"Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лк. 18, 9-14).
Начинается неделя подготовки к Великому Посту, которая именуется Неделей Мытаря и Фарисея.
Весь Великий Пост и подготовка к нему это время духовного осознания себя и покаяния для очищения души. Время в течение 4 подготовительных недель, 40 дней Великого Поста и 8 дней Страстной Седмицы. Когда у каждого духовно зрелого человека есть возможность УВИДЕТЬ В СЕБЕ духовные ошибки, принести искреннее покаяние в них, через то очистив собственную душу от свойственных ИМЕННО ЕЙ изъянов. Чтобы стало и лучше на душе, и в жизни.
В этом Великая Сила Великого Поста!
Говоря про притчу о мытаре и фарисее, описанную в Евангелии от Луки, стоит проникнуться главной сутью ее: «всякий возвышающий себя унижен будет, а всякий унижающий возвысится».
Да, это так. Скромность и смиренномудрие являются бриллиантами души человеческой во все века жизни человечества и в разных ситуациях ее.
Но что стоит увидеть дополнительно? Присмотримся и увидим.
Главная сила христианства – это возможность духовно-нравственного возрастания человека. Это совершенствование микрокосмоса своей души, чтобы было ей благодатно.
Все обряды, притчи, весь дух христианства пронизан именно этим - духовным преобразованием всего человека, улучшением его.
Мне не хватает в ситуации мытаря и фарисея третьей фигуры – сбалансированной и возможно, наиболее распространенной.
Посмотрим на роли и ситуацию этих людей в этой сцене "Мытаря и Фарисея".
Мытарь – сборщик налогов, податей. Он обирает людей и несет деньги в казну Римской Империи. И себе тоже оставляет, свою долю. Не всегда законно, но так. Такой жизнью и живет. Духовная или худая она?
Подвиг покаяния мытаря в том, что он осознал это и захотел исправиться, жить по-другому. Именно поэтому силен его возглас - молитва: «Боже, милостив буди мне грешному». Эти слова сильны именно осознанием и воплем души человеческой, жаждущей изменения. И именно по этой силе Бог отпускает грехи мытарю. Если убрать эту силу осознания и мощь покаяния, то молитва «Боже, милостив буди мне грешному» вряд ли будет иметь оправдание. То будут пустые слова. А вот молитва с осознанием своих изъянов и жаждой изменения, этот крик души - спасает.
Она (такая покаянная молитва) истинно может спасти вора, разбойника, прелюбодея, если ему хватит правильного осознания и силы покаяния в крике души к Господу. Таких случаев было и будет очень много в жизни. Бог всегда помилует, если осознаешь свои упущения и крикнешь от всей души крик покаяния своего.
Вторая фигура – фарисей. Кто такой фарисей?
Это духовный консультант, книжник, знающий все тонкости в толковании Закона Божьего. Чем занимается он? Он дает людям духовные консультации за деньги и обучает их как правильно найти согласие с Богом, по уму. Наподобие риэлторской, аудиторской, юридической консультации.
Да, сам фарисей воспитан, он ведет правильный образ жизни, он – уважаемый человек. Ему, действительно, по меркам здравого человеческого смысла, не в чем особо каяться. Он образован, успешен, не занимается грабительством. Он зарабатывает на жизнь как любой консультант, предлагая консалтинговую помощь. В данном случае - духовную.
Единственный неблагоприятный момент во всем этом: фарисей ОТДАЛЯЕТ себя от других, противопоставляет, ОСОБО ВЫДЕЛЯЕТ в себе свою значимость. Он – не друг мытарю.Он сам для себя и в принадлежности к именитому сословию уважаемых людей.
Может быть это два огреха в духовном плане? Фарисей не любит не успешных людей, и слишком возомнил о себе, окрыленный своим успехом и уважением других.
Только ли фарисей или множество людей,не имеющих крепкого духовного фундамента, поднимаясь в статусе успеха и уважении, начинают презирать других? Менее успешных и удачливых. Начинают возносится над ними, славя себя.
Эту логику на уровне здравого смысла человеческого можно понять и даже оправдать.
В духовном плане такой ход мыслей и поступков вряд ли достоин оправдания. Духовность милостива, не возносится, не противопоставляет, не приписывает все себе.
Какого же третьего персонажа не хватает здесь?
Фарисей – одна позиция. Мытарь – другая, противоположная ей. Первый возомнил о себе, и кажется, что по заслугам. Другой увидел свои изъяны и глубоко с силой покаялся. До этого вел неправедный образ жизни, покаялся сейчас. Чтобы не мало, ни много - всю жизнь изменить свою к лучшему.
Третья, объединяющая позиция между ними - обычный плодотворный человек, создающий полезные другим результаты своим трудом и дарованиями. Именно таких персонажей не хватает во всех революционно – духовных течениях. Персонажей, которые описывают "золотую середину", благо повседневной жизни, а не ее экстремумы.
Есть грешники и праведники. Есть тезис и антитезис, прямое и противоположное. Но где синтез? Вот и нужен третий персонаж в этой сцене, "золотой середины", что в центре.
Задумаемся на секунду: не ПОСТОЯНСТВОМ ли духовной жизни как раз таки и надо достичь этого самого ЦЕНТРА И СИНТЕЗА - правильного, сбалансированного, ежедневного. Мы для того начинаем шаги в духовную жизнь, чтобы приобрести правильные полезные ЕЖЕДНЕВНЫЕ привычки духовной жизни, на постоянной основе. Усвоить или раскрыть В СЕБЕ духовную состоятельность. И тогда, со временем, не будет нужды всякий раз каяться с таким криком души как мытарь, но и не терять духовную благодать, возносясь как фарисей. Просто жить духовной жизнью на ПОСТОЯННОЙ ПРАВИЛЬНОЙ основе. Не это ли главное?
Кто же между мытарем и фарисеем? Кто в золотой середине?
Вот он!
Человек обычный, вполне талантливый, который по талантам проявляет свою активность в деле и по жизни. Где талантлив - там и компетентен. Он - в меру обученный, в меру практичный, живущий плодотворной и правильной жизнью на земле в согласии с различными закономерностями жизни, иначе именуемыми законами. Он, возможно, не настолько тонко в деталях эрудирован и почтен как духовный консультант – фарисей. Он никогда не зарабатывал на жизнь тем способом, каким это делал мытарь. Возможно, это к нему приходил мытарь за податями и брал с него налоги. Возможно, это он идет к фарисею, когда не знает как правильно поступить в духовном плане.
И этот человек, находясь между мытарем и фарисеем, в том же Божьем Храме, думает:
«Фарисей дает умные советы, начитавшись книг духовных, но сам не таков. И его советы не всегда помогают. Но мне нужны ответы. Кто откроет их мне?
Мытарь приходит ко мне и отбирает часть заработанных мной денег на налоги. Я обязан платить. Это – гражданский закон. Не заплачу – посадят в тюрьму. Нужно ли?
Но что остается мне? Как жить мне в этом всем правильно и быть счастливым? К кому же мне обратиться?
К Тебе, Господи! Вразуми и направь во благо, Ты, по Истине Твоей.
Помоги мне, Господи, Истинный и Любящий всех нас людей несовершенных – и меня, и мытаря, и фарисея, и многих других. Мы еще не очень сознательны, чтобы жить правильно. Пусть славится Имя Твое, Господи и вразумляет всех нас. Помоги мне Жизнодавче Господи, жить плодотворно, делая полезное людям дело и имея с него доход, клиентов, развитие жизни моей. Чтобы я мог и к фарисею сходить за советом, когда нужно и оплатить ему. И мытарю отдать налоги, коли таковы принятые законы. И приходя в Храм Твой, имел бы возможность пожертвовать часть денег нищим и нуждающимся. Чтобы я имел возможность сделать это, не отдавая последнюю рубашку, но от души и по реальным возможностям».
Кто этот человек? Так вот молящийся Истинному Богу?
Не мы ли с Вами?
Большинство духовных и разумных (не говорю - святых; святость -выше) людей? Тех что живут плодотворно и просят помощи и вразумления от Бога, понимая несовершенство мира, не видя тенденций к его быстрому совершенству, но желая жить защищенно, достойно, без возношения (как фарисей) и грабежей (как мытарь)?
Мы и сами стараемся, и Бога просим. При этом, Бог - всегда Главный. А Он имеет обыкновение слышать наши искренние молитвы и помогать нам. Стоит только присмотреться.
Не такой ли человек (а может и большинство из нас) восклицает: «Господи, никого не виню. Прости всех нас, неразумных. Но помоги строить свою жизнь и жить правильно и плодотворно, несмотря ни на какие неурядицы, в любые времена»?
И скажу честно, этот третий персонаж, стоящий и молящийся так между мытарем и фарисеем,очень мне нравится.
Он живой и плодотворный, думающий, действующий, понимающий. Он и сам много трудится, и на Бога уповает. Он любит Бога, как Высшее и Главное, и обращается к Нему с чистыми просьбами в молитвенном состоянии души. Не требуя, но советуясь, спрашивая, внимая. Он не осуждает людей, понимая и прощая им их слабости: и будучи слаб, и будучи силен.
А если он не всегда таков, но несколько хуже, не совершенней, то подобно мытарю, готов увидеть себя, свои ошибки и принести искреннее покаяние. При этом осознав остро ИМЕННО СВОИ духовные упущения и крикнув от всей своей души: «Боже, буди милостив мне грешному!».
И, уверен, будет помилован Им!