Церемония закрытия Олимпиады-1

Татьяна Васса
Просмотр церемонии открытия Олимпийских игр оставил у меня странное ощущение, что в стране перевелись хорошие режиссёры. Но они есть! Точно знаю.

Не буду останавливаться на технических моментах, потому что, как говорят, они были хороши и уникальны. Наверное. Просто я в этом не разбираюсь.

Когда на арену вытянули огромные надутые купола православных церквей, раскрашенных в ядовитые карамельные расцветки, сердце кольнуло нехорошее предчувствие. Кто там был в цветных одеяниях у подножия этих страшных куполов? Так и осталось непонятным. Но не православные, точно.

Ощущение было примерно такое, если бы детские леденцы отливали в форме церквей, и дети бы их с наслаждением поглощали.

Хор Сретенского монастыря не отразил православную тему никак, кроме как своим названием, очень хорошо исполнив государственный гимн РФ в светских одеяниях вместо привычных подрясников. Ну, наверное, в хоре монастыря не осталось монахов. Снова не удивлюсь. Дело привычное.

Всё это навело меня на нехорошую мысль о том, что Путин решил поссориться с патриархом Кириллом, одобрив такое пренебрежительное отношение к православным святыням. Но вторая мысль была о том, что патриарх либо не обидится, ибо не воспримет это никак, а скорее всего, сработают оба варианта. Как говорится, "всё - божья роса".

Хороши были массовые сцены, особенно мне понравилось сочетание изображения исторических карт с марширующими живыми статистами, изображающих офицеров. Хорошо был также исполнен вальс под музыку Евгения Доги "Мой ласковый и нежный зверь", особенно своей световой поддержкой. Непонятным, правда, осталось, почему именно этот вальс был выбран, а не оригинальный вариант вальса Арама Хачатуряна из кинофильма "Война и мир". Там была прекрасная музыка.

И совсем непонятным стало, что решили пустить индивидуальных солистов, изображающих Наташу Ростову, Пьера Безухова, Андрея Волконского и т.д. Такая детализация воспринималась диссонансом. Есть эстетические законы режиссуры массового действия, крупных форм. А с этими сольными вкраплениями всё выглядело так, будто на огромную тарелку с рисом сбоку положили крохотный кусочек мяса и подали клиенту. И таких диссонансов хватало. Они очень мешали.

Я вовсю заставляла себя смиряться с резкой сменой сцен по стилю и постановке. Понимаю, что режиссёр решил отразить смену исторических периодов России разными выразительными средствами, но он забыл, что это всё должно гармонично объединиться в ЕДИНОЕ зрелище.

Огорчали также клятвы, зачитываемые по бумажке. Хорошо, что порадовал наш известный лыжник Веденин, посчитавший позором читать клятву судей по написанному и потрудившийся выучить её наизусть. Очень искренне поклялся. Приятно было смотреть и слушать.

Но это приятное впечатление было напрочь удалено не столько читающими по бумажке (это ещё можно понять, волнуются), а тем, что олимпийский флаг несли не столько спортсмены, сколько артисты и деятели искусств и пара вообще непонятных личностей. Ну, нельзя впрягать в одну упряжку "коня и трепетную лань". Однако это было "впряжено" повсюду.

Тот же нехороший вопрос возник при прибытии на олимпийскую арену олимпийского огня. Ну почему олимпийский факел несли в таком "святом" месте представители летних видов спорта? У нас что, достойных представителей "зимних" не было?
И только тогда вздохнула с облегчением, когда олимпийский огонь зажигали всё же Роднина и Третьяк. Очень достойно! А я уж было снова подумала...

Несмотря на все технические и финансовые усилия, общее ощущение от церемонии у меня осталось одно: пошлость. Воинственная, технически прекрасно оснащенная пошлость.

К сожалению, не раскрывшаяся в начале церемонии снежинка в составе олимпийских колец и спешная замена прямой трансляции записью генеральной репетиции открытия были крохотной невинностью по сравнению с остальным. Хочу добавить, что, к счастью, заменили трансляцией только этот фрагмент, остальное было в прямом эфире.

Прошу прощения у читателей, не согласных с моим впечатлением. Оно, разумеется, истинно только для меня самой.