Апостол. Чтения перед Великим постом

Ольга Ролич
«Апостол» - книга Нового Завета.
Воскресные апостольские чтения (зачала) перед Великим постом

Ольга РОЛИЧ/«ЗАРЯ», г.Брест


     За четыре недели до Великого поста в Церкви - за Божественной литургией - читаются определенные отрывки (зачала) из Евангелия. В первое воскресенье -  о мытаре и фарисее. В следующее воскресенье -  о блудном сыне, затем о Страшном суде, в четвертое об Адамовом изгнании из рая (Прощеное воскресенье). Так постепенно Церковь подводит нас к порогу собственного покаяния (исправления) и подвига поста. Темы и образы этих Евангельских воскресных чтений нам хорошо известны, тем более, что они довольно часто становятся предметом проповеди священников.
     И за каждой Божественной литургией читается еще одна книга Нового Завета - "Апостол" (читается перед Евангелием), на объяснении и пояснении которой практически никто не останавливается.  Сегодня мы познакомимся с текстами апостольского повествования в эти четыре воскресных дня перед Великим постом.

     В первое воскресенье -  неделю о мытаре и фарисее - читается отрывок из третьей главы 2-го Послания Тимофею, написанного апостолом Павлом. «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,// В гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.//Да и все желающие жить благочестиво в Христе Иисусе, будут гонимы.// Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.//А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен.// Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верой в Христа Иисуса».
     Всего лишь пять строк (стихов), в которых так очевиден и промысел Божий над человеком, и то, какими качествами должны обладать ученики и последователи Христа. Они не должны рассчитывать на сытое земное счастье: удел благочестивых христиан - скорби и гонения, как правило, от людей злых и нечестивых. Но и в этих условиях жизнь христианина должна быть честной и чистой, с памятью и свидетельством каждую минуту  о Христе. Какова жизнь, такова и награда...

     В неделю о блудном сыне  читается отрывок из 1-го Послания Коринфянам.  Девять стихов из 6-й главы (135-е зачало), начинающихся известными словами апостола Павла: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».
     Действительно, как часто мы в своем свободном выборе думаем о последствиях? Человек сделать может многое, но какой будет от этого толк: добро или зло будут результатом нашего дела? Всё ли, из того что мы себе позволяем, безвредно отразится на нас, на наших детях? А вдруг, привыкнув к чему-то ненужному, неполезному или несвойственному человеческой природе, мы позволим завладеть (обладать) нашим умом, душой, телом?.. Вот о чем должен думать христианин, прежде чем что-то сделать.
     Далее апостол говорит: «Пища для чрева, и чрево для пищи... Тело же не для блуда, но для Господа...». Вот такое простое и очевидное сравнение: желудок предназначен для еды - это естественно, а тело - «суть храм живущего Святого Духа» - не может быть предназначено для блуда, это - противоестественно, это - предательство по отношению к своему телу. И коль скоро мы, крещеные люди, «куплены дорогою ценою» (имеется в виду распятие и смерть Иисуса Христа), то и должны «прославлять Бога и в телах и в душах, которые суть Божии».

     В последующий воскресный день, когда читается Евангелие о Страшном суде, мы вновь услышим слова апостола Павла: другой отрывок из 1-го Послания Коринфянам (140-е зачало). Здесь, собственно, наставление тем, кто фанатично относится к букве закона, к духовному - в том числе. «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем...». Очень актуальные - и по сей день  - слова. Надо всегда помнить, что воздержание в пище - это, во-первых, выражение солидарности и послушания Матери-Церкви («Кому Церковь не мать, тому Бог не отец» - поговорка) и  это - личный подвиг каждого в меру своих сил и здоровья.
     Если человек не может соблюсти всю строгость поста по болезни или по другой причине, то и в этом случае вести себя нужно прилично и не устраивать празднеств в эти дни, не скоморошничать, превращая  за столом «порося в карася», чтобы никому ни в чем не подавать соблазна. «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных», потому что «согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа...» - напоминает апостол Павел.

     В Прощеное воскресенье, последнее перед Великим постом, когда вспоминается изгнание Адама из рая, читается отрывок из Послания к Римлянам (112-е зачало). «...Наступил уже час пробудиться нам от сна //...Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света//...Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастью и распутству, ни ссорам и зависти...» - призывает Церковь устами святого апостола. Под тьмой подразумевается грех, под пробуждением ото сна - благоприятное время поста для исправления и изменения души, для молитвы, покаяния и причащения.
     А далее апостол вновь поучает и тех, кто считает себя настоящими постниками, и тех, кто по собственной лености и несобранности говорит, что пост не важен: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его». И тот, и другой будут отвечать перед Богом.  Господь видит сердце каждого и судить будет не по нашим делам, а по стремлению и устроению души и сердца человека.


Ольга РОЛИЧ/«ЗАРЯ» за 13.02.2014 г.
Публикация в "ЦС"/Минск/ - № 7 от 14.02.2014 г.