Эммануил из Назарета Часть 5

Леонид Трапезников
                Часть 5.

              Прошло много времени со дня разговора раввина со старейшими людьми Назарета. Он хорошо понимал, чем может обернуться его провал в вопросе перевоспитания Эммануила. Но каждый день проведённый со своим учеником давал понять, что он на правильном пути и что из этого можно извлечь неплохую выгоду.  Его подопечный быстро справился с умением читать древние книги и помаленьку раввин приучал вести дискуссию на мысль того или иного текста священных книг. Однажды Эммануил спросил у раввина: «откуда мы родом?»
-Как откуда? Господь определил нам эти земли и сказал Моисею= «Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда перейдёте через Иордан в землю Ханаанскую, то прогоните от себя всех жителей земли и истребите все изображения их, и всех литых идолов их истребите и все высоты их разорите; и возьмите во владение землю и поселитесь на ней, ибо Я вам даю землю сию во владение; и разделите землю по жребию на уделы племенам вашим: многочисленному дайте удел более, а малочисленному дайте удел менее; кому где выйдет жребий. Там ему и будет удел; по коленам отцов ваших возьмите себе уделы; если же вы не прогоните от себя жителей земли, то оставшиеся из них будут тиранами для глаз ваших и иглами для боков ваших и будут теснить вас на земле, в которой вы будете жить».
-С тех пор как мы сюда пришли вот, так и живём на земле Господней.
-Тогда кто такие Этруски? 
-Почему ты спросил об этом?
-Мне хотелось знать кто они такие ответил Эммануил немного задумавшись. Он не хотел рассказывать, что ночью он слышит голос, который называет себя Этруском. Который внушает ему непонятные для него тексты, звуки, как иногда кажется ему что это похоже на какие-то заклинания.
-Я слышал от старых людей, а те от своих предков, что на севере есть земля где живут эти люди и что они все грамотные от мала до велика и то что у них есть всё, и они ни в чём не нуждаются. Об этом как ни будь в другой раз Раввин давно хотел поговорить с Эммануилом о деньгах вернее, как заставить богатых прихожан раскошелиться на нужды синагоги, но не было повода. А тут он сам дал возможность обсудить эту тему.
-Эммануила, мальчик дорогой, я вижу тебя интересует знание древних, но эти знания в книгах, а их у нас нет и для того чтобы они были, нужны деньги, но вот беда и денег в синагоги тоже нет А, то хозяйство что я имею, его едва хватает прокормить семью и тебе надо заплатить за работу.  Богатые горожане не особенно горят желанием пожертвовать на нужды синагоги. Они считают, что особого толку нет в просвещении всего населения.
-А, где они учатся, вернее их дети?
-Мальчик мой, когда есть деньги то и учителя найдутся и не обязательно тратиться на синагогу. Вот если бы ты убедил их сделать пожертвование, как ты заставил мальчишек кидать камни в горожан.
-Но они же заставляли мальчишек кидать камни в меня. Вот я и сказал им чтобы они кидали камни в тех, кто их заставлял кидать в меня.
И я о том же ты скажи горожанам чтобы они пожертвовали на синагогу денег кто сколько может вот тогда я смогу купить древних книг побольше, и ты узнаешь из них много интересного. Раввин замолчал и стал внимательно смотреть на Эммануила. Он понимал, что насаждать свою идею не стоит нужно чтобы мальчик сам принял решение, а затем уж попытаться или переубедить его или согласиться с его решением.
-Хорошо, я скажу им чтобы они дали мне денег
-Как тебе? Испугался раввин зачем они тебе нужны, у вас и так есть всё, отец плотничает, да и лавка даёт небольшой доход. Высказал раввин — это всё на одном дыхании.
-Я хотел сказать на приобретение книг.
-Ну это совсем другое дело с облегчением вздохнул раввин. Конечно не мешало бы и синагогу подремонтировать, а то она вся покосилась. Скоро будет праздник соберутся уважаемые граждане вот ты бы и поговорил с ними.
                Настал день праздника народу собралось много тем, кому не хватило места в синагоги расположились ближе к оконным проёмам и дверям чтобы было слышно то что творится внутри синагоги.
-Я пока буду читать тору ты попробуй внушить то о чём мы с тобой говорили. Эммануил стоял недалеко от раввина и внимательно наблюдал за людьми то о чём они говорили, и он понял, что они пришли сюда не для того чтобы слушать писание священной торы, а обсуждать свои насущные проблемы. Кто-то торговался на счёт стройматериалов, другие обсуждали человека на днях ушедшего в мир иной. Он понял, что веры тут нет ни кокой и собираются они здесь не для того чтобы отдать долг господу, а обсудить свои дела. Вот тогда и созрел у него план забрать у них как можно больше денег для того чтобы синагога стала богатой и мощной чтобы люди чтили веру и не оскверняли храм насущными проблемами. После окончания службы люди не стали расходиться по домам как это происходило всегда, а задержались и стали подходить к раввину с пожертвованием. Каждый старался положить как минимум золотой, те, у кого не было золотого
  ложили серебряные деньги. Раввин был удивлён столь непредсказуемым решением сограждан, когда все вышли на месте подношения лежала внушительная горка монет из золотых и серебряных монет Раввин в своей жизни никогда не видел столько денег. Он стоял и смотрел на них как заворожённый. В каком-то оцепенении. Из этого состояния его вывел голос Эммануила.
-Как этих денег хватит?
-Что?
-Я спрашиваю этих денег достаточно чтобы отремонтировать синагогу и купить книг.
-Сынок, их хватит не только купить книг столько сколько тебе захочется, но и построить новую синагогу и мне хватит на всю оставшуюся жизнь, но понял, что сказал лишнее поправился: и содержать синагогу в хорошем состоянии до дня моей кончины.
                08.02.2014г.