Концерт для бога

Странница Любовь
От автора: этот рассказ завершает цикл "За долами, за горами"

Ого! - скажите вы - куда это тебя понесло? Концерт для Бога? Ладно, для духов, куда не шло, но для Бога!
А вы послушайте, что я расскажу, а потом и судите… Итак, я начинаю свой рассказ…
Став участником международного фестиваля хамуситов в Кызыле, я не изменила своим привычкам и пред ужином побежала к Енесею купаться. Была середина октября, ночами мороз оставлял узоры на стеклах и изморозь на пожухлой траве, а днем светило солнышко стирая следы ночных заморозков.Вволю наплескавшись в холодной воде я пошла в ресторан, где кормили конкурсантов фестиваля. Вошла и так и осталась стоять в дверях, я увидела его… он сидел рядом с Лео и они беседовали на английском языке. Лео японец и приехал в Туву, как всемирно признанный эксперт игры на хомузе, он носит звание «Виртуоз мира» за свои уникальные возможности игры на этом инструменте, а еще он был членом жюри на этом фестивале. Спросите, и кто же это болтал с Лео? Не поверите... Ричард Гир! Я не просто была поражена… я была в шоке!Стояла и пялилась на этого Гира… он почувствовал мой взгляд и посмотрел вопросительно, мол чего пялишься? Мое сознание очнулось и заметалось в поисках подходящих английских слов…в голову пришло только одно, единственно мне знакомое из английского
- Хай… промямлила я.
- Хай! – сказал он и засмеялся.
- Извините…- это опять я.
- Ничего, бывает! – сказал он.
И тут наконец-то во мне начался мыслительный процесс. Ричард Гир говорит по русски! Двойник? А может выучил? Явно слышался акцент…
- Ночное купание в Енисее! Кто со мной? – ко мне вернулось окончательно мое сознание.
- Я! - отозвался Ричард Гир.
Но ночью в стремительной реке я одна плавала под звездами и нисколечко ни о чем не жалела. Многие хотят попробовать искупаться в ледяной воде, но…
А потом на фестивале я видела, как Ричард Гир играет. Звать то его Мандигафур, но выговорить его имя не-мо-гу и он как и Лео носит титул «Виртуоз мира». Знаете, как он играет на своем хомузе? Божественно! И так виртуозно, что даже те кто говорит о хомузе, что это не инструмент, а щепка с пипкой, берут свои слова обратно… Я выбежала из концертного зала, поймала его в фойе и восторженно трясла его руку, искренне восхищаясь его талантом. А он в ответ на мои вопли сказал, что если у меня есть желание то он может научить меня некоторым премудростям игры на этом инструменте! Думаете я отказалась? Фиг! Так началась наша дружба, как только появлялась свободная минутка мой учитель давал мне уроки, а я как примерная ученица все слушала, фиксировала в блокнотике и даже фотала, как правильно держать инструмент и извлекать из него звуки.
Фестиваль закончился,но не закончилась наша встреча. Всех гостей повезли в этнокультурный комплекс «Алдын-Булак» в священных горах Балыктыг-Хараар. Это место по древним преданиям считается местом захоронения Чингиз-хана. Когда-то давным-давно в этих краях находилась одна из летних кочевых столиц монголов, и великий правтиель любил это место. Да как его не любить? Вот представьте: пять горных вершин стоят ровным кругом, напоминая неприступные стены крепости,а утром они окрашиваются в огненный цвет, как только солнце выглянет из-за дальних гор.  Рядом шумит-бурлит Каа-Хем закручивая свои воды в водовороты… Нет, это надо видеть!!!
А сам комплекс выполнен в виде макета Вселенной, движения планет в галактике. Солнце и планеты это юрты. И они не просто так расположены, а в соответствии с древним восточным учением фэн-шуй. На территории комплекса, подчеркивая национальный колорит, находятся обрядовые места, где я с духами пообщалась-покамлала… Это действительно Шаманское место, там ведь до сих пор проходят обряды очищения души огнем тувинскими шаманами.
Есть там и Небесные ворота - выполненные в форме буддийской арки, расположенной между двумя скалами с видом на Енисей и если ты войдешь в эти врата ровно, когда первый луч солнца покажется из-за гор, ты впитаешь в себя энергию светила,что я и сделала, а потом вся светилась как лампочка Ильича!
На одной из гор окружающих «Алдын-Булак» стоят знамена «Сульде». И надписи гласят: «Здесь, на возвышенном месте, веют знамена воинской чести, чтоб таинственный зов знамен «Сульде», нам силы давал всегда и везде!» Женщинам нельзя приближаться к знаменам и я чтя древние законы любовалась ими издалека… Ну, а мужчины могли поднять к ним, где Тенгри (создатель вселенной, Бог у тюркских народов) дает свой Завет: «Быть верным, отважным и стойким, чтоб измена, предательство, трусость не овладел его разумом ясным!», и там каждый мужчина должен совершить ритуал почтения мужеству и чести. Следует обойти три круга вокруг знамен. Повторить и запомнить Заповедь предков: «Бойся не человека, могущего отнять у тебя жизнь и жизненные блага, а бойся совершить поступок, который может обесчестить тебя или умалить твоё достоинство - не в глазах людей, а в своих собственных». Но почему-то приехавшие с нами мужчины не стремились к знаменам…эх, мужики, мужики…
А гордость Алдын-Булака - культовый символ – «Оваа Хоомея» – золотая стрела, устремленная в небо. На создание памятника ушло 65 тонн камней. В основание положено девять драгоценностей, денежные знаки разных стран и народов, камни с четырех материков. По древнему поверью считается, что в начале большого дела и великих свершений предки пускали свои золотые стрелы в небеса, прославляя бога-творца Тенгри, для того чтобы путь их был освещен и благословлён Небом и во всех делах им сопутствовала удача. Священный ритуал отцов и прадедов повторяют, те, кто проживает в этнокультурном комплексе Алдн-Булак и очень хочет научиться горловому пению «хоомею». Приходя туда, гости и поклонники хоомея со всего мира должны попросить разрешения научиться исполнению горлового пения у духа Оваа при помощи специального обряда… я просила… но увы пока не пою… но надеюсь, что Оваа обратит на меня свое внимание, а пока он, наверное, другим голоса настраивает…
Разместившись по юртам и в очередной раз обалдев от национального колорита и роскоши, мы отправились в ресторан.Это тоже юрта, но помаштабнее гостевых. И был потрясающий концерт тувинских знаменитостей,тосты, угощения национальными блюдами. А пили мы араку… я пыталась отказаться, не пью мол,но когда мне сказали, что она изготовлена из молока яка древним способом, я пригубила… а потом отхлебнула… Волшебный напиток! Вкус сыворотки, приятный, тонкий аромат, а оказалось, что градусов тридцать в араке! Говорю же волшебный напиток! Хорошему человеку он силы предает, а скверного с ног валит… никто из нас не свалился!
А я тост придумала и произнесла: «Один великий завоеватель сказал, что народ сохраняющий свои народные традиции, почитающий свою историю и предков завоевать невозможно, а народ без культуры и традиций уже завоеван! Мой тост за те народы, представители которых сегодня собрались здесь в этом священном месте…эти народы непобедимы!» за что получила аплодисменты и бутыль араки волшебной!
Закончился наш прощальный ужин глубоко за полночь, уставший народ разбредался по своим юртам. Ричард Гир предложил мне прогуляться под звездами… Вы когда ни будь гуляли под звездами, в священном месте, где все пронизано таинственностью и мистикой… под теми звездами, которые смотрели когда-то на великого монгола и он смотрел на них… под огромной луной освещающей это мистическое место… Нет? Тогда вам надо непременно побывать в «Алдын-Булак», где звезды так близко, что их можно касаться руками стоя на священных вершинах…
Огромные звезды отражались в водах Енисея… звезды вверху… звезды в низу… Мы стояли в межзвездном пространстве на Млечном пути и Ричард Гир играл мне и этим звездам на древнем, как эти звезды хомузе… Гортанные переливчатые звуки летели к звездам и звезды вторили этой чарующей мелодии… Сам космос пел под аккомпанемент «Виртуоза мира», награждая его новым титулом «Виртуоз вселенной»!
Когда отзвуки мелодии растаяли между звезд, я сказала:
- Это было самое лучшее твое выступление!
- Да, я сам поражен! А почему ты решила, что оно лучшее?
- Ты играл для звезд и Бога! И Бог тебя слышал!

МЫ НЕ СМОГЛИ ПРОСТИТЬСЯ

Прощаться не люблю! Не люблю, когда меня провожают… и сама стараюсь не провожать! Обычно говорю бодрым голосом «Пока!» и быстренько убегаю…даже если знаю, что расстаюсь навсегда! Это потом можно дать волю чувствам и даже всплакнуть…
Я прощалась с Тувой на священной вершине, когда солнце окрасило мир вокруг в золото и пурпур… было немного грустно и светло одновременно… Солнечные лучи, как золотые струны арфы пронзали мир вокруг меня.Я даже слышала, как эти струны тихонько поют в вышине… а на небосводе с востока, выплывало из-за гор величественное солнце, а на противоположной стороне в небе висела огромная прозрачная луна… Два светила, ночное и дневное встретились на утреннем небосводе и не мешая друг другу смотрели на просыпающуюся землю… Вот так и два мира, прошлое и настоящее Тувы созидают будущее этого сказочного края, помогая друг другу в этом созидательном творческом процессе…
Мы стояли на священной горе… Миндигафур читал свои молитвы, Лео созерцал восход отрешенно,а я благодарила Творца за то, что он выдернул нас из привычных, обжитых нами миров, из разных стран, и дал возможность побыть рядом в этом загадочном мире, где время течет по особому, где прошлое и будущее существует одновременно… почувствовать общность наших душ… насладиться общением с близкими по духу людьми… Мы пробыли вместе несколько дней, но было чувство, что мы знаем друг  друга всю жизнь!
А потом мы вернулись в свои привычные миры, в привычную для себя обыденность… нас закрутил водоворот событий, мы ушли с головой в работу, но вечером, когда отпускает эта обыденность и замирает дневная суета… я закрываю глаза… включаю диск и «Виртуозы мира» играют мне на своих волшебных хомузах, и мы стоим рядом на священных горах и два светила, луна и солнце освещают мир вокруг и нет ни расстояния, ни расставания между нами! Мы обязательно встретимся и обязательно вернемся в Туву,потому, что мы так и не смогли проститься…