Морская служба и форма

Лев Ефремов
               
           Сейчас моряка торгового флота в форменной одежде можно встретить только на пассажирских судах. К сожалению,  грузовых судов под флагом
России становится все меньше. Нет, конечно, судов меньше не стало, но многие суда судовладельцы перевели под «удобные» флаги различных государств. Встречаешь в море судно с «новым» флагом, смотришь какому государству оно принадлежит, и видишь, что это государство находится далеко от моря. Работают суда под флагами Монголии, Молдавии и т.д. Работают там наши моряки. Суда зачастую изношенные, несколько раз перепродавались разными судовладельцами, но заработок моряка несколько выше, чем на судне под родным российским флагом. Начинаешь сравнивать, а лучше ли было при СССР? Простого ответа, конечно же, нет. Были другие законы, порядки, было Министерство Морского Флота СССР. Флот контролировали специалисты. Конечно, не всегда эти контролеры были объективны, но сама система заставляла моряков быть дисциплинированными, следить за своими поступками, и ношение формы как то заставляло подтягиваться.  А несение вахты судоводителями и матросами не только в форме, но и с нарукавными повязками, было обязательным.  Посетители судна видели  – человек при  исполнении служебных обязанностей. Бывали, конечно, и казусы при проверке вахтенной службы соответствующими инспекторами.
            Дизель-электроход «Ангаргэс» ошвартовался в порту Мурманск после
почти восьмимесячного рейса. Судно отработало в канадском тайм-чартере.
Стоит судно у причала, грузится на несколько европейских портов. Здание
Пароходства находится недалеко от порта. Вахту несет третий помощник капитана.  Второй помощник отстоял свою вахту и собрался сходить в город,
развеяться. За эти прошедшие месяцы, проведенные в замкнутом пространстве, среди одних и тех же лиц, среди ржавого железа, в постоянном напряжении, накопилась усталость. Захотелось просто походить по твердой земле,
увидеть других людей, как то отвлечься, сменить обстановку. В рейсе были
заходы в разные экзотические страны. Валюты платили морякам тогда нем-
ного, но что-то яркое для себя, конечно, моряки купить могли.
          Одевается второй помощник во все импортное: брюки ярко-желтые  вельветовые, рубашка с пальмами и, в довершение ко всему, галстук с попугаями – красавец, да и только. Но такая тогда была мода. Выходит к трапу, а там третий помощник к нему с просьбой:
           - Саша, подмени меня на полчаса. Мне надо в бухгалтерию с отчетом
сбегать, сейчас бухгалтер позвонила. Какие- то вопросы у нее возникли. Вы-
ручай.  Да, я недолго. Туда и обратно.
           -   Ну, ладно. Давай.
          Переодеваться, естественно, второй помощник не пошел. Надел куртку
третьего помощника и заступил на вахту.  А в это время капитан-наставник Пароходства решил навестить  д/э «Ангаргэс». Скучно сидеть целый день в кабинете, а так и время быстрее пройдет, да и «галочку» в отчет можно поставить - проинспектировал судно и можно домой идти.
        Поднимается капитан-наставник по трапу на борт судна. На палубе его встречает вахтенный матрос и, как положено по Уставу, звонком вызывает
вахтенного помощника капитана. К трапу выходит вахтенный второй помощ-
ник капитана. Глаза у капитана-наставника стали квадратными. Он ранее не-
долго поработал в должности капитана, а затем, как человек активный и уме-
ющий быть нужным руководству, стал наставником.  И, что его так потрясло?
К трапу вышел вахтенный помощник капитана в желтых вельветовых брюках,
на рубашку с пальмами одета форменная морская куртка, на рукаве повязка
вахтенного помощника капитана и довершает все это безобразие – галстук с
попугаями. Наставник впал в «ступор», потом пришел в себя:
       - Вызвать к трапу капитана, - прохрипел.
       Вышел капитан:
       - Здравствуйте, Павел Васильевич, рад вас видеть.
       - Виктор Михайлович, что за бардак у вас на судне?
       - А, что случилось? В чем дело?
       - Да, вы, что не видите, как у вас служба несется?
       - А, можно конкретнее, вроде все нормально. Погрузка продолжается без
проблем,  матросы на своих местах, механики, как обычно, в машине что-то
ремонтируют.
       - У вас вахтенный помощник грубо нарушает форму одежды, а вы и не за-
мечаете. Если бы он просто вышел без формы – это было бы не так возмути-тельно, но он форму опоганил.
       Спросил капитан у помощника, в чем дело, тот объяснил. Капитану этого
объяснения было достаточно. Он с людьми работает и каждый член экипажа
для него ЧЕЛОВЕК.
       Чем дело закончилось?
       Второму помощнику капитана капитан-наставник сделал прокол цифры
1 в талоне к рабочему диплому Штурмана Дальнего Плавания. Нарушение
Устава Службы на судах Министерства Морского Флота СССР.
        Давно уже бывший второй помощник работает капитаном, а может уже и на
пенсии. Но вот такие встряски, несмотря на всю их нелепость, все-таки, как то дисциплинировали  моряков.
       Много было на флоте ненужного, но и, когда флотом командуют люди  некомпетентные, это тоже не дело.