Русская идея 5 История

Акутёнок
                РАСКОЛ. СМУТА. ВОЛЬНИЦА.
  Продолжение исследования русского менталитета невозможно без  обращения к отдельным страницам родной истории. Руководством к этому опять послужит труд  Николая Бердяева.
  Внутреннее чувство справедливости и нетерпимость лжи  русским народом, которые не смогли обмануть церковной реформой 18 века, искажавшей христианское призвание, как выявил Н.Бердяев, привело к церковному расколу, который имел значительное влияние на всю русскую историю, отразил глубокую черту национального характера. Раскол ознаменовал смутную эпоху. «Смутная эпоха, которая потрясла всю русскую жизнь, меняет народную психику. Она подорвала силы России. В ней обнаружилась глубокая социальная вражда, ненависть к боярам в народном слое, которая нашла себе выражение в народной вольнице. Казацкая вольница была очень замечательным явлением в русской истории, она наиболее обнаруживает полярность, противоречивость русского народного характера. С одной стороны русский народ смиренно помогал образованию деспотического, самодержавного государства, но с другой стороны, он убегал от него в вольницу, бунтовал против него. Стенька Разин, характерно русский тип, представитель «варварских казаков», голытьбы. В смутную эпоху было уже явление сходное с явлением 20 века, с эпохой революции. Колонизация была совершена в России вольным казачеством. Ермак подарил русскому государству Сибирь. Но вместе с тем казацкая вольница, в которой было несколько слоёв, представляла анархический элемент в русской истории, в противовес государственному  абсолютизму и деспотизму. Она показывает, что может быть уход из государства, ставшего невыносимым в вольные поля».
  Казацкая вольница показывает насколько дисбаланс во взаимоотношениях между государством и народом серьёзное основание для сепаратизма. Если диалог, взаимопонимание и взаимоуважение отсутствуют, то отсутствует само основание для существования государства. Правительство, презирающее собственный народ, само презираемо этим народом и его свержение – дело времени. Этот неизменный закон никогда не принимается во внимание, если властью заправляют своекорыстные дельцы и временщики. Благополучная будущность обеспечивается взаимной гармонизацией, которая помогает преодолевать любые трудности развития. Церковь, пережившая раскол 18 века, очень поздно поняла, что обслуживание государственных интересов противно чаяниям народа, влечёт отток народа от церкви в сектантство разных толков, где присутствует большой элемент правдоискательства. Сейчас просветительская и миссионерская деятельность стали формами общения и обращения церкви к народу. В тоже время существующая разобщённость даже в среде христианства, свидетельствует об определённом кризисе веры. Выход  из этого кризиса очень непростая задача и видится в многократном усилении социальной позиции и консолидации всех истинно верующих под одними моральными и этическими знамёнами, независимо от  разногласий в отдельных позициях веры. Если раскол знаменовался кризисом мессианской идеи, то объединение верующих способствует её возрождению.
  В настоящее время уже нет такого уровня невежественности, который возводил обрядность в степень божественного фетишизма с абсурдной догматичностью. Значит, пора возродить сакральный дух божественной любви, который наполняет человека посредством религии, кристаллизирует его. Научное знание, если оно не априорно материалистическое, может только помочь обрести Откровение, если будет сделан шаг навстречу религии. Оба пути познания, слитые воедино, откроют революционно новое знание и возможность дальнейшего развития человечества. Новый тип человека будет обладать новой формой религиозно-научного сознания. Предчувствие обновления всегда присутствовало в народе. Разумеется, появлялось немало самозванцев, успешно эксплуатирующих идею ожидаемого пришествия спасителя народа. Лже-цари и лже-спасители вели за собой массы, всякий раз порождая волнения, смуты и бунты. Возможно, они верили в свою исключительность, и эта уверенность передавалась остальным. И сейчас и в будущем недостатка в учителях, пророках и чудотворцах не предвидится, а вот конструктивно выстроенной программы ни один из «спасителей» дать не мог. Если и давалась идея, она была неоформленная, близорукая или основывалась на ошибочных постулатах. Нередко она ограничивалась примитивным «отобрать и поделить на всех», но в итоге сводилась к банальному разворовыванию и грабежу. В самой среде установителей «нового порядка» конечно принцип равенства и справедливости неизбежно начинал нарушаться, что рождало внутренние междоусобицы и разложение всего социального строения. Надо понимать, что истинная справедливость будет оставаться недостижимым идеалом до тех пор, пока не изменится сама природа человека, а это процесс эволюционный, а не революционный.

                РЕФОРМА ПЕТРА 1. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕЙ.  ПРОСВЕЩЕНИЕ. МАСОНСТВО.
  Важнейшим этапом русской истории стала реформа Петра 1, вызванная предшествующими мировыми процессами. Это была «насильственная революция сверху», по меткому определению Н.Бердяева. «Без насильственной реформы Петра, столь во многом мучительной для народа, Россия не могла бы выполнить своей миссии в мировой истории и не могла бы сказать своё слово. Историки, не интересующиеся духовной стороной вопроса, достаточно выяснили, что без реформ Петра самое русское государство не смогло бы себя защитить и не могло бы развиваться. В Петре Великом сочетались простота, грубость, нелюбовь к церемониям, условностям, этикету, своеобразный демократизм, любовь к правде и любовь к России. И вместе с тем в нём пробуждалась стихия дикого зверя. В Петре были черты сходства с большевиками. Он был большевик на троне».
  Этот необычный человек произвёл инициацию целой огромной страны для перехода её на новый уровень развития. Но его силу никак не назовёшь исходящей от бога, это совершенно отличная от неё дьявольская, яростная сила, как бы закалила мягкий, ковкий металл российского стержня, превратив его в острый меч, с тех пор возможно навсегда напугавший Запад, увидевший в России опасного соперника, противостоящего колониальной политике западных стран. Совершённое переливание активной, эгоистичной западной крови в пассивное азиатированное тело России, вызвало ожидаемую, в таких случаях врачами у больных, реакцию – горячку, сыпь нарывы, кровотечение, бред, шок и кризис, вплоть до клинической смерти.… Любая инициация подразумевает смерть прежнего «Я» и духовное перерождение. После клинической смерти также обязательно изменяется сознание. Это же случилось и с Россией. Рассматривая историю на всём протяжении, не исключая времена, не вошедшие в хроники, выявляется главная особенность – все изменения происходят по наиболее кровавому сценарию. Это неизбывно по одной единственной причине: находясь на пересечении двух сил, Россия – всегда поле битвы этих сил. Так между духом и материей, между небом и землёй, всегда возникает разряд, молния, убивающая находящихся на её пути. Но она же заряжает окружающее пространство своей конденсированной энергией. Это уже следующая причина, по которой сила, исходящая из России распространяется на весь мир в различных формах, будь то духовный, интеллектуальный или физический потенциал. Россия впитала, переварила и усвоила западные идеи, трансформировав их в собственные культурные достижения, имеющие  собственный национальный характер. Оставив удивление, близкое к обожествлению всего нового иностранного, она в тоже время не утратила критического, ироничного отношения к истинности этих «ценностей», Феноменальной, поистине чудесной является способность россиян из любой самой ядовитой западной дряни, перетравившись сотни раз, вы конечном итоге произвести оригинальную полезную вещь, адаптированную уже к употреблению и всеми другими.
  Пётр 1 разрушил стену, благодаря которой обеспечивалась культурная изоляция России от всего остального мира. Внутрь, помимо объектов материальной культуры направился поток западной мысли и прежде всего вольтерьянство, столь любимое Екатериной 2. Однако простой народ в своей массе оставался не просто недостаточно образованным, но и вовсе безграмотным вплоть до конца 19 века, пока не изменилась политика государства, и появилось движение народного просвещения, рекрутирующее миссионеров в среде сформировавшейся интеллигенции.
   С французской философией внутрь общественной элиты проникло масонство, развивая близкий русскому сердцу мистицизм и идеи переустройства мира, а в частности, переустройства отдельно взятого государства. Памятуя о французской революции спровоцированной масонами, государственная машина пресекла опасное вольнодумство, не разбираясь в нюансах любомудрия. Главный масон и просветитель Новиков был приговорён к 15 годам Шлиссельбургской крепости. Павел 1, взойдя на императорский престол, возвёл масонство в ранг государственной доктрины, получив гроссмейстерский жезл – символ масонской власти. Его активная реформаторская деятельность возбудила огромную волну недовольства в среде высшего дворянства. Последовал заговор и убийство, оборвав начинания, которые могли перевернуть не только Российскую, но и мировую историю.

    ВЕРА В ЧУДЕСНОЕ. ПРАВДА И ЛОЖЬ. ОГРАНИЧЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ.
  При Александре 1, наблюдалась свобода мистических течений, масонских лож, проникновение христианства различных толков, богоискательство, расцвет литературы, ознаменованный появлением  Пушкинского гения. Это образовало мощный философски – культурный слой, который достаточно будет разрабатываться ещё не одним поколением. По легенде, Александр 1 не умер, а стал странником Фёдором Кузьмичом. Этой версии дают основания и пустующий царский склеп и его переписка на французском языке с членами царской фамилии. Будь это даже миф,  это характеризует русскую ментальность, всегда готовую к чудесному, ирреальному. Подобное невозможно в рационалистических западных обществах выхолостивших и само христианство, отвергшее его чудесность. Так, к примеру, чудо схождения небесного огня на гроб господень католицизм не признаёт, в отличие от других христианских конфессий. Сложно представить, как вера в бога, у католиков, компонуется с неверием. Иное дело русский человек, готовый верить в любое чудо, просто на слово, кому угодно, будь то даже известный на весь свет проходимец и мошенник.
   Наивности сознания русского человека есть своё объяснение. Говорят, за земными пределами отсутствует понятие лжи. Обладающий сознанием близким к вибрациям реликтового излучения Божественной мысли, не отличает правды ото лжи, поскольку ложь, как извращение, искажение первоначального импульса, появилась значительно позже возникновения сознания. Эта наивность не глупость, как считают прагматические материалисты, а доказательство того, что народ с таким сознанием возник ещё до появления лжи на земле, до эпохи, которую авестийцы называют «эпохой смешения добра и зла» и поэтому часто не различают добро и зло. Ныне же добродетель стала считаться пороком, а порок мудростью. Таково действие лжи. Оторванность от изначальной правды и есть причина непрестанного её поиска. Блуждания во тьме грозят опасностью тупиков и ловушек. Это неизбежно до той поры, пока не пройден весь путь испытаний. Дверь в новый мир не будет открыта до тех пор, пока не придёт тому время.
  Эпоха Александра 1, не была временем пробуждения. Она была неким отдалённым предчувствием, слабым ароматом одурманившим умы и приведшим тем к восстанию декабристов. Далее последовала резкая реакция на это Николая 1. Опять же, будь на престоле Александр, то никакого восстания не случилось, а если и произошло какое-либо выступление, это не привело бы к таким последствиям с показательной казнью, каторгой и ссылкой представителей элиты нации. Под случившееся можно подвести и историческую необходимость и несвоевременность. Неизменным остаётся только наихудшее развитие сценария.  Всякий раз требуется огненное жертвоприношение, словно причиной всей проливаемой на Руси крови является древнейший обычай заключения договора с миром мёртвых через жертву, из страха перед будущим. Жертвуют собой всегда лучшие.
   В тот раз случившееся остановило поступательное движение  прогрессивной силы и отбросило назад развитие государства. Декабристы были масонами, а главная принципиальная ошибка масонства в том, что оно исповедует насильственные методы изменения мира. Мир можно изменить к лучшему волей, но не силой. Любой силе всегда противостоит другая сила и секрет успеха в способности гармонизировать взаимодействие двух противостоящих сил. Когда одна сила начинает побеждать другую, видимый успех опьяняет деятеля этой силы, а ограниченность сознания не даёт полноты картины в широкой временной перспективе и он продолжает творить зло во имя добра. Но истина в том, что всё циклично в масштабе тысячелетий. Сделать равными людей обладающих неравным сознанием невозможно. Однако возможно пробудить в них самосознание и побудить действовать сообща на благо друг друга, а в этом единстве уже появляется возможность достижения правды. Вот собственно и весь несложный рецепт. Истина  в гармонии. Принцип любой самой сложной вещи прост. Сложность в том, чтобы очистить собственное сознание от мусора мешающего разглядеть этот принцип. Лучший способ очистить разум – взглянуть на мир с высоты творения. До тех пор, пока мы будем оценивать вещи только с нашей собственной точки зрения, мы будем находиться в плену у собственных заблуждений. Обитая в своём маленьком ограниченном мирке невозможно видеть огромный Мир, находящийся за пределами собственного пространства, но выходя за эти пределы, мы расширяем их до размеров охваченных пониманием и живым духом.
  Николай Бердяев отметил эту узость взглядов одним фактом: «Для русской христианской проблематики очень интересно, что в Александровскую эпоху жил величайший русский поэт Пушкин и величайший русский святой Серафим Соровский, которые никогда друг о друге ничего не слышали. Это и есть проблема отношений между гениальностью и святостью, между творчеством и спасением, не разрешённая старым христианским сознанием. Разобщённость в понимании, различное сознание, причина топтаний и разброда, то состояние,  в котором неизменно пребывает русская интеллигенция. Интеллигенция не есть социальный класс, и её существование создаёт затруднение для марксистских объяснений. Интеллигенция была идеалистическим классом, классом людей целиком увлечённых идеями и готовых во имя своих идей на тюрьму, каторгу и казнь. Интеллигенция не могла у нас жить в настоящем, она жила в будущем, а иногда в прошедшем. Невозможность политической активности вела к исповеданию самых крайних социальных учений при самодержавной монархии и крепостном праве. Интеллигенция была русским явлением и имела характерные русские черты, но чувствовала себя беспочвенной». Множественные идейные увлечения приобретали религиозный характер, достаточно вспомнить толстовство, потом гегельянство и другие, неизменно выливавшиеся в протест. Марксизм, при советской власти стал формой государственной религией, если угодно, религией безбожия, подавившей все другие философские идеи, и это в свою очередь породило протест в виде диссидентства и внутренней эмиграции. Своеобразной формой протеста стало повальное пьянство не только в широкой народной среде, но и в среде советской интеллигенции.
  Подготовив почву для революции семнадцатого года, добившись осуществления своего утопизма, свержения царя и добившись народовластия, интеллигенция заодно подготовила и собственное самоубийство. Нет нужды в очередной раз разбирать писания Радищева, Чернышевского или Герцена, повторять затасканную фразу про «Колокол разбудивший Россию», чтобы показать все стороны российской действительности при царе. Всё это было. Но выступив деструктивной силой, восстав против царя, интеллигенция сама была раздавлена народной стихией, поскольку была отделена от народа. Идеалистическая и гуманистическая направленность прогрессивной части общества не была скреплена серьёзным философским фундаментом и к тому же оторвана от духовной сферы. В этой беспочвенности заключена и безрезультативность исканий. Марксизм представлял экономические обоснования своей философии, но как уже говорилось,  был близорук, отвергал идеальную составляющую диалектики, не включал понимания эволюционных законов в законченной циклической форме и был ущербен в понимании человеческой психической природы. Однако он был близок к русскому мышлению, которое «имеет склонность к тоталитарным учениям и тоталитарным миросозерцаниям. Только такого рода учения имели у нас успех. В этом сказывается религиозный склад русского народа. Русская интеллигенция всегда стремилась выработать себе тоталитарное целостное миросозерцание, в котором правда-истина будет соединена с правдой-справедливостью».