, что я к Вам переехал и за наше знакомство все-таки надо немножко выпить.- И я достал из сумки бутылку коньяка.
- Ну, сегодня по чуть-чуть можно, а с завтрашнего дня ни-ни.
- Мы согласны.- В унисон ответили я и Азат.
  Я стал жить у Азата. Мы действительно почти бросили пить. Почти, потому что по выходным мы всё-таки позволяли себе по бутылочке пива или по паре рюмашек хорошей водки. И вообще мы с Азатом очень сдружились и были как братья. Света, глядя на нас, не могла нарадоваться.
  Однажды к нам на работу, под конец рабочего дня, пришёл инвалид и говорит.
- Ребята, я слышал Вы хорошо рихтуете машины. Дело в том, что у меня «Запорожец» и я врезался ним в дерево. Я знаю, что если его рихтовать здесь, то это мне обойдётся столько, что легче купить новый. Поэтому, если можно, то приведите его в порядок у меня дома. У меня есть газосварка. Если что-то будет надо ещё я достану. Я буду Вас кормить и заплачу, сколько скажете. Ну, что согласны?
- А где ты живёшь?
- В новом городе. А тут рядом живёт мой друг. У него есть машина и он нас сейчас отвезёт и Вы посмотрите на мою машину. Хорошо?
- Хорошо, иди за своим другом, а мы пока закроем мастерскую.
 Когда мы закрыли мастерскую, он уже ждал нас сидя в стареньких «Жигулях» рядом со своим другом.
- Меня зовут Вася, а моего друга Витя.- Сказал он и протянул нам свою руку.
- А меня зовут Азат, а это Петрович.- В свою очередь представил нас Азат.
- Ну, вот и познакомились!
  Разговаривая не о чём, мы очень быстро доехали до места назначения.
  В достаточно большом гараже стоял маленький «Запорожец» с сильно помятым передом.
- Да, хорошо, что у «Запорожца» мотор сзади, а то у тебя, Вася, хлопот было бы на много больше.- Заметил я, и продолжал,- удар был сильный и не прямо в лоб, а немного с боку и весь кузов сместился в противоположную сторону. Чтобы всё поставить на место, нужны домкраты не менее трёх и трубы разной длинны. Если удастся всё вернуть на своё место, то только после этого, можно будет приступать к рихтовке. Вообще, работы тут дней на десять, это если работать с утра до вечера. Но, так как мы до пяти часов работаем в мастерской, а тут сможем работать только по вечерам и выходным, то работа может затянуться и на целый месяц.
- Ребята, Вы у меня можете и спать. Чтобы ночью домой не добираться. У меня и банька есть, и кормить будем Вас, как самих себя.
- Ладно,- сказал Азат,- мы посоветываемся, а завтра позвоним тебе и назовём цену. Если она тебя устроит, то будем работать. А сейчас расскажи как нам добраться до общежития моторостроительного завода.
- Очень просто. Витя Вас отвезёт куда скажите, а сейчас идемте, выпьем по стопочке да закусим, чем Бог послал.
   В ближайшую субботу мы приступили к восстановлению «Запорожца», О цене договорились довольно легко и мы, окрылённые предвкушением дополнительной зарплаты, работали не покладая рук до полуночи каждый день.
  Вася не обманул. Нас кормили хорошо и после работы мы парились в бане и, плотно поужинав, буквально валились с ног, и оставались спать у него. Поспав каких-то три, четыре часа, бежали на остановку автобуса и ехали на свою основную работу в мастерской. Так продолжалось две недели. Наконец-то «Запорожец» стоял, как новенький.
Мы его ещё и покрасили. Вася был очень доволен. Но, когда дело дошло до расплаты, он нам отсчитал только половину положенной суммы. На наш естественный вопрос:
- Почему только половина?
Он ответил:
- Ребята, а питание, а баня, а весь мой инструмент и приспособления? Это по-Вашему ничего не стоит?
- Да, но надо было об этом сказать сразу.
- Ну, а чего же Вы не сказали?
  Мы не стали с ним долго спорить и ушли, затаив обиду.
  Когда мы вышли на улицу, Азат сказал:
- Жалко, конечно, что вкалывали две недели, как проклятые и всё за пол цены, но ничего, он об этом горько пожалеет.
- А что ты ему можешь сделать?
- Есть два варианта. Первый вариант: обратиться к бандитам и у него не будет ни денег, ни машины. Но им надо много платить и в конечном итоге мы в выигрыше не будем. Вариант второй проще и надёжней: поговорить с нашим Олегом и он, за минимальную плату, избавит Васю от «Запорожца».
- Каким образом?- Удивился я.
- О, ты ещё не знаешь Олега! Он многое может.
- Что же он может в свои пятнадцать лет, если он даже учиться не хочет?
- Учиться он не хочет потому, что ему в школе не интересно. Но, когда его ловят и заставляют жить дома и ходить в школу, он учится на одни пятёрки и сдаёт экзамены за год вперёд. Потом ему учёба надоедает и он, в очередной раз убегает из дома. У него феноменальная память. Ты видел какая у него коллекция ключей от замков зажигания?
- Видел.
- Так вот он помнит номера всех машин и от какой машины какой ключ. Когда я работал без тебя, он делал слепок ключа каждой машины и запоминал номер. Заметь не записывал, а запоминал. И сейчас он связан с какой-то бандой, которая занимается угоном машин. Стоит только ему увидеть знакомый номер, он тут же достаёт нужный ключ, передаёт его подельникам из банды, и хозяин машины больше никогда её не увидит, потому что ребята не дураки. Угнав машину, они в тот же день разбирают её и продают по запчастям.
-Значит ты хочешь сказать Олегу, что бы он угнал Васину машину?- Спросил я.
- Нет. Надо придумать что-нибудь поинтересней.
- Ой Азат, загремим мы под фанфары с этим Олегом.
- Ты, Петрович, в это дело не вмешивайся и всё будет хорошо.
   После нашего разговора прошло около месяца и, однажды, когда мы с Азатом ехали в автобусе, возвращаясь с работы, встретили Васю.
- Вася, привет! Как дела?
- Потихоньку.
- А почему это ты едешь в автобусе, а не на машине?
- Нет больше моей машины.
- Продал?
- Нет сгорела.
- Как это сгорела?
- Вот так сгорела и всё. Подъехал к магазину, всё нормально. Купили с женой микроволновую печь. Она давно надоедала: «Купи, да купи!». Сели в машину, поехали, всё нормально. Отъехали метров двести не больше, слышу, пахнет вроде провод горит. Я остановился, открыл капот. Вроде всё нормально. И, вдруг, как вспыхнет. Где-то прямо в моторе. Я, ели-ели успел отскочить. А жена в салоне кричит, а двери открыть не может. Пока я ей помогал открыть двери, машина уже полыхала, как факел. Только я вытащил жену из машины, как взорвался бензобак, он был полный, в общем от моего «Запорожца» буквально ничего не осталось. А вместе с ним сгорела и новая микроволновка.
- Да жалко, что так получилось,- искренне посочувствовал Азат, - хорошо, что вы сами не пострадали.
- Как же по-твоему ещё надо пострадать, если сгорела машина, микроволновка и ещё куча денег в дамской сумочке.
  Когда мы с Азатом вышли с автобуса, я сказал:
- Ну вот видишь Азат, его сам бог наказал без нашей помощи.
- Это ты так думаешь, а я знаю, что это работа Олега. Он мне рассказывал, как всё это подстроил. Когда он увидел знакомый номер на «Запорожце», то дождался пока Вася с женой зашли в магазин, спокойно открыл машину, перемкнул провода поворотов, открыл бензобак мокнул туда тряпку, найденную в салоне и обмотал ею перемкнутые провода. Замкнул машину и, как не в чем не бывало, пошёл своей дорогой. Когда Вася ехал всё было в порядке, пока он не включил поворот, а как только включил, сразу начали гореть провода, загорелась тряпка и сгорела машина.
- Ох и Олег. Это же надо до такого додуматься. А почему ты мне об этом не сказал?- возмутился я.
- Просто не хотел чтобы ты лишний раз переживал.- Ответил Азат.
  После этого случая я стал осторожно относиться к Олегу.
  Прошло пару месяцев. Была пятница, мы закончили очередную машину, закрыли мастерскую немного раньше и зашли в «Волжанку», выпить по кружке пива. Только мы присели за столик, как к нам подошёл мужичёк и стал обнимать Азата.
- Колька, привет! Сколько лет, сколько зим?- Обрадовался Азат.- Присаживайся к нам. Сейчас я тебе пивка закажу. Тебе какого?
- Какое ты пьёшь, такое и я буду.
- Познакомьтесь! Это Петрович, мы с ним вместе работаем. А это Коля мой одноклассник.
Вот это встреча! Ну рассказывай. Как дела, где работаешь?-
- Работаю на «УАЗЕ», а вот дела не совсем хорошо. Скорее даже совсем не хорошо. Только что был в вашей мастерской, а там замок. Хорошо, что догадался сюда зайти.
- Что случилось? Машину разбил что ли?
- Если бы сам разбил, не обидно было бы, а то помогли.
- Как это помогли? Давай, Коля, рассказывай всё по порядку.
- Слушайте по порядку.- Сказал Коля, отпивая пиво из бокала.- В общем, еду я вчера на работу, еду по главной. Вдруг, из переулка вылетает, буквально вылетает, джип и въезжает в бок моему «Жигулёнку» и переворачивает его на бок. Ещё и протащил несколько метров поперёк дороги. С джипа вышли три мордоворота, поставили мою машину на колёса, с трудом вытащили меня и говорят:
- Ну, что же ты парень так не осторожно ездишь? Так и насмерть разбиться можно. Посмотри, что с нашей машиной сделал.
Тут я не выдержал и напал на них:
- Ах вы, козлы! Сами врезались в меня и меня же и обвиняете. Не получится. Сейчас я милицию вызову.
- Вызывай, вызывай, дорогой. Ты, оказывается ещё и правил не знаешь. Тебе же была помеха справа и ты должен был нас пропустить. А ты даже не притормозил.
- Какая помеха?- Стал возражать я.- Я же ехал по главной.
- В общем так. Мы много с тобой базарить не собираемся. Восстановишь нашу машину до понедельника и за то, что обозвал нас козлами с тобой отдельный разговор будет.
  Подъехала милиция. Смотрю, а все милиционеры здороваются с моими бандитами за руку, как со старыми знакомыми.
  Тут только я понял с кем имею дело.
Милиция для порядка составила протокол и ухала. Толпа, собравшаяся вокруг нас, тоже стала расходиться и я снова остался с мордоворотами один на один.
- Ну, что куда машину отогнать для рихтовки? Если хочешь, и твою поможем оттащить.- Предложил один из них.
Я, чуть было не согласился, но вовремя опомнился, ведь всё это придется оплачивать.       
В общем их машина сейчас стоит возле ворот Вашей мастерской. И я прошу Вас, ребята, помогите мне, пожалуйста, с ними рассчитаться.
- Конечно поможем,- сказал Азат,- идём сейчас загоним машину в бокс, а там видно будет, что дальше делать.
  Мы даже не допили пиво, быстро расплатились и вернулись в мастерскую.
  Возле ворот стоял джип «Тойта». У неё был сильно помят передний бампер, капот и левое переднее крыло.
- Работы не очень много. Если начнём прямо сейчас, то к понедельнику, я думаю, и покрасить успеем.- Сказал, я осмотрев машину.
-Петрович, если ты не шутишь, то идём переодеваться, а ты, Коля, найди откуда позвонить и сообщи Свете, что мы до понедельника будем ночевать на работе. И, за одно, купишь чего-нибудь пожевать. На тебе деньги.- И Азат протянул Коле деньги.
- Да ты что смеёшься? Я за свои всё куплю.- Возмутился Коля и ушёл, захлопнув за собой дверь.
  В воскресенье утром мы приступили к покраске, а в понедельник к обеду джип стоял, как новенький. Коля сел за руль и мы пожелали ему счастливого пути.
  На следующий день он притащил свои «Жигули». На машину было жалко смотреть. На ней буквально не было живого места.
- Ребята,- чуть не плача, начал Коля,- если можно что-то с ней сделать, сделайте, а если нет, то пусть будет Вам на запчасти.
- Ладно посмотрим,- пообещал  Азат,- а как у тебя дела с твоими друзьями?
- И не спрашивай, заломили такую сумму за моральный ущерб, что я ума не приложу где взять такие деньги. Ещё и пригрозили, что если не отдам в среду, то есть завтра, то включат счетчик и тогда мне уже с ними не рассчитаться  никогда. Я ходил к знакомому майору КГБ, думал он как-то на них надавит, но он, узнав о ком идёт речь, сказал, что я влип по самые помидоры и лучше отдать им всё, что они хотят иначе будет ещё хуже. А куда хуже, если дальше не куда? Я пошёл в свой профком. Рассказал им всю правду. Обещали завтра помочь. Но, конечно, всей суммы не дадут. Пошёл прямо к директору, тоже рассказал всё как есть и попросил оформить кредит. Он, при мне, написал в бухгалтерию распоряжение оформить кредит и ещё выдать энную сумму из директорского фонда. Всё- таки Свет не без добрых людей. Если завтра наберётся нужная сумма, то я спасён. Если нет я пропал.
  И он ушёл, не в силах больше разговаривать. А где-то через неделю появился опять. Вид у него был ужасный. Он очень похудел, давно не брился, под глазами синие круги. Казалось, что он даже стал ниже ростом.
- Ребята,- даже не поздоровавшись начал он,-  моей машиной распоряжайтесь, как хотите. Вот на неё документы. Если спросят чья машина, говорите, что Вы меня не знаете. Мол притащил, оставил и больше не является. Денег мне на заводе дали столько, что и половины нет того, что у меня требовали. Поэтому бандиты включили счетчик и за эту неделю сумма выросла в несколько раз. У меня хотят забрать квартиру. И сына один взял на руки, гладит по головке и приговаривает:
- Какой хороший мальчик. Папа и мама тебя, наверно, очень любят?
 Меня уже сильно побили и, если завтра я им не отдам деньги, то  будет очень плохо. А что это значит не трудно догадаться. Но я тоже сложа руки эту неделю не сидел. Уже есть покупатель на мою квартиру. Сегодня вечером он принесёт задаток. А завтра в четыре утра мы всей семьёй уезжаем в Белоруссию к далёким родственникам жены. Другого выхода у меня просто нет. Так что ребята спасибо Вам большое за помощь и прощайте. Скорей всего мы больше никогда не увидимся.
- Да, Коля, мы можем тебе только посочувствовать, но помочь в данной ситуации ничем не можем. Сам понимаешь денег у нас таких нет.- Заметил Азат.
- Ну, всё прощайте! И, дай Вам Бог, не попадать в подобные ситуации.
   Но не прошло и месяца, как мы тоже попали в историю связанную с той же компанией от которой так сильно пострадал Коля.
  Была середина лета. Дни были самые длинные в году и мы, чтобы побольше заработать, работали от темна до темна. И вот, однажды вечером, когда мы уже собирались домой, во двор мастерской заехала иномарка с помятым крылом. Из неё вышли трое здоровенных парня. Таких в народе называют шкафами. И вот эти самые «шкафы» говорят:
- Мужики, у нас беда. Немного помяли крыло, а нам через три дня нужна машина. Если вы отрихтуете и покрасите, так чтобы ничего не было видно, мы торговаться не будем, заплатим сколько скажите.
- Сделать можно,- сказал я, осмотрев машину,- но надо, чтобы вы привезли бампер, радиатор, решётку и краску точно такого цвета. Её номер написан вот здесь на стойке.
- Хорошо! Завтра утром мы всё привезём. А сейчас вот вам в виде аванса,- сказал один из них,- доставая из багажника несколько банок импортного пива и огромного вяленого леща.
- Почему-то у меня плохое предчувствие,- сказал Азат, когда они уехали,- уж не те ли это ребята, которые затравили Колю?
- Да похоже,- подтвердил я,- может завтра утром откажемся, пока не поздно?
- В том-то и дело, что поздно. Они же нам уже и аванс дали. Так что давай приступать к работе.
  Была пятница. Как говорится, не начинай в пятницу, а то будешь пятиться. Поэтому мы начали работу в субботу утром.  «Шкафы» привезли всё необходимое для работы и уехали опять оставив нам пива и бутерброды. Работа спорилась хорошо и к вечеру мы уже закончили с рихтовкой. Легли спать довольно поздно, но были довольны тем, что основная работа уже сделана. Поднявшись в воскресенье рано утром, мы решили сходить в магазин взять продовольствия, а потом уже продолжать работу. Мы вернулись минут через сорок, позавтракали и стали собирать машину. А после обеда мы уже приступили к покраске и вечером всё было готово. Осталось ещё раз зачистить некоторые места наждачной бумагой и покрасить. Мы поставили возле машины калорифер, чтобы краска скорей высохла и легли спать, а среди ночи встали и покрасили ещё раз. В понедельник, когда приехали хозяева проверить, как идёт работа, всё было готово. А мы договаривались на вторник. Наша работа всем понравилась и все были очень довольны, что машина готова на день раньше срока.
- Ну что, Лёзик, выгоняй машину из бокса и будем рассчитываться с мужиками,- сказал старший из «шкафов».
- Эй, мужики, а где ключи зажигания? О! А где магнитофон? Слышь, Капитан, да нас, кажется, обчистили!- Обратился Лёзик к старшему.
- Ребята наверно просто запрятали чтобы не было неприятностей, так же мужики?
- Нет мы ничего не прятали,- с растерянным видом, ответил Азат.
- А где же тогда ключи и магнитофон с кассетами? Здесь были кассеты со всеми концертами «Абба».
-Интересно, где всё подевалось, здесь же кроме нас никого не было. А где сторож?
  Когда мы нашли сторожа, он сказал:
- Когда Вы ходили за продуктами, я тоже отлучился на несколько минут в ларёк за сигаретами, но как раз в это время пришёл Олег и я оставил мастерскую под его присмотром. Ведь Вы, уходя закрыли мастерскую.
- Значит это его рук дело, тем более, что когда мы пришли его уже здесь не было.
  В это время во двор вошли два мальчика, лет десяти-двенадцати.
- Мы видели, как Олег открывал бокс, а потом вынес от туда что-то завёрнутое в бумагу.
- Ну, теперь нам его не найти,- заметил я.
- В общем так, мужики, нам ваши разборки не интересны. Разбирайтесь сами. Но чтобы завтра утром всё было на месте и замки в дверях и замок зажигания были поменяны, если нет, то вам придется купить у нас эту машину.- Подытожил Капитан.
- Вот это влипли! Что же нам теперь делать?- заволновался я, когда «шкафы» уехали.
- Значит так. Ты пока оставайся тут, чтобы ещё чего не случилось, а я поеду домой там, в соседнем бараке, живёт мой хороший знакомый начальник уголовного розыска майор Шевчун. Он сейчас должен быть дома. Он нам поможет. Ты только никуда не отлучайся. Вдруг понадобишься.
  И Азат умчался на автобус. Вернулся он часа через три и рассказал, что он нашёл майора Шевчуна не дома, а в райотделе. Тот внимательно выслушал Азата и сказал:
- У нас недавно привлекался один Олег за соучастие в угоне машины, но его пришлось отпустить так как он не совершеннолетний, если это тот самый Олег, то у меня есть все данные на него.
  Посмотрев досье Олега они убедились, что Олег именно тот которого мы очень хотим видеть. Они сели в милицейскую машину и поехали по адресу по которому проживали родители Олега, хотя были уверены, что его там не будет. Его там действительно не оказалось, но зато мать Олега сообщила, что он в таких случаях часто уезжает к бабушке, которая живёт в деревне километрах в ста от Ульяновска.
- Азат возвращайся на работу, а после работы жди меня дома пока не дождёшься.- Сказал Шевчун и уехал в деревню.
  Мы с Азатом подумали и пошли к нашему шефу. Ведь беда общая и разбираться надо сообща. Это мы так думали, но шеф думал иначе.
- Вы принимали эту машину сами. Я ничего об этом не знал. Вот теперь сами и расхлёбывайте эту кашу.- Заявил он.
- Алексей Георгиевич, может быть Вы ещё скажете, что и сторож тут не причём?- Спросил Азат.
- Конечно не причём. Ведь всегда, если Вы работаете в выходные дни, то его отпускаете домой. Вот и сейчас он мог вообще уйти домой. Я бы на его месте так и сделал и был бы прав. Так что, ребята, не ищите виновных в этом деле, а выкручивайтесь сами.- Подытожил шеф.
  Мы закрыли мастерскую и поехали домой. Света очень удивилась, увидев нас так рано дома.
- Что случилось?- Забеспокоилась она.
- Ничего страшного не случилось. Это тебя не касается, занимайся лучше детьми.- Успокоил её Азат.
  Мы сели на кухне и стали ждать Шевчуна. Он появился только в два часа ночи, а мы так и не ложились. Увидев, что подъехала его машина, мы сломя голову выскочили на улицу.
- Ну, рассказывай, как наши дела? Не томи!
- В общем нашёл я Вашего гадёныша. Приехал в деревню, нашёл избу, в которой живёт его бабка.
- Где Олег?- Спрашиваю
- Откуда мне знать, где он. Я его давно не видела. А что случилось?
А он в это время спал в сарае на сене. Ну и сидел бы себе тихонько. Я бы его там никогда не нашёл. А он испугался, что я его искать стану и найду, и выскочил из сарая и стал убегать по огороду. Но я во время его заметил и погнался за ним. Бегу, чувствую не догнать мне его. Кричу ему:
- Стой стрелять буду!
Он бежит не останавливается. Тогда я выстрелил вверх. Он не останавливается. Я думаю:
- Сейчас выстрелю в его сторону может быть тогда испугается.
Выстрелил и в это же время споткнулся и упал. Как я его не убил один Бог знает. Пуля попала ему в штанину не задев ногу. Тут только он испугался и поверив, что я не шучу, остановился. Ну, я быстренько поднялся, подбежал к нему и надел на него наручники.
- Ещё раз побежишь, убью при попытке к бегству. Понял?
- Понял.- Пробурчал он себе под нос.
Я посадил его в машину и мы отъехали метров пятьдесят от бабкиной избы. Я остановил машину и спрашиваю:
- Где дел магнитофон с кассетами и ключи? Советую тебе сразу рассказать всю правду, если не хочешь на всю жизнь остаться калекой. Ведь ты уже знаешь, как у нас умеют бить.
- Магнитофон я продал вместе с кассетами. А ключи не брал.
- Кому продал?
- Не знаю. Я его первый раз видел.
- За сколько продал?
- Мне хватило пообедать, купить сигарет и мороженое.
- И ты думаешь, что я тебе поверю? Ведь ты прекрасно знаешь что почём, а тут за даром отдал японский магнитофон. Чего это вдруг?
- А мне очень кушать хотелось.
- Ладно поехали,- сказал я и мы поехали. Когда проезжали по мосту через Волгу, я остановился, вышел из машины и вытащил за шиворот Олега.
- Так вот, Олег, рассказывай правду или я сейчас сброшу тебя с моста и никто не узнает где могилка твоя.
- Не сбросишь, я малолетка и за меня тебе столько припаяют, что на всю оставшуюся жизнь хватит.
- Ну тогда поплавай, если выплывешь.
С этими словами, я взял его за щиколотки, перевернул вниз головой и перетащил через перила моста. Он с начала барахтался, а потом затих.
- Олег рассказывай, я не шучу,- сказал я и выпустил одну ногу из руки.
Он молчал. Тогда я выпустил и вторую щиколотку и схватил его за штанину. Штанина под его весом начала, с начала потихоньку, а потом всё быстрее, рваться. Он молчал и я молчал. Было слышно толь как рвётся штанина. И тут его нервы не выдержали:
- Х…ор..ро…шо я ррр..асскажу,- заикаясь прокричал он.
Ещё бы несколько секунд и он бы оборвался. Я ели-ели успел его вытащить. После этого он ещё минут пятнадцать трясся и плакал, потом рассказал:
- Магнитофон с кассетами я зарыл в сарае под сеном, а ключи были в кармане, но выпали когда ты меня перевернул вниз головой.
Пришлось возвращаться в деревню и откапывать магнитофон. А ключи всё равно не нужны ведь Вы замки менять будете.
- Да, придется менять. А где сейчас Олег?
- Сидит в КПЗ. Будем оформлять в колонию для малолетних преступников. Хватит за ним охотиться. Но магнитофон я завра сам отдам пострадавшим. Чтобы у Вас с ними не было проблем. Утром поедем к Вам на работу вместе на моей машине. Всё расходимся.- Закончил он.
- Большое спасибо!- Только и смогли промолвить мы.
  Утром он заехал за нами, как и обещал. По дороге мы заехали в автомагазин и купили замки в двери и замок зажигания. Пока мы меняли замки, майор Шевчун оформил протокол происшествия и сказал:
- Это на тот случай, если они от Вас не отстанут и начнут шантажировать, тогда я буду разговаривать с ними по-другому.
  Вскоре и наши «шкафы» подъехали. Они, конечно, не ожидали, что мы уже и замки поменяли и магнитофон с кассетами на своём месте. А тут ещё и майор, которого они прекрасно знали и также прекрасно знали, что с ним лучше не ссориться.
О чём они беседовали почти целый час мы не знаем, но после беседы «шкафы» подошли к нам и Капитан сказал:
- Очень жаль, что вы, как сказал майор, не хотите купить нашу машину, но вы нам понравились и мы с вами будем дружить.
- Ребята,- черт меня дёрнул вставить своё слово,- мы вам вернули всё, что у вас пропало и машину восстановили, а вы нам за работу не заплатили.
- Слышишь, Капитан, что он базарит? Может проверить где у него печень?- Воскликнул Лёзик и ударил пяткой в верхний угол дверной коробки.
  После его слов, я чётко ощутил своей печенью его удар, хотя он меня и не ударил.
- Ты, мужик, думай прежде, чем говорить, если не хочешь нам заплатить моральный ущерб, а он ценится на много больше, чем ваша работа,- сказал Капитан, садясь в машину и они уехали.
- Да, Петрович, было хорошо, а стало ещё лучше. Теперь они от Вас не отстанут,- сказал Шевчун и тоже собрался уезжать.
Азат подошёл к нему и, наклоняясь над дверкой машины, ещё минут пять о чём-то беседовал с ним.
  Когда майор уехал, я спросил Азата:
- Какие указания ты получил от него на последок?
- Я спросил его, как нам его благодарить и он сказал, что денег ему не надо, но он надеется, что если ему нужна будет наша помощь, то мы ему не откажем.
- В общем, хрен редьки не слаще. И я боюсь, что теперь мы будем бесплатно работать, как на майора, так и на наших «шкафов».- Подвёл итог я.
  И тут мне вспомнилось по какой причине я оказался в Ульяновске. Как говорится, от чего ушёл к тому и пришёл, но то было дома, а дома и стены помогают. А кто поможет мне тут, если что-нибудь случится? Одноклассница и так помогла, чем могла. И совсем не нужно что бы она знала о моих теперешних проблемах. Да и вряд-ли она чем- либо сможет помочь в такой ситуации. Азат в одинаковом со мной положении. А в слух я сказал:
- Да, Азат, мы с тобой в дерьме по самые уши.- И я рассказал ему свою историю.
- Ладно поживём, увидим, чем всё это закончится.- Сказал Азат и по всему было видно, что он очень расстроен.
- Мне всё-таки легче я один, а у Азата семья,- подумал я.
  После этих событий прошло дней десять. Никто нас не тревожил и мы уже стали успокаиваться и даже шутить между собой иногда.
  Но в один прекрасный день, рано утром, когда мы собирались завтракать перед уходом на работу, в дверь квартиры Азата позвонили.
- Интересно, кто бы это мог быть в такую рань?- Возмутился Азат и пошёл открывать.
Он не возвращался довольно долго.
- Азат, завтрак остывает.- Позвала его Света.
- Молчи женщина. Сейчас иду.- Прозвучало в ответ.
Когда он вернулся, то рассказал следующее:
- Приходил Шевчун. У него какие-то заморочки с машиной. Сказал, что сегодня ближе к концу дня приедет к нам в мастерскую и чтобы мы не уходили и дождались его.
- Ну вот и началось.- Сказал я.
- Что у Вас опять началось?- Спросила Света
- Работа началась и нам, скорее всего, придется пожить некоторое время в мастерской. Во всяком случае сегодня дома ночевать не будем. Это точно.
  В конце рабочего дня, как и обещал, в мастерскую приехал Шевчун на своей служебной машине, а за ним заехал грузовик в кузове которого были два «Жигулёнка».
- Вот, ребята, в виде платы за мою услугу, сделайте пожалуйста, мне услугу. Из этих двух «Жигулей» надо сделать одни, но так, чтобы комар носа не подточил. Один кузов, как видите, помят сзади, а другой спереди. Не мне Вас учить, что надо делать и как. Если надо будет перебить номера кузовов, это сделают без Вас. На всю работу даётся неделя. Это с покраской. Так что, ребята, поторопитесь!
- Тогда сходи к нашему шефу, скажи чтобы подождал с текущей работой. Иначе мы не успеем.- Попросил Азат.
- Всё в порядке, можете приступать к работе,- заявил Шевчун, когда вернулся от шефа.
  И мы приступили. Целую неделю мы практически не выходили из мастерской ни днём ни ночью. И вот, когда работа была практически закончена, к нам заявились старые знакомые «шкафы».
- Привет, мужики,- обратился к нам, как к старым друзьям, их старший,- кто-нибудь обижал вас пока нас не было? Если есть проблемы, то говорите, не стесняйтесь. Мы быстро порядок наведём.
- Спасибо, за заботу. Пока Бог миловал, никто не обижает.- Ответил я.
- Вот и прекрасно. А у нас небольшая проблема. Вот видите? Зацепили немножко крыло.
Надо подрихтовать и подкрасить. Мы и краску привезли.
- Хорошо! Только пусть кто-то из вас мне поможет, потому что Азат сейчас красит и помочь мне не может.- Сказал я.
- Без проблем. Когда подъехать за машиной?
- Вечером заберёте, если краска высохнет.
Они оставили одного из своих и уехали.
Удар был не сильный и крыло отрихтовалось без особых усилий. Когда бандиты приехали, уже и краска высохла. Всё было готово. Они были довольны. Оставили нам несколько банок пива и варёных раков, и укатили. И вообще вели себя, как нормальные люди. Даже поблагодарили и пожали руки на прощание.
- К чему бы это они такие хорошие стали?- Удивился Азат.
- Не иначе, как завтра опять приедут.- Ответил я.
  И я оказался прав. На следующий день, ни свет ни заря, они явились опять.
- Мужики, вы нормально сделали вчера нашу машину, даже не заметно где был удар.- Начал их «Капитан». Но беда одна не ходит. Сегодня надо ещё одну привести в порядок.
Но здесь работы по больше, а нам она нужна на послезавтра.
- Да тут работы на неделю. Даже, если мы будем работать круглосуточно, то и тогда мы не успеем до послезавтра.- Сказал я осмотрев машину.
Они посовещались и старший сказал:
- Ладно, даём вам ещё два дня. Хватит?
- Я свою работу знаю и, если говорю, что здесь на неделю работы, то это как минимум. И, кроме того, нужен повторитель поворотов, молдинг, лонжерон и краска. И договаривайтесь с нашим хозяином, чтобы разрешил делать вашу машину без очереди.
- Хозяин дал добро, я у него уже был. Ты настырный мужик, ладно завтра мы привезём всё, что надо, а через неделю будем забирать машину.
- И заберите, пожалуйста, из машины магнитофон, кассеты, ключи и всё, что есть ценное. Чтобы потом у нас не было проблем.- Вставил своё слово подошедший хозяин мастерской.
   На следующий день забирал свою машину Шевчун. Когда мы ему рассказали, что вчера приезжали бандиты и сейчас мы им срочно делаем машину, он сказал:
- Ну, и что же в этом плохого? Какая Вам разница кому делать машину и кто Вам будет деньги платить?
- В том-то и дело, что они даже не спросили сколько это будет стоить. А мы побоялись назвать цену, во избежание неприятностей. Хорошо ещё, что Петрович настоял на своём, что раньше чем через неделю мы сделать эту работу не успеем.- Ответил Азат.
- Нет, ребята, тут Вы не правы. Надо было, как с любым клиентом, договориться о цене и,
если им бы не понравилась названная сумма, Вы могли отказаться ремонтировать им машину. Ведь Вы им ничего не должны. А теперь, что они дадут тем и будьте довольны. Сами виноваты.
- Я представляю, что было бы, если бы мы стали с ними торговаться.- Сказал я.
- А что было бы?
- Да они бы, после окончания работы, нашли тысячу причин чтобы не заплатить нам. А в конечном итоге,  мы бы остались им должны на всю оставшуюся жизнь. Я ещё не слышал, чтобы они кому-нибудь платили.- Ответил я.
- Может быть, Вы и правы.- Сказал Шевчун и уехал тоже не спросив сколько он нам должен. Да мы, конечно, ничего с него и не взяли бы. Ведь мы не забыли какую услугу он нам сделал.
  Он появился у нас опять когда мы ещё не успели закончить машину «Шкафов».
- Ребята, я понимаю, что у Вас полно работы, но тут такая ситуация, что надо срочно отрихтовать машину моему куму. Он собрался в отпуск ехать своим ходом и, надо же такому случиться, попал в аварию. А поездку отменить нельзя. Вся надежда только на Вас. И ехать ему надо через три дня.
- Но ты же знаешь, что мы сейчас заняты бандитской машиной и отставить её, сам понимаешь, мы не можем. Через день они приедут её забирать, а у нас с ней ещё много работы.
- Кум будет Вам помогать. Что скажете, то и будет делать. И на своей машине и на бандитской.
- Но пойми и ты нас, мы уже два месяца вкалываем без выходных и днём и ночью. Думали, что закончим с бандитами и отдохнём пару дней, а теперь опять работа от темна до темна. Да что там отдохнём, когда мы дома не были уже неделю. Дети скоро забудут какой у них отец.- Возмущался Азат.
- Ну вот сделаете моему куму машину и отдохнёте.
  Но когда мы сделали эту машину и кум забрал её сказав: «Большое спасибо» и даже не вспомнил об оплате, мы ему вежливо намекнули, а он нам ответил:
- Ребята ведь я работал вместе с Вами. Делал всё, что вы говорили и не только по моей машине однако никакой оплаты у Вас не прошу.

 В этот же день приехали наши «друзья» бандиты, которым опять надо было срочно сделать машину. Создавалось такое впечатление, что они договаривались с Шевчуном и, как только мы заканчивали делать его машину, сразу же пригоняли свою. И наоборот.
И только тогда мы поняли, что этому не будет конца, а когда поняли я сказал:
- Азат, я приехал в Ульяновск за тысячи вёрст, чтобы заработать деньги. Но, вот уже два месяца, мы зарабатываем копейки, которые тут же проедаем. Мало того, что с такими успехами я ничего не соберу, но я постоянно боюсь что мы вообще останемся нищими. А такая перспектива меня не устраивает.
- Что ты предлагаешь?
- Я предлагаю, в следующий раз, когда приедут бандиты или Шевчун, просто отказаться делать им машины. А, если станут наезжать, то вообще уйти с этой работы и искать другую. Думаю, что без работы мы не останемся.
- Петрович, они же прекрасно знают где мы живём. И если мы пойдём работать в другую мастерскую то, через несколько дней, они нас и там найдут и тогда уже наедут конкретно.
- Тогда я вынужден уезжать домой. Бесплатно работать я могу и там. Хочешь, поехали со мной. У меня там своя мастерская. Будем отстёгивать положенную часть «Крыше», что-то и нам останется. Забирай свою семью и поехали. Я у тебя жил пол года, теперь ты поживёшь у меня. Вы мне уже стали, как родные.
- Ну что же, езжай. Так, наверно, будет правильно. Спасибо за приглашение, но твой дом там, а мой тут и поэтому я останусь. А ты и правда уезжай, а то действительно с такой работой без штанов останешься.
- Азат, я был бы очень рад, если бы Вы поехали со мной. Поэтому ты хорошенько подумай несколько дней, а потом дашь мне ответ.
- Тут и думать нечего. Я сказал, что не поеду, значит я останусь здесь. Даже потому, что я татарин, а Татария здесь рядом и я без неё не смогу так же, как ты не можешь без Украины.
Мы поработали ещё месяц. Наши «друзья» дали нам возможность отдохнуть от них и неплохо заработать. После этого я не стал больше испытывать судьбу и начал собираться домой. Сборы мои заключались в том, что я купил себе кое-что из одежды, сувениры родным, близким и друзьям и каждый день ходил на вокзал отмечаться в очереди за билетом. Очень хотелось уехать на фирменном скором поезде «Ульяновск-Москва».
В конце концов упорство победило, билет был куплен. На вокзале меня провожали, ставшие за эти несколько месяцев такими близкими, Алла со своей семьёй и Азат тоже со всей своей семьёй. Когда по вокзальному радио объявили, что посадка закончена и духовой оркестр заиграл «Прощание славянки», то у меня на глазах выступили слёзы и к горлу подступил комок. Я заметил, что и все остальные тоже не остались равнодушными. И я, уже стоя на подножке вагона, замахал рукой и прокричал:
- Прощайте друзья, прощай Ульяновск!!!

                ------------------------------------

         25. 09. 2006. г. Прилуки                А. Лихтарёв