Патриарх Никон и протопоп Аввакум земляки

Андрей Курятников
   Статья написана для нижегородского сайта Туризм в НН. Иллюстрированный вариант http://www.turizmvnn.ru/cont/show/5751818/


  Возможный вариант поездки выходного дня с посещением родин  непримиримых противников, идейных вдохновителей старой и новой веры  Патриарха Никона и протопопа Аввакума. А так же возможно посещение святых ключей 12 апостолов, Вадского пруда и Владимирского источника у д. Борцово



         В истории России произошло не так уж много  событий, кардинально повлиявших на ее историю и сказавшиеся на ее дальнейшее развитие, на многие века. Не затрагивая новейшую историю можно вспомнить:
   Становление династии Рюриковичей; Крещение князем Владимиром Руси; Монголо-татарское нашествие, избавление от него; Объединение (присоединение) Иваном 3 (Великим – дедом Ивана Грозного) к Московскому княжеству  ряда других княжеств( именно с этого события и надо считать рождение Российского государства, именно как государства, а не множества мелких княжеств  в основном враждовавших между собой);  Падение династии Рюриковичей, смутное время и вступление на трон династии Романовых.
     Конечно, можно было бы перечислить и десятки других, но не так значимых событий истории России. Но отнести именно к эпохальным можно, пожалуй, всего лишь еще одно это раскол церкви который произошел в 17 веке.
   Значение и влияние этого события на дальнейшую судьбу России, на ее духовность было и есть огромно. Последствия раскола вылились в кровавую войну между сторонниками старой и новой веры. Гонение старообрядцев, с вырываниями языков, осада Соловецкого монастыря, уход раскольников в леса и т.д.  И до сих пор это противостояние сохранилось..
   На Нижегородской земле эти события тоже  оставили свой отпечаток. Все наверно слышали о Кержачах, огромном количестве старообрядческих скитов существовавших в Заволжских лесах. Для  тех, кого интересует история Раскола и старообрядчества на Нижегородской земле я бы советовал прочитать замечательную статью энтузиаста, исследователя старообрядческих скитов Афанасьева Антона  http://www.events.volga.rt.ru/?id=888
   В ней автор указывает не только на причины раскола, но и дает, на мой взгляд, очень красочное и подробное описание бывших на наших землях старообрядческих скитов. Истории их появления, того, что, к большому сожалению, так мало от них осталось.

             Думаю было бы очень неплохо разместить эту статью и на «Туризм в НН» с созданием базы старообрядческих скитов, привязав их к карте..

    Я не хочу подробно рассказывать об истории и причинах самого раскола, для тех кому это интересно, легко может найти информацию об этом из различных источников, необходимый минимум можно найти в википедии  Русская православная и старообрядческая церковь.

    Хочу сказать своими словами лишь самое главное:

     С момента первого перевода на старославянский язык все церковные книги многократно переписывались и конечно за много веков накопилось не мало изменений и  ошибок от правой Византийской веры. . Это касалась, в первую очередь, богослужений, церковных обрядов и прочего.  Так вот кое-кто из «боголюбцев», а именно идейный вдохновитель церковной реформы Патриарх Никон, заручившись поддержкой царя Алексея Михайловича, призвал греческих церковников, чтоб те якобы привели русскую веру, давно ушедшую от канонов византийской, к канонам своей прародительницы. Книги были заново переведены и реформа состоялась.
   Другие же ставшие затем старообрядцами (раскольниками) идейным вдохновителем которых стал протопоп Аввакум посчитали, что греки сами давно отошли от византийской веры и остались приверженками старой веры. Кстати, староверы как утверждают многие ученые были правы, в русской вере было намного больше старины и ортодоксальности, нежели в новогреческой..
  И Никон и Аввакум начинали  вместе и идеи у них были одинаковые, но после проведения реформы их взгляды разошлись и они стали непримиримыми врагами.

  Так вот по случайной иронии судьбы и Никон и Аввакум были нашими земляками Нижегородцами:

   Аввакум родился в с. Григорово (ныне Б. Мурашкинского района), а Никон в с. Вельдеманово (ныне Перевозского района). Аввакум писал «Я Никона знаю: недалеко от моей родины родился,  отец у него черемисин Минка, а мати русачка Манька».
   И здесь я опять не хочу утруждать вас историей описания их жизни, к тому же некоторые факты их происхождения, национальности, и некоторые события в их жизни имеют разночтения, и я не хочу тут ломать еще копья, пусть с этим разбираются (если конечно смогут) профессиональные историки.

    О биографии Протопопа Аввакума можно узнать из википедии  Аввакум Петров , а Патриарха Никона из википедии Никон Патриарх (Московский).

 Скажу лишь о том, как закончилась их жизнь:

    Никон, из-за своего характера, желания преобладания церкви над светской жизнью в стране, лишился сана и был сослан в монастырь сначала в Ферапонтов Белозерский, а затем в Кирилло-Белозерский.  Вернутся в Москву, разрешено было бывшему Патриарху лишь при новом царе Федоре Алексеевиче, так же велись разговоры и о восстановлении сана.
 Скончавшийся по пути в Москву в Ярославле, Никон был погребен в Новом Иерусалиме по патриаршему чину.
В 2005 году в честь 400 – летия  со дня рождения  патриарха   Никона  нижегородская епархия в селе  Вельдеманово , на месте где когда-то стоял дом, в котором он провёл детство поставила  памятник  – часовню, под горою облагородили родник и сделали купальню. Рядом с  памятником   патриарху   Никону  стоит поклонный крест от благодарного мордовского народа.

   Аввакум же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск на Печере. При этом ему не вырезали языка, как некоторым из его соратников.
14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима ( бывшего на тот период Патриархом (Московским)и продолжавшим непримеримую войну со старообрядчеством), решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозёрске.
  Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник. В 1916 году старообрядческая церковь причислила Аввакума к лику святых.
5 июня 1991 года в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму.
 
  Сёла Григорово и Вельдеманово находятся друг от друга очень близко, буквально напротив друг друга через границу Б.Мурашкинского и Перевозского районов.
   Для тех, кто захочет посетить родины Никона и Аввакума, то сделать это можно очень просто:

Выехать из Нижнего Новгорода по Казанской трассе. После Работок свернуть на Б. Мурашкино. Не доезжая Б. Мурашкино по окружной уйти в сторону Перевоза. Очень скоро будет левый поворот на Григорово.
    Сначала можно посетить церковь Казанской иконы Божией Матери с поразительно узорчатой и искусной кладкой. За церковью, на берегу пруда находится одноименный святой источник. Летом 2013 он активно восстанавливался (благоустраивался сам родник и купель).  Затем надо проехать  немного далее по улице к памятнику протопопу Аввакуму. Любой человек подскажет Вам дорогу к нему. Вы обязательно почувствуете огромную духовную силу, исходящую от него, от человека отдавшего свою жизнь за свою веру.

 Вернувшись на трассу Б.Мурашкино-Перевоз не доезжая моста через р. Пьяну свернуть налево в сторону Вельдеманово ехать после поворота около 8 км. На въезде в село вам попадется узорчатый крест с надписью Вельдеманово-родина Патриарха Никона. Вскоре после него свернуть налево в село. Не доезжая Церкви тоже носящей имя Казанской иконы Божией матери  принять на V образном перекрестке левее и спускаться по улице в низ до стоянки у Святого источника Патриарха Никона. В конце спуск довольно крутой, но посыпан щебенкой. Спустится можно практически в любое время.  От источника идет дальше лестница на противоположный берег оврага, где находится памятник-часовня Патриарху Никону, рядом с ним поклонный крест. От памятника открывается замечательный вид на с. Вельдеманово и Казанскую церковь.

   Для тех кому захочется проехать назад в Нижний Новгород другой дорогой я бы посоветовал проехать назад  через Вад. Для этого вернувшись на трассу, не поворачивать назад, в сторону Б. Мурашкина, а проехать прямо в сторону Вада.   Расстояние будет практически одинаково, к тому же по дороге подъезжая к Ваду можно немного свернув в сторону села Зеленые Горы посетить удивительные Святые ключи 12 апостолов с источниками и купелью. Вернувшись к Ваду посмотреть на знаменитое Вадское озеро, полностью состоящее из воды впадающей в него подземной реки- Вадской воклине. Ну и наконец, для самых активных, возвращаясь в Нижний Новгород, можно еще немного не доезжая Богоявления заехать на Минеральный источник Владимирской иконы Божией Матери за деревней Борцово.

   Выехав утром, прикоснувшись к истории, посмотрев на все достопримечательности, набрав святой воды из всех источников, искупавшись во всех купелях, еще до вечера вы вернетесь домой с массой незабываемых впечатлений..