8. НИИ 10, день первый

Лана Невская
«Ольга  Николаевна»     Сборник рассказов

Рассказ восьмой  « НИИ 10,  день первый» (без сокращений)

Наши посиделки с Ольгой Николаевной стали регулярными, и я уже не представляла себе, что в следующий  вторник я не увижу свою, теперь уже – подругу,  и не прочту ее очередной рассказ-воспоминание. Мы стали встречаться  не только за чайным столом, но и в парке или в соседнем тенистом дворе, куда я вывозила Ольгу Николаевну по ее просьбе.
Устроившись в тенечке,  я получала очередной печатный материал с рассказом  из ее жизни.  Она писала о событиях не в хронологическом порядке,  а так, как ей вспоминалось. Неизменным оставалось только «О.Н.» в конце каждого рассказа, как гербовая печать под важным документом.

Так было и в этот раз. Устроившись на лавочке в тени старых лип, Ольга Николаевна протянула мне очередной рассказ с интригующим названием «НИИ 10, день первый».
- А-а! Это тот самый НИИ, в который Вы попали по распределению? Помню - помню! – воскликнула я.   
- Прочитайте и посмотрите: я там ничего лишнего не сболтнула?- попросила она. -  Правда,  столько лет с тех пор прошло, но бдительность осталась!

Я взяла текст и стала читать. А Ольга Николаевна  задумчиво смотрела вдаль сквозь кружево  листьев старых лип, видимо, вспоминая молодость и свой первый рабочий день в НИИ 10…

                * * *   

- Было уже начало сентября, мои институтские друзья  давно работали, а я все еще ждала злополучный допуск в свой доблестный  НИИ 10!
Наконец, 5 сентября мне позвонили из отдела кадров и  радостно сообщили, что допуск на меня, наконец, пришел, и завтра я  могу приступить к работе.

- Приходите  завтра  к 10 утра,  с Вами проведут ознакомительную беседу по режиму и технике безопасности, подпишите необходимые бумаги и – милости просим на рабочее место! – бодро отчеканила знакомый текст сотрудница  отдела кадров, а у меня по спине пробежали мурашки.

- Все! Кончилось беззаботное детство, начинается взрослая жизнь!       И это – уже навсегда! – внутренне сжалась я.
Но потом вернулась в естественное состояние и стала лихорадочно соображать:  в чем явиться в новый коллектив  в первый рабочий день. Ведь, как известно, встречают-то по одежке… А вот с одежкой-то у меня было , мягко говоря, - не очень!

Дело в том, что после знаменитого путешествия в Одессу, я лишилась почти всего своего гардероба. Сшить новое еще не успела. А купить что-то в те времена было не так-то просто.
           Сообщив маме о грядущем начале своей трудовой деятельности,  я выразительно спросила:
- Мам! Как ты думаешь, в чем мне пойти завтра на работу?  Я тут просмотрела жалкие остатки своего гардероба и  что-то не нашла там ничего приличного!  Может, посмотрим вместе?

Мама удивленно посмотрела на меня: последние лет восемь я вообще не советовалась с ней, что мне надеть. Я сама себе шила наряды по своему вкусу. Спасибо маме, что откладывая шитье моего очередного  платья, она вынуждала меня браться за иголку и сначала доделывать, а потом уже – и кроить,  и полностью шить себе наряды.

Вот так же, на «слабо»,  я научилась вязать после рождения дочери. И первой вещью, связанной своими руками, было детское пальтишко на годовалую дочь. Когда умеешь шить и представляешь, как выглядят отдельные детали, связать их и собрать в изделие достаточно легко. Пальто было красивого салатового цвета с белым орнаментом. Мне самой оно нравилось,  и я гордилась своей первой работой!

А вот  вязать носки и варежки на 4-х спицах я не люблю. Спицы тонкие, все время их ловить приходится! Я освоила это, связала пару раз,  для тренировки, поняла, что умею, и больше никогда не вязала.   Времени уходит много, а удовольствия от процесса никакого!

Так вот, увидев в глазах мамы искреннее удивление, я сразу взяла «быка за рога»:
- Мамуля! Пойдем в магазин и купим мне что-нибудь новенькое! Я понимаю, что мое легкомыслие не вписывается в наш семейный бюджет, но  не могу же я прийти в первый день Бог знает в чем!

- Ну, что с тобой делать? Придется что-то поискать! Поедем сразу в ГУМ. Может,  что-нибудь там найдем, - вздохнув, согласилась мама, без всякой надежды на успех этого безнадежного предприятия.

Обычно что-то приличное «выбрасывали» на прилавки магазинов в конце месяца для выполнения  плана. А сентябрь только начался,  и вряд ли где можно было найти дефицит в это время. Но проблема стояла,  и ее надо было как-то решать.
В ГУМе мы сразу встали в какую-то длинную очередь, и я стала выяснять,  что же мы сможем получить на финише?
Оказалось, что стоим мы за английскими брючными костюмами трех расцветок: черными, синими и красными. Купить такой костюм было бы немыслимой удачей! Но народу было много, костюмов – неизвестно,  результат проглядывался весьма туманный.  Мы стояли и еще пытались выбрать цвет: синий или красный. После трех часов мытарств в очереди я была уже согласна на любой цвет, лишь бы достался костюм. В результате, отстояв почти  полдня,  мы, счастливые, вышли из магазина с черным костюмом.
 
Костюм был великолепный и сидел на мне как влитой!  Черные брюки и черно-белый полосатый верх,  дополненный   блестящими  пуговицами, делали меня в нем безукоризненно элегантной.
Подобрав к нему подходящую сумку, я вертелась перед зеркалом и любовалась собственным отражением. То, что я видела, меня вполне устраивало,  даже нравилось  (что редко бывает)!

Итак, одна, и главная, проблема была решена. С прической я справлюсь сама, обед возьму с собой – кто знает, есть ли там столовая или буфет. Я смутно представляла, как сложится этот первый день, будет ли у меня сразу рабочее место и какое-то занятие или задание, но на всякий случай положила в сумку ручку и  чистую общую тетрадь. Больше ничего путного мне в голову не пришло, и я решила, что вполне готова к началу трудовой деятельности.

  К моему удивлению, ночь я спала спокойно, не заморачиваясь размышлениями о завтрашнем дне. Вот что значит молодость!
Утром встала, пригладила перышки и ,  вполне довольная собой, отправилась на работу.

В проходной около отдела кадров уже стояло несколько человек разного возраста, которые тоже пришли первый раз. В основном – молодые.
В начале одиннадцатого к нам вышла симпатичная  женщина лет 35-ти и предложила пройти к окошку  бюро пропусков, чтобы  выписать разовый пропуск для прохода на территорию. Мы повиновались и через 20 минут дружной толпой отправились на процедуру посвящения в сотрудники НИИ.

  Нас ознакомили с правилами техники безопасности, рассказали, куда бежать в случае «если что вдруг…», рассказали об особенностях работы на режимном предприятии, завершив все фразой:
- Вышли за проходную в конце рабочего дня – и забыли все, что Вы здесь видели или слышали! И никаких контактов с иностранцами! Ибо … все тайное обязательно станет явным!

На этой торжественной ноте нас выпустили на волю,  приблизительно  объяснив, куда  идти к месту работы. И мы разошлись…
Успев по пути раза три предъявить пропуск, я, наконец, попала на нужный этаж к кабинету моего будущего начальника. На табличке значилось:
Начальник ППО
Воробьев Василий Акимович

Я постояла несколько секунд перед дверью, поправила прическу и постучалась.
-Войдите! – раздался из-за двери озабоченный мужской голос.
 – Открыто!
Я глубоко вздохнула и решительно открыла дверь.

В небольшом кабинете за столом,  заваленном  огромными папками с  грифом «Сов. Секретно» на обложке,  сидел  пожилой, очень сутулый,  мужчина лет 55, с внимательными  серыми глазами, и чуть склонив голову набок,  вопросительно  смотрел на меня. Он действительно был похож на нахохленного воробья, которого вот-вот прогонит соседская кошка.

Я постаралась внятно объяснить, откуда я тут взялась и зачем, а он удивился, что его не пригласили встретить меня в проходной. Мы обменялись мнениями по этому, теперь – уже вовсе не животрепещущему вопросу, побеседовали о моей должности и основных обязанностях, выяснили, что зарплата у меня будет не 120 руб., как обещали на распределении, а только 110 – по штатному расписанию, и начальник повел меня на рабочее место – знакомить с коллективом.

Поскольку это был  плановый отдел, то и коллектив оказался женским на 99% - кроме самого начальника и еще одного сотрудника мужского пола со странным именем Адольф и фигурой потрепанного  медведя гризли.
На звук кодового замка и открывающейся двери весь коллектив в составе 11 человек дружно поднял головы и уставился на меня.
- Да-а! Тот еще коллективчик! – с внутреннем напрягом подумала я и, вежливо улыбнувшись,  поздоровалась. Начальник представил меня и, пожелав успехов в работе , ушел, а я осталась стоять на пороге под изучающими взглядами двух десятков проницательных женских глаз.
- Ну, проходи, молодой специалист! Вот свободный стол у окна, занимай! – сказала мне одна из женщин в очках , с редкими волосенками и выпуклыми глазами, как у всех больных с нарушением функции щитовидки. Как оказалось, это была начальник бюро и мой непосредственный начальник – Ольга Андреевна Санько.
Прекрасный человек, чистюля и отличная кулинарка, она стала для меня наставницей и в работе и в жизни. Трудяга, она не разгибала спины на работе, а дома ее ждали сын и муж, который работал в конструкторском отделе этого же НИИ. Пара это была очень удивительная. Они уже отпраздновали серебряную свадьбу, имели взрослого сына, но Ольга Андреевна командовала мужем так, как немногие мужчины выдержали бы!

Каждый день Евгений Адамович заглядывал к нам в комнату и с порога говорил:
- Оля! Рубль давай! Обедать пора!
Она , не спеша, поворачивалась в сторону двери и протягивала ему деньги, одновременно оглядывая мужа с головы до ног. Пока он шел от двери до ее стола, она могла сказать примерно следующее:

- Санько! Опять у тебя штаны на яйцах висят! Ну-ка, подтяни!

- Ладно, Оля, ладно! Деньги давай, - и я пошел! – ничуть не смущаясь говорил Санько, брал рубль и удалялся, на ходу поправляя брюки.

Я сначала от ужаса вжималась в стул и делала вид, что занята работой. Мне казалось, что такой тон неприемлем в отношениях между мужем и женой. Но… люди  все разные и живут по-разному. Потом я убедилась, что если кто хоть слово плохое про ее Женю скажет – без хлеба съест! Как тигрица бросится на обидчика. И он жену обожал и полностью подчинялся ее решениям. А деньги она ему выдавала дозировано просто потому, что если они оказывались у него в излишке, он моментально покупал что-нибудь ненужное в данный момент в хозяйстве, и деньги просто улетали на ветер. А они тогда копили на машину. И если бы не жесткая экономия – нужную сумму им бы никогда не собрать!
Слева от меня сидела крупная дама предпенсионного возраста, обладающая всеми знаниями о семейной жизни и богатым жизненным опытом, которым она щедро делилась с молодежью и вообще – со всеми желающими. Она никак не хотела смириться с наступающим на нее возрастом и искренне удивлялась , когда приходила на работу вся запыхавшаяся , и плюхаясь на стул и швырнув тяжеленный портфель с документами на стол, обливаясь потом от изнуряющего ее климакса, с возмущением говорила
-Ну, надо же! Вроде я бегу, быстро бегу, а меня все обгоняют и обгоняют!

Я теперь часто вспоминаю эту ее фразу, когда переступила финишную черту и сама почувствовала, что мой «бег» сравним с черепашьим, и с этим надо смириться!

Но все это было уже потом, а в этот день я тихо села за стол, сунула сумку в ящик и оглянулась по сторонам: чем бы заняться?
- Ольга Андреевна! – обратилась я к своей начальнице. – Может, я могу пока чем-то помочь? Надо же входить в курс дела!
Она посмотрела на свой стол, достала откуда-то из ящика большую канцелярскую книгу и протянула ее мне.
- На, посчитай пока! Там итоги карандашом написаны, август разнесен, только новый итог на 1 сентября вывести надо. Сумеешь?- спросила она и протянула мне большие бухгалтерские счеты. Калькуляторы появились уже позже, а «феликсы» были только у начальника и замов.
- Попробую! – ответила я и взяла протянутые мне книгу и счеты.
Столы стояли так тесно, как на коммунальной кухне, поэтому  вставать было вовсе не обязательно.
Я открыла первую страницу, посмотрела, что и как надо считать, придвинула к себе счеты и…спиной почувствовала, как коллектив замер и уставился на меня.
- Ага! – сообразила я причину такого внимания. – Думаете – дурочка пришла? Счеты в глаза не видела,  и считать не умею? Сейчас я вам покажу!
Я открыла первую страницу и защелкала костяшками со скоростью заправского бухгалтера. В комнате стояла тишина, только слышался стук костяшек и редкое покашливание Ольги Андреевны: у нее от щитовидки было  постоянное першение в горле.
Через полчаса все сто страниц шахматки были просчитаны, и я вернула книгу владелице.
- Что-нибудь еще? – с невинным видом спросила я.
- Девочки! У кого еще книги не просчитаны? Давайте сюда! А где ты научилась так хорошо считать на счетах? Насколько я знаю, в институте считают на логарифмических линейках и на «феликсах».

- У меня дедушка был бухгалтером, счеты в доме были. Я сначала на них кукол катала, а потом мама научила меня на них считать. Но главную закалку  я прошла в булочной-кондитерской, где мы с подругой отбывали практику после третьего курса. Каждые два дня, сдавая смену, мы должны были посчитать сумму остатков товара: хлеба, конфет, пряников…
Все было расфасовано в пакетики, на каждом стояла цена. Вот и надо было посчитать сумму остатков.
 
Чтобы не ошибиться, мы с подругой считали в четыре руки. Если наши результаты совпадали – значит все правильно. Если нет – считали заново. И так мы там наловчились считать на счетах, что даже кассиры удивлялись.

Никогда не думала, что эти навыки мне когда-нибудь пригодятся.  Ан – вот как вышло! Удивила я почтеннейшую публику!
Пока мы обменивались информацией, подошло время обеда, и меня повели в столовую. Но это уже отдельная песня!

                О.Н.