Рина Михеева. Тепло романа и тепло души

Елена Серебряная
В русле проекта "Мои любимые авторы".

***

«Придумать зеленое солнце легко; трудно создать мир, в котором оно было бы естественным», - говоря о фантастике, сказал как-то  Дж. Р. Р. Толкин.

В том мире; где происходит действие романа «Тепло камня», и придуманное авторским воображением солнце, и все то, что оно освещает, не просто естественно, - оно живет!

Да, наверное, более строгие и придирчивые читатели могли бы найти огрехи или упрекнуть автора в каких-то неточностях, что ж, - их право. Я же, как читатель, нашла воздух этого мира вполне «пригодным для дыхания».)

В романе упоминается несколько планет, но мое сердце, (вероятно, как и сердце автора))) отдано Шуали.
 
Может быть, потому, что этот мир зелен и гармоничен так, как нам всем хотелось бы видеть свою Землю. И еще потому, что ее коренные жители – забавные мишки шуа – мудры и давно научились жить в ладу с собственной природой. Вот уж, действительно, у кого бы людям стоило поучиться, так это у них!

Бережное, разумное, трепетное отношение к любой жизни, - будь то разумное существо, живущие рядом с нами братья наши меньшие, и даже растения, - так устроена жизнь шуа, кажущаяся такой патриархально-примитивной на первый взгляд, и поражающая своей духовной наполненностью при более пристальном рассмотрении.
 
Ведь, согласитесь, наличие передовых технологий и урбанистической цивилизации – еще не гарантия того, что обладающая этими преимуществами и благами общество избавлено от таких пороков, как агрессивность, нетерпимость к чужому образу жизни и убеждениям, что оно не всегда может отступить и уступить там, где ее личная выгода сталкивается с интересами кого-то другого...  Так не является ли это большей дикостью в век НТР, нежели жизнь не имеющих стремления к чрезмерному комфорту  шуа?

У них нет оснащенных по последнему слову техники жилищ, нет и техники как таковой, даже науки в прямом смысле этого слова, но зато у них есть крепкие, любящие семьи, гармоничное, сплоченное общество и ремесла, в которых они достигли подлинного искусства.
 
Шуа щедры и гостеприимны,  и открыты настолько, насколько открыт и искренен с ними их гость. Но есть у них и свои тайны и святыни, которые доступны только тем, кому позволено войти во Внутренний Круг, - один из символов  Служения, которое нельзя однозначно трактовать только как религиозный обряд, - это гораздо глубже и объемнее. Скорее, это некая форма медитации, позволяющая почувствовать мир как живое существо, и ощутить себя его маленькой, но необходимой частицей.

Символом такого единения становится в романе таинственный камень, называемый Виата (думаю, корень этого слова недаром имеет сходство со словом «вита» - «жизнь»). 

 Виата и в самом деле живая, - это вместилище жизненной энергии, огня души и памяти многих и многих существ, - Древних, сделавших Виату не только хранителем событий прошлого, но и наделивших ее удивительными свойствами оберегать, защищать и помогать, даря ее владельцам спокойствие, утешение, умиротворение и надежду.

Неминуемо вспоминается Толкиеновкий фиал, который Галадриэль дала Фродо со словами: «И этот огонь будет сиять там, где погаснут все другие огни»…

Для Рэя находка камня, «малой Виаты», стала таким фиалом. В самые горькие свои дни рабства, которое ему удалось пережить, найденный им камень поддерживал его дух, подпитывал его волю и надежду. И в самый опасный момент спас жизнь не только ему, но и более сотне его невольных товарищей. И этот же камень способствовал  еще одному событию: встрече Рэя с «большой Виатой».

Рэю, главному герою романа в этом смысле повезло. Он  стал единственным чужаком, узнавшим тайну народа шуа.
Но, как оказалось, эта тайна тесно связана с трагическими событиями прошлого самого Рэя, о которых он потерял память, и с не менее трагическими событиями в будущем, если не успеть их предотвратить…

Речь идет о Неживущих, по своей воле впустивших в мир Зло. Их самих не видно, но их влияния оказалось достаточно, чтобы  в результате  погибло несколько планет. А может погибнуть и вся Вселенная, если не вмешаться.

«Зло разрушает и убивает Мироздание, как тяжёлая болезнь. И если она слишком распространится — никому не уцелеть», - говорит один из Вишу.

И Рэю ничего не остается, как принять этот вызов судьбы и вступить в борьбу с этой неведомой и злобной силой.

Нет, он, Рэй Стенли, каким он описан здесь, - вовсе не герой или же супермен, который только и занят тем, что ежедневно спасает мир.  Он,  человек со стертой памятью, бывший наемник, потом раб, - просто человек, - со своими слабостями, убеждениями, а, возможно, и комплексами.  Автор не рисует нам этакого идеального мачо, какие порой скачут по страницам фантастических боевиков.
 
Но здесь мы видим то, что несомненно делает его, как героя, привлекательным и близким читателю: его ум, его умение слушать и понимать, его сострадание и готовность к самопожертвованию. Качества, как мне кажется, важнейшие и главнейшие, но в наше время почему-то отошедшие в литературе на второй (если не на третий) план, и уступившие место силе, хитрости, бездумной воинственности и даже  жестокости (с неубедительным самооправданием, что добро, мол, обязательно должно быть с кулаками).

Прошлое героя скрыто от нас, мы начинаем разгадывать тайну его происхождения вместе с ним, но и дойдя до конца первой книги, хватаем только начало ниточки, ведущей куда-то дальше, вглубь… Искусством интриги (как и описаний) автор владеет превосходно! Думаю, в двух остальных частях трилогии читателей еще ждут и новые повороты сюжета, и открытия, и зловещие тайны…

И, думаю, тот, кто успеет привязаться к героям «Тепла камня», уже не бросит их на полдороге. )

Но дело тут не только в интересном сюжете и хорошем языке, но и в глубине мысли, в направленности произведения, в рассуждениях автора о нашем настоящем и перспективах на будущее.
 
«Тепло камня» - немного больше, чем обозначенное автором «фэнтези», скорее, это что-то близкое к философской фантастике.

Пусть иногда некоторые авторские мысли выражены предельно прямо и  открыто (в театре это называется «апарт»),  что можно было бы счесть и недостатком (увы, я тоже грешу этим приемом))), но, во всяком случае, они достаточно серьезны, чтобы хотя бы  прислушаться и  отнестись к ним с уважением.

Вдумчивое, неспешно развертывающееся повествование, лишенное внешней динамики и оттого немного не вписывающееся в наш быстротекущий век, тоже может стать камнем раздора для критики, но для тех, кто вырос на классике, это не станет препятствием для чтения.
 
Хотя иногда мне, и как читателю, и как человеку, связанному с профессией режиссера, хотелось крикнуть: «Действия, действия!» ))) И диалогов!  Самые драматичные места, ИМХО, можно было бы перевести из «описательной» ипостаси в действенную, что обострило бы конфликт и увеличило темп. Впрочем, это частное мнение, не претендующее на то, чтобы считаться истиной. ))

В завершении могу сказать только то, что  первая часть «Тепла камня» была прочитана мною просто залпом, за один присест; но может и стать вашим добрым и умным спутником на протяжении многих вечеров, если вы, конечно, решитесь последовать моему примеру и открыть для себя этот удивительный мир, созданный столь же удивительной фантазией автора, которому я от всей души благодарна! 

Рина Михеева - "Тепло камня" - http://proza.ru/2012/07/25/1200