Мои встречи с КГБ

Валерий Короневский
Когда-то была у меня подружка, актриса Театра русской драмы, красивая, очень энергичная и не отягощенная лишними сомнениями и комплексами девушка. Однажды, познакомившись во время гастролей со скандинавским бизнесменом, вышла за него замуж и с тех пор живет там уже больше сорока лет, напоминая о себе только открытками из разных экзотических мест, редкими письмами и телефонными звонками. Однажды в телефонном разговоре она обмолвилась, что «опять родила мертвого ребенка», на что я глупо брякнул: «этот твой швед ни фига не умеет, приезжай, сделаем, как надо». Глупо. Но бывает. И вдруг через некоторое время получаю от нее письмо, что она на следующей неделе приезжает и чтобы я готовился?!. Я конечно обалдел, но что делать, как говорят сегодня интеллигентные люди: за базар надо отвечать. Жду.

И вот однажды в моем кабинете появляется высокий красивый молодой человек явно офицерской выправки. А надо пояснить, что в это время я работал в ВНПО морской геологии начальником отдела зарубежных работ. Располагались мы в симпатичном особняке, построенном до войны известным архитектором, который, особняк то есть, мы расселили и отреставрировали, приспособив под наши потребности. Вход с улицы вел к дому и симпатичному небольшому садику с замечательным газоном и  серебристыми елями, посаженными к открытию нашей конторы, тогда Координационного центра стан СЭВ по морской геологии,  в углу сада был небольшой гараж для одной машины. Входя в особняк попадали в небольшую прихожую с вешалками для одежды, туалетами и входом в кухню, где готовили чай-кофе и более основательные закуски для участников совещаний и переговоров, которые проходили в зале, открывающемся из прихожей. За залом следовала комната для машинисток и переводчиков, а из нее налево мой кабинет с окном в сад и направо кабинет, где сидели мой заместитель и специалисты. Эти двери из секретариата к начальнику и специалистам обычно не закрывались.

Так вот, в один прекрасный день в моем кабинете появляется высокий спортивный мужчина, плотно закрывает дверь и представляется сотрудником КГБ. По моему приглашению садится и задает вопрос, приведший меня в восторг: есть ли у Вас знакомые заграницей? Конечно;, отвечаю, ведь у нас отдел именно заграничных работ. Он уточняет, что его интересует не служебные контакты, а личные, и я наконец с его подсказки понимаю, что речь о моей старинной подруге. Да, есть,- отвечаю. А знаете ли Вы, что она приезжает на днях в Ригу? - Знаю. А сам думаю, откуда он-то знает?; Так вот,- говорит, нам в связи с этим хотелось бы с Вами поговорить. Готовы ли Вы встретиться завтра с моим начальником? Разумеется, говорю. Хорошо, завтра в час мы к вам подъедем. Прощаемся и он уходит, провожаемый взглядами заинтригованных сотрудников, любопытство которых я не стал удовлетворять.

На другой день в назначенное время у нашего дома останавливается черная «Волга» и вчерашний молодой человек заходит, чтобы пригласить меня. Сажусь на заднее сиденье, где уже сидит, совершенно как в шпионском фильме, строго одетый симпатичный сухощавый мужчина лет под пятьдесят. Когда он заговорил, совпадение с привычными по кино картинами еще более усилилось его легким латышским акцентом и именем типично латышским, что-то вроде Ян Петрович. Просто Красный латышский стрелок! Я в восторге, чувствовал себя героем детектива на встрече с резидентом. Машина тронулась и начался разговор вполне интеллигентный на более или менее общие темы, с помощью которого он, видимо, хотел познакомиться со мной, потом, убедившись в моей адекватности, хотя и не без интеллигентских заскоков, очевидно признанных допустимыми, он перешел к существу. Оказывается, они, то есть Комитет, заинтересованы в привлечении сотрудников за рубежом и, узнав о приезде моей Людочки, решили предложить мне выяснить, готова ли она с ними сотрудничать. Я, будучи очень невысокого мнения об интеллекте  моей подруги, удивился и высказал сомнение в пользе для них от такого сотрудника. Ян Петрович со мной не согласился и повторил свою просьбу. Мне оставалось только обещать попытаться. По завершении беседы меня отвезли назад к месту работы. На прощание Ян Петрович сказал: «Вы понимаете, что наша встреча должна остаться  в тайне.» На что я, опять развеселившись, сказал: «О чем Вы говорите?  Наверняка уже весь институт второй день обсуждает, что это понадобилось от меня КГБ», Ян Петрович так искренне удивился и так строго посмотрел на своего сотрудника, что  я поспешил пояснить: « ну как Вы представляете, что могли подумать мои сотрудники, когда к нашему вполне штатскому дому подъехала черная «Волга», из нее вышел такой красавец, прошел строевым шагом через наши  помещения, войдя в кабинет, плотно закрыл дверь и так далее?» Я.П. опять удивился, согласился,  и обещал учесть. Я вернулся к себе в полном восторге и от моих собеседников и их наивности и сожалея только о том, что не могу поделиться своими впечатлениями, так и оставив сотрудников самим домысливать, что это было.

Необходимо сказать, что импульсом для этих воспоминаний послужила новая работа Сергея Дроздова ( http://proza.ru/2014/01/29/465 ) по воспоминаниям старого работника КГБ Мильштейна,  разрушающая сложившийся стереотип  КГБ, как  суперорганизации  суперменов и показывающая, что это были нормальные люди со всеми присущими нормальным людям качествами, включая, увы, и недостатки. Но мне они стали как-то понятнее и ближе, в подтверждение чего в памяти всплыла эта  давняя история о вполне симпатичных и даже несколько наивных людях.

Вторая знаменательная встреча, не такая веселая, состоялась в перестроечные годы в Мурманске, куда я был направлен начальником морской геологической экспедиции, попавшей в сложную ситуацию.

Продолжение, надеюсь, последует.